Известные люди

»

Александр Котляревский

Александр Котляревский Aleksandr Kotliarevskij Карьера: Археолог
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 1837 - 29.9
Александр Котляревский - известный славист, археолог и этнограф. Родился в 1837 году в Санкт-Петербурге.Известен по таким трудам как: книга О погребальных обычаях, Старина и народность, Истории русской жизни и др.

Общественное оживление первых лет царствования Александра II сопровождалось разнообразным подъемом народных изучений. Котляревский был увлечен этим движением и со студенческой скамьи полно работал в различных отраслях "старины и народности". Он уже броско выдвигался посреди молодых, когда несчастная случайность повела, в 1862 году, к его аресту; немного месяцев заключения очень расстроили его самочувствие, и, помимо того, арест по "политическому" делу потом затруднил для него преподавательскую занятие. Получив свободу, в 1863 году, он принял деятельное участие в основании Московского археологического общества (1864) и в первых его предприятиях. В начале 1867 года Котляревскому предложено было занять кафедру славянского и русского языковедения в Дерпте. В половине 1868 года он защитил диссертацию: "О погребальных обычаях языческих славян", обратившую на себя большое участливость в ученом мире. В Дерпте он пробыл недолго; с конца 1869 года стали обнаруживаться признаки болезни, которая с тех пор уже не оставляла его. В 1872 году он отправился за рубеж, жил в теплом итальянском климате, оправлялся, после этого сызнова заболевал. Большую доля заграничного пребывания он провел в Праге, где, напечатаны его труды: "Книга о древностях и истории поморских славян в XII веке", "Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности" (Прага, 1874) и "Древности права балтийских славян" (там же, 1874). Одна из этих книг была его докторской диссертацией, которую он защитил в Петербурге в 1874 году, при достаточно бурном споре с В.И. Ламанским. Приглашение занять кафедру в Киеве было им принято, но занятие было сызнова затруднено тем, что прежнее позволение преподавания ограничивало его профессорскую занятие одним Дерптом. Наконец, Высочайшим повелением это запрещение было отменено, и в конце 1875 года Котляревский поселился в Киеве. В течение нескольких лет он вел в этом месте курсы по различным отделам "Энциклопедии славяноведения"; принимал участие в трудах "Общества Нестора летописца", председателем которого он был избран; был кроме того председателем славянского комитета, в то время, когда среда было возбуждено южнославянскими делами и шло движение добровольцев в Сербию; читал лекции на киевских женских курсах; работал по изданию сочинений М.А. Максимовича : приготовил и издал в воронежских "Филологических Записках" (и особо, в нумерованных экземплярах) отличный "Библиографический навык о древней русской письменности" (Воронеж, 1881; общее историческое обозрение, история изучения древнеславянского и древнерусского языков и письма). В 1881 году он, по требованию врачей, выехал за рубеж и умер в Пизе. Котляревский - выдающийся агент того периода в развитии русской науки, тот, что последовал за первыми трудами нашей славистики и влияниями Гримма в изучении нашей народной старины: в славистике он был учеником Бодянского, но уже резво стал самостоятельным, в изучениях народной поэзии, - учеником Буслаева, от которого принял воздействие Гриммовой школы, оставаясь, при всем при том, свободным от крайних увлечений, в какие впадали другие последователи этой школы, в частности, Афанасьев и Ор. Миллер. Первые его труды вызывались необходимостью определить те приемы исследования, которые приносила новая учебное заведение и которые не были довольно сурово соблюдаемы в среде самих специалистов, и устранить из науки многое, что ещё пользовалось авторитетом в ходячих понятиях. Такова была его книжка: "Старина и народность" (1862); таковы были позднее специальные его разборы "Поэтических воззрений славян на природу" Афанасьева, "Истории русской жизни" Забелина и другие. Он способствовал новому направлению историко-литературного изучения, расширявшему область исторического наблюдения данными истории общественной, народнопоэтического творчества. Основание археологического общества в Москве на некоторое время направило его интересы преимущественно на археологию. В это время была написана его книжка "О погребальных обычаях", которая может служить образчиком его приемов исследования: к изучению привлечены самые всевозможные источники - язык, предан

ия, сохраненные летописью разных славянских народов, предания современные, представляющие собой отголосок старого обычая, памятники вещественные, доставляемые археологическими раскопками, в конце концов, предания и обычаи других индоевропейских племен. В Киеве он мог определить свой вектор движения значительно шире, чем в Дерпте; его мечтой была энциклопедия славяноведения - систематическое обобщение того, что сделано до сих пор в науке. Этот проект он старался осуществить в своих курсах. Осуществить его в литературе ему не было дано, но тут, как и в ранних его трудах, сказывается живое постижение потребностей науки в условиях нашего образования. Возникая обыкновенно из чужого источника или подчиняясь ходу западных научных теорий, она существовала отрывочно, эпизодически, лишенная и общих оснований и приема, и обобщений, и в силу того что настолько же отрывочно она отражалась и в общем образовании, в котором должна была располагать свою первоначальную опору. Поэтому, наряду с исследованиями специальными, Котляревский считал необходимыми общие обзоры и руководства. - Работы Котляревского, помимо особняком изданных им книг, рассеяны частью в общих изданиях, частью в специальных, как воронежские "Филологические Записки", "Труды" и "Вестник" Московского археологического общества, "Отчеты об Уваровских премиях при Академии Наук", "Беседы" Московского общества любителей российской словесности, "Труды" Киевского общества Нестора летописца и др. В 1889 - 1891 годах изданы при II отделении Академии Наук "Сочинения А.А. Котляревского" (в "Сборнике", II отд., тома XLVII - XLIX и особняком, три тома); издание закончено четвертым томом (том L "Сборника"), к которому присоединены "Материалы для биографии Александра Александровича Котляревского", А.Н. Пыпина. Некрологи и воспоминания: "Поминки по Александру Александровичу Котляревскому" (Киев, 1881; статьи и речи П.И. Аландского, И.Н. Жданова, Н.П. Дашкевича ); "Sitzungsberichte der gelehrten estnischen Gesellschaft" за 1881 год; "Neue Dorptsche Zeitung" (октябрь, 1881); А. Кочубинский "Итоги славянской и русской филологии" (в "Записках" Новороссийского университета, том XXXIII, и отдельно: Одесса, 1882, страницы 229 - 236); "Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета святого Владимира" (Киев, 1884), "Воспоминания" Алексея Веселовского (Киев, 1888; из "Киевской Старины"); А.П. Стороженко "Александр Александрович Костляревский" ("Вестник Европы", 1890, июль); К.Н. Бестужев-Рюмин, по поводу 1-го тома "Сочинений", в "Журнале Министерства Народного Просвещения", том CCLXIV; "Александр Александрович Костляревский, как преподаватель" ("Русская Старина", 1893, июнь); "Памяти отца наместника Леонида, А.А. Гатцука, Н.А. Попова и Александра Александровича Котляревского" (как продолжение "Исторической записки" Московского археологического общества, Москва, 1893; статья К.И. Линниченка). А. Пыпин (умер).

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Исаченко Aleksandr Issatschenko

Чехословацкий и австрийский лингвист русского происхождения, профессор, член академий наук Чехословакии, Австрии и др. Труды по современному..
читать далее

Александр Милитарёв Aleksandr Militarev

Российский филолог и лингвист, специалист в области семитского, берберо-канарского и афразийского языкознания.
читать далее

Александр Пешковский Aleksandr Peshkovskiy

Александр Пешковский - российский и советский лингвист, профессор. Родился 23 августа 1878 года.Александр Пешковский является одним из пионеров..
читать далее

Александр Потебня Aleksandr Potebnya

Одним из первых в России Потебня изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий