Известные люди

»

Никита Богословский

Никита Богословский Nikita Bogoslovskiy Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 22.5.1913
Богословский был всегда. Те, кто не знает его песен, шуток, розыгрышей, даже не слыхал его имени - могут отдыхать. Для остальных просто напомним, что за свою жизнь народный артист СССР Никита Владимирович Богословский написал более трехсот песен, музыку к ста девятнадцати фильмам, восьмидесяти спектаклям, восемь симфоний, три оперы и восемь книг прозы. В 1993 г. открыта Малая планета 3710 "Богословский", а в 1998-м на площади Звезд в Москве появилась еще одна - "Никита Богословский". Но разве этим исчерпывается человек, тем более Богословский?!

- Никита Владимирович, "Что было и чего не было и кое-что еще" - это своеобразная книжка воспоминаний в коротких новеллах, большей частью смешных и веселых, хотя вообще-то, не лишенных ностальгической задумчивости. Но если с первой частью названия все ясно, то что значит "...чего не было и кое-что еще"?

- Выдумка украшает существование. А для меня это ещё и страховочная мысль, потому что всю дорогу могут быть какие-то авторские неточности, описки, к которым придерется дотошный читатель. Кроме всего прочего, в книге есть легко рассказы, сильно похожие на правду.

- И все же на первых порах о том, что было. Вы знали шибко многих знаменитых, выдающихся людей. Но, наверное, есть посреди них те, кто запомнился вам больше всего.

- Первый потрясение в сердце и рассудок - моя саммит и общение с великим русским композитором Александром Константиновичем Глазуновым. В петербургских дворянских семьях было принято обучать детей музыке с трех лет. Трудно передать омерзение, с которым я начал к этим занятиям. Когда я пошел в школу, родители сказали, что освободят меня от музыкальных занятий, если буду приносить пятерки по поведению. Как вы понимаете, для умельца переделать скорбную тройку на пятерку особых трудов не составляет. Очень резво я был начисто освобожден от этой обузы. А после этого произошло следующее. Отчетливо помню конец дня, в доме гости, меня уже отправили почивать. И тут как бы издаля я услышал звуки рояля: играла матушка, она была прекрасная пианистка, ученица знаменитого петербургского педагога Есиповой, которая в родное время училась у Листа. Потом я узнал, что это была первая баллада Шопена. Почти разом мамаша спела под свой аккомпанемент какую-то раннюю песенку Вертинского. Все это на меня так шибко подействовало, что я заплакал.

На следующий день сам подбежал к роялю, начал что-то ляпать, пытаясь сделать нечто близкое, и меня уже не разрешено было оттащить от инструмента. Меня решили выказать Глазунову. Он начал с обычных вещей: проверил слух, память, ощущение ритма и т.д. С собой на эту встречу я принес первостепеннный акт клавира своей оперы. Он мельком посмотрел, перелистал и отложил в сторону. Потом начал наигрывать разные знаменитые мелодии, большинство которых, к великому моему стыду, я не знал. И в этом месте случилось чудо: Глазунов нетрудно и непринужденно, без единой ошибки, в точном темпе сыграл всю увертюру к моей опере. Я был ошеломлен и повел себя весьма глупо: стал заглядывать под рояль, в струны в поисках своих нот. Но они продолжали сиротливо покоиться на прежнем месте. Значительно позже я узнал о его феноменальном даре, без малого патологической музыкальной памяти. Например, на вечере у Римского-Корсакова Бородин сыграл увертюру к только что сочиненному им "Князю Игорю". Бородин скончался, а Глазунов по памяти всю увертюру записал, оркестровал, и она идет во всех театрах в этом варианте.

В течение без малого двух лет я занимался с ним по воскресеньям, и эти занятия дали мне больше, чем все последующие консерваторские годы. Правда, подчас занятия заключались в том, что я бегал на уголок Казанской и Невского за коньяком, но и это входило в круг нашей совместной деятельности, несмотря на то, что тогда я более того не пригубливал спиртное.

- Это как-то отразилось на вашем отношении к горячительным напиткам в дальнейшем?

- Студентами мы выпивали, но для удовольствия, а не для разгрома витрин. Между прочим, я и нынче с удовольствием выпью рюмку-другую.

- Вы были рядом знакомы с Сергеем Лемешевым. Молва гласит, что между поклонницами его и Козловского шли нешуточные баталии.

- Девицы, которые окружали Козловского, были некрасивыми, а у Лемешева - одни красотки. (Поклонниц Козловского называли "сыры". Откуда пошло это наименование? Есть версия, по которой жаркие почитательницы его таланта засекли, какой сорт сыра их кумир как-то купил в Елисеевском магазине. Они тут же скупили его и поделили между собой.) Козловский, как верный супружник, дамами не интересовался, а повадки Лемешева знали все, и около него всю дорогу крутились девушки одна прочий симпатичнее. У Сережи, помимо качества голоса, было личное обаяние, он был очаровательный человек, не дурень хлебнуть. С Козловским я совсем не общался, вследствие того что что он мне не нравился как мужчина. Вздорный, капризный, с большущим самомнением... Правда, одним обстоятельством я гордился. Когда в Москву приехал Черчилль, Козловский спел ему "Темную ночь". В Англию тот увез с собой сто пластинок с записями Козловского. Там была и моя песня.

- Мандельштам писал: "Мы живем, под собою не чуя страны...". Вам приходилось проверять что-либо похожее?

- Может быть, это стыдно, но я ни в жизнь не интересовался страной. Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, тот, что я воспринимал иронически. В духовном плане у меня не было драм и трагедий. Только ясное, радостное чувство жизни, торжество бытия. К счастью, трагедии прошли мимо меня, только холодом от них повеяло. Например, позже убийства Кирова в 1934 году из Ленинграда стали высылать дворянские семьи. Всему нашему семейству предписывалось ехать куда-то в Среднюю Азию. За нас ходатайствовал дружбан семьи генерал медицинской службы (ещё при царе) Григорий Григорьевич Епифанов, прятавший когда-то у себя в имении Менжинского. В результате его хлопот нашей семье заменили местоположение ссылки, сейчас это была Казань, где, так и не вернувшись в Ленинград, умерли бабуся, маменька и отчим. (Была ещё сестра, родная по матери, умершая в десятилетнем возрасте.) Мне назначили местом проживания Сыктывкар. Но я подумал, а что если я туда не поеду? И не поехал, и обо мне забыли.

Кстати, мой дедуля был камергером Двора Его Императорского Величества. Когда Репин писал картину "Заседание Государственного Совета", то дедуля, как камергер, входил туда автоматически. Художник был у нас дома и подарил карандашный эскиз. Когда началась вся эта кутерьма с высылкой, бабулька так испугалась, что зачернила мундир деда тушью, а в 1937 году и нисколько сожгла рисунок.

- Ваше композиторское творчество начиналось с серьезной музыки, песня появилась позже. Как вы думаете, современная песня изменится?

- То, что когда-то казалось мне смелым экпериментаторством в музыке, ныне воспринимается как детская забава, а что до так называемой современной песни, то это же не песня, а сплошные выкрики. Она не может деформироваться, не будучи песней. И ничего из нее вытянуться не может, потому как что ни интонационно, ни по смыслу она не воспринимается. Недавно я попал в обиталище, где оказалось полно современной молодежи. Отыскали старую пластинку со знаменитыми песнями советских времен, проигрыватель. Вы бы видели, как слушали пацаны, с каким интересом. Я убежден, песни эти просто-напросто им не дают. Нельзя же в самом деле серьезно гутарить о чепухе под названием "Старые песни о главном".

- Кто из отечественных композиторов будет, по-вашему, исполняем в ХХI веке?

- Наверняка Свиридов, хотя это не самый-самый мой милый композитор. Стравинский. Шостакович. Но не долговременно, лет сто.

- А из песенников?

- Да никто! Правда, подобные прогнозы совершать очень тяжко, несложно разрешается угодить пальцем в небосклон. Порой старые, прочно забытые песни как снег на голову обретают новую судьбу. Скажем, песня Бориса Мокроусова "Вологда". Она потому что была написана давнехонько и забыта. А "Песняры" ее воскресили.

- Вы прожили огромную бытие, были свидетелем стольких событий. Изменился ли за это время мужчина?

- Люди начала века, времени революционной поры, и нынешние совсем разные. Я это замечал по нашей эмиграции первой волны, от которой, увы, никого уже не осталось. Это иной язык, прочий манера общения при наличии тех же человеческих чувств - любви, ненависти и пр. Все это выражалось в словах и поступках абсолютно по-другому, нежели сейчас.

- Ваша любимая добродетель?

- Ни в юности, ни в эти дни особенно любимой добродетели у меня не было. Я ни в жизнь не придерживался строгих моральных устоев. Но добродетель содержится в том, чтобы не предавать друга, не ябедничать и не привирать, когда попался.

- А к какому пороку вы больше всего снисходительны?

- К блуду. Если кто-то в этом уличен, я не могу быть ему суровым судьей. С возрастом и мои донжуанские эксперименты потеряли былую привлекательность.

- Ваши любимые качества у мужчин и у женщин?

- У мужиков - верность, у женщин - нежность. Первая моя хозяйка была очаровательная юная художница, но бытие с ней не сложилась. Точка была поставлена на очень нелепом эпизоде. Это случилось в Ленинграде. Денег ни копейки, и неожиданно я получаю на студии какую-то крупную сумму. Прихожу домой, говорю: "Ирка, живем!" На следующий день она заново просит на обед, а я ей замечаю, что только вчера отдал совершенно приличную сумму. Торжественным тоном она объявляет: "Я сделала крайне важную покупку!" Ни за что не догадаетесь, что она приобрела. Кандалы Рылеева! Нашла в каком-то комиссионном магазине, да ещё с квитанцией, удостоверяющей их подлинность. Брак развалился в два счета. Я легко представил, что может быть дальше. Потом я продолжительно жил со второй женой, замечательной женщиной. Она, к несчастью, умерла. Сейчас у меня прекрасная супруга Алла.

- К чему вы питаете наибольшее омерзение?

- К бездарности, которая гримируется в творца. Когда эта бездарность настойчиво, всеми способами внедряется, используя приятельские отношения, подкуп, вот это омерзительно.

- Ваше любимое дело?

- Помимо творчества? Конечно, читка. Моя библиотека насчитывает 12 тыс. томов, но весь строй собраний сочинений советских классиков с дарственными надписями стоит на полках, как говорится, "для мебели".

- Ваши любимые писатели?

- Аверченко. Пусть это другой размах, но он, как мне кажется, не оценен по-настоящему до сих пор. Разумеется, Зощенко. Не могу проговорить, что мы рядом дружили, но до его смерти находились в дружеских отношениях. В 1954 году я был в Ленинграде и попал в больницу, чем-то отравившись. Михаил Михайлович узнал об этом и навестил меня. И подарил свою книжку "Возвращенная молодость". Недавно она попалась мне на глаза, я стал ее перелистывать и как снег на голову на одной из страниц обнаружил в свое время мной незамеченную карандашную авторскую запись: "О, мои грустные опыты! И для чего я захотел все быть в курсе? Теперь я не умру так постепенно, как надеялся..." Затем запоздалый Катаев, Булгаков, исключая христианскую линию в "Мастере и Маргарите", это мне уяснять текст невесело. Из западных писателей люблю - Диккенса, Честертона, Конан Дойля.

- Не тяжела ли корона "короля розыгрыша"?

- Розыгрыш - это театр для себя. Я разыгрываю только друзей и только тех, кто обладает чувством юмора. В противном случае это либо хулиганство, либо месть. Никогда не разыгрываю женщин. Из вежливости, из галантности. Потом имеет значимость порядок обидчивости и не вечно адекватное восприятие шутки. У меня был единственный розыгрыш, задуманный 27 лет обратно. Он шел как многосерийный кино. Но вот беда: его участники начали отдавать богу душу, а когда актеры выбывают, необходимо вносить изменения сюжет.

- Кто же его жертвы?

- Э, не скажу. Еще полно живых действующих лиц. Но вот что хотел бы отметить. Мне смертельно надоело отрицать близкое участие в различных проделках и розыгрышах, к каковым я не имею никакого отношения. Впрочем, другой раз я выслушиваю приписываемые мне истории с некоторым интересом, потому что ставший уже каноническим сюжет обогащается различными неожиданными и забавными поворотами. Вместе с тем категорично отмежевываюсь от розыгрышей, к которым не причастен. Я ни при каких обстоятельствах не запечатывал ни одной квартиры, ни в жизнь не отправлял никаких пьяных самолетом в Киев, ни в жизнь не разыгрывал Таривердиева в связи с его песней из фильма, ни при каких обстоятельствах не провоцировал поэта М. на написание православного гимна.

- Много лет вы оставляли заметки на полях шляпы. Поделитесь.

Так же читайте биографии известных людей:
Никита Кошкин Nikita Koshkin

Российский классический гитарист, композитор.
читать далее

Никита Малинин Nikita Malinin

..
читать далее

Никита Зверев

..
читать далее

Никита Емшанов Nikita Yemshanov

..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий