Известные люди

»

Матвей Троицкий

Матвей Троицкий Matvey Troitskiy Карьера: Философ
Рождение: Россия
Троицкий (Матвей Михайлович) - представитель эмпирической философии в России (1835 - 1899). Сын дьякона сельской церкви в Калужской губернии; окончил курс в Киевской духовной академии; был профессором философии последовательно в Казани, Варшаве и Москве.

В литературе и в преподавании Троицкий проводил и разрабатывал философские и психологические теории английского эмпиризма. Бакон, Локк, Юм, Т. Броун, Д.С. Милль и Бэн - вот представители направления, которое Троицкий в первый раз культивировал на русской почве. Начало деятельности Троицкого относится к той эпохе, когда, потом тринадцатилетнего (1850 - 1863) изгнания философии из университетского преподавания, философское образование в России находилось на чертовски низкой ступени. В интеллигентном обществе господствовал отчасти германский материализм, отчасти контовский позитивизм и слабо звучали отголоски германского идеализма. Предпринятое Троицким систематическое изложение английского эмпиризма внесло новую струю в русскую философскую дума. Новое ориентация, на которое направлял Троицкий, совершенно совпадало с господствовавшим тогда реалистическим настроением и отрицанием метафизики; этим объясняется та образ, которую сыграл Троицкий в истории русской философии, и тот заинтересованность, тот, что возбудила его дело посреди читающей и слушающей публики. Важнейшее сочинение Троицкого - его докторская диссертация "Немецкая психология в текущем столетии" (1867). Рассмотрению немецкой психологии предшествует в этом месте исторический обзор успехов психологии, начиная с Бакона. По справедливому замечанию большинства критиков, изложение английского эмпиризма представляет лучшую и самую ценную количество всей книги. Здесь Троицкий обнаружил беспристрастное касательство к предмету исследования, покинувшее его при обсуждении философии и психологии континента. Сопоставление английской психологии с французской и немецкой ведется Троицким с двух точек зрения: 1) способа и 2) психологического анализа, выполненного по выработанному методу. Бакон и Локк являются основателями индуктивного алгоритма, сменившего силлогистику схоластики. В дальнейшем своем развитии индуктивный приём, пройдя посредством исследования Рида, Д. Стюарта и Т. Броуна, в разработке Д.С. Милля получают внешность законченной методологической системы. В основании ее лежит сведение причинной связи к однообразному и необходимому преемству событий. Психологическое изыскание сводится, при этом, к нахождению закономерных преемств между душевными явлениями путем простого наблюдения и экспериментации. Анализ ума приводит к различным теориям ассоциации, которые в исследованиях Юма, Гертли, Броуна, Бэна и др. разрастаются в так называемую ассоциационную психологию. Совершенно другую картину проставляет у Троицкого история психологии во Франции и Германии. Эмпиризм Локка, опирающийся на внешний н внутренний навык, суживается в лице Кондильяка в сенсуализме, ведущий в конце концов к материализму Гольбаха, Кабаниса и др. Столь же неутешительны, хотя в другом отношении, результаты психологических исследований в Германии. Немецкие психологи не могли отбояриться от ложных приемов силлогизмами. Если некоторые (в частности, Фриз и Бенеке) и объявляли себя сторонниками индуктивного способа, то все употреблявшиеся ими приемы сводились в сущности к старой схоластической индукции per enumerationem simplicem. Рассматривая во 2-й части своего сочинения психологические теории различных школ в Германии, Троицкий приходит к решительному выводу, что во всей немецкой философии, начиная с Канта, не существовало никаких логических методов исследования духа, что ею не сделано ни одного заметного шага вперед относительно со школой Бакона и Локка и рационализмом Декарта и Лейбница и что основные ее идеи были прогрессивным извращением идей, пущенных в оборот школами Декарта и Локка. Критицизм Канта есть только переработка Ридовой философии в схоластическую форму. Априорные формы и категории Канта представляют только видоизменение первичных принципов "здравого смысла" Рида и имеют близкое происхождение в том же непонимании Юмовой теории причинности. Таким же образом ставятся в подневольность немецкие идеалисты, Фихте, Шеллинг и Гегель, от Беркли, Фриз - от Д. Стюарта, Гербарт - от Гертли. Собственные философские воззрения Троицкого, систематически изложенные в его "Науке о духе", остаются верными традициям английского эмпиризма и не вносят в это направление

ничего существенно нового. Наука о духе, по Троицкому, есть учение об общих свойствах и законах человеческого духа. Такими общими свойствами являются относительность, соотносительность и рефлексивность. Понятие относительности определяется по противоположности с понятием абсолютности и по содержанию состоит из двух свойств: условности и ограниченности. Условность обнаруживается как в сфере внутренних, так и внешних взаимодействий человеческого духа и состоит в том, что все классы психических фактов образуются одни из других и помимо того определяются в своем развитии и существовании некоторыми внешними данными (общественность, культура). Условность есть качество всех без исключения психических отношений. Существование пределов психического развития, непреодолимых для человека по самой его природе, обнаруживает другую сторону человеческой относительности - ограниченность. Относительность человеческого знания делает невозможным познание сущности как материи, так и духа, и заставляет ограничиваться изучением только явлений той и прочий категории. Но наши знания о явлениях духа и материи представляют некоторую разницу. Явления духа сущность явления его свойств - обнаружение того, что принадлежит ему в реальности, хотя и условно; явления же материи представляют только знаки или символы неизвестных отношений и вещей. Таким образом разрешено утверждать, что хотя наше знание духа и материи в равной мере имеет границы, тем не менее наше знание духа реальнее знания материи: в фактах духа мы встречаемся с условной действительностью, которая закрыта от нас в фактах природы материальной. В приведенных положениях о познаваемости духа и материи позитивизм Троицкого получает наклон к спиритуализму, броский, хотя вообще-то, и в других пунктах его воззрений. Относительность человеческого духа решает кроме того вопросительный мотив о возможности и значении метафизики, как системы абсолютного знания. Безусловное и абсолютное, являющееся предметом метафизических систем, не дано нам ни во внешнем, ни во внутреннем опыте и вообще не соответствует условной и ограниченной природе нашего разума, не имеющего никаких абсолютных начал. Но, не входя в состав науки в строгом смысле слова, метафизические теории могут располагать роль для изыскания алгоритма мыслимости сверхопытных вещей. Они являются соединительными звеньями между религией и наукой. Имея своим предметом религиозные идеи, не входящие в содержание наук, метафизика может употреблять при их выведении и разъяснении академический способ и таким образом получать академический нрав. Второе общее качество психических фактов - соотносительность или коррелятивность - состоит в обратной зависимости предыдущих членов от последующих. Относительность и соотносительность являются основанием З-го общего свойства - рефлексивности, т. е. способности одних психических фактов отражаться в других, в частности, ощущений в идеях, а этих последних - в продуктах творчества. Мышление является самым наглядным и широким обнаружением рефлексивности. Все реальные факты психического существования человека отражаются в его мышлении. Мышление человека имеет три основные и непроизвольные направления: историческое, логическое и трансцендентное. Историческое ориентация состоит в стремлении к рефлексии прошлой психической реальности во всей ее индивидуальности; логическое - имеет целью воспроизводить ту же реальность во всей ее общности; трансцендентное стремится к рефлексии фактов феноменальной реальности в идеях нефеноменальной реальности. Все законы человеческого мышления могут быть сведены к двум основным, известным под именем законов ассоциации, а аккурат закона смежности и закона сходства. Историческое ориентация мышления обязано своим происхождением, главным образом, закону смежности, логическое - закону сходства, трансцендентное - совместному влиянию того и другого. Последний внушительный работа Троицкого "Учебник Логики" проводит тот же эмпиризм в исследовании начал и методов человеческого мышления. Логика Троицкого подразделяется на I) логику дедукции, 2) логику начал, т. е. основных положений, служащих данными для дедуктивных выводов, и

3) логику наук, или специальную методологию. К важнейшим особенностям логики Троицкого относится замена обычного учения о понятиях и суждениях учением о терминах и предложениях, а кроме того превращение индуктивной логики в логику начал. В основании этой последней особенности лежит та мысля, что все реальные истины, служащие посылками для дедуктивных выводов, получаются путем индукции. Впрочем доктрина опытного происхождения аксиом и других основных начал всяческого знания не проведена в логике Троицкого с достаточной обстоятельностью и сводится, в общем, к краткому изложению и видоизменению уже высказанных по этому поводу взглядов (по преимуществу Д.С. Милля). "Начала" подразделяются на определения, т. е. чисто номинальные обозначения фактов, на законы природы. С учением о законах природы соединяется учение об индукции, как популярной (per enumerationem simplicem), так и научной, состоящей в методах установления причинной связи. Прямолинейность, с которой Троицкий проводил избранное им раз навечно философское ориентация, вызывала в близкое время сильные нападки, но в широком кругу читателей и слушателей философия Троицкого пользовалась здоровущий популярностью. Наиболее спокойная и объективная оценка Троицкого, как философа, дана Вл. С. Соловьевым в его образцовом очерке, посвященном памяти Троицкого, Грота и Юркевича. Весьма важной заслугой Троицкого перед русской философией было основание им в 1885 году "Психологического общества" в Москве (первым председателем которого был Троицкий), давшего, в свою очередность, начало в то время как единственному в России, философскому журналу "Вопросы философии и психологии". Из учеников Троицкого многие занимают кафедры философии в университетах (А.И. Смирнов, Ф.А. Зеленогорский, А.Н. Гиляров и А.П. Казанский, А.С. Белкин). Другие труды Троицкого: "Субъективные тоны" ("Библиотека для Чтения", 1862, 7); "Из чтений по психологии профессора Дробиша" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1864, ч. 122), "Очерк чтений по метафизике профессора Лотце" (ib., 1863, ч. 120), "О лекциях Куно-Фишера, Фортлаге и Тренделенбурга" (ib., 1862, ч. 117; 1863, ч. 117, 118 и 119), "Немецкая психология в текущем столетии" (Москва, 1867; 2-е изд., 1883); разбор труда Ф. Зеленогорского: "О методах исследования" ("Критическое Обозрение", 1879, 1), "Наука о духе" (Москва, 1882), "Учебник логики" (3 кн., Москва, 1885 - 88), "Элементы логики" (Москва, 1887); "К.Д. Кавелин; страничка из истории философии в России" ("Русская Мысль", 1885, 11). Ср. Ф. Сидонский "О немецкой психологии Троицкого" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1867, ч. 134); M.И. Владиславлев "Зависимость немецкой психологии от английской" (ib., 1867, ч; 135); H. H. Страхов "Английская психология" ("Отечественные Записки", 1867, сентябрь и декабрь); К.Д. Кавелин "Немецкая современная психология" ("Вестник Европы", 1868, 1); С. Гогоцкий "Критическое обозрение сочинений Н. П." (Киев, 1877); архиепископ Никанор "Позитивная философия" (Санкт-Петербург, 1876, т. 1); А.А. Козлов "О последнем сочинении профессора Троицкого: "Наука о духе" ("Русская Мысль", 1883, 4); M. И. Каринский "Учебник логики M. M. Т." ("Журнал Министерства Народного Просвещения". 1889, 6); В. К. "Позитивизм в русской литературе" ("Русское Бог.", 1889, 3 и 4); В. Розанов "Заметки о важнейших течениях русской философской мысли" ("Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 3); В. Ивановский "М. М. Т." (некролог, "Вопросы философии и психологии", 1899, кн. 2); Вл. С. Соловьев "Три характеристики" ("Вестник Европы", 1900, январь). С. Алексеев.

Так же читайте биографии известных людей:
Нодар Думбадзе

Нодар Думбадзе родился 14 июля 1928 года в Тифлисе. Рос у родственников, в деревне Хидистави, расположенной в западной Грузии. По окончании средней..
читать далее

Матвей Бронштейн Matvey Bronstein

Советский физик-теоретик.
читать далее

Матвей Захаров Matvey Zaharov

Родился 15 августа 1898 года в деревне Войдово Старицкого района Тверской области.
читать далее

Матвей Платов Matvey Platov

Сыну донского войскового старшины Ивана Платова Матвею едва исполнилось 13, когда отец, пойдя навстречу его настойчивому желанию служить, отдал его..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий