Известные люди

»

Александр Майоров

Александр Майоров Aleksandr Mayorov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 1.4.1921
Гвардии младший лейтенант А. И. Майоров совершил 220 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 7 и в составе группы 8 самолётов противника. 2 Сентября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 1 Апреля 1921 года в селе Кесова Гора, в настоящий момент посёлок Тверской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в городе Химки. Учился в Московском аэроклубе. Работал слесарем - инструментальщиком на заводе. В Красной Армии с 1940 года. По путёвке комсомола поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую удачно окончил в Мае 1941 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с Марта 1942 года. Прошёл дорога от рядового пилота, Младшего лейтенанта, до заместителя командира 2-го Гвардейского истребительного авиаполка 215-й истребительной авиадивизии, Майора.

К Марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 215-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный остов, 14-я Воздушная вс, Волховский фронт ) Гвардии меньший лейтенант А. И. Майоров совершил 220 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сшиб лично 7 и в составе группы 8 самолётов противника. 2 Сентября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны остался на службе в ВВС. В 1949 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал полком, был начальником штаба соединения. С 1973 года Гвардии полковник А. И. Майоров - в запасе. Жил и работал в Одессе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

* * *

Бывают на фронте дни, когда от лётчиков требуется максимум усилий, срочная помощь нашим наземным войскам.

В Июне 1942 года 2-я ударная вс Волховского фронта попала в окружение. Шли напряжённые бои по выводу частей армии из вражеского кольца. Противник пытался бомбово - штурмовыми ударами своей авиации истребить окруженцев. Немецкие пикировщики висели в воздухе. Тогда - то и отличился Младший лейтенант Александр Майоров. 14 Июня он повёл 4 истребителя в район скопления вражеской авиации. 38 немецких самолётов повисли над нашими войсками, пытавшимися прорваться сквозь узкую горловину из окружения. Майоров ринулся в атаку. За ним последовали ведомые. Завязалась смертельная схватка. Четвёрка истребителей Александра Майорова, проявив дерзость и бесстрашие, сшибла 3 "Юнкерса" и 2 "Мессершмитта". Остальные самолёты противника повернули вспять. Наши пехотинцы на земле, благодаря героизму лётчиков, смогли передвигаться, маневрировать.

Такими же огневыми были и дни прорыва вражеской блокады Ленинграда. Лётчики 2-го ГвИАП самое малое спали, вечно находились в готовности 1, то есть в любую минуту были готовы взвиться в небеса. За недлинный отрезок времени Александр Майоров сделал 40 боевых вылетов, провёл 8 воздушных боёв, в которых сшиб 2 самолёта лично и 1 в группе с товарищами. Кроме этого, он 10 раз вылетал на разведку войск противника.

Однажды он получил ответственное задание: познать, что происходит в районе Синявино. Александра Ивановича не было больше часа. На аэродроме о нём уже начали волноваться. Но вот послышался его знакомый звук по рации, а следом появился и его "Лавочкин". Майоров доставил ценные сведения о перегруппировке немецких войск у Синявино, которые сей же час же были переданы общевойсковым командирам.

Воздушная разведка - занятие рискованное: пилот летит над вражеской территорией и в всякий миг может угодить под обстрел зениток или повстречать самолёты противника. Тут нужны осмотрительность, наблюдательность, умение в два счета дать оценку обстановку и принять правильное заключение.

2 Января 1943 года при очередном разведывательном полёте Майоров заметил вражеский многоцелевой самолёт Ме-110, шедший под прикрытием пары истребителей Ме-109F. Не теряя ни минуты на размышления, стремясь навязать противнику свою волю, Александр на максимальной скорости пошёл на сближение и с дистанции 50 - 30 метров пушечным огнём сшиб ведомого пары истребителей. Оставшиеся вражеские машины поспешили уйти. Продолжая полёт, Лейтенант А. И. Майоров увидел, как 2 наших самолёта Як-7 ведут мордобой с немецким "Фокке - Вульфом". Он поспешил на помощь: неприметно для врага зашёл ему в хвостище и с дистанции 200 - 150 метров расстрелял противника. Вражеский самолёт рухнул на землю. Так за единственный вылет он одержал разом 2 воздушные победы !

Бывший начальник 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка, Герой Советского Союза Емельян Филаретович Кондрат вспоминая о военных буднях пишет:

"Мы летим парами: командиры эскадрилий со своими заместителями, у меня ведомым Майоров. Люблю летать с ним - отважный, зоркий, цепкий. В Майорове сливается противоречивое: юношеский вид с устойчивостью, уверенностью, сдержанностью зрелого человека. И чудно в первый раз услыхать его невысокий грудной звук, идущий через стеснительную улыбку мальчика. Но у него за плечами столь боёв, а это на фронте - и физиономия, и возраст, и звание.

Здорово вырос тот самый лётчик, которого полгода вспять я называл пацаном и отчитывал за то, что пренебрегает маневром. И вот уже он не то что на высоте - кувыркается в нескольких метрах над полем.

С Майоровым я познакомился раньше всех. О том, что мне предстоит принять 2-й Гвардейский полк, я знал, ещё когда занимался обеспечением группы транспортных самолётов Валентины Гризодубовой. Начальство в конце концов откликнулось на мои просьбы вручить мне хоть и менее престижную, но больше самостоятельную работу.

Однажды в то время я оказался в соседнем полку и стал свидетелем воздушного боя. Он складывался скверно с самого начала. "Мессеры" застигли наших на взлёте. Двоих подожгли, а три смогли всё же подняться. Особенно выдавался истребитель с бортовым номером "15". Если его товарищи вели махач осмотрительно, то он ворвался в стаю "Мессеров" и, забыв обо всём на свете, погнался за одним из них.

По всему было видно, что в машине лётчик юный и весьма дерзкий, конечно. "Мессер" улепётывал, видать, чувствовал дьявольский напор этого непонятного русского, тот, что единственный влез в самую гущу. "Пятнадцатый", отстав, тут же переключился на второго, хлестанул по нему очередью, перенёс пламень на третьего... Словом, паники он наделал, хотя сам оставался цел только чудом. "Безумству храбрых поём мы песню" - пришли на память слова, и ещё подумалось, что это будет траурная песня. С напряжённой тревогой и нарастающей болью следил за ним.

И всё же он приземлился. Машина была практически изрешечена. И когда приземлился, тут уж меня прорвало. Еле дождался, покуда начальник полка созвал лётчиков для разбора. "Пятнадцатый" оказался нимало молоденьким, потому что, видимо, все мои самые грозные приготовленные слова вылетели, а вырвались "неприготовленные":

- Юнец ! Мальчишка !..

Сержант растерялся от такого "разбора" старшего инспектора ВВС фронта.

Всё то натуга, что я накопил, наблюдая мордобой, потихоньку затухает, и в душе начинает преобладать ощущение справедливости. Само собой вырывается:

- А всё же - молодчина !

Что поделаешь - без затей влюбился в него, с первой же встречи".

В боях на Курской Дуге Александр Майоров одержал ещё немного побед. В те дни внимательность лётчиков полка привлёк единственный FW-190. На его борту был нарисован червовый туз. Этот самолёт входил в восьмёрку, известную своими коварными приемами. Немецкие лётчики, летавшие на них, уклонялись от открытого боя, нападали исподтишка, подкарауливали бомбардировщики и штурмовики при разворотах, при заходе на мишень или выходе из атаки.

В одном из вылетов группа лётчиков 2-го ГвИАП, возглавляемая командиром полка Полковником Е. Ф. Кондратом, встретилась с 4 FW-190 действовавшими совместно с "Мессерами". Наши лётчики сшибли 2 Ме-109, но оставшиеся "Фоккеры" продолжали ожесточённо биться. Особенно старался FW-190 с червовым тузом на фюзеляже. Он метеором носился из стороны в сторону, производил неожиданные маневры и, уклоняясь от ударов, сам коршуном бросался на наши самолёты. Видно было, что в кабине - опытнейший пилот.

Выбрав миг Полковник Кондрат пошёл на противника в лобовую атаку. Самолёты молниеносно сближались. Поймав "Фоккера" в прицел Кондрат открыл жар. Огненные трассы прошили FW-190. Вражеский самолёт взмыл вверх, пытаясь оставить, но попал под жар Александра Майорова, всадившего в него ещё одну очередность. Объятая пламенем агрегатина стала валиться, но пилот сумел выброситься с парашютом. Вечером его привели на КП полка. Им оказался Майор из группы "Рихтгофен", воевавший в Испании, Франции и над Ла - Маншем...

25 Сентября 1943 года во 2-й ГвИАП поступили 13 новеньких истребителей Ла-5ФН, построенные на средства трудящихся Монголии. Самолёты были переданы в 3-ю эскадрилью Капитана Н. П. Пушкина, которая получила наименование "Монгольский Арат". Александр Майоров официально в составе этой эскадрильи не состоял ( он служил во 2-й эскадрилье полка ), но довольно зачастую вылетал на боевые задания сообща с лётчиками "Арата". На снимке он позирует в кабине одного из именных Ла-5 эскадрильи "Монгольский Арат".

2 Сентября 1943 года Александру Майорову было присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1944 году он был назначен командиром эскадрильи. Ему одним духом удалось сколотить дружный боевой коллектив, которому была по плечу любая проблема и тот, что стремился только к одному - причинить противнику как не возбраняется более значительный урон. Боевыми действиями эскадрильи Майоров возглавлял совсем, инициативно, всю дорогу стремился навязать врагу свою волю. Он по праву считался одним из лучших комэсков полка, завсегда и во всём показывал образец своим подчинённым. Даже внешний его облик отличался безукоризненностью. Какова бы не была ситуация, он всё одинаково был опрятно одет, скрупулезно выбрит, с белоснежным подворотничком гимнастёрки и в начищенных до блеска сапогах.

26 Апреля 1945 года группа истребителей 2-го Гвардейского авиационного полка, возглавляемая Александром Майоровым, при патрулировании над Берлином попала в зону сильного зенитного огня. Самолёт Майорова был подбит. До аэродрома лётчик дотянуть не мог - остановился движок. Пришлось усаживаться на неровном участке местности. Александр чудом остался жив, при всем при том повредил позвоночник. Тем не менее и вслед за тем этого он по - прежнему продолжал летать на боевые задания, превозмогая адскую боль и скрупулезно скрывая своё состояние от врачей.

Войну Гвардии Майор А. И. Майоров закончил в Германии. Он совершил возле 460 успешных боевых вылетов, участвуя в 68 воздушных боях сшиб лично 17 самолётов противника и 10 - в составе группы. Участвовал в параде Победы на Красной площади.

На груди Героя Советского Союза А. И. Майорова полно наград, в том числе и Монгольской Народной Республики, Чехословакии, Британии. Война оставила ему на всю существование и тяжёлое опробование - ранение. Два года он лежал без движения в гипсе, а позже, победив недуг, ещё 20 лет служил близкий авиации.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Максимов Aleksandr Maximov

Гвардии майор А. Е. Максимов совершил 396 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил 19 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Александр Манохин Aleksandr Manohin

Гвардии капитан А. Н. Манохин совершил 219 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, железнодорожных станций, складов с боеприпасами и горючим,..
читать далее

Александр Мартынов Aleksandr Martiunov

Старший лейтенант А. В. Мартынов в воздушных боях лично сбил 17 и в группе 16 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Александр Маслов Aleksandr Maslov

Летчик, Герой России (посмертно).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий