Известные люди

»

Елизавета Леонская

Елизавета Леонская Elizaveta Leonskaya Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
Елизавета Леонская пианистка из ближнего круга Рихтера, ныне обладающая мировой известностью и живущая в Вене, дала в Петербурге единственный сольный концерт.

- Вы были рядом знакомы и дружны с Иосифом Бродским, посвятившим вам известное стихотворение Багатель из цикла Урания. На последнем сборнике стихов, вышедшем в Америке, он написал шутливое посвящение: Дарю вирши Елизавете, Пускай простит меня за эти Стихи, как я, в душе рыча, Петра простил ей, Ильича. При каких обстоятельствах были написаны эти строчки?

- Из всех друзей Иосифа я была, кажется, последней, кто видел его перед смертью. Мы с Алексеем Сумеркиным, его другом и помощником, пришли к нему в пятницу часов в шесть вечера, а он умер в темное время суток с субботы на воскресенье.

Я в тот миг была в Нью-Йорке, записывала с Куртом Мазуром концерты Чайковского. По пятницам в Avery Fisher Hall как правило бывает дневной концерт для пожилых людей, я на нем играла. После мы пришли в гости к Бродскому. Все было замечательно: он был оживлен, шутил, мне более того показалось, что Ося был в лучшей физической форме, чем заурядно. Как всю дорогу, он был идеально очаровательным и хозяином, и человеком. Вечер прошел радостно, а в конце его он подарил мне только что вышедшую книжку его стихов. Потом забрал ее назад, отвернулся и, ухмыляясь и грызя карандаш, что-то нацарапал на титульном листе я более того не видела что и отдал.

- Нелюбовь Бродского к Чайковскому просторно известна: Алла Арановская, первая скрипка из Петербург-квартета, рассказывала, как Бродский встал и демонстративно вышел из зала среди своего поэтического вечера, как только приглашенный туда квартет заиграл что-то из Чайковского. А вас с концертом Чайковского он, стало быть, слушал?

- Нет, он не пришел на мои концерты. Он простил мне, что я вообще его играю. Когда он слышал Чайковского, он вправду рычал Он ничего не имел лично супротив Чайковского. Это несложно была не его музыка. У него была другая музыка, которую он сильно любил: Гайдн, Перселл, Бах.

- Вы будете выступать в ноябре на Люцернском фортепианном фестивале, тот, что завершит выступление Григория Соколова...

- Правда? Это чудесно. Я огромная его поклонница. Считаю, что так, как Гриша играет полифонию, нынче не играет никто. Такой настоящей, активный, я бы сказала, животрепещущей полифонии ни у кого нет. Соколов это вообще уникальное явление. Он готовит программу весьма скрупулезно, и не больше одной программы в год.

- А вы?

- У меня не получается заявить нет, потому выходит больше. Например, в текущее время, в октябре, выдался достаточно непростой месяц. Я сыграла Четвертый концерт Бетховена в Севилье, Третий концерт в Варшаве и Вене. Сейчас предстоит игрывать Второй концерт Рахманинова в Барселоне и сольный концерт в Вене. Из Петербурга я поеду в Москву, игрывать с оркестром Федосеева.

- Какова в текущий момент музыкальная обстановка в Вене? Какова атмосфера?

- Просто бесподобная. Затянувшийся ренессанс какой-то. Ежедневно в каждом зале, Music Ferein и Concert Haus, проходит по два концерта, и залы полны. И это при том, что Вена совершенно не этакий большущий град, как Париж или Нью-Йорк, там всего два миллиона обитателей. Людям в Вене нужна музыка, музыкальная традиция там совсем жива. Для венцев посещать концерты это образ жизни, за пределами этого ритуала они себя не мыслят. Говорят, что Вена не воспринимает современной музыки. Да ничего подобного! Сейчас в Вене проходят два огромных фестиваля современной музыки, в частности Vienna Modern единственный из ведущих в мире. Вообще в Вене круглый год фестивали. Один переходит в иной, как только кончается вешний начинается летний.

- Как получилось, что, когда вы уехали из Союза в 1979 году, вы осели в Вене?

- Я потому как играла в Вене до этого: в 1974-м, в 1977-м, в 1978-м. Знала там многих. Но вообще-то за рубежом бывала нечасто. Я шесть лет была невыездной, приблизительно с 1969 года.

- Почему?

- Разве для властей нужны были причины? Мне с 1969 года отказывали в выезде на гастроли, и все. Единственной ничтожной причиной, по моим предположениям, мог послужить момент с Финляндией. Мы с мужем, Олегом Каганом, играли в Финляндии концерты, где-то недалече от шведской границы. Граница была открыта, и мы пересекли ее, побыли немного часов в Швеции. И оттуда как дураки написали родным открытки: Ха-ха-ха, мы обедаем в Швеции!

- Вы стали лауреатом конкурсов Маргариты Лонг и королевы Елизаветы ещё до этого случая?

- Конечно, я поступала в Московскую консерваторию уже с премией Энеску. А вслед за тем меня заставили участвовать в конкурсе Маргариты Лонг в 1965 году. Это был мой основополагающий год в Москве, у меня шла перестройка всего. И тут советские конкурсанты приехали с конкурса Шопена без премии: это было полное фиаско. И тогда мною решили укрепить группу, едущую в Париж.

Я в то время была в полном разборе и собиралась игрывать два концерта в академии Санта-Чечилия в Риме, у меня было запланировано турне по стране. Но когда я сказала: Нет-нет, что вы, какой конкурс, мне нужно действовать, у меня концерты, мне сняли все концерты. Меня заставили участвовать в конкурсе. В Париже я получила третью премию. Первую не дали никому, а вторую получил Алексей Черкасов, о котором ни до конкурса, ни следом него никто ничего не слышал. Бывают такие странности.

- Связь с родным городом Тбилиси вы сохранили?

- Безусловно. Я более того основала в Тбилиси свой фонд для помощи малоимущим, но одаренным студентам. Стипендии фонда, конечно, небольшие, но тем не менее Я была недавно в Тбилиси. Грустное зрелище; идеально ушло чувство энергии, радости жизни. Все шибко негромко, все заглохло. Город в ужасающе запущенном состоянии. Жители изнурены, перебои с электричеством. Но в Тбилисской консерватории все больше или менее стандартно. Приводится в строй библиотека, организован достаточно представительный международный конкурс пианистов. Мкумачовый зал консерватории в текущий момент без затей диковина!

- У вас ни в жизнь не было мысли заняться педагогикой?

- Нет, покуда не собираюсь. Если перестану игрывать, тогда может быть. Знаете, есть одна черта в моем характере, весьма опасная у меня ответственность перед другими выше, чем перед собой.

- Но это как раз та черта, которая делает из человека хорошего педагога.

- Надеюсь, у меня в жизни покуда есть и другие возможности. Педагогика это большая ответственность. Дело тут не только в регулярности. Кроме прочего нужно ещё нести тепло ученикам и полыхать самой. Иначе ничего не получится. Нужны самоотверженность, терпение многие психологические моменты, весьма сложные. Это немножечко угрожающе обучать других. Через месяц у тебя сложится ощущение, что ты все знаешь и самая умная, а другие нет. Так разрешено сшибить самооценку.

- Как вы попали в круг Рихтера?

- Помог довольный происшествие. Я же была замужем за Олегом Каганом! В тот миг Рихтер как раз репетировал с Олегом сонаты, которые должен был игрывать с Ойстрахом. Но с Ойстрахом, ясно, такого количества репетиций быть не могло. И Рихтер отшлифовывал осуществление с Каганом: Первая Брамса, Первая соната Прокофьева. Потом уже он начал выступать прямо с Олегом. Ну и мы, без сомнения, стали случаться у них дома.

- Какова история записи с Рихтером фортепианных сонат Моцарта в четыре руки в переложении Грига?

- Сонаты Моцарта для четырех рук он давнехонько мечтал сыграть. Он слышал эти переложения ещё с одесских времен: ученики их разыгрывали в классе его отца. Потом греза словно бы бы начала осуществляться, день записи был назначен. И тут я получила визу и уехала. Нам удалось осуществить запись только через одиннадцать лет: Рихтер приехал в Вену, и мы записались на фирме Teldec.

- Как вы уезжали из Союза?

- Получилось весьма потешно. У меня были запланированы два концерта, в Вене и в Граце. Примерно за полгода до концертов я подала документы на выезд. Где-то за десять дней до концертов я позвонила в Вену и сказала, чтоб они подыскивали мне замену: позволение не пришло, стало быть, мой выезд задерживается. И практически на следующий день, проверяя почту, я обнаружила в почтовом ящике позволение. Это была суббота. С утра субботы до вечера вторника мне удалось составить все, сдать квартиру и отбыть. Я прилетела в Вену и прямо из аэропорта поехала на репетицию с оркестром. Оставила в аэропорту весь багаж, все чемоданы - на приобретение багажа нужно было потратить немного часов. И с одной сумочкой, в которой лежало концертное платье, приехала на репетицию. И разом включилась в свою концертную существование.

- Можно изречь, вам повезло: вы получили свои первые гонорары от концертов, которые в настоящее время не забирал никакой Госконцерт, и могли зажить в Вене больше или менее стандартно.

- Конечно, мне повезло. Но ощущение, когда за тобой закрывается железный занавес и за ним остаются твои друзья, родственники, это было ужасно. Прощание в Шереметьево это было зверски. Потом, в новой стране все другое, начинается вовсе иная, чужая существование. Нужно изменять все, вплоть до мельчайших привычек.

- Но от привычек вас ибо никто не призывал отказываться?

- А вот, к примеру, где находится выключатель на стене - лапа ищет его вовсе не там... Где и как расположены в магазине продукты Все, все меняется. И это сильно тяжко. Это ещё при том, что я приехала с языком, я знала германский. Но только в Вене я поняла, что мы жили в Союзе как в детском саду. Все за нас решалось, заботились о нашем будущем, мы же вообще ни о чем не думали. Так вот, весь тот самый ребяческий садик заканчивается, как только ты выезжаешь из страны. Все нужно работать самому: радеть о работе, о будущем, о старости. Это утомительно для психики, крайне утомительно. Нужна большая вера в перспектива, чтобы снести эти перемены. Я знаю людей, которые, живя на Западе, сохранили эти советские детские представления: все им чего-то должны, что-то им недодают. Но нужно обладать мужество отступиться от мысли, что тебе кто-то что-то должен.

- Конечно, вы скучали по Москве, по друзьям. Но в текущее время вы себя чувствуете комфортно?

- Я вечно себя чувствую комфортно. Я комфортна в самой себе, мне с собою полностью комфортно.

Проездом из Вены

Елизавета Леонская родилась в Тбилиси. В одиннадцать лет дебютировала с оркестром, через два года дала основополагающий сольный концерт. Училась в Московской консерватории (1964-1971) под руководством профессора Якова Мильштейна. Лауреат международных конкурсов имени Дж. Энеску (Бухарест, 1964), имени Маргариты Лонг и Жака Тпотому как (Париж, 1965), королевы Елизаветы (Брюссель, 1968). Часто выступала со Святославом Рихтером до отъезда из СССР. По рекомендации Рихтера дала концерт на Зальцбургском фестивале (1979). В настоящее время живет в Австрии.

Так же читайте биографии известных людей:
Елизавета Боярская Elizaveta Boyarskaya

Елизавета Боярская - российская актриса театра и кино, дочка известных актеров..
читать далее

Емилиан Буков Emilian Bukov

Молдавский советский писатель и поэт.
читать далее

Ерванд Арзуманян Ervand Arzumanyan

Ерванд Арзуманян - советский, российский актёр, заслуженный артист РСФСР...
читать далее

Еремей Парнов Eremey Parnov

Российский писатель, публицист, драматург.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий