Известные люди

»

Александр Сморчков

Александр Сморчков Aleksandr Smorchkov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 29.11.1919
По возвращении в Союз, Александр Павлович продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную Академию. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

Александр Сморчков родился 29 Ноября 1919 года в деревне Чекново, теперь Пушкинского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал на заводе в городе Мытищи. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков, а в 1943 году - курсы усовершенствования командного состава ВВС ( КУКС ).

Участник Великой Отечественной войны. Службу начал в запасном авиаполку, в котором некоторое время работал инструктором. Затем, в Октябре 1941 года, был отправлен в истребительный авиаполк, тот, что вел горячие бои на Южном фронте. Немцы рвались к Ростову - на - Дону. Молодой пилот, не имевший ещё достаточного опыта ведения боевых действий, разом окунулся в бурную бытие полка.

Первые же бои показали недостатки в летной подготовке молодых летчиков, в особенности в области использования в бою своего оружия, слабое освоение опыта боевых действий в других военных конфликтах. Вспоминает Александр Павлович:

"23 Октября 1941 года мы получили задачу закрыть группу штурмовиков, наносивших потрясение по танкам. Подходим к цели, "Илы" пикируют, бросают бомбы. Внизу взрывы, пламень. Видим, как мечутся немцы. И... мы не выдерживаем. Входим в пике и также начинаем штурмовку. Внезапно налетают вражеские истребители. Наш начальник подает сигнал: "Внимание ! Сбор !". Но поздненько - два И-16 уже горят... О чем говорит тот самый образец ?

О нашей тактической слабости, об отсутствии опыта. Увлекшись, мы сами штурмовали врага, забыв при этом свою обязанность - снабжать работу штурмовиков, забыв, что пулеметы "ШКАС" для танков стопудово безвредны. Мы забыли основное правило истребителя: обозревать и видать...

А отчего ? Потому что законы и правила тактики не дошли ещё до нашего сознания. Все это пришло следом, в ходе боев. И смекалка, и навыки, и упорство в достижении цели. Постепенно произвольный из нас становился бойцом, методистом и командиром вместе с тем. Мы начали с самого главного: с подготовки к воздушному бою. Мы изучили силуэты немецких машин, их летно - тактические характеристики, уязвимые места. Тренировались в определении дальности до цели, в производстве расчетов воздушной стрельбы, разрабатывали варианты атак...

Мы учились. В классе, на самолетной стоянке, на летном поле. Упорно и каждый день. Вернувшись следом воздушного боя, мы проводили подробный и основательный разбор действий своих противников. И делали выводы. Изучали и обобщали навык летчиков соседних полков и дивизий.

С получением новых машин мы пересмотрели боевые порядки, от тактики оборонительного боя перешли к тактике наступательного. Высота, прыть, маневр, жар - стали формулой воздушного боя. Мы научились ударять врага малыми силами. У нас появились свои асы, мастера воздушного боя, группы свободных охотников, группы специального назначения.

В битве на Курской Дуге, сквозь два года позже начала войны, мы добились господства в воздухе и сохранили его до последнего дня войны. Немецкие летчики стали страшиться нас. При равных силах в мордобой, обыкновенно, не входили. При нашем тактическом превосходстве, более того если нас было меньше, немедля покидали поле боя".

С осени 1943 года 523-й истребительный авиаполк ( 303-я истребительная авиационная дивизия ), летающий на "Лавочкинах", как собак нерезаных занимался ведением воздушной разведки. Поэтому известия воздушные бои летчикам приходилось реже других. Однако поучаствовать в отдельных воздушных схватках А. П. Сморчкову все же пришлось. Вспоминает Александр Павлович:

"Как - то раз, это было в конце 1944 года, идя на разведку, я заметил спереди и ниже воздушный махач. Большая группа Ме-109 напала на "Яков", прикрывавших штурмовиков. Вшагать в махач без особой нужды разведчикам не разрешалось, но ситуация сложилась прямо не в пользу наших товарищей, и я решил им поддержать, по ходу дела расстроить боевые порядки врага. Предупреждаю об этом ведомого, иду на сближение и скоро оглядываюсь: нет ли на хвосте противника. Вижу: есть. Один подбирается к моему напарнику и вот - вот откроет пламень...

Вираж с предельным креном Ла-5 выполняет за 19 секунд. В данной обстановке это целая вечность, и я не успею пособить ведомому. Но в текущий момент не 1941-й, мы "кое - чему" научились и, нужно вымолвить, недурственно. Мне известен алгоритм ускоренного разворота...

Секунды, и я в хвосте у противника. Открываю жар, "Мессер" идет к земле. Удар. Взрыв. А мы уже несемся на тех, что внизу. Они не выдерживают внезапной атаки и торопятся вылезти из боя..."

К концу войны Капитан А. П. Сморчков был уже опытным летчиком, командиром 2-й эскадрильи и по - праву считался одним из лучших разведчиков в дивизии. В тех немногочисленных воздушных схватках, в которых ему довелось участвовать, он уничтожил 4 вражеских самолета ( по другим источникам - только 2 ). Совершил 213 успешных боевых вылетом, многие из них на разведку.

После войны Александр Павлович продолжил службу в ВВС. Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов, воевал в составе 18-го Гвардейского авиационного полка ( 303-я истребительная авиадивизия ). Совершил 191 боевой вылет, в воздушных боях лично сшиб 15 самолетов противника, в том числе немного тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков В-29. Вспоминает сам А. П. Сморчков:

- Вылеты супротив В-29 были самыми сложными. Один из них мне наиболее запомнился... Нас подняли в сложных метеоусловиях, а мы не были "классными" летчиками. Пока набирали 10 тысяч, все затянуло на сто процентов. Потом дают команду придерживаться таким - то курсом, там "большие". Надо было утрачивать 5 тысяч высоты и вылезать под облака. Но как одолеть путь через сплошную облачность. Один я могу, а нас единый полк... Тем не менее, облачность мы пробили. За фонарем все светлее, светлее, и, в конце концов, мы под облаками, а перед нами в 3-х километрах - "крепости..."

Командир 303-й истребительной авиационной дивизии А. С. Куманичкин сообщил об этом боевом вылете следующее: "22 Октября 1951 года 14 экипажей 18-го ГвИАП, действуя в группе прикрытия соединения в районе Тэйсю, пробили облачность и на высоте 5000 м встретили 12 Б-29 под прикрытием 12-ти истребителей Ф-84 и 8 Глостер "Метеор-4". Ведущий группы заместитель командира палка Подполковник Сморчков принял заключение сковать боем истребители прикрытия и штурмовать бомбардировщики. В бою сбито 5 Ф-84 и 1 Б-29, подбито 2 Б-29. А. П. Сморчков в воздушном бою лично сшиб 1 Б-29 и 1 Ф-84". Позже появились данные о том, что ещё два В-29, поврежденные старшими лейтенантами Степановым и Шабановым, упали в море, и они были записаны на их счета сбитыми.

На следующий день, 23 Октября, в одном из вылетов Сморчков обнаружил на высоте 5000 м группу из 8-ми Б-29, следующих курсом на юг, под непосредственным прикрытием до 30 Ф-84. Оценив обстановку, он приказал: составом 1-й и 3-й эскадрилий ( 14 МиГ-15 ) связать боем истребителей Ф-86, а летчикам 2-й эскадрильи ( 6 МиГ-15 ) - штурмовать бомбардировщиков. По команде командира группы наши истребители вступили в мордобой соответственно принятого решения. В результате боя, по докладам летчиков и данным фотоконтроля было сбито 2 Б-29 и 2 Ф-84. Одну "крепость" сшиб сам А. П. Сморчков.

24 Октября Гвардии Подполковник Сморчков провел ещё единственный успешный мордобой. Сблизившись на дистанцию 700 метров он открыл пламень по В-29, и вышел из атаки, когда до противника оставалось только 300 метров. В результате бомбардировщик загорелся. Однако и А. П. Сморчкову не удалось вылезти из боя невредимым. Он вспоминал, как "... напоролся на очередность безотложно, как только сшиб Б-29. Смотрю - "Тандерджет" бьет МиГа. "Крепости" - с правой стороны внизу и все их стрелки палят. А я махнул боевой разворот налево и на трассу налез. Кабина разгерметизировалась, пуля-дура - в ногу, по кости, но кость цела... Но я его все - таки выбил..."

Таким образом, Александр Павлович Сморчков в сложнейших вылетах сбивал по тяжелому бомбардировщику три дня кряду, причем все его победы над "крепостями" были официально признаны противоположной стороной - происшествие достаточно исключительный ! 13 Ноября 1951 года заместителю командира 18-го ГвИАП Гвардии Подполковнику А. П. Сморчкову, за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу, присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом его боевой деятельности стали 404 ( по другим источникам - 482 ) боевых вылета и 19 личных побед, одержанных в отрезок времени двух войн.

По возвращении в Союз, Александр Павлович продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную Академию. С 1975 года Полковник А. П. Сморчков - в запасе. Жил в Москве, работал в Военно - Воздушной Инженерной Академии. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 16 Ноября 1998 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Тихоцкий Aleksandr Tihockiy

Военный летчик, Штабс - Капитан, кавалер ордена Святого Станислава 3-й степени, начальник 3-го корпусного авиационного отряда.
читать далее

Александр Тищенко Aleksandr Tischenko

Капитан А. Т. Тищенко совершил 351 боевой вылет, провёл 83 воздушных боя, сбил лично 16 и в группе 1 самолёт противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Александр Федоров Aleksandr Fedorov

Гвардии Старший лейтенант А. Я. Фёдоров совершил 375 боевых вылетов, из них 55 на штурмовку скоплений вражеских войск. В воздушных боях сбил 10..
читать далее

Александр Федотов Aleksandr Fedotov

Генерал-майор авиации, Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, Заслуженный тренер СССР, Мастер спорта СССР международного класса.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий