Известные люди

»

Александр Гречанинов

Александр Гречанинов Aleksandr Grechaninov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 25.10.1864
Родился в 1864 г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 г. в московскую консерваторию.

По фортепиано занимался у Н.Д. Кашкина и окончил педагогические курсы по классу В.И. Сафонова (1890); по контрапункту учился краткосрочно у Г.А. Лароша, потом у Н.А. Губерта. В 1890 г. Гречанинов перешел в петербургскую консерваторию, которую окончил по классу теории композиции Н.А. Римского-Корсакова, представив экзаменационную кантату "Самсон". Гречанинов занимался ещё у С.И. Танеева в Москве. Гречанинов дебютировал (1894) тетрадкой из пяти романсов (изд. Беляева ), а его opus 2-ой, смычковый квартет (G-dur) был тогда же премирован на конкурсе петербургского общества камерной музыки. По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге и занялся педагогической музыкальной деятельностью. Сочинения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется воздействие Чайковского. Большое воздействие оказал на Гречанинова и Римский-Корсаков, в фактуре и многих приемах. То и другое воздействие явственно выступает в опере-былине "Добрыня Никитич" (1895 - 1901). В начале 1900-х годов Гречанинов становится на больше независимый тракт, но в конце этих годов выступает в его творчестве другое воздействие - модернистов французов (Дебюсси и др.). Сказанными влияниями не заслоняется, при всем при том, собственная индивидуальность Гречанинова. По своему характеру его сочинения находятся в тесной связи с русским народным песенным творчеством. Мысль его всю дорогу определенна, ясна, изложение отличается простотой, отсутствием запутанности, вычурности, формирование логично, вестимо, хотя особенной фантазии и изобретательности в развитии автор и не проявляет. Стиль его сочинений большей частью гомофонический. К контрапунктическим сложностям автор без малого не прибегает. Наиболее ослепительно его гений проявился в вокальной музыке и в ней в области камерной миниатюры, в которой он достигает нередко тонкой красоты грации и изящества. Особенно выделяются серии его "детских песен", близких к народным: "Ай дуду" (6 песен, 1903), "Петушок" (сборник русских народных песен, 20 N, 1906), "Снежинки" (10 песен, 1907). Новое словечко сказал Гречанинов в области церковной музыки. Нередко он берет в песнопении прямо народные темы. Другой особенностью его песнопений является их изобразительность, программность в строгом соответствии с текстом. Некоторые его песнопения, как, в частности, "Волной морской" переложение (8-голосное) и оригинальное "Верую", где он применил старый прием исполнения символа веры в монастырях - речитативное читка одного канонарха, которому вторит хоровой коллектив - получили широкую известность. Ему принадлежат: 2 полных (13 N) литургии св. I. Златоуста (1897, 1902), "Всенощное бдение" (10 N), "Страстная Седмица" (13 N) и отдельные песнопения. Свои взгляды на церковную музыку Гречанинова заявил в статье: "О духе церковных песнопений" ("Московские Ведомости"). Его обеим симфониям (N 1 - h-moll, 1894, и N 2 Pastorale-a-moll, 1902 - 09) недостает оригинальности, глубины идей, широты размаха, органичности формы интереса в развитии, что не исключает общей красоты музыки и интереса отдельных подробностей. Гречанинов написал 59 opus'ов, 8 сочинений без означения opus'ов и 6 сочинений неизданных. Среди этих сочинений находятся: "Элегия" (памяти Чайковского) для оркестра (манускрипт, 1897), 2 смычковых квартета (N 1 - G-dur и N 2 - B-dur в рукописи), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (C-moll, 1903), "Сестра Беатриса" опера-легенда по Метерлинку, музыка к трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович" (напечатана только "Песнь гусляра") и к его же трагедии "Смерть Иоанна Грозного", музыка к "Снегурочке" Островского, "Елочкин Сон" - рождественская пьеса для детей (1911), светские хоры, "Памяти павших за свободу", "Траурный гимн" для хора, "Матушка Русь" (Некрасов) для исполнения 19 февраля, кантата "Памяти 19 февраля 1861 г." для 4-х голосов, хора и оркестра на слова П. Зуева, вокальные квартеты-соло, вокальные пьесы с сопровождением оркестра, струнного квартета ("Мертвые Листья"), концерт для виолончели, пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Даргомыжский Aleksandr Dragomyzhsky

Композитор, один из основоположников рус. классич. музыки. Последователь М.И.Глинки. Гл. произведение - оп."Русалка"(1855, по драм. поэме..
читать далее

Александр Добронравов Aleksandr Dobronravov

Музыкант, с чьим именем связана всеми любимая песня Как упоительны в России вечера. История этой песни, да и сама она будто фирменный знак..
читать далее

Александр Дольский Aleksandr Doliskiy

Поэт, композитор, музыкант, автор-исполнитель... Александр Александрович Дольский имеет специальности инженера-конструктора и..
читать далее

Александр Достман Aleksandr Dostman

Александр Достман является продюсером различных концертных программ и показов мод, среди которых: концерт к 35-летию творческой деятельности и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий