Известные люди

»

Yo Tengo

Yo Tengo Yo La Tengo Карьера: Музыкант
Рождение: США
Американцы Yo La Tengo из тех групп, которые как будто специально созданы для обожания критиков. Рискованный эклектизм, вызывающая независимость и ненасытные творческие амбиции - музыкальным критикам этого вполне достаточно, чтобы осыпать команду похвалами, переходящими в дифирамбы.

Фронтмен группы Айра Каплан (Ira Kaplan) добро знает всю эту кухню изнутри - одно время он работал музыкальным журналистом, некогда чем нашел близкое призвание на артистическом поприще. Но специальной цели кому-то приглянуться у Yo La Tengo не было более того в мыслях. Команда с энтузиазмом бросалась из одной крайности в другую - от напористого рока до сладкого мелодичного попа, нагружая свои записи в равных пропорциях хладнокровным расчетом и беззаботным энтузиазмом. Плодовитые и сверхактивные, Yo La Tengo в конце концов переплавили мириады влияний в уютный инди-саунд, позволивший им "прописаться" в инди-коммуне.

Загадочное наименование Yo La Tengo объясняется просто: так звучит по-испански вопль бейсболистов на дальнем конце поля: "Я взял его!" (мяч то есть). Двадцать лет обратно, в далеком 1984 году, обитатель города Хобокен, штат Нью-Джерси, вокалист и гитарист Айра Каплан выбрал такое имя для своей новосозданной группы. Это был семейный подряд: напарницей Айры стала его хозяйка Джорджия Хабли (Georgia Hubley), барабанщица и вокалистка. До того как пуститься в авантюру под названием Yo La Tengo, Каплан, как уже было сказано, успел поработать музыкальным журналистом, печатался в том числе на страницах "Spin" и "New York Rocker", провел море концертов начинающих рокеров, а в 84-му году в составе разных групп играл в известном хобокенском клубе "Maxwells". К середине 80-х это был одержимый музыкой индивидуум, тот, что начал составлять свою фонотеку ещё в девять лет: первая купленная им пластинкой была "Machine Head" Deep Purple, после этого появилась "Toys in the Attic" Aerosmith. Его супруга Джорджия, которая помимо музыки занималась кроме того анимацией и как раз готовила мультипликационный кино, составила ему компанию. Они репетировали в подвале клуба, играя каверы любимых артистов.

Каплан и Хабли составили пространное объявление в поисках единомышленников, которые поделили бы их увлечение группами Soft Boys, Mission of Burma и Love с Артуром Ли (Arthur Lee) во главе. Объявление, ставшее уже легендарным в рок-кругах, появилось в журнале "Village Voice". Желающих нашлось много, но никто из проходивших прослушивание лид-гитаристов и басистов на долгое время в группе не задерживался. Yo La Tengo уже записали сингл "The River of Water", изданный совместно с кавером песни Love "A House Is Not a Motel" в конце 1985 года, а беспрерывный состав сформировать все ещё не удавалось. Только незадолго до начала студийных сессий по подготовке полноформатного дебюта команда приняла в свои ряды двух новых участников: гитариста Дэйва Скрамма (Dave Schramm) и басиста Майка Льюиса (Mike Lewis). Они записывали гитарные партии для первого студийного релиза Yo La Tengo "Ride the Tiger", тот, что появился в 1986 году. Запись продюсировал Клинт Конли (Clint Conley), бывший бас-гитарист их любимой команды Mission of Burma. "Группа скромных фольк-рокеров", как называл свой коллектив Айра Каплан, представила на альбоме интересную версию трека Рэя Дэвиса (Ray Davies, вокалист The Kinks) "Big Sky". Как только альбом "Ride the Tiger" увидел свет, оба новобранца, Скрамм и Льюис, решили поискать удачи в другом месте.

Обязанности лид-гитариста пришлось забрать на себя фронтмену команды, занявшему с этих пор позицию абсолютного лидера. Готовясь к записи второго альбома "New Wave Hot Dogs", Yo La Tengo воспользовались услугами басиста Стивена Вишневски (Stephen Wichnewski). Музыканты нашли значительно больше уверенное выражения своим идеям, а попутно воспользовались шансом ещё раз сознаться в любви Velvet Underground. Во-первых, в трек-лист альбома они включили кавер-версию "It's Alright (The Way That You Live)" Velvet Underground. Во-вторых, вдумчивая вокальная привычка Айры Каплана, его полуречитатив, да и его гитарная техника так и напрашивались на сопоставление с Лу Ридом (Lou Reed, вокалист Velvet Underground). В-третьих, крепкие, ровные партии ударных, находившихся в ведении Джорджии Хабли, ее вкрадчивый бэк-вокал приводили на память мастерицу своего дела Морин Такер (Maureen Tucker), барабанщицу Velvet Underground. Каплан так ни в жизнь и не стал выдающимся гитаристом, но его всю дорогу выручал энтузиазм и ощущение музыкальной фактуры. "New Wave Hot Dogs" был огромным качественным скачком вперед по сравнению с дебютной попыткой.

Штатный бас-гитарист ещё долгое время оставался для команды постоянной головной болью. Для записи третьего лонг-плея "President Yo La Tengo" в 1989 году они пригласили сессионного басиста Джина Хлодера (Gene Holder), тот, что выполнял и функции продюсера. Альбом открывался впечатляющей композицией "Barnaby, Hardly Working", наполненной визгом и криками. Словно под лучами прожектора высветился специфический "шизофренический" саунд Yo La Tengo, наиболее в открытую проиллюстрированный двумя вариантами трека "The Evil That Men Do": одна сильно оживленная и капризная версия с вокалом, вторая - витиеватая инструменталка. "President Yo La Tengo" - это ещё единственный шаг вперед в реализации смелых творческих амбиций и музыкальных опытов, новоиспеченный порядок исполнительского мастерства и качества саунда.

Дэйв Скрамм вернулся в команду, чтобы вписать четвертый альбом "Fakebook" (1990). Акустическое турне по территории фольк-рока, которое предпринял Каплан, перезаписав знаковые для него песни других артистов, воссоздает "генеалогическое древо" Yo La Tengo, обнаруживает их истоки и точки опоры. Со вкусом подобранная коллекция в основном минорных композиций включала вещи самые разные - от забытых самородков ("Oklahoma U.S.A." группы Kinks, "You Tore Me Down" Flamin' Groovies, "Tried So Hard" из репертуара Джина Кларка) до стопроцентно никому неизвестных записей (в частности, "The One to Cry" группы Escorts или "Yellow Sarong", в первый раз исполненной Scene Is Now). Несколько оригинальных новых вещей были разбавлены перезаписанными версиями собственных песен Yo La Tengo ("Barnaby, Hardly Working" и "Did I Tell You?").

Огромным везением для команды стало явление в штате нового бас-гитариста Джеймса МакНью (James McNew), тот, что пришел в 1991 году, имея за плечами навык игры в группе Christmas. 22-летний МакНью согласился поддержать им в американском, а вслед за тем и в европейском туре и вот уже 13 лет не расстается с Yo La Tengo. Записанный с его участием ЕР "That Is Yo La Tengo" предварял выход нового студийного лонг-плея "May I Sing With Me" (1992 год). Альбом включал символичную девятиминутную сагу "Mushroom Cloud of Hiss" и обширно использовал импровизацию, пускаясь в необязательные, но красивые мелодичные пассажи ("Detouring America With Horns") или заразительный инди-поп. По традиции, его продюсированием занимался Джин Холдер.

Наладив отношения с новым лейблом Matador, музыканты вскоре занялись подготовкой диска "Painful", изданного в 1993 году. Творческая эволюция привела команду к расширению звуковой палитры, освоению новых технических приемов и поиску свежих источников вдохновения. Альбом "Painful", со своим изменчивым настроением и многослойной атмосферой, тяготеющей к дрим-попу, представил в том числе и две радикально непохожие версии композиции "Big Day Coming". В первом варианте ведущую образ играл орган, настраивавший на минорный лад, во втором все определяли резкие, дразнящие гитары.

Студийная попытка 1995 года "Electr-O-Pura", как и ее предшественница, никак не укладывалась в узкие рамки какого-то одного жанра. Команда не терпела стилистических ограничений, предпочитая передвигаться зигзагом от аллюзий на тему "британского вторжения" ("Tom Courtenay") до ненавязчивого фолька ("Pablo and Andrea" в исполнении Хабли), пускаясь по дороге в инструментальные эксперименты ("Decora"). Стоит пометить, что композиция "Tom Courtenay" была одной из наиболее симпатичных и изящно саранжированных поп-мелодий в их карьере.

Через год поклонники группы держали в руках компиляцию на двух CD "Genius + Love = Yo La Tengo" (1996). Исооружение, не лишнее для понимания всей творческой эволюции Yo La Tengo: би-сайды, редкие синглы, неопубликованный материал, треки, входившие в разные сборники и компиляции.

Yo La Tengo с момента появления столь раз сравнивали с Velvet Underground, что было целиком логично позвать их на эпизодическую образ в фильме "I Shot Andy Warhol", где музыканты перевоплотились в своих кумиров. Саундтрек также не обошелся без их участия - они записали композицию "Demons".

С начала 90-х, в особенности потом прихода бас-гитариста Джеймса МакНью, гастрольная активность Yo La Tengo начала набирать обороты. Одним из самых удачных выступлений трио считает свой сет на фестивале Lollapalooza в 1995 году, где они к тому же подружились с Sonic Youth и Coolio. Расширяя географию поездок (Великобритания-Германия-Испания-Франция) и общаясь с многочисленными коллегами по цеху, они и сами чувствовали себя уверенней, и находили все новых приверженцев. Когда весной 1997 года вышел альбом "I Can Hear the Heart Beating As One", его коммерческая отдача превзошла все предыдущие достижения группы (диск отметился в Тор 20 биллбордовского чарта Heatseekers), а сми уделила альбому невиданное до тех пор участливость. Дополняя свой саунд элементами психоделии и эмбиента, группа как будто решила миновать всю историю рока и освежить память слушателям о балладах Нила Янга (Neil Young), громких гитарах My Bloody Valentine, мистицизме Velvet Underground, обложках Beach Boys, сэмплах Берта Бахарача (Burt Bacharach). "Я думаю, нам без затей повезло, - комментирует Каплан. - Мы чувствовали, что хотим как-то поменяться, но нам не хотелось обернуться во что-то абсолютно непохоже на все то, что мы делали раньше. Нам оставалось только доверять в то, что мы делаем, и верить своим чувствам".

Летом 98 года группа получила приглашение на именитый британский Reading Festival и поделила сцену с Travis, Super Furry Animals, Grandaddy и другими командами. Приняли они и ещё одно интересное предложение - поучаствовать в знаменитом мультсериале о семействе Симпсонов, для которого написали свежеиспеченный психоделический трек.

Работа с анимационными персонажами вдохновила музыкантов на создание ещё одной композиции "Let's Save Tony Orlando's House", одной из первых, написанных для нового лонг-плея "And Then Nothing Turned Itself Inside Out", тот, что они издалече в 2000-м. До настоящего коммерческого взрыва занятие не дошло, да у группы таковый цели ни при каких обстоятельствах и не было, но свою долю внимания альбом получил. В национальном чарте Billboard 200 он добрался всего до 138 позиции, зато в рейтинге интернет-альбомов стал #7. Уделяя все больше внимания тщательной отделке материала, музыканты придали аранжировкам прозрачность и легкость, а саунду - особую утонченность. Не бессмысленно эту подборку интроспективных романтичных песен критики называли самой автобиографической работой команды.

Кроме сольных концертов в рамках промо-кампании, в 2000 году Yo La Tengo выступали как бэк-группа Рэя Дэвиса, лидера Kinks, в его сольном американском туре. Спустя год они помогли ему сделать запись свежеиспеченный сольный альбом. И вскоре начали подготовку давнехонько задуманного 8-дневного фестиваля Hanukkahpalooza, в их родном городе Хобокене.

В 2001 году состоялся ещё единственный экскурс Yo La Tengo в кино. Документальный кино об обитателях подводного мира, снятый французским режиссером Жаном Пейнлье (Jean Painleve), вышел на экраны в сопровождении мелодий, нарочно написанных американским трио. В конце 2001 года Yo La Tengo сыграли количество материала вживую на кинофестивале в Сан-Франциско, в программе которого участвовала картина. Альбом-саундтрек "The Sounds of the Sounds of Science" - 90 минут инструментальной музыки - увидел свет в начале 2002 года.

Тем временем уже заканчивалась подготовка нового студийного диска. Первый промо-сингл "Nuclear War", на котором были представлены пять версий композиции этно-джазмена Sun Raс, был опубликован осенью того же года. А уже весна 2003 порадовала фанов команды новым альбомом "Summer Sun". По отзывам рецензентов, диск был до такой степени же ровным и продуманным, сколь предыдущая служба отличалась эклектичностью и фантазией. Все больше удаляясь от интригующего гитарного попа, группа отдает предпочтение больше изысканному, отделанному саунду. Впервые звучание песен до такой степени насыщено роялем. Хотя альбом вряд ли не возбраняется прозвать самой сильной работой Yo La Tenga, он попал в Тор 5 независимого чарта, а в рейтинге Heatseekers добрался до второй строки. Его выход совпал с подготовкой авангардной рок-оперы "Mirror Man" композитора Дэвида Томаса (David Thomas), в создании которой самую активную образ сыграла Джорджия Хабли.

Охватывая весь 20-летний тракт, пройденный Капланом, Хабли и компанией, которые преданно занимались своим делом независимо от его денежного эквивалента, обозреватель "USA Today" удачно назвал Yo La Tengo "одними из последних настоящих провидцев рока".

Так же читайте биографии известных людей:
Yomanda

Пресса называет его самым прекрасным мужчиной танцевальной музыки.
читать далее

Young Devid Buck

Дэвид Браун начал рэповать в двенадцать лет. По его словам это было только забавой, тем не менее, в шестнадцать он уже хорошо знал, что такое студия..
читать далее

Young Rascals Young Rascals

Стиль этой группы называли "голубоглазым соулом", хотя никто из участников "Young Rascals" не обладал таким цветом глаз. Просто дело было в том, что..
читать далее

Young Gods Young Gods

Дебют троих женевцев состоялся в 1986 году, когда вышел сингл "Envoy", созданный на основе электронно-агрессивного саунда. А на следующий год "Young..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий