Известные люди

»

Александр Довженко

Александр Довженко Aleksandr Dovzhenko Карьера: Продюсер
Рождение: Украина, 11.9.1894
В 1926 году Довженко почувствовал неодолимую тягу к кино и поехал в Одессу - приобщаться к производству фильмов. По собственному признанию, он не имел ни малейшего представления о профессии, которая впоследствии стала делом его жизни, но был исполнен энтузиазма и веры в важность "нового искусства" для масс.

Фестиваль Александра Довженко 8-21 мая прошёл с размахом. Представлены были без малого все его работы, от ранней "Сумки дипкурьера" (1927) до последнего, незавершенного фильма "Прощай, Америка!" (1951). К сожалению, показ для прессы, на две-три недели предварявший фестиваль, меня огорчил. Я мечтала увидать "Землю", одну из наиболее характерных работ Довженко, но журналистам, увы, представили два неблизко не лучших фильма. Не знаю, чем руководствовались организаторы фестиваля, выбирая для показа поздние картины "Мичурин" и "Прощай, Америка!", сделанные в тот отрезок времени, когда давление властей деформировало персона художника. Тем не менее, я в конце статьи остановлюсь на этих двух фильмах, которые представляют не только художественный, но и психологический и исторический заинтересованность. Но вначале кот наплакал о самом Довженко.

Александр Петрович Довженко, наследник неграмотного крестьянина из села Сосница на Украине, родился в 1894 году. В 19 лет, закончив среднюю школу, стал сельским школьным учителем. Революцию встретил восторженно. Вступил в коммунистическую партию. Его молодость совпала с гражданской войной: он воевал в рядах Красной армии. После демобилизации молодого бойца в качестве поощрения послали первым секретарем советского посольства в Варшаве, а позже - секретарем в советских времен консулат в Берлине. Но дипломатическая карьера не привлекала Довженко. Свое нахождение в Берлине он использовал для занятий живописью и графикой в жанре политической карикатуры. Довженко густо вошел в берлинскую литературно-художественную среду и сблизился с кружком авангардистов. Его интересы были широки и разнообразны. Вернувшись вслед за тем демобилизации в Харьков в середине 20-х, Довженко присоединился к авангардному артистическому сообществу и работал художником-карикатуристом в газетах и журналах. (Не из этой ли грани его таланта возник в дальнейшем кино - политическая карикатура "Прощай, Америка"?) Одновременно Довженко вошел в ВАПЛИТЕ: литературное сообщество "левых" писателей, которые ставили своей задачей объединение традиционного украинского культурного наследия с современными революционными формами - весьма величавый миг в его биографии, потому что Довженко в дальнейшем будет воплощать эту двойственную идею в своем творчестве. Более того: эта противоречивая и маловыполнимая мысль станет мощным генератором его творческой фантазии и эстетики.

В 1926 году Довженко почувствовал неодолимую тягу к кино и поехал в Одессу - приобщаться к производству фильмов. По собственному признанию, он не имел ни малейшего представления о профессии, которая в дальнейшем стала делом его жизни, но был исполнен энтузиазма и веры в важность "нового искусства" для масс.

Тем не менее, Довженко пришел в кино зрелым художником, 32 лет от роду, имея за спиной изрядный житейский и творческий багаж. В Одесской киностудии ВУФКУ он снял комедии "Вася-реформатор", "Ягодка любви" и шпионский кино "Сумка дипкурьера", в которых уже просматривался его оригинальный почерк. Но истинный кинодебют Довженко состоялся, когда он снял свой шедевр "Звенигора" (1927). На волне огромного успеха этого фильма он создает "Арсенал" (1928) и "Землю" (1929). Отношение властей к этим бесспорно выдающимся работам было уже не до того единодушным: к Довженко прочно пристал ярлык "украинского националиста". Но давление партийной цензуры в те годы было ещё терпимо, и Довженко снимает "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939). Затем были неудачные, изуродованные цензурой "Мичурин" (1949) и "Прощай, Америка!" (1951). После смерти Довженко в 1956 году, его хозяйка и помощник Юлия Солнцева сняла ещё четыре фильма по его незаконченным сценариям и наброскам.

Феномен Довженко - гениального режиссера, блистательного сценариста и прозаика, талантливого художника и графика, кажется, уже изучен досконально и, все-таки, таит несть числа белых пятен. Довженко и сам запутывал своих исследователей, уверяя, что секрет успеха его фильмов в том, что всех своих героев, охватывая детей и стариков, он пишет с себя и своих ближайших родственников (что, отчасти, было правдой). Одно не подлежит сомнению: его творчество вызрело из устного наследия его предков, восточно-украинских крестьян, испокон веков живших вдоль Десны. Потомок землепашцев, Довженко страстно любил природу. Лучшие романтические страницы его творчества посвящены земле-кормилице.

На этом фундаменте и возникла "Звенигора", грандиозное эпическое полотно, в котором Довженко уместил немного веков украинской истории: казачину, гайдамачину, польские нашествия, революцию, гражданскую войну и утверждение диктатуры большевиков. Фильм создавался к десятилетию советской власти, Довженко называл его своим "партбилетом". Довженко был истинно-верующим коммунистом, и другим он в это время быть не мог. Его фильмы современному зрителю могут показаться уж очень политизированными, идеологизированными, но таково было время. Довженко выполнял свой партийный должок, но выполнял его в свойственной ему лирико-романтической манере. Выполнял до тех пор, покуда эта повадка не вступила в возражение с "руководящей линией" партии. Прямой нажим сломал волю художника и его веру в преобразование общества. Тогда-то и появился на экранах вымученный, плакатный, одномерный "Мичурин", в котором ничего, за исключением любовно снятых цветущих садов, не напоминало лучшие фильмы Довженко. После "Мичурина" вовсе ещё не старинный Мастер отошел от режиссуры и занялся преподаванием. Он умер в 1956 году всего 62 лет от роду, в отдалении не реализовав свой здоровый творческий потенциал.

По собственному признанию Довженко, материала его "Звенигоры" хватило бы на четыре фильма. Приверженность традициям странным образом сочеталась у Довженко со стремлением ко всему новому, что несла с собою советская власть: к коллективизации, техническому прогрессу. В центре повествования фильма находится мифическая Звенигора, в которой в древние времена были зарыты несметные сокровища. Ляхи, москали и прочие враги охотятся за этими сокровищами, но они не даются в руки никому, потому что что охраняет сокровища дедушка - старинный, как сама гора. Вечному деду немного сот лет, он - носитель мудрости и народных поверий. Фильм начинается с того, как ляхи в 17 веке встречают деда и требуют, чтоб он провел их к Звенигоре. Лукавый дедуля, как настоящий Сусанин, с готовностью соглашается, взбирается на свою кобылу, но упрямая стоит, как вкопанная, и не трогается с места. У деда - два внука (слышится отзвук Гоголевского "Тараса Бульбы") - Тимош и Павло. Тимош - практик, умелец, потом примыкает к красноармейцем и становится командиром агитпоезда. Недоросль Павло - дедов любимчик и традиционалист, примыкает к Белой гвардии и попозже оказывается в эмиграции в Праге и Париже. Там он выступает в кабаре с шоу, которое якобы должно кончиться его самоубийством. Жаждущая крови и зрелищ орда валит валом, а хитромудрый Павло собирает финансы для контрреволюционного мятежа на родине.

Фабула вольно движется взад-вперед сквозь столетия, объединяя в одно целое легенды о мистической "Звенигоре" с историями из жизни послереволюционной Украины. Это порой затрудняет восприятие более того подготовленных зрителей, привыкших к последовательному монтажу. Даже Эйзенштейн в своё время признавался, что он, с одной стороны, впечатлен работой Довженко, а с прочий - сбит с толку.

Наряду с реальными героями в фильме действует всякого рода нечистая мощь, как бы гигантского монаха, тот, что олицетворяет вселенское зло и в конце концов перевоплощается в Павла. Дед не находит зарытых сокровищ. Они то появляются, то - когда он, в конце концов, до них добирается - исчезают. Выходит, он бесполезно охранял их от супостатов... Старому невдомек, что настоящие сокровища Украины - это ее недра, богатые углем и полезными ископаемыми, ее фабрики и заводы, и ее люди - те самые кадры, которые решают все. В итоге деду находится местоположение в агитационном поезде, тот, что мчит вперед на всех парах. Так Довженко примиряет традиционализм с техническим прогрессом, революцию с контрреволюцией. Работающие турбины, шахтеры, бодро управляющиеся с кайлом и лопатой, совсем убеждают деда в бесполезности его поисков. Вот такую романтически-дидактическую сказку преподнес Довженко своим заказчикам к десятой годовщине октябрьской революции. Этот кино сделал молодого режиссера знаменитым, ввел его в круг режиссерской элиты, поставил рядом с Пудовкиным, Эйзенштейном, Вертовым.

В различие от "Звенигоры" второй кино трилогии "Арсенал" сюжетно целиком историчен. Он отражает конкретное событие, происшедшее в Киеве в январе 1918 года, когда про-большевистски настроенные рабочие киевского военного завода "Арсенал" в течение шести дней противостояли войскам Центральной Рады, захватившей град. Фильм начинается жуткими сценами на покинутых полях сражений. Довженко ни при каких обстоятельствах не снимал батальных сцен. Для него битва - напасть для всех её участников, их общее зло. Немецкие солдаты в муках умирают от пущенного ими же "веселящего газа". Крупным планом показаны искаженные страшным, предсмертным смехом маски-лица. Шеренги немецких боец шагают в никуда: окопы пусты. Немецкий офицер убивает солдата за то, что он не знает, супротив кого биться и не хочет шагать. Изрытая снарядами почва. Черные силуэты на низком сером небе. И тут же, резкой перебивкой - сцены "мирной жизни" в прифронтовых деревнях. Безногий инвалид сидит на полу избы; леди, с трудом передвигая ноги, бредет по истерзанному войной бескрайнему полю, разбрасывает семена, которые ни в жизнь не взойдут, и падает, обняв руками землю; однорукий пахарь тянет за предлог обтянутый кожей скелет. Лошадь заваливается. Крестьянин в отчаянии неистово хлещет ее кнутом. Измученная мама, которую тянут за подол двое голодных детишек. Кадр повторяется немного раз. Дети плачут. Их лица крупным планом. В различие от стремительного, динамического монтажа Эйзенштейна и Вертова, кадры Довженко неторопливы, без малого статичны. Он дает время зрителю вглядеться в лица и посредством них понять трагичный толк происходящего. В этих кадрах самое меньшее действия. Они без малого напоминают фотографии... Часто они отдалены товарищ от друга во времени и пространстве, и нужно определенное напряжение, чтобы совместить их в одну логическую цепочка. Так сцены, описанные выше, предваряются кадром, где Николай Второй записывает в своем дневнике главные события дня: "Убил ворону. Погода хорошая". Такие кадры не нуждаются в поясняющих титрах. Первопричина народных бед - царь. Его недалекость, его безразличие к судьбам России и народному горю всему виной. Знаменитая дневниковая запись приводит на память военную сводку, вынесенную Ремарком в заглавие своего знаменитого антивоенного романа: "На западном фронте без перемен". Смерть, голод, разруха - вот следствие преступно-близорукой политики царского правительства, ввергшего Россию в пучину трагедии, из которой она по этот день не может выкарабкаться. Солдатские мадонны с бастардами, прижитыми от завоевателей, на руках. Истошный вопль вернувшихся мужей: "кто он?!" Кадр с избиением лошади стыкуется с другим, где обезумевшая мама остервенело избивает голодных плачущих детей.

Я не знаю монтажа, равного по силе довженковскому. Кадры врезаются в память насовсем. Иногда мне кажется, что звуковое кино отняло у Великого Немого такие мощные средства выразительности, как мимика, жест, большой проект, афористические надписи. Во всяком случае, звуковые фильмы Довженко, в особенности два последних, о которых шла речь выше, не идут ни в какое сопоставление с немыми. Не верится, что их делал единственный и тот же джентльмен.

Противник бессмысленного кровопролития, войн и революций, Довженко, тем не менее, признает право красных "укокошивать офицеров и буржуа, если они встретятся тебе на улице". Этот вопросительный мотив задает умирающий служивый, диктуя послание медсестре. Пока она пишет, он умирает, и уже медицинская сестра задает тот самый вопросительный мотив зрителям. Ответ понятен, оттого что альтернативы нет: если ты не убьешь его, он убьет тебя.

"Арсенал" кончается символической сценой: арсенальцы разгромлены. Однорукий начальник Рады, механически поднимая револьвер, расстреливает их, одного за другим. В кадрах, попеременно - револьвер и лица расстреливаемых. Когда доходит очередность до Большевика - пули, выпускаемые в упор, отскакивают от него. Расстрельшики в панике. - Падай. Падай! - кричат они ему. - На тебе кольчуга надета, что ли? В реакция Большевик разрывает рубаху и обнажает голую грудь. Идеи большевиков бессмертны.

Знаменитый эллиптический монтаж Довженко, ставший его фирменным знаком, добился предельной выразительности в "Арсенале" и "Земле".

В "Земле" Довженко попытался наглядно продемонстрировать свою идею единства старого и нового, природы и техники, традиции и новаторства. Фильм был разгромлен партийной критикой. Демьян Бедный, "служебный рупор" Советской власти, напечатал в "Правде" статью под издевательским заголовком "Философы". После этой публикации Довженко с нервным срывом попал в больницу, а оттуда - в санаторий, долечиваться. От этого удара он долговременно не мог оправиться.

В различие от перенасыщенных событиями, сумбурных и хаотичных "Звенигоры" и "Арсенала", "Земля" выстроена сурово логично и подчинена одной главной идее - социальные революции не во что бы то ни стало разрушительны, они могут быть плодотворны, если подчиняются законам природы.

Фильм был создан в 1930 году, в что ни на есть разгар сталинской политики повального раскулачивания, которое вызвало волну народных восстаний. Украинские крестьяне, издавна привыкшие к индивидуальному хуторскому хозяйству, всеми силами сопротивлялись коллективизации. Это была настоящая битва не на бытие, а на конец, в которой обе стороны не выбирали средств. В разгар этих социальных потрясений Довженко предложил свой рецепт смягчения ситуации - концепцию социальной революции, как нового, прогрессивного порядка, без сомнения пришедшего на смену старому.

Фильм начинается со смерти. В саду, под яблоней, умирает старец.

"Умираешь, Семен?" - спрашивает его ровесник-приятель. И получив утвердительный отклик, одобрительно говорит: "Ну, умирай". Это - благостная, безболезненная конец, естественная, как падение перезревших яблок. Эти яблоки никто не будет есть: они удобрят собою землю, и яблоня осенью родит новые. Метафора повторяется. Перед смертью старец просит вручить ему яблоко и с аппетитом ест его. Камера останавливается на малышах, которые также едят яблоки. Потом случается вторая конец. В различие от первой - насильственная. Молодого комсомольца Василя убивает кулак, межу которого он распахал для колхозного поля. Все знают, кто это сделал. Естественная реакция отца и местных властей - отыскать и покарать убийцу. Ничуть не бывало. Середняк-отец, которого также не сегодня-завтра раскулачат, принимает убеждения сына, тот, что отдал за них существование. Он отвергает попа, пришедшего предложить свои услуги, и просит, чтоб сына захоронили по-новому. Гроб несут на руках друзья. Ветки деревьев, будто прощаясь, гладят прекрасное физиономия покойного. Его сопровождает огромная ватага молодежи с просветленными лицами, песнями и танцами. Они несут цветы и ветки - символ плодородия. Василь погиб не бесполезно. Смерть комсомольца послужила пропаганде и агитации (без малого по Багрицкому). Во время похорон мамаша Василя рожает. Жизнь продолжается. А в это время его молодая мечется без одежды по хате с воплями: Василю-ю-ю!!!

В этом утопическом фильме бесспорно хороши натурные съемки колосящегося, струящегося под ветром поля; цветущих садов, села с хатами, крытыми соломой, великолепных массовок, выразительных типажей; кадров с лошадьми, которые будто понимают происходящее и играют. Именно совокупность изобразительных средств, а не наивная мысль, лежащая в его основе, относят тот самый кино к числу шедевров немого кино.

Фильм "Мичурин" (другое наименование - "Земля в цвету") Довженко начал в 1944 году, на подъеме оголтелой "лысенковской" кампании, которая свела на нет советскую генетику, отбросила некоторые области советской науки на навалом десятилетий вспять. Среднему и молодому поколению имя Лысенко знакомо неужто что понаслышке, а у людей моего возраста вся юность прошла под его зловещей тенью. Генетика под маркой "вейсманизма-морганизма-менделизма" (по имени ее создателей), была осуждена как буржуазная псевдонаука и предана анафеме. Доморощенный украинский агроном, самозванец, чьим главным "научным" методом было "чутьё", а принципом - демагогия, Лысенко был объявлен единственным носителем марксизма-ленинизма в естествознании. Ему была отведена образ "спасителя отечества".

Стране угрожал голод - прямое следствие коллективизации и индустриализации, в результате которой крестьяне были оторваны от земли и брошены на взлет индустрии. Голод не заставил себя ожидать. Страшный, ненастоящий голодомор 1933 года поразил Украину и выкосил целые области. С помощью "марксистской биологии" Лысенко обещал накормить народонаселение одним духом и досыта. Он назвал теорию хромосом "реакционной и идеалистической". Ученые, которые придерживались этой теории, объявлялись идеалистами и "врагами народа" Что это означало в те годы - объяснений не требует. В соответствии с официальной советской иконографией Лысенко был возведен в ранг главного биолога страны. Вокруг него был создан действительный культ. Вся мощь советской пропагандистской машины была поставлена ему на службу. О нем сочинялись вирши и песни, оды и оратории. Хотя Мичурин нигде официально не объявлял себя сторонником Лысенко, Лысенко любил воспроизводить, что он "идет дорогой Мичурина". Этого было довольно, чтобы свершить из Мичурина марионетку в грандиозной мистерии, именуемой "лысенковщина". Решено было снять кино о Мичурине. Исполнять эту ответственную задачу назначили Довженко.

Довженко был поклонником знаменитого селекционера. Идея совершить кино о Мичурине пришлась ему по душе, тем больше, что у режиссёра были серьезные неприятности с властями. Сталин разнес в щепы его боевой кино "Украина в огне", (законченный потом смерти Довженко его вдовой Юлией Солнцевой). Довженко был вызван на коврик к Берия и подвергся разносу. Говорят, истинной причиной сталинского гнева было то, что Довженко ни в одном из своих фильмов не упоминал имя "вождя". Помимо прочих грехов, режиссера упрекали в "националистических тенденциях". Чтобы пресечь обвинения и "зайти в доверие", Довженко переехал из Киева в Москву и начал свой свежеиспеченный план на "Мосфильме". Героем его был российский - Мичурин. В этом фильме Довженко не скупился на славословия Ленину и Сталину - от лица своего героя. Он думал умилостивить власти, но вышло наоборот: ни единственный из довженковских фильмов не подвергался таковой жестокой цензуре ещё на уровне сценария, как "Мичурин". Партийные цензоры, поощряемые сверху, свирепствовали, требовали бесконечных переделок. Фильм, начатый в 1944 году, был запущен в фабрика только в 1949. Сценарий скрупулезно проверялся на каждой стадии. После одной в особенности "энергичной" цензурной проработки Довженко получил инфаркт. В результате бесконечных переделок он, в конце концов, представил кино для просмотра начальству. Шеф киноиндустрии Иван Большов назвал кино "посредственным, бесцветным и неинтересным", и потребовал новых переделок, следом которых картина, по определению Довженко, стала уже вовсе "голая". Но самый-самый нелегкий потрясение нанес "Мичурину" папа народов: он разнёс кино в пух и прах. Этого испытания Довженко не выдержал: в тяжелом состоянии он был доставлен в санаторий, где три недели приходил в себя потом нервного срыва.

После таковый вивисекции десница не поднимается критиковать кино, потому что никто не знает, каким он был задуман. В нем от Довженко, видимо, осталось негусто. Фильм получился ходульным, трескуче-риторическим и фальшивым. Начинается он эпизодом, когда два богатых американца, Бирд и Мейер, наслышанных о чудесах, творимых Мичуриным, приезжают к нему в Козлов, обещают золотые горы и предлагают взять его в Америку вкупе с садом и домом, если он не в силах с ними распроститься. На что Мичурин, вскинув подбородок, высокомерно отвечает: "Я родину не покину". Сознательно или нет, Довженко использовал одну из сказок, выдумывать которые Мичурин был немалый мастер. Франк Мейер из сельскохозяйственного департамента США, реально, дважды приезжал в Козлов, но ни при каких обстоятельствах не предлагал Мичурину переселиться в Америку. Он хотел достать у него немного саженцев, но селекционер заломил такую цену, что гражданин сша сдался. Сделка не состоялась.

На протяжении всего фильма артист Григорий Белов, играющий Мичурина от молодости до глубокой старости, выражает свои максимы звонким, юношеским голосом и не терпящим возражений тоном. В его безапелляционных утверждениях нет ни тени сомнения в том, что только ему одному дано осмыслить природу. На слова его постоянного оппонента профессора Карташова (Федор Григорьев) "Вы не верите ни в Бога, ни в Дарвина. Во что же вы верите?" Мичурин ничтоже сумняшеся отвечает: "Я верю в народонаселение!" Меняются грим, парик, растительность на лице, но суть остается неизменной. Никакой динамики образа не происходит. Фильм вразумительно делится на две половины: предреволюционную и послереволюционную. До революции скромный ж-д служащий подрабатывал починкой часов, терпел нужду, слыл чудаком в местном обществе, в одиночку боролся с природой на своем приусадебном участке, безуспешно пытаясь достигнуть поддержки правительства. Его устойчивый оппонент, здешний священнослужитель папа Христофор (один активный персонаж в фильме) пытается урезонить его, потому как вторжение человека в природу считает святотатством. Отец Христофор называет мичуринский селекционный участок Содомом и Гоморрой. "Не творите богохульства! Не превращайте Божий садик в бордель!" - умоляет поп. В реакция Мичурин легко выставляет гостя за ворота. После революции селекционер-самоучка получил неожиданную поддержку революционного правительства, ожидавшего, что он засыплет всю страну яблоко-грушами и прочими чудесами селекции, стал в одночасье национальным героем. Он получает орден Ленина, выступает перед молодежью, которая боготворит его. В его честь переименовывается град Козлов. Старец Мичурин обладает без малого магическими способностями: стоя на стремянке, он дирижирует садом, и под его руками расцветают яблони и груши.

Картины цветущих садов, сельской природы были сняты Довженко с любовью. Он был поэтом земли и более того в этом пропагандистском фильме оставался им. Фильм снят в цвете, что по тем временам было дорогой новинкой. Несмотря на негативную реакцию Сталина, кино был громко распропагандирован (в угоду лысенковщине) и просторно демонстрировался по всей стране.

Мое поколение росло под лозунгом Мичурина: "Мы не можем ожидать милостей от природы. Взять их у нее - вот наша задача". Этот призыв дожил до наших дней в немного измененном виде: "Мы не можем ожидать милостей от природы затем того, что мы с ней сделали". Потомки мичуринцев всех мастей изнасиловали Волгу и Днепр, Каспий и Аральское море. Затоплены миллионы гектаров плодороднейших земель. Скрылись под водой богатые села. Гибнет рыбка. Уходит зверюга. Искусственные моря превратились в рассадники комаров. Из многих сотен гибридов Мичурина к 1931 году выжил только единственный. Природа в полной мерой отомстила за надругательство над ней.

Смотреть тот самый кино было несладко и - стыдно перед американцами. И жалостно режиссера, чей гений был выхолощен и растоптан бесчеловечной властью себе на потребу.

Впечатление от фильма "Прощай, Америка!" усугубило это ощущение стыда и жалости. Название привлекло на просмотр многих журналистов, которым увлекательно было изведать, что же думал классик советского кино об их стране. Увы, ничего хорошего.

"Прощай, Америка!" - концевой и незаконченный кино Довженко (1949-51), пролежал в архиве 46 лет. В 1995 году Мосфильм и Госфильмофонд извлекли его из небытия. Отснятые эпизоды снабдили довольно объективным комментарием ученого и привезли на америкосский фестиваль. Почтенный профессор (к сожалению, не запомнила его фамилию) недоумевает, к чему Довженко, режиссер-романтик, певец земли, взялся за тот самый чисто пропагандистский кино. Видимо, снимать было нечего, а вкалывать хотелось. Это был политический заказ, исходивший от Сталина.

Холодная махаловка была в разгаре. Надо было ударять американцев их же оружием. Кстати подвернулась американская журналистка Анабелл Бакард, которая эмигрировала в Россию, стала советской гражданкой и написала книгу "Правда об американских дипломатах" - о работе американского посольства в Москве. Эта книжка вышла на английском и русском языках в 1949 году. Довженко было предложено нацарапать по ней сценарий. Реальная Анабелл Бакард по сценарию стала идеалисткой Анной Бедфорд. Командированная в американское посольство в Москве, она с ужасом обнаружила, что оно кишит шпионами. Вернувшись в Америку на похороны матери, Анна увидела, что Америка поражена антикоммунистической истерией. Она решила возвратиться в Советский Союз и написала свою книгу, которую советская верх тут же взяла на вооружение.

Анну Бедфорд играла моя любимая актриса Лилия Гриценко. Ее единомышленника Хоуарда, начальника отдела информации посольства - ее брат Николай Гриценко. Это один приличный дядя в посольстве, которого убивают по возвращении в Америку за сочувствие коммунистам. В фильме были заняты прекрасные актеры. В фатоватом цинике с усиками я узнала молодого Юрия Любимова. (К сожалению, тот самый кино не был снабжен печатной информацией, и имена других исполнителей остались для меня загадкой). Довженко столь раз переделывал сценарий, что крайний вариант имел уже самое малое общего с первоначальным и с книгой Анабелл Бакард. Он мог считаться оригинальным. И это в особенности грустно, в силу того что что Довженко создал карикатуру на Америку, в которой отсутствует более того тень правдоподобия. Работники посольства, начиная от посла и первого секретаря и кончая доктором, предстают полными идиотами, циниками, пьяницами и ничтожествами. Это не сатира, это - пасквиль на американское среда.

То ли "наверху" поняли, что режиссер хватил лишку, выполняя общественный заказ, то ли по какой-то прочий причине, но Довженко нежданно получил из Кремля распоряжение немедля стопануть съемки. Это была последняя капелька, переполнившая чашу. С тех пор до своей смерти от инфаркта в 1956 году Довженко не снял ни одного фильма, полностью отдавшись преподаванию. "Прощай, Америка!" сопровождалась показом документальной хроники публичного выступления Довженко вслед за тем закрытия фильма. На лице его утомленность и скорбь. Он не мог вручить внятного объяснения тому, что произошло, но в его словах не было ни обиды, ни полностью объяснимой злости на творца этого произвола. Он устал сражаться. Он устал прислуживать. Он принимал происшедшее, как данность. Как режиссер он был уже мертв, хотя до его физической смерти оставалось шесть лет.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Клуге Aleksandr Kluge

Клуге награжден неоднократно Федеральными премиями, а также юбилейной премией за вклад в киноискусство на МКФ в Венеции в 1982.
читать далее

Александр Корда Aleksandr Korda

Созданная им компания Лондон филмз стала одним из главных производителей английских фильмов.
читать далее

Александр Котт Aleksandr Kott

Первая работа в кино так и называлась - "Фотограф" (1997). Эта короткометражная лента сразу же получила признание на международных кинофестивалях.
читать далее

Александр Медведкин Aleksandr Medvedkin

Русский кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР. Он прошел несколько войн и придумал новые жанры кинематографа, вернее, все, что он снимал,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий