Известные люди

»

Александр Мироненко

Александр Мироненко Aleksandr Mironenko Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 19.4.1918
Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов на прикрытие своих самолётов, кораблей и баз. В 32 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 4 самолёта противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 19 Апреля 1918 года в селе Яхники, нынче Лохвицкого района Полтавской области ( Украина ), в семье рабочего. Образование высшее. С 1937 года в Военно - Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков и получил направление в ВВС Балтийского флота.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Маю 1944 года начальник 13-го истребительного авиационного полка ( 9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов на прикрытие своих самолётов, кораблей и баз. В 32 воздушных боях сшиб лично 12 и в группе 4 самолёта противника. 22 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого выполнил больше 700 успешных боевых вылетов, провёл возле 50 воздушных боёв, в которых сшиб 20 самолётов противника лично и 10 - в группе.

После войны продолжил службу в ВМФ. В 1948 году окончил Военно - Морскую академию, в 1969 - Высшие авиационные курсы при Военной академии Генерального штаба. Затем Генерал - Полковник авиации А. А. Мироненко служил на командных должностях в ВМФ. В 1974 - 1982 годах был командующим авиацией ВМФ. Заслуженный боевой лётчик СССР, кандидат военно - морских наук. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Октябрьской революции, Красного Знамени ( трижды ), Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер 17 Июля 1999 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

* * *

Всю войну А. А. Мироненко провёл на Балтике. До 1942 года, в составе 13-го истребительного авиаполка, он летал на И-15бис и И-16. Перевооружение полка происходило постепенно: в разных количествах пступали Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3 и "Харрикейны", и все-таки в 1943 году все они были заменены на Ла-5. В течение всей войны полк оставался в ВВС Балтийского флота, вёл многомесячные бои над полуостровом Ханко, под Ленинградом и Ладогой.

...Остров Сухо так мал, что не помечен более того на карте - двухкилометровке. Его площадь малость больше 250 квадратных метров. И тем не менее он привлёк внимательность врагов. Крошечный островок, на скалистом берегу которого ещё с далёких петровских времён стоит маяк, напоминал бессменного часового. Так оно и было. Остров Сухо стерёг Ладогу, ту её доля, по которой в летнее время осуществлялась связь Ленинграда с "Большой землёй". Маяк ориентировал тракт нашим кораблям, а установленная на острове артиллерийская батарея мешала врагам к ним подойти.

Но соблазн перерезать Ладожскую трассу был шибко велик. Захват скалистого островка мог вправду сдернуть судоходство и лишить Ленинград подвоза продовольствия и боеприпасов: и севернее, и южнее хозяйничали враги.

22 Октября 1942 года немцы решили завладеть остров Сухо, определить тут артиллерийские батареи и топить проходящие мимо баржи с продовольствием. На мелкий островок они бросили целую флотилию десантных судов. О сражении за Сухо узнала вся держава. В сообщении Советского информбюро говорилось:

"22 Октября до 30 десантных судов и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на единственный из наших островов в Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации Краснознамённого Балтийского флота десант противника был разгромлен. В результате боя уничтожена 16 десантных судов противника и 1 судно захвачено в плен. В воздушных боях в районе высадки десанта сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имели".

О мужестве гарнизона острова писали полно. Он заслужил это. Артиллеристы во главе со своим командиром Иваном Константиновичем Гусевым сражались геройски. И всё же решили исход боя балтийцы. Разбирая эту операцию, специалисты отводят особую образ лётчикам Краснознамённого Балтийского флота. Если же узнать авиаторов, участвовавших в этой операции, кто в особенности отличился, они в свое время всего назовут Александра Алексеевича Мироненко и Михаила Гавриловича Клименко.

Лётчики эти служили в разных полках, летали на самолётах различного типа: Мироненко - на истребителе, Клименко - на штурмовике. Но когда речь заходит о бое 22 Октября 1942 года, их имена упоминаются рядом.

Конец Октября ни в жизнь не балует Ленинградцев хорошей погодой. На Ладоге и того хуже - штормит, не неизменно отличишь, где кончается влага и начинается небосклон. Враги не случайно выбрали такую погоду: рассчитывали на то, что авиация не сможет стать поперек дороги им.

Едва начало светать, близ острова Сухо появилась группа самолётов, ведомая Александром Мироненко. Несмотря на плохую погоду, он разглядел вражеские корабли. Они были уже километрах в 5 от островка. Мироненко повёл самолёты в атаку. Начал он с того, что потопил моторный катерок, активность которого показалась ему сверх меры подозрительной. Впоследствии выяснилось, что на катере находился старшой офицер, тот, что должен был возглавлять высадкой десанта.

Когда Мироненко появился в районе острова второй раз, сюда уже слетелось невпроворот истребителей противника. Несмотря на численное превосходство врага, группа Мироненко прорвалась к цели и подожгла десантную баржу. Горящее судно затонуло. На обратном пути Александр Мироненко перехватил вражеский "Дорнье", пытавшийся бомбить наши корабли, и сшиб его.

Среди побед, одержанных Майором Мироненко, страсть сколько и других крайне значительных.

В Июне 1943 года Мироненко поставили во главе полка. Мужество и боевое мастерство командира были хорошим примером для других. Но, представляя Майора Мироненко к Золотой Зповсеместно Героя, начальник дивизии в особенности в деталях написал о том, как храбро он сражался в боях за остров Сухо.

К Маю 1944 года начальник 13-го истребительного авиационного полка Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов. В 32 воздушных боях сшиб 12 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами. 22 Июля 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( 4015 ).

Войну Гвардии Подполковник А. А. Мироненко закончил командиром 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( летающего на "Яках" ), тот, что сопровождал бомбардировщики и штурмовики, атаковал немецкие конвои на Балтике. Вэтого совершил больше 700 успешных боевых вылетов, провёл возле 50 воздушных боёв, в которых сшиб 20 самолётов противника лично и 10 - в группе с товарищами.

В 1948 году он окончил Военно - Морскую академию, в 1969 - Высшие авиационные курсы при Военной академии Генерального штаба. Служил на Дальнем Востоке командиром авиадивизии, авиакорпуса ПВО, в составе которого было 15 полков МиГ-15, МиГ-17, 4 из которых приняли участие в Корейской войне 1950 - 1952 годов. С Мая 1956 года в течение 15 лет возглавлял Военно - Воздушнымии силами Черноморского флота. C Февраля 1971 года в Центральном аппарате ВМФ. Почти 4 года работал начальником штаба авиации ВМФ, а с 5 Августа 1974 года в течение 8 лет осуществлял руководство авиацией Военно - Морского флота. С Сентября 1982 года в течение 5 лет работал в Научно - техническом комитете ВМФ, откель 31 Декабря 1987 года ушёл в отставку в звании Генерал - Полковника авиации.

Что же касается Капитана М. Г. Клименко, то звание Героя Советского Союза он получил за 4 месяца до этого - 14 Июня 1942 года. Уже тогда его боевой счёт был внушительным - он потопил 6 кораблей противника, уничтожил 34 танка, 60 орудий.

22 Октября Герой Советского Союза Клименко, для которого не существовало нелётной погоды, немного раз появлялся над десатными судами противника. Он вёл группу штурмовиков. Ни плохая погода, ни заградительный жар зениток не остановили его. Пробившись к цели, начальник показал ведомым образец, потопил баржу. В этом бою группа Клименко отправила на дно Ладоги 8 самоходных десантных барж.

Отыскать мишень и ошеломить её при нехороший видимости разрешено только с малой высоты. Клименко, как шутили его однополчане, "летал пешком". Он проносился над самыми головами врагов. Однажды это еле-еле не стоило ему жизни. Снаряд прошиб движок "Ила". Только здоровенный навык и выдержка помогли лётчику довести самолёт до своей территории и усадить его. И ещё не раз Михаил Гаврилович Клименко боевыми делами доказывал, что с честью носит Золотую Звезду Героя. А затем войны он заново вернулся в гражданскую авиацию.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Муравьев Aleksandr Muraviov

Герой Российской Федерации (17.11.1992), Заслуженный летчик-испытатель СССР (12.08.1982), майор.
читать далее

Александр Николаенков Aleksandr Nikolaenkov

Старший лейтенант А. И. Николаенков совершил 229 боевых вылетов, в 28 воздушных боях лично сбил 8 и в составе группы 23 самолёта противника.0 года..
читать далее

Александр Новиков Aleksandr Novikov

Под руководством маршала Александра Новикова наша авиация во время войны превратилась в мощную силу и разгромила "Люфтваффе". Но сейчас имя..
читать далее

Александр Носов Aleksandr Nosov

Лейтенант А. А. Носов совершил 69 боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск противника. Лично уничтожил 11 самолётов на аэродромах, 27 танков,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий