Известные люди

»

Вера Городовская

Вера Городовская Vera Gorodovskaya Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 20.1.1919
Вера Николаевна Городовская принадлежит к плеяде композиторов-классиков, чья музыка легла в основу репертуара практически всех музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах в России и далеко за ее пределами.

Родилась 20 января 1919 г. в г.Ростов Великий Ярославской области. Отец - Смирнов Николай Леонидович - был регентом Ростовского Собора, добился большого совершенства в познании хорового искусства, невпроворот сил приложил для развития художественной самодеятельности в городе. Мать - Смирнова Наталья Павловна - домохозяйка, пела в хоре, которым возглавлял Николай Леонидович. Супруг - Видякин Сергей Александрович - исполнитель на домре в Национальном Академическом оркестре народных инструментов России им.Н.П.Осипова.

Вера Николаевна Городовская принадлежит к плеяде композиторов-классиков, чья музыка легла в основу репертуара на практике всех музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах в России и неблизко за ее пределами.

Уроки музыки Вера Городовская начала забирать в семь лет. Путевку в мир музыки ей дала преподавательница игры на фортепиано Е.И.Пахарнаева. В доме Пахарнаевых постоянно устраивались концерты, которые сыграли немалую образ в формировании музыкальных наклонностей девочки. В 1926 г. Вера поступает в Ростовскую городскую музыкальную школу, следом окончания которой, в 1934 г. ее принимают в Музыкальный техникум г.Ярославля и зачисляют в класс выпускницы Петербургской консерватории А.Д.Львовой, талантливой пианистки.

Уже на первом году обучения в Ярославле Вера Городовская оказывается в центре музыкальной жизни города. Ее привлекают к работе безотложно двух оркестров - симфонического, а кроме того русских народных инструментов, которым руководит Заслуженный артист России Е.М.Стомпелев - музыкант, получивший это почетное звание одним из первых в стране. Он пригласил молодую студентку училища в оркестр и показал до сих пор невиданный ею инструмент - клавишные гусли. Взяв немного аккордов, предложил Вере Городовской соорудить также самое. Спросил: "Нравится?" - она ответила: "Очень!". "Тогда приходи нынче вечером, будешь игрывать в концерте". Так, в одну минуту, решилась вся дальнейшая фатум Веры Николаевны Городовской, с тех пор посвятившей себя этому чудному, волшебному, сказочному инструменту.

После окончания третьего курса училища, проработав в Ярославском оркестре русских народных инструментов под управлением Е.М.Стомпелева два года, с 1935 по 1937, В.Городовскую направляют в Москву, где в 1938 г. она поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано к профессору С.Е.Файнбергу. На протяжении всех лет обучения она получает только отличные оценки не только по специальному фортепиано, но и по гармонии, сольфеджио, истории музыки, инструментовке, анализу музыкальных форм, камерному классу, "обязательному" органу и регистровке органа.

Большое воздействие на создание художественных взглядов одаренной пианистки оказал в консерватории С.В.Евсеев, у которого Вере Городовской посчастливилось обучаться по важнейшим для будущего композитора предметам - специальной гармонии, полифонии и анализу музыкальных форм.

В 1939 г. произошло событие, которое во многом определило всю дальнейшую судьбу В.Городовской. Заслуженный артист РСФСР П.И.Алексеев - создатель в Москве оркестра русских народных инструментов Союза ССР - пригласил ее участвовать в работе этого коллектива. С этого времени студентка консерватории становится исполнительницей на клавишных гуслях одного из главных оркестров страны. В 1940 г. коллектив возглавил Н.П.Осипов, В.Н.Городовскую зачисляют в штат оркестра.

С началом войны занятия в учебных заведениях прекращаются. Московская консерватория эвакуировалась в Саратов. Оркестр на недлинный срок с июля 1941 г. прерывает свою занятие, но уже 11 августа того же года возобновляет ее, хотя и в приметно усеченном составе - многие музыканты ушли на фронт, некоторые эвакуировались. В.Н.Городовская осталась единственной гуслисткой в коллективе.

В 1942 г., по решению ЦК ВКП(б) Комитетом по делам искусств СССР в Москву из Ленинграда был вывезен архив В.В.Андреева и добро его оркестра. Среди инструментов находились гусли клавишные, гусли щипковые (работы мастера А.И.Гергенса), а ещё гусли звончатые. Н.П.Осипов доверил Вере Городовской освоить новоиспеченный для нее и для оркестра мелодический инструмент - щипковые гусли. Та согласилась. Интересно, что первоначально Вера Городовская более того не знала с какой стороны ей точно усаживаться за гусли. Эту задачу она решила по принципу арфы - большой регистр примерно себя, а нижний от себя. Играть так было несподручно, и она попросила разрешения присесть за гусли с иной стороны. Николай Петрович Осипов сказал: "Попробуй, может быть так что и получится?" - И получилось... С этого времени она становится первой женщиной, игравшей на этом инструменте в оркестре.

В то время в Москве щипковые гусли уже длительное время не употреблялись в концертной практике. В отношении оркестровых партий пришлось все писать самой, так как ни единственный композитор не знал этого инструмента. Она начала творить для себя небольшие пьесы и выступать с сольным номером. Именно к щипковым гуслям относится дебют В.Городовской как композитора - это факт из биографии В.Н.Городовской, это факт из современной истории старейшего русского музыкального инструмента.

В том же контексте позволительно анализировать создание уникального дуэта: клавишных и щипковых гуслей. В дуэте объединились Вера Городовская и Заслуженная артистка РСФСР Олимпиада Павловна Никитина, тот самый дуэт без малого полвека украшал выступления Национального Академического оркестра народных инструментов России.

Все сочинения из репертуара дуэта пользовались большим успехом у слушателей. Репертуар, как правило, создавался самими исполнителями. Позже они стали звать композиторов, которые писали не только миниатюры, но и целые концерты.

После кончины в 1945 г. Николая Петровича Осипова пост руководителя оркестра занял его брат, одаренный музыкант Дмитрий Петрович Осипов. Он всячески поощрял творчество самих оркестрантов, в особенности тех, кто выдавался композиторскими способностями. Среди них Городовская резво заняла лидирующее положение. Из советов и критических замечаний коллег-композиторов и музыкантов она почерпнула необходимые знания для продолжения самостоятельной творческой деятельности. Ей это было легче, чем другим, ибо она имела серьезную теоретическую подготовку.

За долгие годы своей творческой деятельности как композитор В.Н.Городовская создала бессчетные сочинения и обработки для оркестра. Среди них: "Выйду на улицу", "Камушка", "Кубанская рапсодия", "Москва моя", "Молодежная увертюра", "Памяти Есенина", "На улице дождик", "Не слышно шума городского", "Русская тройка", "Плескач", "Русская зима", "Русский вальс", "Ромалеска", "Степь да степь кругом", увертюры на астраханские и тамбовские темы, фантазии на темы песен Л.А.Руслановой, Т.Хренникова, "Хоровод", "Частушки", "Черемшина". Ею написаны ещё сочинения для дуэта гуслей: "Березка", "Воспоминания об Андрееве", "Лесная сказка", "Липа вековая", "Старинный вальс", "Не брани меня, родная", "По небу по синему", "По улице мостовой", "Тонкая рябина", "То не ветер ветку клонит", "Уральская рябинушка", "Осенний сон", переложения пьес русских и зарубежных композиторов. Для гуслей звончатых В.Н.Городовской написаны пьесы, концерты: Волжская выдумка, "Ивушка", Концерт в 3-х частях, "Ходила младешенька". Ее музыкальным талантом не обойдены и такие наиболее популярные русские инструменты, как балалайка и домра. Для балалайки она создает аранжировки, обработки, пьесы: "Выйду на улицу", "Выйду ль я на реченьку", "Калинка", "Красная лента", "Однозвучно гремит колокольчик", "Позарастали стежки-дорожки", "Под окном черемуха колышется", "Посею лебеду", "Русский перепляс", "Уж ты сад", "Русские напевы". Для домры: "Веселая домра", "Кукушка", "Концертное рондо", "Маленький вальс", "Не корите меня, не браните", "Памяти Есенина", Парафраз на два старинных романса, "Размышление", "Северные напевы", "Скоморошина", "Темно-вишневая шаль", "Чернобровый, черноокий", Фантазия на две русские песни. Свыше 50-ти обработок и аранжировок русских народных песен и романсов она подготовила для знаменитых русских певиц: Народной артистки СССР Л.Зыкиной, Народной артистки России О.Воронец, Народной артистки России А.Стрельченко, Народной артистка России И.Журиной и многих других, а ещё пьесы и сюиты для ансамблей русских народных инструментов. Все ее сочинения в исполнении оркестра им.Н.П.Осипова и других профессиональных и самодеятельных коллективов записаны на радио, пластинки, компакт-диск.

В.Н.Городовской присвоено звание Народной артистки России (1969 г.). Она - член Союза композиторов. С 1984 г. ее композиторская дело отмечалась премиями на трех Всероссийских конкурсах патриотической музыки и на конкурсе на приз им.Будашкина (1989 г.). В канун ее 80-летнего юбилея вышла в свет ее книжка "Школа игры на клавишных и щипковых гуслях", обобщившая навык работы выдающегося композитора и музыканта.

Вера Николаевна Городовская за самоотверженный работа в годы Великой Отечественной войны награждена медалями "За оборону Москвы" и "За доблестный работа в Великой Отечественной войне". Она - кавалер орденов "Дружба народов" и "За заслуги перед Отечеством IV степени".

В свободное время Вера Николаевна шибко любит уяснять текст русскую классику: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, игрывать на фортепиано, в особенности произведения Ф.Шопена. Любимыми исполнителями и давними друзьями В.Н.Городовской являются ее коллеги: Л.Зыкина, О.Воронец, И.Журина, Л.Николаева. Очень любит творчество И.Архиповой и Ю.Гуляева. Среди драматических актеров в особенности выделяет А.Тарасову, А.Степанову, Ю.Борисову, Ю.Яковлева и Т.Доронину.

Живет и работает в г.Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Вера Дулова Vera Dulova

Русская арфистка. Родилась в семье потомственных музыкантов. Ее бабушка Александра Юрьевна Зограф-Дулова была пианисткой, ученицей Н.Г.Рубинштейна;..
читать далее

Вера Снежная Vera Snezhnaja

Вера Снежная родилась в городе Полтаве. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, а затем и музыкальное училище, и после театральной студии,..
читать далее

Верджил Томсон Virgil Garnett Thomson

Родился в Канзас-Сити (шт. Миссури) 25 ноября 1896. Музыкой начал заниматься в Гарварде и еще до окончания университета (в 1923) стал ассистентом..
читать далее

Верико Анджапаридзе Veriko Andjaparidze

Верико Анджапаридзе - выдающаяся советская грузинская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Родилась 6 октября 1897 года.В качестве актрисы..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий