Известные люди

»

Владислав Путилин

Владислав Путилин Vladislav Putilin Карьера: Министр
Рождение: Россия, 1.2.1947
Представления о больших деньгах бывают разные. Генерал-полковник Владислав Путилин, конечно же, не Билл Гейтс и не председатель Центробанка, но после того как указом президента он был назначен первым заместителем председателя Военно-промышленной комиссии (в ранге министра), в его распоряжении оказалась сумма, превышающая 25 миллиардов долларов! Сумасшедшие деньги эти складываются из бюджета Минобороны, государственного оборонного заказа и средств, проходящих по бюджетам некоторых других ведомств. Многие уже сравнивают комиссию с правительством в правительстве, а полномочия Владислава Путилина - с вице-премьерскими. Военный чиновник, побывавший в замах у начальника Генштаба и у главы Минэкономразвития, теперь оказывается не только самым "дорогим" генералом в России, но и вообще ключевой фигурой в оборонно-промышленном комплексе.

За свою карьеру генералу Владиславу Путилину - таковы уж неписаные правила административной игры - приходилось трансформировать союзников и примиряться с противниками. Но при этом история жизни Путилина в генеральской среде считается кристально чистой. Большая редкость по нынешним временам. Что же касается деловых качеств, то в этом месте наблюдается полное совпадение мнений как его сторонников, так и откровенных недругов, которые разрешено выказать одной фразой: "Дураков в ЦК не хватали!"

События последних лет, истина, дают несть числа оснований усомниться в бесспорности этой служебно-кадровой аксиомы эпохи развитого социализма, но не в случае с Путилиным. В советские времена прилежный паренек из воронежской глубинки сделал головокружительную карьеру. После окончания Харьковского высшего военного командно-инженерного училища Ракетных войск стратегического назначения он послужил инженером-испытателем на Байконуре, потом окончил с золотой медалью Военно-политическую академию им. В. И. Ленина и защитил кандидатскую диссертацию по философии. На этом с железками было насовсем покончено и началась карьера политработника, открывшая дорогу офицеру с правильной биографией в административные органы ЦК КПСС.

После 1991 года подобная запись в послужном списке для многих стала вердиктом, окончательным и не подлежащим обжалованию. Но у Владислава Путилина была вероятность по-другому обозначить тот самый период своей жизни: "Работал в аппарате президента СССР". И он ей, конечно же, воспользовался. Правда, при этом пришлось в оперативном порядке переквалифицироваться: в 1992 году, вскоре следом возвращения со Старой площади в РВСН, Путилина "бросили на мобилизацию".

Как известно, главным фаворитом маршала Игоря Сергеева был вовсе прочий генерал - скоро продвигающийся по служебной лестнице главком РВСН Владимир Яковлев, но и в Путилине, тот, что на изумление стремительно разобрался во всех тонкостях непрофильной мобработы, он также души не чаял и, став министром обороны, вскоре назначил его начальником Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) - заместителем начальника Генерального штаба. И более того после этого того как Путилин, видимо, просчитав возможные варианты в известном противостоянии министра обороны и начальника Генштаба Анатолия Квашнина, в какой-то миг оказался в лагере непримиримого оппонента маршала Сергеева, о деловых качествах своего протеже Сергеев мнения не изменил.

Однако Путилина тяжело прозвать человеком, на все сто зависимым от точки зрения начальника. Например, аудитор Счетной палаты Александр Пискунов (также бывший ракетчик) припоминает, что по принципиальным вопросам генерал мог поспорить более того с не терпевшим возражений Анатолием Квашниным. По его мнению, теперешний начальный зампред ВПК довольно искушен, чтобы в условиях скоро меняющейся политической ситуации действовать ставку не на отдельные популярные личности, а на свой профессионализм. Особенно затем того, как он на практике освоил не только военные премудрости, но и особенности отечественной экономики. И что ценно - лично изучил наше мобилизационное хозяйство, в котором, по мнению специалистов, сам чертяка ногу сломит.

Неправильный генерал

Мнения журналистского корпуса насчет Владислава Путилина разделились. Одни считают, что это ложный генерал, потому что выглядит чересчур интеллигентно и производит ощущение (сильно обманчивое, кстати) человека, не завсегда способного настоять на своем. Другие в нем души не чают, отмечая эрудированность, самостоятельность и смелость в общении с прессой, более того тогда, когда эта смелость могла оборотиться большими неприятностями по службе.

Корреспонденту "Итогов" довелось дважды прямо встретиться по работе с генералом Путилиным, следом чего стало ясно, что только двумя красками портрет этого военного чиновника реализовать тяжело.

Однажды, когда Путилин был ещё начальником ГОМУ, мы разговорились в кулуарах вслед за тем его очередной пресс-конференции. Видимо, предмет была интересна нам обоим, оттого генерал завел меня в свой офис и в подтверждение своей позиции выложил на столик документы, прямо не подлежащие прямому цитированию. Учитывая драконовские времена, царившие тогда в военном ведомстве, шаг, прямо скажем, неординарный и, может быть, более того неосмотрительный.

В иной раз с генералом Путилиным мы встретились в прямом эфире у Владимира Познера, когда на практике вся без исключения сми в негативном ключе откликнулась на вывод руководства Минобороны ужесточить призывную кампанию и в полном объеме воссоздать институт призыва запасников на военные сборы. Позиция обозревателя "Итогов" была проста: вместо поголовной милитаризации страны конструктивнее заняться строительством профессиональной армии. Генерал Путилин отстаивал прямо противоположную точку зрения. Причем до такой степени бескомпромиссно, что спорящие стороны перешли на личности и разошлись, как в море корабли.

И только немного лет через стало известно, что уже тогда в недрах ГОМУ разрабатывалась концепция перехода армии на контрактную систему комплектования, автором которой считается все тот же генерал-полковник Владислав Путилин. При этом, истина, оговаривалось одно принципиальное обстоятельство успешной реализации этой концепции - достаточное финансирование. В полном объеме соблюдать его и по этот день не удается. Но если бы была вероятность вносить плату контрактникам не по пять тысяч рублей, а хотя бы по 800 долларов, военному ведомству не пришлось бы скандалить со студентами и утрачивать физиономия в битве за отмену отсрочек.

Тем не менее, как утверждает министр обороны Сергей Иванов, аккурат концепция перевода армии на контрактную систему комплектования принесла Владиславу Путилину известность в экономических кругах и позволила занять пост одного из многочисленных заместителей главы Минэкономразвития. Герман Греф прежде сопротивлялся, но опосля согласился, что при решении вопросов военной экономики без толкового генерала не устроиться. И, видимо, не пожалел. Можно сообщать о множестве нюансов, но полностью довольно проронить хотя бы о том, что аккурат Владислав Путилин нашел алгоритм решения, казалось бы, неразрешимого квартирного вопроса в армии. Как утверждает Сергей Иванов, в том числе благодаря придуманной Путилиным военной ипотеке до 2011 года бесквартирных в Вооруженных силах не останется. По крайней мере не должно остаться.

Генерал-министр

Административная реорганизация понизила статус Путилина до главы департамента экономики программ обороны и безопасности МЭРТ. Но она же и привела его в кресло первого зампреда ВПК в ранге министра, которому в части, касающейся оборонки (а это количество немалая), ныне подчинены все министры финансово-экономического блока правительства. Дело в том, что в результате реорганизации были упразднены отраслевые агентства оборонного комплекса, а Федеральное агентство по промышленности, увы, подтвердило правило, что единственный в поле не боец. В результате, несмотря на кратное повышение военных расходов, число и свойство военной продукции пошли на убыль, а цены на вооружение, напротив, полезли вверх. Сказались и теоретические просчеты. В последние пятнадцать лет в основном финансировались НИОКРы, а не фабрика, в итоге оборонка частично деградировала и уже не во всех случаях способна наладить серийное фабрика. Нестыковка возможностей ОПК и планов Генштаба отразилась и на содержании проекта программы вооружений до 2015 года. Когда полтора года вспять тот самый протокол лег на столик Владимира Путина, он высказался в том смысле, что не собирается становить подпись под военно-технической абстракцией.

Решение о воссоздании Военно-промышленной комиссии положило финал дискуссиям о реанимации Министерства оборонной промышленности, которое не подтвердило свою эффективность в условиях рынка. Нынешняя ВПК будет иметь такими же полномочиями, как и легендарная Госкомиссия при Совмине СССР, опиравшаяся на авторитет оборонного и промышленного отделов ЦК КПСС. Это значит, что в руках у Путилина окажутся не только экономические, но и кадровые рычаги влияния. То есть вероятность влиять на кадровую политику в оборонпроме в частности и в промышленности вообще. А кадры, как известно, решают все. Тем больше свои кадры.

Эффективность совминовской госкомиссии была крайне высокой, но ибо руководители советской оборонки волю партии ставили выше экономических законов, ее занятие сыграла не последнюю образ в крахе не только экономики социализма, но и всего СССР. Как утверждает Владислав Путилин, в настоящее время подобная оплошность невозможна. В основу руководства ОПК будет положен программно-целевой способ, и финансы под личную ответственность получат только те директора программ, которые окажутся способны их освоить в срок и с пользой для военного дела. Причем провести генерал-министра будет сильно сложно, потому что он на военной экономике страны не одну собаку съел и знает нашу мобилизационную составляющую до последнего патронного завода. В идеале же должна удаться такая же организация управления оборонкой, которая уже внедрена в Рос-оборонэкспорте и удачно функционирует: по подсчетам специалистов, экономическая эффективность Рособоронэкспорта втрое выше, чем структур, реализующих гособоронзаказ. Но оттого что у главы госкомпании, занимающейся экспортом оружия, Сергея Чемезова в текущий момент не менее амбициозная персональная проблема - вознести нашенский автопром, он для Путилина конкурентом не станет.

Более того, ныне и вопросы экспорта вооружений подпадают под воздействие ВПК. И, как считают специалисты, в указе президента о создании комиссии под генерала Путилина, тот, что формально не входит в аппарат правительства, "прошиты" такие полномочия, которые более того не снились многим федеральным министрам. Тем не менее Владислав Путилин счел возможным подметить, что, если бы не было указа об административной перестройке, разделившей министерства, службы и агентства, ВПК уже в текущее время получила бы статус федерального органа исполнительной власти.

Но главное, как известно, быть, а не глядеться. Если в положении о комиссии будут грамотно прописаны инструменты влияния на финансовые потоки, федеральный статус может и не потребоваться.

Так же читайте биографии известных людей:
Владислав Ардзинба Vladislav Ardzinba

..
читать далее

Владислав Виноградов Vladislav Vinogradov

Уполномоченный по правам человека в Астраханской области.
читать далее

Владислав Сурков Vladislav Surkov

..
читать далее

Владислав Залесский Vladislav Zalesskiy

Действительный статский советник, проф. Казанского ун-та, известный..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий