Известные люди

»

Авраамий Палицын

Авраамий Палицын Avraamiy Palitsin Карьера: Священник
Рождение: Россия
ЛЕТО 2000 года. Я вхожу в Соловецкий монастырь. Прошло уже несколько десятилетий с того дня, когда я впервые оказался на Соловках. На зеленой лужайке возле стен Преображенского собора белели надгробия. Их вынесли на время реставрационных работ.Я подошел к первому камню и замер потрясенный. Надпись гласила, что это надгробие Авраамия Палицына.

МЕНЯ поразило не то, что Палицына захоронили тут, на Соловках. По православному обычаю затворник должен быть захоронен как раз там, где он первоначально обещал Богу быть иноком и где он был пострижен. Палицын стал монахом в Соловецком монастыре, и тут его должны были предать земле.

Неожиданностью для меня была сама плитка. Ведь когда-то в книге историка Сергея Кедрова Авраамiй Палицынъ, изданной Московским университетом в 1880 году, я читал, что могилка Палицына была найдена по счастливой случайности в 1872 году, но время разрушило памятник. Вот отчего саммит посредством 375 лет с могильной плитой и показалась мне каким-то чудом.

Неизвестно, какая была погода в Москве 21 февраля 1613 года. В тот самый день на Красной площади собралось навалом народа. Четыре человека поднялись на Лобное местоположение. От имени Земского собора они объявили, что Смутное время окончилось: царем избран Михаил Романов.

Одним из этих четырех мужчина на Лобном месте и был Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря.

Авраамий Палицын не принадлежал к тем, кому ставят памятники. На картинах художников таких людей также не изображают, неужто что где-то во втором ряду. Вот и я называю их деятелями второго ряда.

Рыночная стихия XVI века

ОСОБЕННОСТЬ Смутного времени состояла в том, что питательная среда для появления вождей из боярства истощилась. Прежде всего в силу полного исчерпывания экономической базы боярства вотчинного хозяйствования. Сказались и массовые чистки Ивана Грозного, убившего более того собственного сына. И в конце концов, годы Смутного времени потихоньку перемалывали и выбивали из игры всех больше или менее потенциально пригодных на образ Вождя. Последними в этом ряду отсеянных были отравленный даровитый Скопин-Шуйский и прихлопнутый Прокопий Ляпунов, ослепительный предводитель первого ополчения, собравшегося для освобождения Москвы.

К концу Смутного времени создалась обстановка безвождизма. Как написал единственный из наших выдающихся историков В. О. Ключевский: Московское страна выходило из страшной Смуты без героев; его выводили из беды добрые, но посредственные люди.

Но зато держава имела без сомнения ярких и одаренных деятелей второго ряда. Палицын единственный из главных посреди этого второго эшелона.

Палицын из древнего дворянского рода, перебравшегося в Москву из Западной Руси (входившей тогда в состав Литвы). По преданию, единственный из его богатырских предков размахивал в боях палицей весом в полтора пуда, отседова и фамилия.

Несмотря на древность рода, никто из Палицыных не был боярином. Они служили стольниками, подъячими и т. д. Не только сам Авраамий, но и весь его род был из второго эшелона.

Год рождения Палицына неизвестен, предположительно 15401550 гг. Родился он в селе Протасьево близ Ростова, звали его в миру Аверкием Ивановичем.

В 1588 г. при царе Федоре он попал в опалу, лишился земли и имущества и был сослан в Соловецкий монастырь. На Соловках стал монахом, не насильно, а добровольно.

Палицын попал в опалу скорее всего по двум причинам. Во-первых, заодно со своим патроном Шуйским. Во-вторых, Палицын уже тогда числился в серьезных людях, умных и деятельных, на каждый происшествие таких лучше было отдалить в кризисный миг.

Затем Годунов решил извинить тех, кого репрессировал превентивно. И Палицын в 1594 г. был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Почему в Троицу? Была серьезная причина. Троицкая лавра к этому времени утрачивала свою образ. Было решено укрепить кадры в том числе и Палицыным. Выходит, что его числили посреди тех, кем не возбраняется укреплять.

И на Соловках, и в Троице Палицын, судя по всему, невпроворот читал. В молодости он не учился и в настоящий момент наверстывал, превращаясь в образованнейшего человека своего времени: его хорошее знание церковной литературы без труда заприметить по его книге, где невпроворот ссылок на источники. При ставшем царем Василии Шуйском Палицын был обласкан и получил в 1608 г. пост келаря Троице-Сергиева монастыря. Это был второй после этого настоятеля пост в монастыре. Келарь это не батюшка, это администратор. А хозяйство было огромное: 250 сел, 500 деревень, десятки тысяч десятин земли и десятки тысяч душ крестьян.

Палицын достаточно стремительно отладил хозяйство и вскоре уже был в состоянии реализовать просьбу Шуйского: активно воздействовать, как в настоящий момент бы сказали, на рыночную стихию. Московские житопродавцы, пользуясь противостоянием Шуйского и Дмитрия II, решили крайне непатриотично погреть руки. Они договорились скупить хлеб и придержать его до самых высоких цен. Палицын выбросил из монастырских запасов десятки мер ржи на рынок и сшиб цену. Растерявшиеся житопродавцы сдались и также начали продавать.

В это время Палицын, как и весь Троице-Сергиев монастырь, поддерживал Шуйского супротив Дмитрия II. Но Шуйского 17 июля 1610 года свергли. Уже 27 августа Дума, созванная из представителей со всей страны, начала выборы нового царя. Собравшиеся остановились на сыне польского короля Сигизмунда Владиславе. При условии, что Владислав примет греческую веру. Была образована депутация больше чем в тысячу делегатов, которая и отправилась к Сигизмунду под Смоленск хлопотать освободить сына.

Палицын был согласен с этим решением и вошел в состав депутации. Но Сигизмунд отверг просьбу, предложив на столичный трон себя. Депутация была арестована, а поляки заняли Москву.

Депутация раскололась. Часть ее во главе с митрополитом Филаретом (отцом будущего царя Михаила Романова) решила стойко придерживаться полученным указаниям. А другая количество в нее вошел и Палицын присягнула Сигизмунду, была освобождена и вернулась в Москву.

Но в Троице-Сергиевом монастыре Палицын забыл о присяге и вкупе со своим начальником архимандритом Дионисием начал агитацию супротив поляков. За этой агитацией стояла новая стратегия решения проблем Московского государства.

Стратегия выхода из Смуты

ВО ВТОРОЙ половине XV века Московскую Русь охватил основательный кризис.

Прежде всего, это был кризис армейский. Победители Мамая, завоеватели Казани и Астрахани, присоединители Сибири, покорители Новгорода и Пскова оказались несостоятельными при первой же серьезной войне на Западе.

За этим кризисом стоял больше фундаментальный кризис экономический. Прежде всего это был, как показал В. О. Ключевский, кризис системы боярского вотчинного хозяйствования.

И, в конце концов, кризис политический. Процветающие в Турции или Персии восточные тиранические, деспотические, диктаторские модели уже не устраивали ни боярство, ни дворянство, ни городские круги, ни, что сильно значимо, Православную церковь.

Каким путем вылезать из кризиса?

Несколько веков вспять Александр Невский принял историческое вывод ориентироваться на Золотую Орду, в широком смысле на Восток. Выступить супротив крестоносцев и тем самым супротив Запада. Разойтись с Западной Русью, которая решила не повиноваться Орде, а искала покровителей и союзников в Западной Европе.

Для Невского это было объяснимое решение: Орда была развитым государством, освоившим тысячелетнюю культуру Китая, с мощной военной силой, способной объединить погрязшие в междоусобицах удельные княжества Восточной Руси в единственный улус, снабдить в нем политическая элита князей и Православной церкви. Объединение восточных русских княжеств кругом Москвы стержневой результат этого курса Невского.

Но Орда столетний период за веком теряла свои преимущества, а принятие ею ислама поставило под угрозу Православную церковь и в конечном счете всю Московскую Русь.

Тогда верхушка Православной церкви некогда всего Сергий Радонежский дальновидно предложила новоиспеченный курс: на отделение от Орды, на борьбу с ней. Итогом этого курса стали и Куликовская битва, и Московское страна, и захват им без малого всего наследства Золотой Орды.

А вот сейчас вновь требовалась смена линии. Запад прямо обгонял большой, но медлительный Восток. Надо и освоить достижения Запада, и вообще ходить его путем.

Но как реализовать тот самый вектор движения?

Выбор решения во многом был предопределен двумя обстоятельствами. Во-первых, ближайшим соседом с Запада было польско-литовское держава. Во-вторых, Западная Русь была в составе этого польско-литовского государства.

Польско-литовское страна было для Московской Руси своего рода примером. Сеймы избирают королей. Экономика развивается. Армия на европейском уровне, благополучно борется и с немецкой агрессией, и с Крымским ханством, и с Турцией.

В Польшу и в особенности в Литву вошли все те русские княжества, которые не подчинились Орде. В середине XV века в Великое княжество Литовское входили и Смоленск, и Брянск, и Киев, и Полоцк. Православие многие годы было в Литве государственной религией, а российский официальным государственным языком Литовского княжества.

К сожалению, историки времен династии Романовых усердно проводили мысля о том, что затем Киевской Руси осталась одна Русь та, которая стала улусом Золотой Орды и в конце концов Московской Русью. Западной Руси, которой удалось избежать ордынского ига, как бы не существовало.

Грозный король?

СНАЧАЛА в Москве избрали самый-самый элементарный путь: завоевать земли на Западе, вылезти к Балтийскому морю, сделаться европейской державой.

Это была первая стратегия переориентации Московского государства на Запад силой оружия. Иван Грозный не смог ее реализовать в Ливонской войне он потерпел разгромление.

Тогда возникла вторая стратегия: стратегия унии с Западом путем избрания московского царя королем польско-литовского государства.

Но попытка Грозного избраться королем провалилась. Более реальными оказались шансы его сына, царя Федора.

На сейм, избиравший короля, из Москвы отправили великих послов бояр Степана Годунова и Федора Троекурова с дьяком Василием Щелкановым. Когда посольство ехало по Литве, выезжавшие навстречу западные русские говорили: Теперь мы встречаем вас, великих послов государя православного; и дал бы нам Бог всею землею повстречать самого вашего государя к себе. Литовский подскарбий Федор Скумин говорил представителям Москвы: Я христианин вашей греческой веры, и папа, и мама у меня были христианами, так я вам говорю мы все хотим, чтобы нам с вами быть в соединении на века, чтобы ваш монарх панствовал на наших панствах. Но избрание Федора не состоялось.

В итоге возник третий вариант реализации курса на Запад. Самый нелегкий. Осуществить перестройки силами и под руководством правящего в Московском государстве боярства. Как мы сказали бы сейчас силами старой номенклатуры.

Однако более того отказ от выродившейся династии Рюриковичей, более того избрание царями без сомнения одаренных представителей боярской элиты Бориса Годунова и Василия Шуйского успеха не принесли. От их реформ (наиболее яркая из них отмена Годуновым Юрьева дня) противоречия только усиливались.

Требовался величавый вывод: своя московская боярская номенклатура реализовать вектор движения на западнические реорганизации не в состоянии. И заново возникла мысль унии, но уже в новом варианте: не мы приходим к Западу, а Запад приходит к нам. Московская Русь получает царя с Запада. Это была уже четвертая стратегия: стратегия иноземного царя.

И Дмитрий I, и Дмитрий II были по существу царями с Запада. Но противоречий и трудностей оказалось так невпроворот, что Московская Русь решила избрать царем представителя одной из западноевропейских династий. В начале избрали Владислава, сына польского короля Сигизмунда, опосля возникали шведские кандидатуры. Но приемлемого для Православной церкви и боярства варианта не получилось.

И стратегия иноземный царь провалилась.

Смутное время для Московской Руси началось не тогда, когда она оказалась в кризисе.

Смутное время началось и не тогда, когда было принято исторически назревшее заключение ориентироваться на Запад, провести западнические перестройки и топать путем Запада.

Смутное время на Руси началось и продолжалось год за годом тогда, когда раз за разом не удавалось откопать успешной стратегии реализации точно избранного курса.

Нужно было разыскивать новую стратегию. Это и сделали идеологи Православной церкви, посреди которых был и Авраамий Палицын.

Разработка стратегии преодоления Смуты выдающееся достижение Московской Руси, своего рода аттестат о ее зрелости, о ее праве на наличие.

Новая стратегия была логичной и четкой.

Во-первых, православие должно остаться ведущей религией государства.

Во-вторых, на первое местоположение вышло понятие Московское государство как первооснова. Единое российское держава не может не быть московским. И нижегородцы, много натерпевшиеся со стороны Москвы, целуют крест, стоят за Московское держава и приглашают другие города стоять всем заодно.

В-третьих, Московское держава должно остаться аккурат царством. Опять-таки русские люди оценили и шляхетскую демократию Польши, и республиканское устройство Великого Новгорода, и атаманское самоуправление Дона. Вывод был таковой и о нем писали руководители ополчения: Нам без государя невозможно: сами знаете, что такому великому государству без государя долгое время стоять нельзя.

Четвертый компонент новой стратегии компромисс внутри Московского государства. Компромисс внутри иерархов церкви. Бояре, бегавшие из лагеря в лагерь, также должны были помириться приятель с другом. Горожане должны объединиться с дворянами. Казаки вооруженная мощь крестьянства и всего простого народа также должны сходить на соглашение.

Ради успеха новой стратегии было решено извинить дружбан другу все службу Дмитрию или Шуйскому, присягу Сигизмунду и т. д. Исключительно умным был подход к имущественным приобретениям Смутного времени. Так, если у дворянина ничего другого не было, ему разрешали оставлять себе дарованное самозванцами. И звания, и титулы от них также сохранялись.

И, в конце концов, пятое. Реформы. Реформы западнического типа необходимо провести. Но их должно осуществить уже само Московское страна.

Новая стратегия и западничество, и независимость бесспорно была результатом коллективных усилий, итогом коллективного опыта, плодом напряженных размышлений лучших умов Московского государства.

Но зародились идеи новой стратегии в Троице-Сергиевом монастыре, в котором традиции Сергия Радонежского были наиболее крепкими.

Юный народонаселение

ГЛАВНОЙ опорой и главным потенциалом новой стратегии была скоро формирующаяся русская нация. Именно горести и беды Смуты заставили русских во всех частях Московского государства осмыслить себя не только рязанцами или москвичами, ярославцами или тверичанами, но раньше всего русскими. Как близким родственникам писали дружбан другу письма Нижний и Казань, Кострома и Псков. Была осознана общность интересов, общность целей. Осмыслена первоочередная образ общего перед частным. Сформировалась уверенность в том, что население сам, своею волею, может достигнуть исполнения своих желаний. Как писал С. М. Соловьев: Народ был готов обозначиться как единственный человек; непрерывный строй смут и бедствий не сломил юного народа, но очистил среда, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем для спасения веры, угрожаемой врагами внешними, и наряда государственного, которому грозили враги внутренние.

Я пишу новая стратегия хотя что надо понимаю, что она формировалась как собак нерезаных лет. Еще в августе 1610 года столичный съезд голосовал за приглашение Владислава, а уже в марте 1611 года всего посредством какие-то шесть месяцев во все города Московской Руси лавиной шли письма с изложением стратегии независимости. Конечно, писцов Троице-Сергиевой лавры называли борзыми, борзописцами тогда это словечко означало умение скоро строчить. Но самые борзые авторы могут стремительно вписать только уже обдуманные и сформулированные идеи. Так что логично допустить, что основные идеи новой стратегии были выдвинуты задолго до начала 1611 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Аврам Грант Avram Grant

В сборную Грант пришёл в возрасте 46 лет, и стал самым молодым тренером израильтян за всю историю. Он добился со сборной потрясающих результатов, и..
читать далее

Аврелия Котта Avrelia Kotta

Римская матрона, мать Юлия Цезаря.
читать далее

Аврил Лавин Avril Lavigne

Аврил Лавин - канадская певица, автор и исполнитель собственных песен, актриса и дизайнер. Родилась 27 сентября 1984 года.Дебютный альбом Аврил..
читать далее

Авром Шмулевич Avrom Shmulevich

Лидер Международного гиперсионистского движения "Беад Арцейну" ("За Родину"), бывший член политсовета российского движения "Евразия".
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий