Известные люди

»

Александр Колдунов

Александр Колдунов Aleksandr Koldunov Карьера: Герой
Рождение: Россия
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года Александру Ивановичу Колдунову было присвоено звание Героя Советского Союза. 23 февраля 1948 года за новые подвиги он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Александр Иванович Колдунов по национальности российский. Член КПСС с 1944 года.

В рядах Советской Армии с 1941 года. В 1943 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков.

В годы Великой Отечественной войны отважный пилот сражался на многих фронтах, произвел 358 боевых вылетов, участвовал в 96 воздушных боях, лично сшиб в воздушных боях 46 самолетов противника.

После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а потом Академию Генерального штаба. Ныне генерал-полковник авиации А. И. Колдунов продолжает службу в Советской Армии. Был делегатом XXIV съезда партии. Избран кандидатом в члены ЦК КПСС, в 1971 году депутатом Верховного Совета РСФСР, а в 1974 году депутатом Верховного Совета СССР.

Третий год идет махаловка. Враг ещё силен. Но уверенность в нашей победе в эти суровые годы величайших испытаний не покидала советских людей. Каждый стремился привнести свой вклад в разгром противника.

Курсантам скорее хотелось угодить на фронт, в натуральный мордобой. И вот авиационная учебное заведение окончена. Но выпускников направили в запасной полк.

Вместе с этим полком на аэродроме базировалась авиационная дивизия, которая должна была вскоре тронуться на фронт. Дивизия получала новую материальную количество, пополнялась и летным составом. Когда в полк прибыл Александр Колдунов, дивизия была уже укомплектована.

Значит, снова дожидаться. Но ибо фашисты жгут наши города, села, топчут нашу землю. Колдунов решил попытать счастья. И обратился к командиру только что сформированного полка с просьбой схватить его на фронт. Однако полк был уже укомплектован.

Опять учебные полеты. По нескольку в день. На войне физическая мощь, выносливость, натренированность сильно нужны.

И не только мощь и выносливость. Перед каждым полетом, во время подготовки к нему на земле многое нужно предусмотреть, отработать на тренажере строй действий в той или другой обстановке, в особых случаях, в воздушном бою. Каждый пилот, а летчик-истребитель в особенности, должен быть готов к любым неожиданностям. От него требуется умение в два счета дать оценку обстановку, не теряться, делать категорично и одним духом. Многое дано летчику-истребителю: в его распоряжении безупречный авиалайнер с мощным вооружением, прекрасное прицельное [535] оборудование, безотказный парашют. Не дано одного времени на раздумье. В воздушном бою каждая мимолетность на счету.

Самолет продолжает набирать высоту. Облака ровным белым маревом виднеются неблизко внизу. Небо потемнело...

Истребитель пригожий авиалайнер! Он не боится перегрузок, послушно делает самые сложные фигуры высшего пилотажа. Скорее бы освоить его и в махач! думал Колдунов.

Экипаж многоместного самолета, как правило, представляет собой единое целое, где единственный дополняет другого, люди помогают товарищ другу, объединенные одной общей целью. Если более того кто-то дрогнул, растерялся в напружиненный миг, ему помогут одолеть секундную слабость.

Иное у истребителей, летающих на одноместном самолете. Здесь пилот единственный и верить должен в первую очередность на себя. Конечно, с КП участливо следят за самолетом, помогают. Но они на земле, а пилот в воздухе, где может проистечь всякое, в особенности в боевой обстановке.

Летчик-истребитель единственный в самолете. Он и штурман, и радист, и самое основное не легко пилот, а воздушный воин, тот, что ищет боя, стремясь ликвидировать противника.

Нельзя вымолвить, что Колдунов не боялся первой встречи с врагом. Это ощущение присуще всякому нормальному человеку. Быстро осилить его, усилием воли забрать себя в руки и делать, как требует ситуация, может не всякий. Летчику-истребителю теряться воспрещено. Мгновенно может сотвориться событие, угрожающее жизни, но ни на секунду не имеет права поддаться панике, страху воздушный воин.

Летчиками не рождаются, многие черты характера вырабатываются уже в училище, в части опытными учителями и наставниками. Такие преподаватели были у Колдунова. С непередаваемым чувством восторга и азарта проводил он всякий учебный махач.

Вот и в текущее время летчики на земле с восхищением следят за полетом Колдунова. Сложные фигуры высшего пилотажа следуют одна за иной. Не верится, что управляет самолетом вчерашний курсант.

После посадки начальник полка, с которым он разговаривал утром, остановил Колдунова, внимательно посмотрел на него, раздумывая, а затем спросил:

Ну что, на фронт, значит, хочется?

Конечно, приятель начальник! ответил Колдунов.

Как тебя зовут?

Александром.

Ну вот что, Саша. Я тут говорил о тебе. Командование не возражает, но твое личное занятие не пришло ещё, а формально без него захватить тебя не могу.

А если не формально, друг начальник?

А не формально посредством два часа вылетает ЛИ-2 с инженерно-техническим составом. Забирай свои вещи, залезай в авиалайнер и вылетай. Возьму тебя запасным летчиком. А там что-нибудь придумаем. Что мне бумаги, я видел, как летаешь, да и товарищи тебя хвалят.

Спасибо, приятель начальник! обрадовался Колдунов и побежал к командному пункту.

И вот он в ЛИ-2. Техники устроили его в хвосте самолета, завалив кучей чехлов. Комендант, проверявший пассажиров по списку, ничего не заметил. Захлопнулась дверь, взревели моторы, и вслед за тем короткой пробежки ЛИ-2 поднялся в воздух.

Инженер полка откинул чехлы.

Ну как, жив, воздушный заяц?

Так верно, друг инженер, жив-здоров! бодро ответил Колдунов, вылезая из своего убежища.

В Старобельске, где базировался полк, судьбина вновь свела Колдунова с его попутчиками.

Один пилот раненым на подбитой машине вернулся с задания. Командир полка вызвал Колдунова и сказал:

Вместе с техниками ремонтируйте машину. Будете на ней летать.

С рвением взялся Александр за ремонтик. Целыми днями не отходил от самолета, забывая о еде и отдыхе. Машина была отремонтирована, и Колдунов поднялся в воздух. Техники поработали на славу. Самолет повиновался летчику, гладко работал двигатель. Наконец-то он стал равноправным истребителем!

Но начальник все ещё присматривался к молодому летчику. Спустя пять дней вслед за тем первого вылета он в конце концов решил попробовать новичка. Да и время было такое, что летчиков не хватало. Командир поставил перед Колдуновым первую боевую задачу.

Парой будете прикрывать два ИЛ-2, идущих на разведку немецкого аэродрома в районе Краматорска. Пойдете ведущим, сказал он.

Ведущим? ошеломленно переспросил Колдунов.

Ведущим, безмятежно повторил начальник и с улыбкой посмотрел вдогон Колдунову, когда тот пошел к самолету.

Командир понимал, какие чувства испытывает юный пилот. Первый боевой вылет, и не в группе, где разрешается полагаться на содействие больше опытных летчиков, а в паре, да ещё старшим.

У командира были основания поступать так. Время горячее, и, чем скорее воин войдет в строй, тем лучше. Не хоть отбавляй таких моментов в жизни летчика, как первостепеннный боевой вылет, первая саммит с врагом.

Командир был уверен, что Александр справится с заданием.

Через немного минут пара во главе с Колдуновым поднялась в воздух.

Первый вылет запомнился на долгое время. При подходе самолетов к цели фашисты открыли дюжий зенитный пламень. Дымные разрывы со всех сторон окутали авиалайнер. Стараясь оставить от них, Колдунов грубо разворачивал истребитель из стороны в сторону, не теряя из виду илов, деловито работавших у самой земли. Вспышки пламени появились на немецком аэродроме: штурмовики что-то подожгли. Вприятель сбоку промелькнули черные тени, и Колдунов увидел, как четверка МЕ-109 в плотном боевом порядке заходит в хвостище илам. Он дал команду ведомому и ринулся на них. А когда до самолетов противника оставался приблизительно километр, открыл пламень. Немцы, заметив истребители, развернулись попарно в разные стороны и стали завертывать на них позади. Что было дальше, Колдунов худо помнил. Трассы огненными лентами мельтешили со всех сторон, истребители проносились перед самолетом. Колдунов делал резкие развороты, снижался, опять набирал высоту, стрелял до тех пор, покуда не кончились патроны. Илы выполнили поручение и успешно вернулись на свой аэровокзал.

Странное ощущение испытывал Колдунов, возвращаясь. С одной стороны, поручение выполнено, и это главное. Жаль, конечно, что не удалось сшибить ни одного фашистского самолета. С иной стороны, оскорбительно было, что так сумбурно проходил махач. На какое-то время потерял из виду прикрываемые самолеты, излишне до времени открыл пламень, своевременно не давал команд ведомому, и, вообще, все шло не так, как представлялось перед вылетом.

Колдунов рассказал командиру обо всем, что произошло в полете. Тот выслушал его и нежданно похвалил.

Ничего, вначале вечно так бывает. Научитесь и сбивать противника, успокоил он Колдунова.

Шло время. После каждой встречи с противником росла уверенность в своих силах, накапливался навык.

Давно был сбит первостепеннный фашистский авиалайнер, боевой счет увеличивался. О Колдунове начали изъясняться как об опытном истребителе. Исчезли былая нерешительность и колебания. Теперь он решительно знал, что сильнее любого немецкого летчика, каким бы опытным тот ни был. Сильнее не только мастерством, но и верой в правоту своего дела, которая заставляла размышлять не об опасности, а о том, как ликвидировать врага. Колдунов стал чувствовать себя в полете несложно и твердо. Основные движения он научился совершать автоматически, в один момент реагируя на трансформирование обстановки. Его авиалайнер узнавали в воздухе по своеобразной манере летать, по тому, как бесстрашно, но продуманно вел себя пилот в бою. Дерзкие атаки, пламень с коротких дистанций, резкие развороты как раз тогда, когда нужно, ни секундой раньше или позже...

Каждый пилот имеет свои особенности: единственный славно пилотирует авиалайнер, бесстрашно штурмует противника, но мало метко стреляет, иной отменный стрелок, но сверх меры напряжен в полете, проворно утомляется, становится неосмотрительным. Колдунов, казалось, вобрал в себя все лучшее. Настойчивый и наблюдательный, он анализировал любой вылет и воздушный махач, не только свой, но и товарищей. Нередко неприятель во полно раз численно превосходил группу Колдунова, но все же терпел разгромление.

Но иной раз и одиночный авиалайнер доставлял больше хлопот, чем целая группа. Однажды наши самолеты возвращались с боевого задания. Колдунов стоял примерно своего истребителя и наблюдал, как товарищи единственный за другим сажали машины. В тот самый миг на горизонте появилась темная точка, и вскоре стало видно, что это Ю-88. Немец рассчитал в аккурат. Возвращавшиеся самолеты не могли воспрепятствовать ему разведать аэровокзал, горючее было на исходе. Если же взлетит истребитель, он надеялся оставить от него.

Разведчик был над аэродромом, когда с КП поступил приказ: Колдунову сразу же взвиться и истребить юнкерс. Пока як взлетал и набирал высоту, германский авиалайнер развернулся в сторону фронта и скрылся в облаках. Колдунов твердо направил свою машину за ним. Темная пелена окружила его. Секунды тянутся бесконечно долговременно. Но вот авиалайнер вынырнул из облаков. И сию минуту же Колдунов увидел спереди противника. Юнкерс находился ниже его, еле-еле в стороне. Колдунов развернул авиалайнер и стал сближаться. Но неприятель попался видавший виды. Заметив истребитель, он стал снижаться, прижимаясь к земле и стараясь на максимальной скорости оставить от преследования.

Не уйдешь, подумал Колдунов и, спикировав, зашел ему в хвостище. Прицелившись, он приготовился надавить на гашетку, как как черт из табакерки плотный дым повалил от юнкерса и все потемнело перед глазами. Немецкий пилот выпустил дымовую завесу.

Колдунов мало отвернул в сторону, после этого круто повернул машину на давний вектор движения. Но что это? Прямо перед самолетом неторопливо покачиваются небольшие парашютики. Значит, германец выбросил из кабины разрывные гранаты на парашютах, мелькнуло в голове Колдунова. Опять резкий отворот и пилот ускользнул от новой опасности. Но тем временем юнкерс ушел неблизко. Колдунов дал совершенный газ.

Догнать во что бы то ни стало! Разведчик должен быть уничтожен! И вот юнкерс на дистанции огня. Колдунов выпустил две пулеметные очереди, но недруг продолжал лететь. Впереди горный хребет, а за ним резво и черта фронта. Если разведчик перевалит сквозь горы, он может оставить. Этого предположить запрещено. Колдунов как бы слился со своим яком в одно целое. Все мышцы напряжены, во рту пересохло. Нужно подступить ближе. Секунда, другая, пора... И две длинные очереди одна за иной впились во вражескую машину. Юнкерс покачнулся, стал утрачивать высоту. Еще очередность. Вражеская агрегатина задымила и рухнула на скалы.

Каждый вылет и похож и непохож на все остальные. Можно помышлять исход боя, сопоставляя известные данные о летных качествах самолетов, принимающих участие в бою с каждой стороны, но все это будут только предположения. В воздушной схватке немало неожиданного, не поддающегося учету заблаговременно. Исход сражения зависит от воли и мужества летчика, от его тактической подготовленности, умения резво принять правильное заключение и осуществить его. Воздушный махач это раньше всего поединок характеров.

На счету у Колдунова было уже 20 сбитых самолетов противника, когда произошел таковой происшествие. Конный остов генерала И. А. Плиева весной 1944 года прорвался в отдалении в глубь обороны противника и оказался отрезанным от своих войск. Колдунов получил приказание шестеркой прикрывать шесть ЛИ-2. которые должны были свалить груз конникам. Перед линией фронта 12 немецких истребителей штурмовали группу. Наши истребители были связаны необходимостью прикрывать тихоходные транспортные самолеты, тогда как вдвое превосходящий по численности наши силы враг был свободен в выборе маневра. Приблизившись, немецкие самолеты стали разделяться на две группы. Нужно было сразу принимать вывод. В тот самый миг Колдунов устремился на ведущего. С огромной скоростью самолеты несутся на встречных курсах. Кто-то должен отвернуть. Но германский пилот не сворачивает. Секунда, вторая... Сейчас будет поздненько, машины столкнутся. Еще миг... и германец не выдержал. Резким рывком он задрал вверх нос самолета. Колдунов успел короткой очередью сшибить фашистский истребитель. С разворота Колдунов поймал в перекрестие второй авиалайнер. Очередь и второй мессершмитт падает на землю. Немцы растерялись, боевой строй их распался, некоторые повернули обратно, а оставшиеся издали обстреляли группу и повернули в сторону, уклонившись от боя. ЛИ-2 верно сбросили груз и невредимыми вернулись на свой аэропорт. Не имела потерь и шестерка истребителей.

За этим воздушным боем наблюдали бойцы наземных войск и местные обитатели. На следующий день в количество истребителей приехал колхозник Герасим Алексеевич Богаченко и, обратившись к командиру, попросил подсобить ему взять на личные сбережения авиалайнер для летчика, сбившего вчера на его глазах два немецких истребителя. Вскоре Колдунов получил свежеиспеченный ЯК-3, на котором летал до конца войны.

Подчиненные любили Колдунова и гордились своим прославленным командиром. Все, чему учил он их на земле, подкреплялось примером в воздушных боях.

В начале 1945 года командующий воздушной армией приказал Колдунову поднять пять лучших летчиков, чтобы сотворить шестерку особого назначения, так называемую группу по расчистке воздуха. Подбирать летчиков длительно не пришлось. Лучшими в воздушной армии были его ведомые, которых он обучил мастерству воздушного боя и умению побеждать врага в каждый обстановке. Капитаны Шишов и Сидоренко, лейтенанты Сурнев, Шамонов и Гурьев совместно с Колдуновым образовали знаменитую шестерку, наводившую жуть на фашистских стервятников. Одно охота объединяло летчиков этой группы побороть, истребить как разрешено больше фашистов. Это влечение было основой здоровый, крепкой дружбы.

Иногда шестерка делала по три-четыре вылета в день, атакуя любую по численности вражескую группу. С рассветом они были готовы к вылету. Обычно дожидаться приходилось непродолжительно. Команда и самолеты единственный за другим исчезают в небе. Посадка, немного минут отдыха, покуда техники заправляют самолеты горючим и перезаряжают оружие, и заново в мордобой.

Вэтого до конца войны они сшибли 32 вражеских самолета, из которых 15 сшиб лично Колдунов. Сама прославленная шестерка потерь не имела.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Кончин Aleksandr Konchin

24 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру батальона гвардии капитану Ш.Умарову, его заместителю по политической части..
читать далее

Александр Космодемьянский Aleksandr Kosmodemianskiy

Звание Героя Советского Союза Александру Анатольевичу Космодемьянскому присвоено посмертно 29 июня 1945 года.
читать далее

Александр Костылев Aleksandr Kostiulev

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее

Александр Курзенков Aleksandr Kurzenkov

Командир звена 44-й эскадрильи 15-го разведывательного авиаполка (ВВС Краснознамённого Балтийского флота) лейтенант Курзенков А. Г. к сентябрю 1943..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий