Известные люди

»

Абрек Баршт

Абрек Баршт Abrek Barsht Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 2.12.1919
А. А. Баршт к Апрелю 1945 года совершил 365 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолета противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза ( орден "Золотая звезда" :5997 ).

Абрек Баршт родился 2 Декабря 1919 года в селе Старая Збруевка, в настоящий момент Голопристанского района Херсонской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу во Владивостоке. С детства увлекся боксом - начал заниматься в 1934 году в Воронеже, после этого во Владивостоке. С 1937 года занятия боксом совмещал с занятиями в местном аэроклубе и дальше в Читинской авиационной школе пилотов. С 1938 года на службе в рядах Красной Армии. Был победителем первенств военных училищ Северо - Кавказского военного округа 1939 - 1940 годов в полулегком весе. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Апреля 1942 года. Командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательно - корректировочного авиаполка ( 2-я Воздушная вооруженные силы, 1-й Украинский фронт ) Майор А. А. Баршт к Апрелю 1945 года совершил 365 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 4 самолета противника. 10 Апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза ( орден "Золотая звезда" :5997 ).

Абрек Аркадьевич, опытнейший пилот и воздушный разведчик, комановал разведэскадрильей летающей на "Яках". Несмотря на то, что при разведке и корректировке запрещено входить в воздушный мордобой, обстановка порой вынуждает принимать вызов или обороняться. На Як-9, с изображением пасти акулы на капоте, ему удалось сшибить единственный авиалайнер. Это был ведущий громадный многоярусной группы "Фоккеров" - FW-190D-9 из VI./SG 77 в районе Ужгорода, южнее Львова, поблизости от Станислава. Герой - пилот вспоминает тот самый вылет:

"Поздней осенью 1944 года группа самолетов 118-го ОКРАП была переброшена на Южный фронт 1-го Украинского фронта в районе западноукраинского города Чортково. Расположившись близ села Глыбоке Място, лежавшее внизу между возвышенностями, мы начали к полетам в этом районе.

В единственный из ясных дней Декабря 1944-го, уже совершив 2 боевых вылета, я получил поручение на сопровождение трех Ил-2 - фоторазведчиков в район Станислава ( нынче Ивано - Франковск ). Это было сложное поручение. Дело в том, что фотографирование производилось с высоты 2000 метров, а Ил-2 на такие высоты не рассчитаны - снизу они беззащитны. Да ещё на боевом курсе звено размыкалось по фронту, чтобы с одного захода заснять пошире.

Вылетев четверкой на это ответственное поручение, я всегда думал о ненадежности прикрытия двумя парами. Боевой строй в этой ситуации мы построили таким образом: пара - Старший лейтенант Матосов с ведомым Любимовым - непосредственное прикрытие ( "вратари" на нашем жаргоне ), а я с ведомым Сережей Гордадзе - верхний эшелон. Мы держались выше метров 500 - 800, маневрируя, чтобы сберечь прыть с фланга на фланг. Погода была ясной. В середине дня солнышко было на юге, а путь "Илов" над целью шел с юга на север. Поэтому мы старались держаться так, чтобы внезапная штурмовая вылазка со стороны солнца была исключена.

Вот мы подошли к развороту "Илов" на боевой вектор движения - "Илы" начали размыкание. И...! Влево, градусов на 30 я увидел три четверки со стороны противника на встречном курсе - истребители. Строй противника - колонна четверок с небольшим пеленгом с двух сторон от первого звена и небольшим превышением каждой группы, идущей левее и правее. Идут еле-еле ниже нас. Нас они, видимо, ещё не отметили. "А когда заметят, то вряд ли кто - нибудь из нас уйдет..", - подумалось мне в те секунды. Я командую: "Борис ( Матосов ) - остаешься с "Илами", а я - атакую фрицев !"

Пользуясь моментом слепоты противника ( у меня светило позади ) на встречном курсе атакую ведущее звено. Газ совершенный и с небольшим снижением, потому прыть хорошая. Сразу видно, что враг не крайне видавший виды. Ведущее звено, грубо маневрируя, стало разбегаться кто куда, ведомые звенья кроме того потеряли строй, а мы с Сережей за счет скорости сделали боевой разворот и оказались позади и выше чертяка знает какой "каши", состоящей из "Фоккеров"...

"Илы" ушли на свой путь незамеченные немцами, а мы повторили атаку по подходящему верхнему ФВ-190. Однако я не смог вывернуться на него - чересчур круто, а Сережа, потому как шел позади, сумел обстрелять его и, по - моему, удачно, а потом пошел за мной. Ниже я увидел другого "Фокку" - длинноносого, с желтым коком и угольником на борту и сверху под ракурсом 1/4 слева с дистанции 200 метров открыл по нему непрерывный пламень. "Фоккер" беспорядочно кувыркаясь, стал валиться со шлейфом дыма...

Оглянувшись, я не увидел Гордадзе. Позднее выяснилось, что я чрезмерно грубо выполнил маневр и Сергей не удержал строй, потеряв меня. Он прошел, разыскивая меня, на север, после этого вернулся к "Илам", проводил их до базы сообща с парой Бориса. "Илы" задачу свою выполнили.

...Наверное, в нашем районе ещё шел воздушный мордобой, вследствие того что что ко мне как снег на голову пристроился одинокий Ла-5 с красным коком. Ниже нашей, нежданно созданной пары, я увидел звено Ме-109 и пошел в атаку позади - сверху на параллельном курсе. Эти пацаны оказались грамотными: они пошли со снижением и пары разомкнулись метров на 200 ( я, допустим, атакую правую - так меня бьет левая, или напротив ). По привычке оглянувшись на ведомого, я увидел, что он круто уходит от меня. Чем - то, видимо, я ему не понравился. А может своих увидел - не знаю. Однако покуда я соображал, ситуация чуть-чуть переменилась: за это время "худые" сделали крутые горки и в настоящее время уже они оказались надобно мной и немедля с двух сторон штурмовали, поджидая удобного момента вползания в прицел.

Я ни при каких обстоятельствах не проигрывал для себя таковый вариант боя, но поступил по - своему точно, грубо убрал газ и облегчил винт, вместе с тем делая переворот. Но ручку на себя подтягивать не стал и вверх колесами шел прямо со снижением и обратной перегрузкой. Фрицы, по всей видимости, развернулись, желая откопать меня вслед за тем переворота "пo - правилам". Я их больше не видел.

Через немного секунд, оказавшись в отвесном пикировании я глянул на показатель скорости - 750 км/час ! Я ужаснулся: сегодня должна отстать обшивка на крыльях ! Боясь сотворить разрушающую перегрузку ручкой, я осмотрительно стал избирать триммер. Самолет помаленьку стал вылезать на горизонт. Очень переживал за мотор - выдержит ли раскрутку в этом диком пике. Но матчасть работала исправно до аэродрома..."

Абрек Аркадьевич, как и многие ветераны, в своих рассказах, делает как мне кажется обычную ошибку: считает противника слабым, забыв, что тот мог заприметить рисунок Аса на капоте - акулью пасть, a у ведомого - серебряную молнию и надписи на фюзеляже. Немца знали, что эти рисунки отважится живописать не любой и целиком вероятно, это на них произвело ощущение.

К концу войны Майор А. А. Баршт, ставший одним из основателей приема корректировки артогня с истребителя - 28 корректировок, совершил 369 боевых вылетов ( из них 240 - на разведку и корректировку ), в воздушных боях одержал 8 побед ( официально - всего 4 ), на земле уничтожил 6 артиллерийских батарей, 50 танков, до батальона пехоты противника.

После окончания войны Абрек Аркадьевич продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию. Военный пилот 1-го класса. С 1978 года Полковник А. А. Баршт - в запасе. Работал начальником учебно - летной базы Российского государственного гидрометеорологического университета. Вице - президент Северо - Западного регионального управления Федерации любителей авиации России.

За время службы награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды ( дважды ), 15-ю медалями, в том числе "За боевые заслуги" и "За отбояривание Украины". Член Совета ветеранов 6-й армии ВВС и ПВО. Его имя носит средняя учебное заведение N:1 во Владивостоке.

Так же читайте биографии известных людей:
Абу Аль-Ашари Aby Al-Ashari

Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю..
читать далее

Абу Аль-Газали Aby Al-Gazali

Перед кончиной он поручил воспитание сыновей своему другу, который был суфием, и сказал ему: "Я очень жалею, что не смог достичь знаний, и хочу,..
читать далее

Абубакари Якубу Abubakari Yakubu

Абубакари Якубу начал свою футбольную карьеру в ганском клубе Гхапоха Райдерс из города Тема. В 2004 году Якубу переехал в Нидерланды и подписал..
читать далее

Абэ Кобо (Кимифуса) Abe Cobo

Всемирную славу принесли писателю появившиеся один за другим романы Женщина в песках (1962), Чужое лицо (1964) и Сожженная карта (1967). После их..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий