Известные люди

»

Александр Опекушин

Александр Опекушин Aleksandr Opekushin Карьера: Скульптор
Рождение: Россия, 28.11.1838
Опекушин Александр Михайлович (28.11.1838 4.03.1923), скульптор-монархист. Действительный член Академии художеств и Императорской Археологической комиссии, академик скульптуры.

Родился в с. Свечкино Даниловского у. Ярославской губ. в крепостной крестьянской семье потомственного лепщика М. Е. Опекушина. Среди крестьян Даниловского у. ремесло лепщиков, каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом. Начальное образование грядущий скульптор получает в сельской школе с. Рыбницы, куда Саша с родителями и братом Константином переехали существовать из близлежащего Свечкино. Заметив весьма раньше времени проявившиеся творческие способности сына, Михаил Евдокимович, с согласия своей помещицы Е. В. Ольхиной, увозит Сашу в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже в тот самый отрезок времени выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и исключительная преданность русскому искусству. Вместоположение положенных трех лет он блестяще заканчивает школу в два года и в 1852 принят на обучение в мастерскую известного петербургского педагога, академика скульптуры Д. И. Иенсена, которую оканчивает за три года вместо пяти. Под руководством Д. И. Иенсена Опекушин приобретает феноменальную технику искусства орнамента и мастерства скульптуры. По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Как ученик академика Д. И. Иенсена в 185962 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств как снег на голову присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово. В этом же году заметивший его гений художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника Тысячелетие России в Новгороде. По замыслу Микешина это был немалый колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Открытый 8 сент. 1862 монумент по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р. К. Залеман, М. А. Чижов, И. П. Шредер, Н. А. Лаверецкий. В 1864 за скульптурные эскизы Велизарий и Амур и Психея Императорская Академия художеств присуждает Опекушину звание неклассного художника и награждает серебряной медалью. В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 классного художника 1-й степени. В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское среда любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его огромный золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создается именитый дореволюционный монумент русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве (празднично открыт 21 мая 1873, уничтожен затем 1917). Совместной работой А. М. Опекушина, М. О. Микешина и М. А. Чижова стал петербургский монумент русской Императрице Екатерине II, установленный в сквере Александринского театра 24 нояб. 1873. (Опекушину принадлежат в этом месте девять статуй сподвижников русской Императрицы). Всемирную славу А. М. Опекушину принес его популярный монумент А. С. Пушкину в Москве, открытый в обстановке общенационального торжества 6 июня 1880. Право на его создание скульптор получил следом участия в чертовски напряженной конкурсной борьбе и убедительной победы в последнем, третьем конкурсе 1875. Все три конкурса (1873, 1874, 1875) собрали на практике весь цвет тогдашней отечественной скульптуры. Сохранились воспоминания А. М. Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти приятель к другу; любой хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, вековечного памятника. На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами без малого все великие русские писатели того времени. Известна, в частности, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве начальный в России монумент великому русскому поэту. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. Менее известны созданные Опекушиным памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913). В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной беда 16 нояб. 1886. Опекушиным создается и начальный в истории России монумент поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 авг. 1889 в Пятигорске, ещё став неотъемлемой достопримечательностью прославленного курорта. Замечательным в художественном отношении был и монумент русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) что ни на есть немалый по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры сообща с постаментом составляла без малого 16 м. В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось открыть неповторимую духовную суть Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя что надо просматривалась более того с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я. Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий более того упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся

модели монумент воссоздан в виде копии. Такая же судьбина и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губ., в н. 20-х по решению местных большевистских руководителей монумент демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия. Монархическая задача основная в творчестве скульптора, что в особенности скрупулезно замалчивалось в послереволюционной искусствоведческой литературе. Здесь Опекушиным созданы наиболее крупные произведения. Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Вэтого к настоящему времени известно 12 таких памятников. Величайшими в России памятниками называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III примерно Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета Московские Ведомости отмечала: Уже прошло больше месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем любой день видишь возле него все те же вереницы, без малого толпы народа. Поучительно следить расположение толпы. Это не элементарный осмотр, публика ходит еле слышно, с каким-то благоговением, разговорчик происходит еле-еле не вполголоса. Менее известен столичный опекушинский монумент Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, сегодня находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

Памятник Александру II в Кремле

В предреволюционный отрезок времени имя скульптора было сильно популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III аккурат Опекушину было поручено сотворить столичный монумент его отцу Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал вел. кн. Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено революционными вандалами. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции, от 12 апр. 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был возвратиться в родную деревню, где неспешно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи. Уже в 20-е многие вехи его творческой биографии намеренно замалчивались и искажались. В официальном советском искусствоведении был создан и усиленно пропагандировался миф об Опекушине как авторе одного гениального памятника. Скромная могилка скульптора находится в с. Рыбницы Ярославской обл.

Климаков Ю.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Глинка Aleksandr Glinka

Глинка, Александр Сергеевич - талантливый критик; пишет под псевдонимом Волжский. Родился в Симбирске около 1880 г. Выдержав экстерном экзамен на..
читать далее

Александр Дружинин Aleksandr Druzhinin

Но ему недоставало главного качества, уловляющего сердца русского читателя: в нем совсем нет энтузиазма, нет способности поднимать читателя на..
читать далее

Александр Никитенко Aleksandr Nikitenko

Никитенко Александр Васильевич - известный мемуарист, критик. Родился в 1804 или 1805 г.
читать далее

Александр Огнёв Aleksandr Ognev

Александр Огнёв - писатель, критик, доктор филологических наук, профессор. Родился 10 июня 1925 года.Огнёв опубликовал свыше 270 работ, в том числе..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий