Известные люди

»

Александр Васильчиков

Александр Васильчиков Aleksandr Vasilchikov Карьера: Деятель
Рождение: Россия, 26.10.1818
Васильчиков Александр Илларионович, князь - известный русский общественный деятель и писатель, сын Иллариона Васильевича Васильчикова . Родился 26 октября 1818 г., умер в 1881 г. В 1835 г.

Васильчиков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Для того времени это было редким явлением в аристократических семьях, в которых дети просто воспитывались или дома, или в своих сословных учебных заведениях. По окончании университета Васильчиков не решался поступать на службу - так немного привлекали его к себе тогдашние ее условия. Васильчиков искал больше активный работы. В 1840 г. барону Гану поручено было введение за Кавказом новых административных порядков. Он избрал в сотрудники молодых просвещенных людей, между которыми был и Васильчиков. Этой миссии придавали тогда большое важность, как опыту новой гражданственности; но уже посредством год служба барона Гана была остановлена, и Васильчиков вышел в отставку. Во время пребывания Васильчикова на Кавказе он был секундантом при дуэли между Мартыновым и Лермонтовым, за что был предан военному суду. Император Николай Павлович простил его "во внимательность к заслугам отца его". В 1845 г. Васильчиков поступил на службу во II отделение Собственной Его Величества канцелярии. С особенным вниманием император Николай следил за образом мыслей тех молодых людей, отцы которых занимали высокое положение по службе и пользовались его расположением. В то время о Васильчикове, обладавшем вечно значительною долею самостоятельности, в обществе начали высказывать соображение как о человеке с "свободолюбивыми" взглядами. Хотя в этом и не находили особой вины, но на все суждения Васильчикова и споры его в обществе на тему о "свободе слова" смотрели не в особенности благосклонно. Свободолюбие молодого Васильчикова стало резво известно и самому государю. По свидетельству одного из друзей Васильчикова, в одно прекрасное время Николай Павлович более того призвал его к себе и, сурово порицая его суждения в обществе, как не рекомендующие молодого человека, посоветовал ему "перемениться". На это Васильчиков со всей откровенностью заявил государю, что он не признает за собой никакой вины, после этого чего услышал энергичное повторение слова "переменись". Своей службой Васильчиков доволен не был и вскоре перешел в Новгородскую губернию на место первоначально уездного, а попозже губернского предводителя дворянства. Этот переход объясняется следующими словами самого Васильчикова: "С ранней молодости я почувствовал всю ничтожность канцелярской службы и надобность познать быт народа и строй службы за пределами Петербурга, где все представляется в ложном свете, - в периферии и в деревне, где уныло и спокойно течет трудовая жизнь". Начальник Васильчикова по II отделению, граф Блудов, не решился рапортовать государю о переходе Васильчикова в провинцию, ввиду того, что образ мыслей Васильчикова считался не целиком благонадежным и что вообще на сословных представителей смотрели с подозрением. Но Васильчиков нашел поддержку в тогдашнем министре двора, князе Волконском, тот, что доложил государю о новом служебном положении Васильчикова. Жить в глубинке для таких людей, как Васильчиков, тогда было нелегко. Исполняя свои обязанности по букве закона, Васильчиков составил себе репутацию человека опасного, так как, преследуя, по должности предводителя, распутных и жестоких помещиков, он раскрывал все ужасы крепостного права. На следующее трехлетие Васильчиков сам не захотел баллотироваться в предводители, поселился в своем имении Ковенской губернии и занялся хозяйством. Началась разработка первых предположений об освобождении крестьян, но в числе лиц, призывавшихся к этому делу, не было Васильчикова, на которого смотрели подозрительно. Затем наступила крымская битва, привлекшая Васильчикова в ряды ополчения. Начальником штаба действующей армии был брат Васильчикова князь Виктор Илларионович ; благодаря этому Васильчиков мог быть в курсе не только самые факты, но и причины нашего поражения. Неудачная битва окончилась; ополченцы разошлись при общем настроении лучшей части русского общества, что "дальше так существовать нельзя". Снова заговорили об освобождении крестьян. Васильчиков принимал деятельное участие в частных совещаниях и агитировал в пользу реформ, находясь в близких отношениях с Ю. Самариным и Н. Милютиным. Стремясь к больше активной деятельности, он принял на с

ебя обязанности члена новгородского губернского по крестьянским делам присутствия. С 1865 по 1872 г. он был гласным в старорусском уездном и новгородском губернском земских собраниях. Он участвовал в качестве крупного землевладельца в учрежденной при Министерстве государственных имуществ (так называемой Валуевской) "комиссии для исследования положения сельского хозяйства и сельской производительности в России", где настаивал на том, что "узел вопроса об улучшении сельского хозяйства содержится в податной реформе". С 1872 г. Васильчиков был председателем петербургского отдела славянского комитета. Летом 1881 г. Васильчиков был приглашен, в качестве сведущего лица, к участию в обсуждении вопроса о понижении выкупных платежей. Литературная занятие Васильчикова касалась самых живых вопросов современности; то, что он говорил как публицист, узко было связано с его общественною деятельностью. Первою, в хронологическом порядке, является его брошюра "Русский администратор новейшей школы", с предисловием Ю.Ф. Самарина (Б., 1868). Это - реакция на записку псковского главу администрации области (позже товарища министра вн. дел), Обухова, рекомендованную, в близкое время, министерством вн. дел вниманию всех русских администраторов. Больше всего Васильчиков восстает супротив предлагаемого автором записки вмешательства администрации в земское занятие и систематического отказа земству в содействии правительства. Он не может ударить по рукам с тем, что масса русского народа - "чисто стихийная сила", и что насущная надобность минуты - "собрание и соединение консервативных элементов". В сочинении "О самоуправлении" (1-е издание, 1869; 2-е издание, 1872), написанном, как указано и в предисловии, в эпоху сомнений в плодотворности начал, внесенных в русскую бытие крестьянскою и земскою реформами, Васильчиков задался целью дозволить вопросительный мотив, что нужно совершить для осуществления условий, при которых народонаселение мог бы пользоваться полученными им правами, и перестройка принесла бы ожидаемые плоды. Вопрос тот самый Васильчиков разрешает рассмотрением истории самоуправления у других народов. Отдавая превосходство в этом отношении Англии, Васильчиков определяет самоуправление "как участие народа в местном внутреннем управлении". Существенным элементом самоуправления Васильчиков признает полную самостоятельность местных органов, в пределах закона. Эта самостоятельность упрочивается потихоньку, и разрешено подметить три периода в ее образовании: 1) тяготение к тому, чтобы налоги и повинности, установляемые центральною властью, раскладывались на местах по соображениям местных жителей; 2) поручение самого расходования земских сборов местным земским органам и 3) передачу местным органам контроля над раскладкой и расходованием сборов, а кроме того судебных функций. Вопрос о том, быть может ли самоуправление на русской почве, Васильчиков разрешает утвердительно и находит, что лозунгом земства является не социальное "братство" или политическое равенство, а земское уравнение. В основу всей земской жизни он кладет землевладение; правильное формирование земской организации должно, по его мнению, привести к мирному разрешению всех социальных, аграрных и политических вопросов. Автор указывает и на меры, которые должны содействовать "земскому" благосостоянию: пересмотр законов о перечислении из обществ, расширение колонизации и надела крестьян государственною землею, преобразование волости в общесословное учреждение, устройство кредитных товариществ и рабочих артелей, введение обязательного страхования от огня и от падежа скота и установление подоходного налога. Придавая величайшую важность умственному и нравственному образованию народа, Васильчиков видит для него два пути: учебный, сквозь посредство школ, и утилитарный - посредством участие народа в местных совещаниях и судах, а в силу того что главными органами русского самоуправления считает народное училище, земское собрание и важный суд. Возражая супротив взгляда, признающего самоуправление немыслимым без народного представительства, Васильчиков допускает его и при самой централизованной форме правления, но полагает, что правильное формирование самоуправления неминуемо должно пр

ивести со временем к соглашению местных потребностей с пользами всего государства. В брошюре "Письмо министру народного просвещения графу Толстому от князя Васильчикова" (Б., 1875) Васильчиков не признает за классицизмом значения противоядия по отношению к нигилистическим идеям; он думает, напротив, что исследование классической древности может скорее поселить в молодых умах наклонность к скептицизму. Осуждая тяготение затруднить для большинства доступ к образованию, Васильчиков высказывается за лучшее устройство среднеучебных заведений и за раскрытие дверей в вуз не для одних только учеников гимназии. В сочинении "Землевладение и земледелие в России и в других европейских государствах" (1-е издание, 1876; 2-е издание, 1881) Васильчиков задается вопросом: может ли высокая уровень цивилизации быть достигнута другими путями, без ошибок и несправедливостей, ознаменовавших там формирование аграрных отношений. Автор не думает, чтобы все народы должны были претерпеть одинаковые превратности; он находит, что "Россия находится в аграрном отношении в положении лучшем, чем другие страны; что имущества у нас распределены ровнее, чем у других народов, и в общем фонде народного богатства остается у нас достаточно свободного места, свободных имуществ, чтобы уровнять по возможности социальные неровности". Равным образом Васильчиков был убежден, что русское среда в своем историческом развитии не перешло ещё того рокового рубежа, когда мирные соглашения и преобразования становятся неисполнимыми вследствие того, что интересы разных классов обитателей, соприкасаясь и тесня дружбан друга, вступили уже между собою в соперничество и борьбу. Этой борьбы в России нет, и оттого желательно, "чтобы мы воспользовались промежуточным периодом, когда социальные отношения у нас ещё совсем не установились, для порешения по правде и справедливости аграрного вопроса, причинившего столь замешательства всем народам древнего и нового мира". Васильчиков находил, что держава должно прийти на поддержка земледельческому классу, указывая ему пути для переселений, снабжая его необходимыми для того средствами и облегчая его податные тягости. Не лишено интереса касательство Васильчикова к общинному землевладению, которое он считал необходимым удержать как форму владения землею, но внеся в нее больше правовых отношений. Он находил в общине не немного искусственных наслоений и желал, чтобы дальнейшие подавление ими обычая было парализовано, и чтобы обычаю дана была вероятность совершенствоваться. Появление сочинения Васильчикова было без малого событием. Оно было замечено не только наиболее видными в то время органами русской печати, но и иностранной литературой. Им были вызваны статьи Головачева, Костычева, Леруа-Болье и книжка В.И. Герье и Б.Н. Чичерина "Русский дилетантизм и общинное землевладение" (М., 1878). В брошюре "Мелкий земельный кредит" (1876) князю Васильчикову принадлежит только первая доля, о необходимости кредита; вторая, написанная А.В. Яковлевым, заключает в себе технические указания к осуществлению кредита. В том же 1876 г. Васильчиков написал сочинение о Восточном вопросе, оставшееся не напечатанным. Выдержки из него, приведенные биографом князя Васильчикова, Голубевым, показывают, что, по мнению Васильчикова, Восточный вопросительный мотив создан желанием парализовать связь России с славянскими племенами. Признавая исторические основания этой связи, Васильчиков высказывается за изгнание турок из Европы и отдачу их территории славянам и грекам. Последняя, по времени издания, брошюра князя Васильчикова "Сельский быт и сельское хозяйство России" (1881) является сжатым конспектом его сочинения "Землевладение и Земледелие". После кончины Васильчикова появились несчетные статьи о его деятельности, в частности, А.Д. Градовского в "Неделе" (1881, 4), О.Ф. Миллера в "Историческом Вестнике" (1881, 11), В.Я. Стоюнина в "Наблюдателе" (1882, 1). Все эти отзывы приведены в книге А. Голубева "Князь А.И. Васильчиков. Биографический очерк" (СПб., 1882). "Смерть, - сказано во внутреннем обозрении "Вестника Европы" (ноябрь, 1881), - застигла князя Васильчикова неутомимым, э

нергичным борцом за общее благо. Такие книги, как "Землевладение и земледелие" - не только дорогостоящий писательский работа, но и честный шаг. В то время, когда крестьянское занятие официально признавалось законченным, положение крестьян - целиком обеспеченным, дальнейшее улучшение их быта - опасной и неблагонамеренной фантазией, изрядный землевладелец, аристократ по рождению и положению, смело пошел наперекор течению. Рискуя навлечь, и впрямь навлекши на себя обвинение в "социализме", он стал на сторону общины, мелкого землевладения, больше правильного распределения поземельной имущества между различными классами населения; он лишил полярный лагерь возможности утверждать, что такие взгляды находят защитников только между теми, которым нечего утрачивать, которыми руководит завидущая жаба к богатству и ненависть к богатым".

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Велёпольский Aleksandr Velepolskiy

Польский государственный деятель.
читать далее

Александр Венгеровский Aleksandr Vengerovskiy

президент фонда "Национальный демократический авангард", бывший депутат Государственной ДумыРодился 1 апреля 1953 в Москве в семье врачей, русский.В..
читать далее

Александр Верховский Aleksandr Verhovskiy

Военный министр Временного правительства (1917). Генерал-майор (1917). Комбриг (1936).
читать далее

Александр Волошин Aleksandr Voloshin

В декабре 2000 года "Комсомольская правда" назвала Волошина "Политиком года".
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий