Известные люди
»Pan Sonic
Рождение: Финляндия
Pan Sonic - наиболее активные, популярные и оригинальные представители финского минималистского техно. Конструируя студийную аппаратуру из лишних деталей и списанной аналоговой техники, Pan Sonic создают экспериментальную музыку с танцевальным уклоном, добиваясь максимально интригующего звучания при минимуме внешних эффектов.
Скромная техно-сцена Финляндии в лице этого лихого дуэта в первый раз получила признание на международном уровне.
Лучшее приобретение рекордингового лейбла Sahko Recordings, дуэт Panasonic, со временем переименованный в Pan Sonic, обязан своим появлением двум финским парням. Судя по всему, парням очччень горячим. Зовут их Мика Вайнио (Mika Vainio) и Илпо Вайсанен (Ilpo Vаisаnen). Мика Вайнио родился в финском городе Турку в 1963 году. В середине 80-х он включился в клубную существование города, освоил ди-джейские премудрости, играл индастриел и хип-хоп и записывал собственную музыку в составе дуэта Corporate 09. "В начале 80-х мы весьма любили индастриал, - вспоминает ныне Мика, - слушали Suicide, Throbbing Gristle, Einsturzende Neubauten. Со временем начали интересоваться реггей, хип-хопом, экспериментальной музыкой. Как только родился эйсид-хаус, мы попали под его воздействие. Но активно включились в это движение только в начале 90-х".
Его одногодка Илпо Вайсанен, чье малолетство прошло в Куопио, приехал в Турку учиться: он собирался сделаться художником. Но посредством год-другой, увлекшись организацией рейвов и клубных вечеринок, отодвинул живопись на второй проект. Вайнио и Вайсанен познакомились в самом начале 90-х - оба входили тогда в творческое объединение Hyperdelic Housers, ведавшее клубной жизнью города и рискнувшее проводить первые в Финляндии рейвы, тогда ещё запрещенные. В 1990 году Вайсанен принял участие в организации фестиваля Down by the Laituri, а следом включился в работу общества с широким всюду интересов Ultra 3. Здесь его пути ещё раз пересеклись с Вайнио, с приходом которого коллектив переименовали в Sin О (с перечеркнутым О: под этим символичным псевдонимом Вайнио выпускал свои сольные работы).
Все звучит - так переводят участники группы словечко panasonic. Идеальное наименование для союза одержимых музыкой энтузиастов. В 1994 году тогда ещё трио Panasonic, включавшее ещё Сами Сало (Sami Salo), представило своим согражданам дебютный мини-диск "Panasonic", выпущенный финской компанией Sahko. Одна из первых концертных поездок трио в Великобританию осенью 1994 года оказалась полезной во многих отношениях. В частности, выступление группы в клубе "Vox" привлекло внимательность Пола Смита (Paul Smith), главы Blast First Records, экспериментального подразделения лейбла Mute. После заключения контракта с компанией Mute в начале 1995 года команда отправилась в Нью-Йорк. Несколько клубных концертов, в том числе выступление в клубе "Knitting Factory", видно расширили популярность Panasonic в андеграундных кругах США.
Компания Blast First выпустила все пять студийных альбомов Pan Sonic (экс-Panasonic): "Vakio" в сентябре 1995 года (ещё как трио), "Kulma" (январь 1997), "A" (февраль 1999), "Aaltopiiri" (январь 2001), "Kesto (234.48:4)" (май 2004).
Наиболее очевидное воздействие на стилистику Pan Sonic, в особенности на ранних этапах, оказал легендарный прототехно-дуэт Алана Веги (Alan Vega) и Мартина Рева (Martin Rev) Suicide (в марте 1998 года Вайнио и Вайсанену посчастливилось выступать с ними на одной сцене). Кроме уже упоминавшихся пионеров индастриела Throbbing Gristle и Einsturzende Neubauten, финских музыкантов вдохновляли французский композитор Пьер Хенри (Pierre Henry) и эксцентричный исполнитель рокабилли Хасил Адкинс (Hasil Adkins). С годами в саунде Pan Sonic все заметнее слышались элементы реггей и ска.
В музыке Pan Sonic в реальности больше рок-н-ролла, чем электроники в традиционном понимании. Хотя сэмплами они пользуются при каждом удобном случае. Неофициальный участник группы Джери Лехтинен (Jari Lehtinen) помогает им конструировать собственные инструменты. В распоряжении Pan Sonic есть особый синтезатор - большущий ящик с 12 осцилляторами, которые позволительно подключать в любом порядке; немного барабанных модулей; созданная собственными силами 6-метровая инфразвуковая труба. И, конечно, сэмплеры и секвенсеры в ассортименте. По словам Мики, он нехорошо разбирается в компьютерах, его больше интересует влияние разных частот на людской разум.
Пока финские умельцы оставались достоянием Финляндии, Скандинавии и некоторых европейских стран, к названию команды претензий ни у кого не было. Но в 1998 году случилось то, что раньше времени или поздненько должно было приключиться. Адвокаты американского филиала электронного гиганта Panasonic пригрозили музыкантам судом, если они не найдут себе больше скромное наименование. Дуэт перекрестили в Pan Sonic, а Илпо Вайсанену пришлось распрощаться с наивной надеждой на спонсорство со стороны знаменитого торговой марки.
Как бы ни именоваться, только бы без работы не сиживать. А с 1997 года, когда Мика Вайнио обосновался в Лондоне, томиться команде было некогда. Участникам Pan Sonic не раз приходилось чиркать музыку для показов авангардных модных коллекций. А также они густо занимались разными визуально-музыкальными проектами, сочиняли саундтреки для инсталляций в Японии, Франции, Северной Америке.
Вообще 1997 год выдался насыщенным событиями. Рan Sonic промчались с большим гастрольным туром по Европе на разогреве у готик-рокеров The Swans. Они знакомили слушателей с материалом своего второго альбома "Kulma", тот, что получил чертовски высокую оценку критиков, называвших его шедевром экспериментального техно. Саунд альбома варьировался от танцевальных электро-битов до эмбиентного техно и прохладных электро-акустических пейзажей. В том же году команда приняла участие в экспозиции скандинавского искусства в Музее современного искусства в Париже. Для этой экспозиции Мика Вайнио подготовил акустическую инсталляцию, основанную на видеоклипах Бьорк и работах британского мультимедийного артиста Джереми Деллера (Jeremy Deller).
После двухмесячных гастролей Pan Sonic по США Мика переехал в Барселону, где сформировалась небольшая колония финских техно-музыкантов. Здесь же вскоре поселился и Вайсанен. Они вернулись в Финляндию с концертами только в 1999 году, когда выпустили третий лонг-плей "А" (в Америке - "Schooldisco"). Название диска объясняется без затей. По словам участников, это та самая буква А, которая выпала из названия дуэта. "А" - альбом довольно разноплановый, включающий как танцевальные номера, достойные озвучивать самые моднячие рейвы, так и монотонно-обволакивающие треки с абстрактными или, напротив, шибко выразительными музыкальными образами.
Во время гастрольных поездок к двум основным участникам как правило присоединяется поющий барабанщик Рему (Remu). Из-за его устрашающего английского языка сми Японии, где команда выступала с большим успехом, назвала группу неандертальцами рок-н-ролла. Этот эпитет они заслужили, видимо, ещё и потому что, что их мелодический минимализм распространяется и на сценическое воплощение. Во время концертов участники Pan Sonic без затей стоят на сцене за своими инструментами, освещенные голубыми софитами. Единственный визуальный результат создается с помощью видеопроектора, придуманного одним сочувствующим инженером и присоединенного к осциллоскопу. Фактически это простая белая черта, которая проецируется на черный задник сцены и отображает колебания частоты и мощности звука. Под аккомпанемент этой, на самом деле, не таковой уж немудрёный белой линии Pan Sonic удалось завести многотысячную толпу на фестивале Koneisto в родном Турку в августе 2000 года.
В Финляндии музыкантов встречают традиционно радушно. Однако Pan Sonic уверяют, что успешнее всего их живые шоу проходят в Германии и Франции, где электронная музыкальная традиция уходит корнями ещё в 50-е - 60-е годы. О своих визитах в Америку финны отзываются с иронией. Их принимают тут только славно. Практически все, что привозят сюда европейцы, получает высокую оценку, "потому что что Европа - колыбель культуры".
В феврале 2001 года в Сингапуре стартовал промо-тур финского дуэта в поддержку нового лонг-плея "Aaltopiiri". Насыщенный перкуссией и сэмплами альбом включал 17 коротких, но от этого не менее интригующих зарисовок - "акустический вариант полярных просторов, воссозданный с помощью компьютеров и секвенсеров".
Аудиовизуальные выступления Pan Sonic, знакомившие поклонников электроники с "полярным" мироощущением, прошли в самых разных уголках мира. По сути в 2001 году Мика Вайнио и Илпо Вайсанен впервой рискнули провести мировое турне. После Сингапура они промчались по Северной Америке, посетили Аргентину и Мексику, выступили в Великобритании, Финляндии, Турции, Испании, Ирландии и Исландии. А незадолго до начала очередных студийных сессий в первый раз добрались до Москвы (хотя визиты в смежный с Финляндией Санкт-Петербург наносились ими уже давно).
Масштабный тур вызвал серьезные перемены в жизни музыкантов. Из Барселоны друзья переехали в Берлин, где живут до сих пор и где в 2003 году начали к подготовке следующего диска, точнее - разом четырех. Эта объемистая подборка нового материала под названием "Kesto (234.48:4)" была опубликована в 2004 году. Kesto - значит мощь или длительность, а устрашающие цифры в скобках - всего только продолжительность звучания. На дисках, разных по стилистике и атмосфере, команда вспомнила все стилистические упражнения, которые предпринимала за десять лет своей карьеры. Пресса пестрила хвалебными рецензиями на альбом, но, отмечая оригинальность музыки и безупречность продюсирования, критики сомневались в том, что все это изобилие вызовет общественный заинтересованность слушателей. Конечно, они были правы. Но если бы вопросительный мотив коммерческой востребованности когда-нибудь становился для дуэта проблемой номер единственный, это была бы нимало другая история.
Так же читайте биографии известных людей:
Panaceia
первым словом когда я родился было - Панацея.
читать далее →
Panic
Разобравшись с собственной совестью, скопив немного деньжат и морально подготовив себя к возможным жертвам, вы начинаете искать себе подобных. Или..
читать далее →
Pantera
Команда с грозным названием "Pantera" была основана в 1981 году выпускниками одной из техасских школ. В оригинальный состав вошли Винсент Эббот (р...
читать далее →
Papa Roach Papa Roach
Взяв ориентацию на творчество "Faith no more" и "Primus", музыканты удачно смешали хип-хоп, фанк и хардкор. Название "Papa Roach" получилось..
читать далее →