Известные люди

»

Вера Ершова

Вера Ершова Vera Ershova Карьера: Артист
Рождение: Россия» Саратовская область» Саратов, 7.4.1917
И, отвергая все сомнения,Актер выходит на помост,Чтоб на короткое мгновение(А там, пусть бездна, пусть падение)Душой дотронуться до звезд.Л.Шакутина.

В 1996 году на конкурсе актеров "Честь и достоинство", представляя Веру Ершову, одну из победительниц, удостоенную премии "Золотая маска", Михаил Ульянов сказал: "Эта актриса переиграла все роли русской и зарубежной классики".

У нее все героини - "королевы", если более того они не имеют ни малейшего отношения ко двору. На каждый из них лежит печать изысканности, интеллигентности, породы - будь то Елизавета Английская ("Елизавета Английская" Ф.Брукнера) или Клара Цеханасьян ("Визит старой дамы" Ф.Дюрренматта), купчиха Мавра Тарасовна ("Правда - ладно, а фортуна лучше" АОстровского), очаровательная странная чудачка Лидия Васильевна ("Старомодная комедия" А.Арбузова.), Толгонай ("Материнское поле" Чингиза Айтматова).

Трудно перечислить всех ее героинь и почетных званий, которых она удостоена. Народная артистка СССР, Почетный Гражданин Самары, Почетный Гражданин Самарской области и

Вера Александровна Ершова из тех актрис, которые потрясают зрителей высотой и правдой человеческой боли, радости и надежды. Она пробуждает самосознание зрителя, открывает толк жизни человека, дает нравственные уроки, и не только сама душой дотрагивается "до звезд", но на какое-то момент дает это чувство нам - зрителям, и тогда спектакль становится мерилом совести для зрительного зала.

О "королевах" народной артистки СССР Веры Александровны Ершовой так навалом написано, что нет надобности ещё раз ретироваться к ним. Возьмем только немного работ из репертуара последних лет. Это Мод ("Гарольд и Мод" К.Хиггинса и Ж.-К.Каррьера), Летис ("Летис и Лавидж" П.Шеффера), Анни - яблочная леди ("Яблочная леди" - мелодрама О.Данилова) и, в конце концов, Анна Павловна Растопчина в "Афинских вечерах" П.Гладилина.

Кажется, ещё окончательно недавно с успехом шел на сцене нашего академического театра драмы спектакль "Гарольд и Мод", где Мод, которой исполнилось ни полно, ни чуть-чуть 80 лет, как киска, взбегает по стволу дерева на самую вершину и увлекает за собой 18-летнего юношу Гарольда (В.Гальченко). Да потому что не только на дерево увлекает Мод, она открывает Гарольду красоту и поэзию жизни.

А вот Гарольд и Мод занимаются упражнениями, которые именуются модным в настоящее время словом аэробика. Весьма поучительное представление. "Идите сюда! Я научу вас танцевать! Я причащаюсь жизни!" Многие ли из нас умеют причащаться жизни вот так вдохновенно, как это делает Мод у Ершовой, до последнего мгновения наслаждаясь счастьем бытия? Настолько велика у Мод охота жизни, что Гарольд практически околдован ей.

Со спектаклем "Гарольд и Мод" Вера Александровна участвовала в акции "Театра нации" - "Национальное достояние России". Было турне по городам: Воронежу, Курску, Москве. И был фарт. Да какой счастливый момент! Ее поклон в театре Вахтангова длился 17 минут, весь партер сместился к сцене. В Курске - 36 минут зал стоя аплодировал ей!

Пьеса Питера Шеффера "Летис и Лавидж" чисто сознательно написана для Веры Ершовой. Странная эта ее мисс Летис. Будучи экскурсоводом в одном из британских музеев, она появляется перед своими экскурсантами (и перед нами, зрителями) в экстравагантном костюме, очевидно позаимствованном из какого-нибудь спектакля "плаща и шпаги": короткие узенькие брючки, лихо заломленный берет и истинно шпага вместо указки. А уж что она там говорит - уму непостижимо! Ее безудержной фантазии нет конца... А представьте себе, что произойдет, когда мисс Летис явится в отдел кадров пред очи строгого начальства для объяснений за свои фантазии, да ещё и в плаще Королевы Шотландской, и в рубашке леди Макбет. Ее без затей вышвырнут с работы.

Вере Ершовой было что игрывать в этом спектакле. Она, воспитанная на классике, игравшая в лучших шекспировских произведениях, шибко тонко чувствует нерв этой комедии. Ее Летис Дуффе элегантна, театральна, празднична. Несмотря на невзгоды, свалившиеся на ее голову, она несложно неистощима в своих выдумках. Способность увлечь, заразить, повести за собой - это в характере и самой актрисы. Вы не замечаете как отдаетесь во политическая элита этого неугомонного существа, которое вот в текущее время схватит вас за руку и повлечет за собой либо под мрачные своды Елизаветинского дворца, либо на эшафот, где казнили королеву Марию Шотландскую. По ней, если уж сиживать, то в кресле Ричарда III, а если уж пить, то из бокала Джона Фальстафа.

"Одушевить, озарить, озарить!" Эти слова, вложенные в уста ее героини английским драматургом П.Шеффером, как запрещено лучше отражают сущность творчества Веры Ершовой.

Она сочувствует героиням с несложившейся судьбой и любуется ими.

Но и игрывать на сцене светскую даму не составляет Вере Александровне особого труда, она и без игры светская. Интеллигентность, умение с достоинством и без тени высокомерия удерживать себя в обществе - это отличительные черты характера самой актрисы как человека, не говоря уже о ее героинях. Словом, перевоплотиться в королеву актрисе не составляет особого труда, но вот перевоплотиться в созданье, которое в нашем царстве-государстве принято величать "бомжом" - это нужно мочь. Для этого мало только облачиться в грязные лохмотья и отхлебнуть из бутылочки, необходимо мочь донести до зрителя это состояние на сцене, если в жизни ты его ни при каких обстоятельствах не переживал. Пережить так, чтобы зрители увидели и поверили, и подумали: "Да, этому человеку уже ни в жизнь не стать на ноги".

Нечто подобное происходит в спектакле "Яблочная леди", поставленном на сцене театра драмы режиссером М.А.Карпушкиным. Независимо от того, примет ли актриса эту несвойственную ее характеру образ, поверит ли в то, что это также разрешено и нужно ей игрывать, спектакль все-таки был рассчитан на нее.

Ну, представьте себе тряпочную куклу, у которой руки и ноги произвольно болтаются. Существом этим нужно править извне, чужими усилиями. Существо это необходимо переставлять, водить по сцене, как в кукольном театре. Именно такие манипуляции и проделывают с героиней Веры Ершовой ее партнеры по спектаклю. Ее практически хватают руками, как предмет абсолютно неодушевленный, так что руки и ноги начинают шататься, как у марионетки, а далее начинают переставлять по сцене с места на местоположение. Наконец, созданье засопротивлялось (видимо, почувствовало себя человеком), вырвалось из рук и как черт из табакерки стало выделывать такие коленца - другой танцор позавидует.

Одинокая леди, у которой умер обеспеченный, но непутевый супруг, не видела свою дочка уже 12 лет и потеряла надежду приметить. За годы ожиданий знатная леди не выдержала испытаний одиночеством, спилась, довела себя до неузнаваемости. И вот в текущее время торгует яблоками на тротуаре. И нежданно известие: приезжает дочка из Европы, да ещё в сопровождении жениха, сына какого-то испанского графа. Как же она, бывшая леди, может повстречать ее в таком непрезентабельном виде? Это позор, трагедия!

Много тут чего произойдет по ходу действия... Сегодняшние друзья Анни: профессиональные воры, проститутки, шулеры, но, как раз, они понимают ее напасть, безнадежную ситуацию и от всего сердца стараются подсобить. Отлучат ее на пару дней от пьянства, отмоют, переоденут, снимут для нее дорогой номер в гостинице. И в единственный хороший момент явится пред очи увлеченных этой феерией лжи и фарисейства зрителей очаровательная леди в длинном кремового цвета платье, с роскошным меховым убранством на плечах, полная достоинства. Это будет все та же Вера Ершова, и зал разразится аплодисментами. Впрочем, аплодисменты сопутствуют ей на протяжении всего спектакля. Такой трансформации никто не ожидал. А на сцене все, начиная от главы администрации города города и кончая последним полицейским в этом спектакле, закружат "яблочную леди" в праздничном вальсе. И в звездном ряду коронованных особ у актрисы появилась ещё одна "королева", хотя и не имеющая никакого отношения ко двору.

Отличительной чертой этой огромный актрисы, мастера сцены, является то, что она из любого, порой беспомощного, драматургического материала может высечь искру Божью.

Невелик шедевр - пьеса П.Гладилина "Афинские вечера". Премьера состоялась на сцене Самарского академического театра драмы в канун его 150-летия.

Этакое "святое семейство" на сцене: папа - мелодический критик (Вс.Турчин), мамаша - несомненно, домохозяйка (В.Оттович), их дочка Наташа, студентка (В.Решке) и бабуся Анна Павловна Растопчина (В.Ершова), приехавшая к ним в гости. У дочки Наташи есть ещё молодой, музыкант и композитор (В.Гальченко).

Живет это семейство, за исключением дочки, пытаясь отгородиться от окружающего мира, заботами о генеалогическом древе своем, как сберечь его для продолжения грядущим поколениям. Папочка всячески оберегает свою дочка от сегодняшних безродных и легкомысленных поклонников. Даже на концерты классической музыки не пускает одну. Только бабуся Анна Павловна стоит от них особняком. Она с интересом воспринимает все современное, хотя и живут в ней воспоминания о прошлом. Они порой уводят ее туда, где некогда под рысаками билась мостовая, в минувший столетний период.

Героиня Ершовой появляется на сцене в строгом черном платье с кружевным жабо. А высоте каблуков ее туфель может позавидовать любая сегодняшняя топ-модель. Да и вольностям ее поведения завидует внучка, которая уже ждет ребенка, ещё не выйдя замуж.

Во времена юности Анны Павловны, молодым людям не позволялось ухаживать за девушками, а разом присылали сватов. Однако это не мешало деткам в тайне от родителей улаживать так называемые "афинские вечера", где участники их поклонялись богу любви - Эросу. В моде были оргии, о которых с таким восторгом вспоминает Анна Павловна. В ту пору хоть и процветал культ Диониса, но занятие на этих вечерах дальше коллективного исполнения песен и чтения стихов не шло. Зато в моде было стреляться, топиться, вешаться, отравляться. Курили опиум, играли в рулетку, занимались гороскопами, хиромантией, верили в переселение душ.

Вот и в текущий момент наша милая бабуся продолжает дымить из длинного мундштука, палит в воздух из револьвера и предается воспоминаниям о грехах своей молодости.

Драматург не позаботился о монологах героини Ершовой, а режиссер - о ее сценическом движении. Потому большей частью актрисе приходится безмолвно выслушивать диалоги своих сценических родственников. А, как известно, безмолствовать на сцене - это самое трудное дело. Делать это надобно талантливо, но этого актрисе Ершовой не занимать. Она и в этом месте, как и ее предыдущие героини Мод и Летис, "причащается жизни" и делает это талантливо и зримо. У Анны Павловны не устарела суть человеческая, ещё живо прошлое о Любви, как раз оно, это прошлое, и зовет ее снова в дорогу.

Народная артистка Ершова приходит в театр задолго до начала спектакля, начинает скрупулезно заниматься гримом и костюмом, и это не от случая к случаю, а из года в год.

Одной из чертяка Веры Александровны является удивительная собранность и ответственность. Для нее день спектакля до этот поры самый-самый святой день, и произвольный раз ее охватывает беспокойство как у дебютантки и, опосля, вслед за тем окончаниям спектакля сызнова и заново "прокручивает" всякий свой жест, каждую паузу.

Победный залп аплодисментов,

Усталость, мысли, как ожог,

И темное время суток бессонных аргументов.

(Л.Шакутина)

Вера Ершова бесконечно играет, творя в театре и превращая театр в существование. В скучной, серой, будничной повседневности она может творить Красоту. Эта способность присуща всем ее коронованным и в особенности некоронованным "королевам", королевам духа.

Так же читайте биографии известных людей:
Вера Комиссаржевская Vera Komissarzhevskaya

Комиссаржевская Вера Федоровна (1864, Петербург - 1910, Ташкент) - актриса. Родилась в..
читать далее

Вера Коммиссаржевская Vera Kommissarzhevskaia

Коммиссаржевская Вера Федоровна - знаменитая актриса (1864 - 1910), дочь певца Ф.П...
читать далее

Вера Пашенная Vera Pashennaya

..
читать далее

Вера Арбузова Vera Arbuzova

..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий