Известные люди

»

Александр Гусев

Александр Гусев Aleksandr Gusev Карьера: Герой
Рождение: Россия» Липецкая область» Липецк, 24.8.1910
Герой Советского Союза (14.11.38). Награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, медалями.

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу.

В РККА с 1928 г. Член ВКП(б) с 1931 г. Окончил 2-ю военную военную школу летчиков в г. Борисоглебске в 1932 г. Служил командиром отряда 17-й эскадрильи 142-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 20.08.37 по 25.04.38 гг. Был командиром эскадрильи, а потом истребительной авиагруппы. Летал на И-16. Провел 32 воздушных боя, сшиб 3 самолета лично и 2 в группе. Награжден орденом Красного Знамени (2.03.38).

В конце августа 1937 г. в Испанию прибыла очередная группа советских летчиков-добровольцев. Из пополнения были сформированы 2 эскадрильи. Командиром первой назначили старшего лейтенанта Гусева, а второй - старшего лейтенанта Девотченко.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семенов: О Гусеве уже тогда шла слава как о решительном и опытном командире, смелом и инициативном летчике. Рослый, предприимчивый, радостный, он как-то безотлагательно завоевывал симпатии всех, кому доводилось с ним встречаться

Во втором бою я увлекшись атакой немецкого бомбардировщика, потерял свою группу, заблудился и не знал, что дальше действовать. Спасибо товарищам: нашли меня и привели на аэропорт. Разумеется, я ожидал разгона от командира эскадрильи. Но Гусев смирно разобрал мои ошибки и в заключение сказал:

Запомните для начала четыре нельзя. Нельзя отрываться в бою от группы. Нельзя палить с большущий дистанции. Нельзя быть слепым. Нельзя делать торопливо. Остальное подскажет навык...

На всю существование осталось в моей памяти это наставление командира эскадрильи. Очень уж выразительно сформулировал он непременные условия победы в воздушном бою. Вылетая на любое боевое поручение, я вечно старался жестко соблюсти четыре нельзя, и со временем это дало мне вероятность обрести многие другие качества, необходимые летчику-истребителю во фронтовой обстановке.

9.10.37 г. сшиб бомбардировщик Do.17 в группе.

Генерал-майор авиации Гусев вспоминает: Взлетаю посредством одну-две минуты вслед за тем дежурного звена. Фашистский экипаж наверно сконцентрировал родное участливость на тройке Панфилова. Она, набирая высоту, догоняет разведчика. Взлетал я на северо-запад, и, подворачивая к линии фронта, фашистский пилот ненамеренно помогал мне, идя на сближение со мною. Я захожу сбоку. Все крупнее и крупнее выглядит самолет-разведчик в концентрических, похожих на мишень кругах прицела. До зуда в пальцах хочется поскорее надавить гашетку. Ведь, судя по всему, меня враги не видят. Они излишне увлеклись борьбой на дальних дистанциях с тройкой Панфилова...

По тому, как грубо и неуклюже вражеский пилот накренил авиалайнер налево от меня, я понял, что он не ожидал моей атаки. Но, отвернув от меня, пилот-разведчик подставил машину под очереди звена Панфилова. Получив свою порцию, вражеский пилот нашел-таки один справедливый для себя выход. Он вывел машину напрямую в сторону Теруэля и со снижением на всей мощи моторов на предельной скорости ринулся к предгорьям, примерно которых держалась облачность.

Мы штурмовали противника в то же время с разных сторон: Панфилов сверху, Ильин снизу, Базаров слева, я с правой стороны. Огонь открывали с трехсот метров и вели до пятидесяти метров. Хорошо виделось, как очереди трассирующих и зажигательных пуль, ударив в машину, вспыхивали короткими белыми и оранжевыми огоньками.

После нашей второй атаки ни стрелок, ни штурман не стреляли. Мы ринулись в третью.

Выхожу из боевого разворота. Снова в концентрических кругах прицела вижу вражеский разведчик. И вновь мы с Панфиловым без малого в то же время открываем пламень по противнику. После выхода из атаки я обернулся и с трудом сдержал возглас радости: на вражеском самолете загорелся левый двигатель...

Но, повернув на боевой вектор движения, я увидел, что пилот-разведчик ринулся в глубокое скольжение с пикированием. Пламя, метавшееся примерно его левого мотора, сшиб буйный встречный поток воздуха. Самолет-разведчик был все ещё жив.

Атаки последовали одна за прочий. Было видно, как позже очереди от фюзеляжа машины, от крыльев отлетели куски обшивки. Фонарь летчиков разбит вдребезги. Левый двигатель продолжал дымить, винт остановился. Машина болталась из стороны в сторону. Но авиалайнер продолжал лететь. Как смертельно раненный хищный зверюга, он упрямо полз к спасительным для него облакам. А они уже рядом. Еще немного минут, более того не минут, а секунд, и разведчик противника нырнет в туманное чрево, исчезнет с зрачок.

Вхожу на боевой вектор движения. Машина врага в перекрестье. Нажимаю гашетки... Даю длинную очередность. Я ещё не прекратил огня, а авиалайнер противника с большим углом пикирования призрачно мелькнул в белых прядях тумана и скрылся в облаках.

Если проронить, что было оскорбительно до слез, то это будет метко...

Злость разбирает меня. Вчетвером не смогли сшибить единственный авиалайнер! Летчики-истребители, называется! Просятся на ответственные задания! Черт бы нас побрал с торопливостью, нервозностью! Барышни кисейные, а не истребители!

Как же я Евгению Саввичу стану сообщать?

Эта идея совершенно доконала меня.

Согласно воспоминаниям Гусева, эта история закончилась тем, что часа посредством два после этого возвращения перехватчиков на аэропорт позвонил Е.С. Птухин и сообщил, что разведчик, по докладам постов ВНОС, все же был сбит и упал на республиканской территории.

12.10.37 г. сшиб фиат в группе.

Эскадрилья Гусева провела над линией фронта воздушный махач, в котором Иван Панфилов сшиб 1 фиат, а ещё 2 фиата были подбиты. При возвращении на аэропорт летчики подметили летевшее также с ними в одном направлении и на одной высоте звено фиатов. Используя количественное и качественное превосходство, советские истребители решили принудить итальянцев к посадке. Однако таковой вариант итальянцев прямо не устраивал, и они попытались выскочить. Ведущий звена фиатов, дабы облегчить уход своих ведомых, пошел вверх. Его, оторвавшегося от группы, и сшибли Александр Гусев и Иван Соколов. Ведомые фиаты пошли вниз, и им удалось какое-то пространство к линии фронта, но они были сбиты звеньями Платона Смолякова и Ивана Панфилова. Пилот ведущего фиата капитан, начальник эскадрильи, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Находясь в плену, он сообщил сведения о количестве самолетов и распорядке работы аэродрома Гарапинильос.

15.10.37 г. участвовал в налете на авиабазу Гарапинильос.

4.12.37 г. сшиб Bf.109.

Над аэродромом Бухаралос произошел воздушный махач между 5 И-16, возглавляемыми Александром Гeсевым, и 30 бомбардировщиками, а ещё 11 мессершмиттами из 1.J/88. Учитывая неравенство сил и неэффективность оружия советского истребителя супротив бомбардировщиков, Гусев объектом нападения выбрал истребители. В результате неприятель лишился 2 самолетов. Один, по документам, был подбит и упал на своей территории. Второй подбил Гусев и сообща со своим ведомым сопровождал немца до места вынужденной посадки на республиканской территории, следом чего патрулировал над ним до прибытия республиканских боец.

Ущерб же от сброшенных противником бомб оказался минимальным - 2 техника получили ранения, ни единственный республиканский авиалайнер не пострадал. В бою получил ранение Виктор Кустов

Мессершмитт оказался на практике неповрежденным и посредством некоторое время был отправлен в Советский Союз.

5.12.37 г. франкистская авиация решила брать реванш за неудачу 4 декабря и произвела два налета на аэровокзал Бухаралос

Во втором налете участвовали 18 двухмоторных бомбардировщиков (Не 111) и 15 мессершмиттов из 1.J/88. С аэродрома успели подняться 19 И-15, с соседних аэродромов на содействие взлетели эскадрильи Гусева и Девотченко. Опыт, приобретенный немцами в боях на севере, не помог им и в этом бою Было сбито два моноплана. Один спалился с летчиком на республиканской территории. Пилот второго выпрыгнул с парашютом и попал в плен. В дневнике боевых действий сделана интересная запись: Наш летчики заявляют о третьем сбитом самолете, упавшем также на нашей территории в районе Фуэнтес (20 км южнее Куенка). Производятся поиски этого самолета

Потери, понесенные немецкими истребителями, самым непосредственным образом сказались на их боевой активности. Высказав претензии итальянцам и националистам (мол, в то время как что воюем только мы - немцы), 4 немецкие истребительные эскадрильи стали летать значительно осторожнее и в махач входить не стремились.

30.12.37 г. был ранен в воздушном бою.

Утром 24 истребителя республиканцев, прикрывавшие 17 Р-Зет, встретились с 25 фиатами и 10 мессершмиттами. В бою, продолжавшемся четверть часа, погиб лейтенант Александр Сумарев, его И-16 упал на республиканской территории. Летчики Александр Гусев и Александр Ильин получили ранения. Обоим удалось удачно долететь и присесть на своем аэродроме.

После лечения в госпитале Гусев вернулся в эскадрилью и находился в группе выздоравливающих.

7.02.38 г. большие потери понесла республиканская бомбардировочная авиация. Две эскадрильи СБ с советскими экипажами в количестве 22 самолетов, шедшие без истребительного прикрытия, были атакованы и практически растерзаны двумя эскадрильями мессершмиттов. Немцы претендовали на 10 побед. Фактически было сбито четыре СБ, а шесть, хотя и сумели возвратиться на свой аэропорт, получили такие повреждения, что требовали заводского ремонта. Выбросившиеся с парашютами экипажи сбитых СБ были расстреляны в воздухе, озверевшими от безнаказанности фашистами.

На самом деле прикрытие у республиканских бомбардировщиков имелось. Группу сопровождения в составе трех эскадрилий возглавлял старшой лейтенант Девотченко. Однако на подходе к цели он увидел большую группу вражеских бомбардировщиков, не выдержал от соблазна и, оставив своих подопечных, атаковал противника. Ему удалось сшибить два бомбардировщика противника, но стоимость этой победы оказалась чрезмерно высокой.

После этого боя Девотченко был отстранен от командования группой И-16, а на его местоположение назначен Гусев.

14.03.38 г. старшой лейтенант Гусев Александр Иванович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 109.

В конце апреля 1938 г. Гусев был отозван и вернулся на Родину. Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание майор.

В 1939 г. он закончил КУКС при Военной академии Генштаба.

2.06.39 г. в составе группы летчиков, имевших боевой навык, полковник Гусев прибыл в Монголию для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был награжден вторым орденом Красного знамени (29.08.39) и монгольским орденом За воинскую доблесть (10.08.39).

Участвовал в советско-финской войне. Был заместителем командующего ВВС 8-й армии. Награжден третьим орденом Красного Знамени.

4.06.40 г. Гусеву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 17-й смешанной авиадивизией Юго-Западного фронта (20, 91-й истребительные, 48, 224, 225, 242-й и 244-й ближние бомбардировочные авиаполки).

С 16.12.41 г. по 15.11.42 г. генерал-майор авиации Гусев командовал 106-й истребительной авиадивизией ПВО, прикрывавшей воздушное пространство над железными дорогами в тылах Северо-Западного и Калининского фронтов.

С 16.11.42 г. по 15.07.44 г. он командовал 104-й иад ПВО (729-й и 730-й иап), защищавшей Архангельск.

С 16.07.44 г. по 9.08.44 г. генерал-майор авиации Гусев командовал 328-й иад ПВО

Затем был заместителем командующего воздушной армией.

В 1948 г. окончил Военную академию Генштаба, а в 1955 г. - военно-исторический факультет при этой же академии. С 1960 г. в запасе.

Автор книги Гневное небосклон Испании. Жил в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Денисьев Aleksandr Deneasiev

Александр Дмитриевич - участник русско-турецкой войны 1828-1829 Сражался при Кулевчи. Находился при осаде Шумлы и Силистрии; получил высочайшее..
читать далее

Александр Евсеев Aleksandr Evseev

Звание Героя Советского Союза Александру Александровичу Евсееву присвоено посмертно 29 июня 1945 года за уничтожение 37 вражеских солдат и офицеров..
читать далее

Александр Ефимов Aleksandr Efimov

В настоящее время маршал авиации А. Н. Ефимов является председателем комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров..
читать далее

Александр Зайцев Aleksandr Zajcev

Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий