Известные люди

»

Александр Пьяных

Александр Пьяных Aleksandr Pianih Карьера: Граждане
Рождение: Россия
Я не люблю рассказывать об эпизодах. Потом их нельзя выделить. Перед войной я учился в Саратове, сейчас он называется Политехнический...

-Я не люблю сказывать об эпизодах. Потом их запрещено выделить. Перед войной я учился в Саратове, в текущее время он называется Политехнический, а тогда Автодорожный институт и там было три факультета автомобильный, строительный (там дороги, мосты, туннели) и механический. Там в основном готовили механиков по тракторам, разного рода, транспортной техники, помимо автомобилей. Автомобили автомобильный факультет. Я учился на строительном, готовился сделаться инженером по строительству мостов, дорог, тоннелей. Пять лет учебы. И так сложилась существование, что завершение института совпало с началом войны. Мы уже писали диплом.

Что у нас было увлекательно? Наш институт был военизирован, т. е. в те времена нам преподавали ВВП Высшую вневойсковую подготовку. Когда, девчонки ехали на каникулы домой, мы, мальчишки, начиная с третьего курса, ехали в Татищевские лагеря, которые существовали ещё с царских времен. Там нас гоняли: походы, стрельбы, тактические ученья там все. Девчонки отдыхали, а мы, вместо отдыха проходили два месяца военную подготовку. Это, помимо того, что нам читали лекции по военному делу. И так начиная с третьего курса любой год. Но зато тем, кто, это прошел, сию минуту же по выпуску присваивали два кубика воентехник второго ранга. Один кубик это меньший воентехник, два кубика воентехник второго ранга, три кубика воентехник третьего ранга. А шпала это уже майор. И вот получилось так, германец уже подходил к Москве, у нас вот-вот должна была быть броня диплома. Нам сказали незамедлительно защищаться у кого как есть, так и защищайтесь. Кончили не кончили, защищайтесь.

Защитили свой диплом (мы уже инженеры) и нас уже обрили в военкомате и мы уже идем на создание. Меня направили по линии военкомата в Тамбов, там формировались инженерные и дорожно-мостовые части. Нас бросили не в пехотные части, а неотложно стали формировать дорожно-мостовые, понтонно-мостовые части, как это не чудно, хотя германец шел. Казалось бы, нас надобно было бы кинуть на передовую, мы же вооружены автоматы, ружья. Нет, готовят нарочно инженерные части для того, чтобы переправы наводить. Я в этих инженерных частях всю войну прошел.

Как только в Тамбов прибыл, я сию минуту был назначен командиром взвода. И вот я взводом командовал, следом ротой. Мы в 41-м не двигались, формировались, готовились. Кое-где мы делали мосты во фронтовых тылах к базам снабжения. А опосля, когда фронт двинулся, и мы с ним. Как правило, наводили переправы во фронтовых тылах. Мне пришлось ходить, начиная от Ельца по центральным фронтам. В основном, прямая путь на Берлин.

Где мы наводили переправы? Мы наводили сквозь Днепр, в районе Речеца, посредством Сошу, в районе Гомеля, посредством Вислу, в районе Варшавы. Знаменитый варшавский мост. Это была эпопея. Потом на Одере сызнова переправы, а уже с Одера сквозь Зееловские высоты на Берлин.

Какой номер части?

- 32-й военно-дорожный батальон. Я был инженером, и на меня ложилась техническая количество. То есть вопросы наведения переправ это все была моя функция. Часто это происходило под огнем противника. Два раза меня контузило. Я в текущее время худо слышу из-за этого. Левое ухо, помню, целую неделю отходило. Удачная такая сложилась бомбежка, что меня только контузило. А служивый немало погибало немало. Представляете, наводится переправа. Вот бьются сваи; сквозь реку наведут переправу, низководную. Они бомбят с воздуха. Правда под финал войны наша авиация господствовала в воздухе надобно прямо проговорить. Мы с воздуха ладно были прикрыты. Единственно, мы худо были защищены от дальнобойной артиллерии.

Ваш батальон был армейского или фронтового подчинения?

- Фронтового. Они все фронтового подчинения.

Основной строительный материал это дерево?

- За Прагой-Варшавской были леса, мы их вырубали нещадно и строили Война, что мы будем там деревья сочувствовать? Рубили эти сосны. У нас были пилорамы. Мы технически ладно были оснащены. И свои дизельмолоты, и понтоны

Какой габарит батальона?

- Как правило, батальон был четырехротного состава. Там было так: две дорожно-строительные, как правило, одна техническая рота, там были все технические средства: пилорама, движки, трактора, если только были какие-то у нас. Но у нас тракторов, как правило, не было. В основном это ремонтные машины, летучки. И автомобильная рота. Первоначально мы назывались отрядом, а после этого батальоном. Я был в мостостроительной роте.

В Вашем распоряжении были понтоны?

-Понтонные переправы наводили самые стрелковые части, в их составе были понтоны. Но понтонная переправа это только для того, чтобы только проскочить на тот берег. Потом понтоны-то у нас были легкого типа, деревянные были понтоны. Они называются ДМП деревянный мостовой парк. Маленький. Ну, он пропустит пехоту, легкие пушки противотанковые. А чтобы биться супротив немца на той стороне, у которого там танки и тяжелая артиллерия нужно тяжелое вооружение. Значит нужно неотложно наводить переправу, чтобы позволительно было танки впускать, тяжелую артиллерию выгонять туда, расширять плацдарм.

Сколько тонн должен был выдерживать строящийся Вами мост?

- Норматив 60 тонн.

Потери большие?

- Как только переправа прилично. По-разному, конечно. В зависимости от того, как что надо нас прикрывала авиация и наша артиллерия. Если неплохо перекрывала, если немцы на этом участке не очень-то могли сосредоточить огневые средства, потерь без малого не было.

Что значит высоководные или низководные мосты?

- Высоководный мост вот чем отличается. Он ставится выше уровня паводковых вод, и он строится с защитой пропуска паводковой воды и ледохода под мостом. А для того, чтобы лед не срезал опоры, спереди по ходу ставится ледорез. То есть если он уж режет, то путь-то он срежет ледорез, а опора моста не будет срезана. Перед каждой речной опорой ставится ледорез. Такой же ширины как сама опора, опора делается вот этакий двойственный, она не одинарная. Большие мосты двухрядные опоры, значит два ряда свай и на них ставится насадка. Если большая льдина, может срезать тот самый ледорез, но она уже и сама ослабнет и не срежет опору. Забивали сваи, на них насадки, а на насадки пойдут фермы. Мы их сию минуту надвигали, потому как готовили заблаговременно. Сразу натаскиваем с помощью тягачей, машин и сию минуту ставится и получается вот таковый ферменный мост.

А низководный мост?

- А низководный ставят так, что он чуть-чуть над водой идет. Насадки и прогоны. А по прогонам поперечины и настил. Вот и все, чем отличается низководный мост.

А кто проектировал?

- Сами. У нас в инженерных частях была оперативная группа создана из опытных инженеров. Я также первоначально был в составе этой проектной группы. Но проектировали проворно, это же деревянный мост, это же не железобетонная конструкция. Все же из дерева, стремительно.

Прикрытие отличались в 42-м и 45-м? Выделение артиллерии, зенитных частей?

- Очень весьма отличалось. Первое время, в 42-м году мы погано прикрывались. Нам приходилось туго, в силу того что что немцы ещё сильные были. Я помню, это было под Золотухиным, Фатешь. Этот как раз район Курской битвы. Уже тут немцы и наша авиация были на паритетах. И там сражения были воздушные не поймешь, что там происходит на небе, поголовный шум кто? чего? Потом летят германский и свой, но число чувствуется, что уже немцы не превосходят. И наши не очень-то ещё сильны, но в этом месте уже немцы не господствуют безраздельно. Так что, начиная с конца 43-го года, мы чувствовали, что немцы в воздухе не господствовали. И наша истребительная авиация замечательно нас прикрывала с воздуха. Ну а артиллерия артиллерия это зависит от того, как командующий фронтом распорядится тебе вручить немало или самое малое это уже от его возможностей.

Зенитки вам придавались?

- Зенитки? Да нет. Зенитки придавались, если были рядом стрелковые части. Но нам лично не передавались. Нас с воздуха прикрывали ястребки.

А что при наведении моста является наиболее сложным моментом?

- Бойка свай.

Это что ни на есть трудоемкий?

- Она трудоемкая одно. Потом на голом месте. Если бьет с артиллерии германец, как правило, он бьет по активный силе на картечь. А мы все на воде, на виду, мы же не защищены.

А как били? Была специальная агрегатина?

- У нас были дизельмолоты. Наша проблема поставил сваю и на нее поставил дизельмолот. Он что из себя представляет: труба, в нее вставляется свая, опосля ударная количество шток и мотор, тот, что работает, так же как и дизель. Один раз только надобно вознести ударную количество и дальше она бьет сама, тот самый стакан сидит на свае, необходимо только периодически тяпнуть впрыск, если когда застопорилось что-то.

Свая затачивалась с того конца, которым она уходит в дно?

- Сваи затачивались заблаговременно. На переправу готовые привозили. Ее на плаву доставляют, безотлагательно ставят, на растяжках придерживают, чтобы она вертикально была, чтобы при первом ударе она вошла маленько. Как только она вошла маленько в дно все дальше ее дизельмолот гонит, гонит, гонит. А когда надобно высоководный мост создавать, то приходится наращивать сваи. Надо нарастить первую сваю, взять хомутами и на болты. Война, говорят, это то же самое фабрика, но только фабрика опасное. Тем она и отличается.

Вот вы поставили переправу. Поставили и остаетесь обслуживать или нет?

-Мы пошли вперед.

Подобные же конструкции немецкие вам встречались?

- У немцев, что было хорошее? Мы у них дизельмолоты забирали в трофеи. Это прекрасные дизельмолоты. Мы у них забирали металлические понтоны.

Зимой в чем ваша проблема заключалась?

- Зимой наша проблема на маленьких речках только, может быть, совершить прямо по льду настил деревянный, чтобы давление распределить. Но если реченька большая, то нужно было создавать мост. Пробивать льды и создавать мост. Ну, это проще со льда-то не то, что с воды, когда реченька течет.

Последний мост была большая переправа сквозь Одер в районе Целина. Целинская переправа. Местечко Целин причем сильно неудобная для нас и шибко удобная для немцев. Берег с немецкой стороны пологий, пойма широкая, чистая, а с нашей стороны крутые берега и сам городочек тот самый Целин. А там вдалеке кирхи видны. Он отлично видит нас, как мы на бугре шевелимся и все делаем, и у него тут артиллерия, он корректирует и бьет по нам. Но тут уже он сам не тот германец. Да и у нас и зенитчики были, и наша дальнобойная артиллерия. Тут уже все было. И в воздухе висели истребители. Командующий фронтом нас защищал славно.

Не приходилось сталкиваться с тем, что немцы пускали торпеды по мостам?

- Торпеды? Был эпизод. Они не торпеду пустили, а самолет-снаряд. Это было в районе Кюстрина. В районе Кюстрина были построены два моста: ж-д и автодорожный мост. И вот он запустил как-то днем непилотируемый авиалайнер. Затащил снаряд (ну типа планера) начиненный взрывчаткой. И он пошел вниз. Мы сидим все солдаты, ходили-бродили, курили, и более того день был этакий великолепный. Мы и не ожидали. Но нежданно-негаданно залетел на большущий высоте германский авиалайнер. Ну что нам, плевать на него. Если он более того и сбросит бомбу с таковой высоты не попадет. А он, оказывается, нет, он тащил вот тот самый что ни на есть начиненный взрывчаткой планер, причем тот самый планер метко пошел на нас. Взорвался он между мостами.

Но не попал?

- Нам он ничего не причинил, но взрыв был колоссальный, потому как что взрывчатки было крайне немало. Если бы он попал, единственный из мостов был бы снесен как пух. Больше ничего. Ну, там немного служивый погибло. Кого ранило, кого убило. А так он нам потерь не принес больших.

А какие-то из типов, какой из немецких самолетов был самым опасным, как вы считаете?

- Да опасен для нас, конечно, Юнкерс-88. Опасен, потому что что нелегкий. Он мог нести тяжелые бомбы. А Мессершмитт больше штурмовой авиалайнер. Он может разогнать живую силу, побить это да. Скинуть маленькие бомбы мог. Но у нас не было случая, чтобы их подпускали.

Вам платили гроши?

- Деньги? Ну, на фронте же как? Какие-то монеты мы получали, но мы их на руки-то и не хватали. Они не нужны нам были. Зачем нам монеты на фронте? Что мы на них могли приобрести? Военторга не было, только под финал, может, появились. Более менее мы обретать начали, когда пошли по территории Польши. Нам начали уплачивать (офицерам) половину нашего оклада, а другое скапливалось в бухгалтерии, в частях, в штабах. А нам половину давали на руки злотыми. На злотые мы могли приобрести. Поляки же торговцы сильные. Они торговали, у них базары были, хотя и фронт шел. На базары мы ходили, когда фронт стоял, готовились к наступлению, так называемая оперативная перерыв. А так, когда идет штурмование, когда шагать? Мы же должны распоряжаться частями, передвигаться вперед нам не до этого. Ну что позволительно было приобрести? Польского вина Бимбера, поляки торговали сигаретами, откуда-то они привозили не знаю, у них свои каналы были. Бумага, курево, вот это они продавали. Масло позволительно было достать сливочное. Потому что фермерское хозяйство у поляков и там масло у них было. Когда кончилась битва, нам начали одаривать оккупационные марки.

Когда вы в Германию вошли гражданское народонаселение было, вы его встречали?

- Население было, но почему-то, мы с ними самое малое сталкивались. Они все прятались больше. В районе боевых действий их не было. Зачем им, это же угрожающе! Они все прятались по подвалам. Во время боев и во время проведения операций мы местное народонаселение не видели. Но вслед за тем, когда в Берлин вошли, тут уже стали лицезреть немцев. Даже больше того, и руководство немецкое пошло. Тут уже наши офицеры начали с немками дружить. Все пошло как в мирное время.

Именно дружить? Потому что на Западе идут какие-то разговоры, что там мол, изнасилований было хоть отбавляй?

- Нет, знаете, за это сильно жестко наказывали. Замполиты были крайне жесткие. Ведь в батальоне был агент СМЕРШ контрразведки нашей Смерть шпионам. Даже за мародерство был указание наказывать вплоть до расстрела. Правда, наши интенданты спирт доставали прямо бочками. Там был коммунизм с пьянками. В нашем батальоне в офицерской столовой, в частности, стоял сознательно бачок с вином и кружкой. Каждый мог перед едой приложиться.

Только офицер? Солдатам не доставалось?

- Доставалось, конечно! Один раз, когда в Лансберге нашли находящийся под землей склад французского вина, там скопились все рода войск: танкисты, артиллеристы, инженерная количество, пехота и любой тащил ящиками к себе в количество. Наши интенданты также. Я послал служивый своих вкупе с интендантом. Взял он машину туда и привез в машине ящики вина. Но это было не крепкое винцо, французское. Целая агрегатина. И опосля распивали в столовой. Кружку возьмешь, выпьешь стакан, оно полусухое, легкое относительно. Не то, что спирт, или горилка.

А домой посылки посылали?

- Посылали. Я не посылал, а вот другие посылали. Разрешалось. Во-первых, марки были. За марки в Германии позже войны не возбраняется было взять кое-какое барахло. Немцы не нуждались в барахле, они весьма нуждались в питании. У них нехорошо было с питанием. Поэтому у них барахла позволительно было взять, и, будь добр, посылки с барахлом, тряпьем разрешается было направить к себе на родину.

Питание и обеспечение с 41-го года и дальше менялось?

- Я должен проговорить так, что первоначально питание у нас было худо организовано: и подвозы были плохие, и склады были, видно, бедные. Питание было слабое. Были перебои. А в основном, конечно, вс не голодала. Все шло. Население наше не могло подсоблять армии, оно само голодало. Наоборот оно нуждалось. Если вот фронт стоял, была оперативная передышка, в тот самый миг наши могли контактировать с местным населением. Но на нашей территории это была такая бедность! Немцы все пожгли, побили, сожгли! Это была бедность страшная. Даже тут они ничем не могли подсобить. Единственно, когда шли по Белоруссии, там этой картошки, бульбы, было как собак нерезаных. Но вся же еда сухари-консервы, консервы-сухари, бульба сушеная, овощей никаких без малого нет. За год-полтора войны солдаты начали побаливать, началась цинга, авитаминозы пошли. По-моему в 43-м, был более того особый команда командующего фронтом по всем войскам: парить еловые и сосновые иглы. Это методика целая медицинское управление разработало и разослало по всем фронтам до роты включительно. Собираешь иглы, запариваешь их в кипятке, они стоят. И вот перед едой, перед тем, как шагать завтракать, тебе наливают в котелок стакан-кружку этой зеленой массы горькой фу! Некоторые прямо мучились, но распоряжение был жесткий: не получишь завтрака, не получишь обеда, если не выпьешь эту чашку. Солдаты морщатся: Я бы лучше два стакана водки выпил, чем это! Но выпивает все одинаково. Я должен вымолвить, результат был типичный. Это витаминная вещь!

Материалы для моста это то, что растет, подручный?

- Подручный, все на месте. Если чего необходимо, так более того и сады разрешено вырубить, не стеснялись. Война куда денешься, если нет ничего. Надо же. Леса вырубали нещадно.

Какой мост запомнился больше всего?

Конечно посредством Вислу! Вы представляете! Это была весна 1944 год. Висла широкая реченька разлилась. Лед ещё шел. Наши готовились к наступлению. По ту сторону Вислы ещё немцы. Командующий фронтом Рокоссовский, собрал навалом инженерных частей, потому как что надобно было прямо от Варшавы шагать на Одер. Там более того был у нас единственный польский батальон. Но это наши поляки в конфедератках. Там только половинка поляков, а офицеры с Ивановской области. Но солдаты были в основном жовнеши польские. Нам пришлось готовить высоководный мост длиной примерно 400 метров с пролетами по 30 метров, с фермами. Почему высоководный? Да потому как, что был ледоход. Надо было становить ледорезы, по иному ледоход снесет тот самый мост, и не смогут одолеть путь ни танки, ни тяжелая артиллерия. Моя рота строила всего на всего единственный пролет. Ледорез строила рота другого батальона. Каждому малый кусок, но мы заготавливали все части моста на нашей стороне в лесах с соответствующей маскировкой, чтобы нас не раздолбали немцы. Готовили элементы, что бы тотчас, как только придет команда активизировать бойку свай, возведение пролетных строений и создавать насыпь. За 14 суток был построен высоководный мост посредством Вислу! Эта операция была нетрудно изумительная по организации. Варшавский мост это инженерная и организационная макушка, пожалуй, во всей Великой Отечественной войне.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Фельдман Aleksandr Feldman

Сашу Фельдмана убили уголовники за то, что он сообщил в Киев, что Мишка Япончик не хочет подчиняться командованию 12-й армии.
читать далее

Александр Евреинов Aleksandr Eureinov

В 1916 году губернатор Евреинов твёрдо подавлял "случаи аграрного движения", волнения и революционные беспорядки на писчебумажной фабрике П.В...
читать далее

Александр Михайлов Aleksandr Mihaylov

Губернатор Курской области.
читать далее

Александр Панчулидзев Aleksandr Panchuleedzev

К 25-летию назначения в должность губернатора Александр Алексеевич получил Высочайший рескрипт и драгоценную табакерку с портретом Александра II. За..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий