Известные люди

»

Александр Стручков

Александр Стручков Aleksandr Struchkov Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 24.10.1950
Гости нашей редакции поэт Геннадий Николаевич КРАСНИКОВ и писатель Александр Фёдорович СТРУЧКОВ, директор Всей России (не политического блока, а книжной серии, которая оказалась гораздо долговечнее одноимённого объединения и издаётся уже более 10 лет).

Он же руководит издательством Московский писатель, где недавно вышла уникальная книжка шолоховский роман в четырёх книгах Тихий Дон в авторской, шолоховской, редакции, воссозданный им при научной поддержке учёных Института Мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Союза писателей России, близких родственников Михаила Александровича Шолохова и попечительстве Виктора Степановича Черномырдина.

Геннадий Красников: Александр Фёдорович, мы привыкли понимать историю России сквозь образ и в свое время всего посредством литературу. История гражданской войны не изъятие. Её десятки лет писали немного институтов под руководством действительного члена Академии Наук СССР Исаака Израилевича Минца, но так и не написали. Наверное, вследствие того что, что чиркать приходилось с оглядкой на генеральную линию, которая всю дорогу колебалась. Как же удалось Михаилу Александровичу Шолохову сотворить настолько впечатляющую панораму гражданской войны в романе Тихий Дон?

-Александр Стручков: Во-первых, уточню: не только панораму гражданской войны, но, посредством своих героев, и сегодняшнюю панораму человеческой жизни, а по большому счёту, Шолоховым был создан российский эпос ХХ века, равного которому нет во всей важный литературе. При том, что хронология романа вобрала в себя, казалось бы, мелкий отрезок времени с 1912 года по 26 марта 1922 года (дата выделена и установлена мною).

Шолохов показал Россию на историческом изломе. И если гутарить об образе, то это гениально выписанный образ национальной трагедии, последствия которой не изжиты за целое столетье. Что же касается оглядок, то вспомним тех немногих существующих в истории литературы авторов великих эпических произведений: Гомера, Сервантеса, Бальзака, Толстого, чтобы увериться в мужестве этих тружеников слова. Шолохов без всяких скидок сопоставим с ними и по божественному дарованию, и по бесстрашию. Масштаб его личности счастливо оказался под сделаться масштабу задачи. И никакой партийный кнут или пряник не мог вынудить его сходить супротив истины реальной жизни.

Геннадий Красников: Вы говорите об истине исторической? Можно ли питать доверие фактам, описанным в романе?

-Александр Стручков: Шолохов и это принципиально существенно для его исторического и художественного алгоритма изображения событий в силу своего характера не допускал вольностей в обращении с фактами. Когда-то Сталин задал ему вопрос: откель вы всё это черпали? Что он отвечал? Я работал с документами. И от документов он не отступал ни на йоту. В этом, уместно сказать, поучительный моральный наука только исключительная шолоховская правдивость позволяла ему держаться так независимо и твердо.

Представьте себе картину: по всей стране идут аресты, ищут врагов народа. А в ОГПУ посреди прочих лежат письма Шолохова Харлампию Ермакову человеку, послужившему прототипом Григория Мелехова. Кавалер четырёх Георгиев за Первую вмемирную войну, единственный из руководителей Вёшенского восстания, следом начальник в составе Первой Конной армии. В 1927 году Ермаков расстрелян ОГПУ, а незадолго до расправы Шолохов добивается встречи с арестованным...

Геннадий Красников: При всех-то обвинениях в контрреволюционных настроениях?

-Александр Стручков: Обвинений супротив Шолохова с лихвой хватило бы на немного посадок и расстрелов. Вот, к примеру, цитаты из газет 30-х годов: идеализация казачества, любование кулацкой сытостью, объективизм в изображении классового врага. Роман Тихий Дон произведение чуждое и враждебное пролетариату; роман является знаменем, а его автор идеологом кулацкой части казачества и зарубежного дворянства. Вот сотоварищ по перу, несгибаемый РАППовец Фёдор Гладков, высказывается (по существу, доносит): У меня свой воззрение на этого писателя Идеализируя казачество, он противопоставляет ему большевиков... Большевиков он и не знает, и не любит. Это в текущий момент разрешено души не чаять или не души не чаять коммунистов или президента. Тогда такая нелюбовь, да ещё с подсказки собратьев инженеров человеческих душ, была равносильна приговору.

Геннадий Красников: И всё же, чем тогда втолковать расположение Сталина к Шолохову?

-Александр Стручков: Расположением я бы это не назвал. Лукаво-мудрому Сталину Шолохов был выгоден, в первое время он им прикрывался, показывая Западу, что вот-де и в СССР есть демократия, разные взгляды... Любил же он прогуливаться во МХАТ на белогвардейскую пьесу Булгакова Дни Турбиных...

На ознакомительной встрече в июле на даче в подмосковных Горках у Горького в 1931 году Сталин Шолохова упрекнул, что в романе Тихий Дон чересчур объективистски, словно бы как бы с сочувствием показан генерал Корнилов. Шолохов на это ответил: Субъективно он был генералом храбрым, отличившимся на австрийском фронте. В бою он был ранен, захвачен в плен. Затем бежал из плена, значит, любил Родину, руководствовался кодексом офицерской чести... Вот художественная истина образа и продиктовала мне явить его таким, каков он и есть в романе. Кто ещё с таким спокойствием и достоинством мог отстаивать перед всесильным генсеком свою правду?

Геннадий Красников: Хорошо, поставим вопросительный мотив иначе: позволительно ли толковать об особом отношении вождя к писателю?

-Александр Стручков: Сталин, как каждый грузин, уважал силу. Это первое. Но были ещё и политические соображения, которые заставляли его вслушиваться к голосу Шолохова. Шла схватка с Троцким и троцкизмом, тот, что был выведен в романе таким, какой есть: с животной ненавистью к казачеству, с цинизмом, превосходящим все мыслимые пределы. Фактически Лев Давидович сознательно спровоцировал Вёшенское восстание: как известно, вначале он подписал Воззвание Реввоенсовета Республики к офицерам и казакам белой армии, гарантируя амнистию, миролюбивый работа и свободу, а месяц через, в начале февраля 1919 года, направил в войска указание о расказачивании Дона и начале массовых репрессий.

Сталин... задал вопрос: откель я взял материал о перегибах Донского РКП(б) и Реввоенсовета Южного Фронта по отношению к казаку-середняку? Я ответил, что в романе всё сурово документировано. А в архивах документов предостаточно, но историки их обходят... Историки скрывают произвол троцкистов на Дону и рассматривают донское казачество как Русскую Вандею! Между тем на Дону занятие было посложнее... Вандейцы, как известно, не братались с войсками Конвента Французской буржуазной республики... А донские казаки, в реакция на воззвание Донского Реввоенсовета Республики, открыли свой фронт и побратались с Красной Армией. И тогда троцкисты вопреки всем указаниям Ленина о союзе с середняком обрушили массовые репрессии супротив казаков, открывших фронт. Казаки, люди военные, поднялись супротив вероломства Троцкого, а следом скатились в лагерь контрреволюции... В этом сущность трагедии народа!..

(Из беседы Константина Приймы с Михаилом Шолоховым)

Геннадий Красников: Были какие-то другие причины благоволения Сталина?

-Александр Стручков: Да, были. В 1928 году две первые книги романа Тихий Дон напечатаны в СССР в Роман-Газете тиражом 300 000 экземпляров! Народ полюбил книгу. В 1930 году незавершённый роман переведён на практике на все европейские языки. Даже в далёком Шанхае в 1931 году в переводе на китайский язык.

Роман был принят в мире восторженно. Лондонская газета Санди график, начиная в мае 1934 года печатать главы из него, сопроводила их следующим аншлагом: Тихий Дон это книжка, которая изумила мир! И далее: Сегодня Санди график начинает публикацию выдающегося, одного из наиболее сенсационных, правдивых и очаровательных романов, когда-либо написанных. Это позволяло вознести престиж власти: если настолько правдивый роман опубликован, значит, в стране всё в порядке со свободой. Коммунист Шолохов бесстрашно и объективно изображает действительность откровение! А вот оценка из-за океана. Нью-Йорк Таймс, через семь лет: Известно, что Шолохов коммунист. И между тем в романе нет привычной марксистской пропаганды. К своим персонажам белым и красным он относится объективно, с неподдельным проникновением в человеческие чувства....

Геннадий Красников: Шолохов первым показал революцию как огромную национальную, общую трагедию. Его книгу приняли и белые, и красные, за исключением самых крайних. Иное занятие, что политических выводов тогда не сделали.

Когда там, по вашим учебникам, гражданская закончилась? В двадцатом? Нет, родимый, она и в текущее время ещё идёт. Средства только иные. И не думаю, что резво кончится. Потому, что до сих пор у нас что ни действо то по команде, что ни команда то для людей, мягко изречь, обиды... Это если мягко сказать. А если со всей определённостью, то: Гражданская махаловка, она, брат, кроме всего прочего, тем пакостна, что ни победы, ни победителей в ней не бывает.

(Из беседы М.А. Шолохова с сыном Михаилом)

-Александр Стручков: Коллективизация на селе была прямым продолжением гражданской войны супротив собственного народа. Те же установки на истребление кулачества, а на деле крестьянства как класса, те же методы, та же психология. И, конечно, особое пристрастие в отношении к казакам. Их сделали синонимом контрреволюционеров, врагов советской власти и народа. На них обрушились голод и самые жестокие репрессии. С этим со всем Шолохов обращается к Сталину.

В Вёшенском районе, как и в других районах, в текущий момент умирают от голода колхозники и единоличники: взрослые и дети пухнут и питаются всем, чем не положено человеку харчеваться, начиная с падали и кончая дубовой корой, и всяческими болотными кореньями. Словом, район как как будто ничем не отличается от остальных районов нашего края Овчинников (своеобразный уполномоченный Крайкома. Ред.) громит районное руководство и, постукивая по кобуре нагана, даёт следующую установку: Хлеб надобно брать всякий ценой! Будем нажимать так, что кровь брызнет!

Дров наломать, но хлеб брать!... Установка эта была подкреплена исключением из партии, на этом же бюро РК 20 коммунистов секретарей ячеек, уполномоченных РК и председателей колхозов, отстававших с выполнением плана хлебозаготовок. И большинство терроризированных коммунистов потеряли ощущение меры в применении репрессий. По колхозам широкой волной покатились перегибы. Собственно то, что применялось при допросах и обысках, никак запрещено было наречь перегибами: людей пытали, как во времена средневековья...

Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает... Народ звереет, расположение подавленное, на предстоящий год посевной клин катастрофически уменьшится... Казаки говорят: Нас разорили хуже, чем нас разоряли в 1919 году белые.

...Надо на густые решета забрать всех, вплоть до Калинина, всех, кто лицемерно по-фарисейски вопит о союзе с середняком и в то же время душит этого середняка.

(Из письма М.А. Шолохова, июнь 1929 года)

Первое сообщение, Сталину отнюдь и не предназначавшееся, передала вождю большевиков Левицкая, начальный редактор Тихого Дона и старшой товарищ Шолохова. А первая официальная саммит писателя и вождя в Кремле состоялась в начале 1931 года. Сталину в ту пору было 52 года, а Шолохову 26 лет! В дальнейшем, по Журналу регистрации посетителей Сталина в Кремле, за последующие десять лет они общались ещё одиннадцать раз. В реальности чаще виделись же они на даче у Горького. Шолохов направил Сталину по крайней мере шестнадцать писем, и тот сам ему отвечал. Неизменно. Мало того, что отвечал, принимал меры, на которых сочинитель настаивал. Скольких земляков спас Шолохов от голодной смерти в 1933 году только Богу ведомо. И ни в жизнь никаких просительных и униженных интонаций.

Геннадий Красников: Опубликованная переписка на самом деле впечатляет. Описывал ситуацию сильно жёстко, предлагал, как исправить, прямо называл виновных и требовал наказания. Потрясает заключение одного из самых пространных писем: Простите за многословность письма. Решил, что лучше накарябать Вам, нежели на таком материале созидать последнюю книгу Поднятой целины (4 апреля 1933 г.). Похоже на ультиматум?

-Александр Стручков: Не ультима-а-а-тум. Припомним слова царя Николая I следом его беседы с Александром Пушкиным: Сегодня я разговаривал с умнейшим человеком России! Царю было 29 лет, а Пушкину 26 лет. Нечто подобное и в этом месте. Только в данной ситуации как необычайно мудрый дядя Шолохов шёл ва-банк. Разговор вёлся на равных, как сложилось с первой же встречи. И это при том, что к моменту знакомства автору Тихого Дона было, как и Пушкину, также 26 лет. В каком-то смысле Шолохов на время стал для Сталина единственным не искажающим, а реальным человеком, запечатляющим бытие в слове, в которого тот терпеливо всматривался, в какой-то миг прислушивался, вроде бы пытаясь обусловить для себя границы возможного народного терпения. Шолохов же кинул вызов не только троцкистам, но и всему репрессивному советскому аппарату. На свой счёт Шолохов не обольщался, он со дня на день ожидал ареста. Евдокимов, глава ОГПУ края, планировал его задержание ещё в начале тридцатых годов. А к тридцать седьмому он стал первым секретарём Ростовского обкома партии, по сути полным хозяином области. Арест Шолохова был уже подготовлен, но не хватало только согласия Сталина.

Евдокимов ко мне приходил два раза и требовал санкции на арест Шолохова за то, что он разговаривает с бывшими белогвардейцами, говорил Сталин в 1938 году на встрече с выпущенными из тюрьмы вёшенцами. Я Евдокимову сказал, что он ничего не понимает ни в политике, ни в жизни...

Геннадий Красников: Феликс Кузнецов заметил, что Шолохов был до того независимой фигурой, что Сталин в его книгах на практике отсутствует.

-Александр Стручков: Имя Сталина отсутствует не только в романах, но и в публицистике Шолохова! Сравните данный факт, о котором не любят припоминать патологические ненавистники Шолохова, хотя бы со стихами Пастернака о Сталине или Евтушенко, вспомните его небезызвестные строки Мой оптимальный дружбан живёт в Кремле. Справедливости с целью надобно проговорить, что о Сталине есть и истинно талантливые произведения, скажем, у Александра Вертинского, как это ни необычно для бывшего русского эмигранта, или знаменитая песня Павла Шубина Волховская застольная, или песня Виктора Гусева с мощным рефреном Артиллеристы, Сталин дал директива!. Шолохов имел смелость (а по сути, и дерзновение!) изъясняться то, что никто прочий не мог себе разрешить. С.Г. Королькову, другу и художнику, тот, что иллюстрировал первое издание романа Тихий Дон, он как-то сказал в сердцах: Советская верх супротивник человеку. Но, вы знаете, этой прямотой он и держался. Если бы он хоть капельку слукавил, его бы не пощадили...

Геннадий Красников: Образ крайне далёкий от того, каким представлял Михаила Шолохова Александр Солженицын в предисловии к Стремени Тихого Дона.

-Александр Стручков: Трудно уяснить позицию Александра Исаевича. Ведь вначале, в декабре 1962 года, он пишет Шолохову о том, как приподнято ценит автора бессмертного Тихого Дона...

Геннадий Красников: Но какая-то земля для сомнений в авторстве остаётся?

-Александр Стручков: У кого? Если бы хоть какая-нибудь почва была, не сносил бы Шолохов головы. Он был просвечен ОГПУ НКВД вдоль и поперёк. Найди тогдашний начальник ОГПУ Ягода со товарищи малейшую зацепку к версии о плагиате её тотчас пустили бы в ход. Но не нашли. Не было таковых. А исчезновение рукописи, как считает шеф Института Мировой литературы имени А.М. Горького РАН Феликс Феодосьевич Кузнецов, аккурат плод конфликта с ОГПУ. Шолохов привёз её в 1929 году в Москву на комиссию по обвинению его в плагиате. Но потом того, как никаких сомнений в авторстве не осталось, решил покинуть её в Москве у своего близкого друга Василия Кудашева, человека, которому полагался, как себе. В начале войны его приятель погиб, вдова же отказалась возвращать манускрипт романа Тихий Дон, уверяя Шолохова, а в дальнейшем и родственников писателя, что манускрипт утеряна при переездах и т.д. Копии шолоховских рукописей тем временем уже стали являться на Западе в поисках покупателей. Лишь позже её смерти манускрипт обнаружили у наследников. В 1999 году её выкупил за пятьдесят тысяч долларов Институт Мировой литературы имени А.М. Горького РАН при материальном содействии кого бы вы подумали? Владимира Владимировича Путина, а не какого-нибудь олигарха..

Геннадий Красников: Итак, манускрипт романа Тихий Дон найдена. Вам не приходилось подсчитывать численность правок-вставок, которыми обогатила Тихий Дон редактура обсовеченного времени?

-Александр Стручков: Да она и не пропадала, рукописи, как известно, не горят. Шолоховская манускрипт 1-й и 2-й книги романа Тихий Дон необходима раньше всего для создания академического издания Сочинений М.А. Шолохова, и эту работу ведут учёные Института Мировой Литературы имени А.М. Горького, Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук.

В процессе текстологической работы по воссозданию авторского шолоховского Тихого Дона мне пришлось возродить больше трёх с половиной тысяч разночтений с шолоховским авторским текстом...

Геннадий Красников: Солженицын ставит под колебание авторство Шолохова и в силу того что в том числе, что Михаил Александрович чересчур спокойно относился к цензурным исправлениям.

-Александр Стручков: Давайте скажем так не ставит под сомнение, а ставил. Александр Исаевич Солженицын, абсолютно, джентльмен незаурядный, я лично его уважаю за великую работоспособность более того уже в сильно преклонном возрасте, дай Бог каждому оставаться таким. Достойна уважения и его способность в какой-то миг исповедоваться в своих книгах, преображаться, но не размениваться, эволюционировать, что, согласитесь, и в молодости не каждому доступно. Судьба его трагична. Этот непростой розыск истины идёт в нём давнехонько. Вспомним его блистательную статью Наши плюралисты, написанную больше двадцати лет вспять ещё на Западе и бросившую вызов всей злобствующей эмиграции из бывших диссидентов. Кстати, Наших плюралистов полезно было бы издателям и перепечатать, до того актуально она звучит и нынче. Пророческими оказались тогдашние его слова о борьбе с коммунизмом:...В какую же плоскость сплющил сам себя тот самый плюрализм: ненависть к России и только... В Союзе все покуда вынуждены только в кармане являть фигу начальственной политучёбе, но как черт из табакерки отвались завтра партийная бюрократия эти культурные силы также выйдут на поверхность и не о народных нуждах, не о земле, не о вымираньи мы услышим их тысячекратный рёв, не об ответственности и обязанностях каждого, а о правах, правах, правах, и разгрохают наши останки в ещё одном Феврале, в ещё одном развале... Претензии же Солженицына к Шолохову, как мне кажется, другого происхождения: Солженицын хотел сформировать свой эпос ХХ века, он его и создал, но получилось только в документально-историческом жанре, а ему хотелось в художественном, как в Тихом Доне. Так что русскую Илиаду написал не он, а Шолохов, в этом-то и вся сущность, и нормальное писательское раздражение. Но, судя по тому, что премию своего имени Солженицын в последние годы вручает таким национально ориентированным русским писателям и философам, как Валентин Распутин, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Леонид Бородин, Александр Панарин, то и его оппозиционность к Шолохову, хотя и косвенным образом, очевидно снята.

По моему разумению, шолоховская гениальность содержится не только в том, что он создал роман Тихий Дон, но и в том, что сумел его напечатать! Эпопея с публикацией романа подобна детективному жанру. В 1931 году, потом выхода первых двух книг романа, печатание Третьей, без каких-либо объяснений, в журнале Октябрь приостановили. Только затем встречи Шолохова со Сталиным в Горках и их беседы Сталиным было принято решение: Третью книгу Тихого Дона печатать будем! Так уж повелось, на Руси завсегда было и есть, страной правит не Царь, Генсек, Президент, а его окружение. Шолохов храбрый дядя, он воин. Как вспоминал Михаил Александрович, чего ему только не предъявляли: и обвинение в вымысле Вёшенского восстания, мол, его и не было!, и что он оправдывает повстанцев... В письме к Горькому он заметил:...если всех внимать, то три четверти нужно выбросить. Но своё видение жизни в романе Тихий Дон отстоял. После пятнадцати лет напряжённой работы над романом, 28 марта 1941 года, в Москве в ОГИЗЕ (Государственное издательство художественной литературы) подписан к печати совершенный контент первого, отдельного издания всего романа Тихий Дон (4 книги), и это произошло за 88 дней до начала Великой Отечественной войны с фашистской Германией.

Геннадий Красников: Но какие-то исправления и тогда вносились?

-Александр Стручков: Они были явными. Сначала убирали нежелательных персонажей врагов народа: Троцкого, Маркова... По настоянию боязливого редактора Юрия Борисовича Лукина в контент был вставлен протокол, где был показан решающий вклад товарища Сталина во время гражданской войны. В 1956 году Шолохов сам убрал абзац-байку, но до 1953 года не трогали шолоховский язык, его авторский манера. Роман избежал участи обсовечивания русского языка учёными-шолохоедами... боялись Сталина. Боялись до 1953 года. А в 1953 году, дождавшись смерти вождя, начали к полномасштабной диверсии супротив языка романа Тихий Дон и не только.

После 1953 года редакторы-осы налетели на роман. Шолохов назвал их метко шолохоеды.

Геннадий Красников: Давайте вернёмся к Льву Давидовичу Троцкому. Шолохов-то его показал, что называется, во всей красе.

-Александр Стручков: Имя Троцкого позже высылки из СССР окружили молчанием (Троцкий за антисоветскую дело в 1929-м был выслан из СССР, в 1932-м лишён советского гражданства. Прим. ред.). И это, видно, для кого-то было выгоднее, чем всегда его поминать, хотя бы и ругая. Но я думаю, что не эта, политически-конъюнктурная правка была в особенности болезненна для автора. Нобелевскую премию Шолохов всё-таки получил за необсовеченный роман Тихий Дон издания 1941 года.

Геннадий Красников: До Нобелевской премии была и Сталинская.

-Александр Стручков: Тут особая история. Любопытно, как решался вопросительный мотив о присуждении Сталинской премии? Процитирую стенограмму II пленарного заседания комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства от 11 ноября 1940 года. Вопрос стоял не только и не столько: достоин не достоин. Обсуждали, вреден ли Тихий Дон! Вот выступление Алексея Николаевича Толстого: Читатель свой до того вырос, что он сам поправляет, вмешивается в творчество писателя. Читатель любит тот самый роман, лезет туда с сапогами и говорит: Не так! Пиши ещё пятую книгу!... Вопрос о вреде нужно снять. Нельзя слить революцию к судьбе одной семьи. Надо раздвинуть рамки трагедии...

Геннадий Красников: Что же, отзыв совершенно доброжелательный и отчасти дерзкий. А как вы думаете, отчего же сам Шолохов не протестовал супротив вивисекции своих произведений?

-Александр Стручков: По рассказу Светланы Михайловны Шолоховой, старшей дочери писателя, её папа, устав от назойливости редакторов-шолохоедов, по этому поводу как-то раз с досадой сказал: Я написал, а вы что хотите, то и делайте. И он прав, жить-то нам. Шолохов своим романом Тихий Дон преподнёс всем нам наука высшей нравственности.

В 1949 году Сталин опубликовал в полном Собрании своих сочинений (в 12-м томе) послание Феликсу Кону с критикой Тихого Дона от 1929 года. Это был долгожданный знак всем идеологическим службам супротив Шолохова, уместно сказать, благополучно реализуемый и новыми либеральными торквемадами. Шолохов и тот самый вызов принял. С письмом к генсеку он обратился 3 января 1950 года. Сталин просит передать Шолохову, что принять его не может ввиду перегруженности работой. Обратите участливость, с тех пор предводитель ни разу с писателем не встречался.

Геннадий Красников: Похоже, следом Победы в Великой Отечественной войне, когда мощь государства и свой авторитет Сталина стали неоспоримы, нужда в Шолохове отпала?

-Александр Стручков: По всей видимости, для Сталина да. Сходным образом складывались отношения и с очередным генсеком Брежневым. Сначала близкие, без малого дружеские, опосля охлаждение. Думаю, во многом это было вызвано письмом, которое он направил Брежневу в марте 1978 года. В этом историческом письме к руководству страны потрясение по нравственной необразованности правителей. Что его беспокоило:

протаскивание посредством кино, тв и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру;

многие темы, посвящённые нашему национальному прошлому, остаются запретными;

продолжается истребление памятников русской культуры;

необходимо утверждать историческую роль отечественной культуры в создании, укреплении и развитии русского государства.

Каково? Все члены Политбюро с ним ознакомились под роспись! и под сукно, с грифом Строго Секретно, в Особую папку! А это ещё секретнее.

Геннадий Красников: Верите ли вы, что ситуацию не возбраняется изменить в настоящее время?

-Александр Стручков: Мир со своей пресловутой технократией скатывается в хаос безнравственности и дури. Новый миропорядок по-американски ведёт мировое сообщество в бездуховный тупик. Человека пытаются обратить в рабочее животное с ножками Буша на столе. Вам нужно а-ля клонированное, а-ля пробирочное среда людей? Вам нужна еда, которую склонировали американские сельхозучёные для рабов?

Николай Васильевич Гоголь ещё в позапрошлом веке (1846 г.) в статье О лиризме наших поэтов писал так:

...Наши поэты видели всяческий большой предмет в его законном соприкосновенье с верховным источником лиризма Богом, одни сознательно, другие бессознательно, вследствие того что что русская личность вследствие своей русской природы уже слышит это как-то сама собой....

Зачем же ни Франция, ни Англия, ни Германия не заражены этим поветрием и не пророчествуют о себе, а пророчествует только одна Россия? Затем, что сильнее других слышит Божью руку на всём, что ни сбывается в ней, и чует приближенье иного царствия. Оттого и звуки становятся библейскими у наших поэтов. И этого не может быть у поэтов других наций, как бы ни шибко они любили свою отчизну и как бы ни горячо умели показывать такую влюбленность свою. И в этом не спорь со мною, великолепный товарищ мой!.

А что такое Соединённые Штаты? Мертвечина; дядя в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит...

В России есть и новые Пушкины, Гоголи и Шолоховы. Необходима всего только национальная политика, а к ней реальная финансовая и мудрая подмога государства и Союзу писателей России, и Фонду культуры... На нынешний день первостепенный хранитель народного слова Союз писателей России, имеющий и сохранивший свои писательские организации во всех субъектах России и объединяющий свыше 5 тысяч членов СП России!

Властвующие структуры начинают осознавать надобность сохранения литературы в своём государстве. Как известно, в нашем издательстве Московский писатель в серии книг Всемирная библиотека поэзии и прозы вышел том Всех Сочинений Н.В. Гоголя, с вступительным словом Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы, и российская общенациональная газета Известия 23 января этого года напечатала статью Путин едет в Киев прикрывать Год России, где помещена фотография В.С. Черномырдина и Л.Д. Кучмы, читающих Пушкина, с эдакий подписью: Три символа Года России на Украине: Черномырдин, Кучма и Пушкин. Не символично ли?

В сентябре 1999 года по воле судьбы я оказался в Краснодаре. На одной из встреч в Краснодарском государственном университете Виктору Черномырдину задали вопрос: Виктор Степанович, в своём вступлении к однотомному изданию произведений Пушкина вы написали, что Россия хранительница души человечества и что если бы не Россия, то весь мир погиб бы от своей пресловутой технократии. Но в эти дни, намедни третьего тысячелетия, Россия без малого в хаосе. Кто же ей поможет?

Черномырдин ответил серьёзно, по-своему, метко: Пушкин. Только Пушкин! Спасибо России, что у нас есть таковый большой прародитель, тот, что и саму Россию во многом создал. Это мы, потомки Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шевченко, Достоевского, Шолохова и других наших великих русских классиков, неожиданно начали их подзабывать. А ибо на самом деле российская культура это высочайшее наше достижение, высочайшая ценность. Нам бы почаще обращаться к этим ценностям. И, может быть, мы были бы намного больше собранными, намного больше внимательными к себе и людям... Это соображение не только моё, так считает весь мир. И нам нужно гордиться этим. Молодые люди, сидящие в зале, сперва помолчали, а вслед за тем продолжительно аплодировали...

И его слежение, на мой точка зрения, точное и крайне важное, я бы сказал провидческое.

Геннадий Красников: Что ж, сказано так сказано. По-моему, неплохое продолжение мысли Александра III о двух союзниках России: армии и флоте. Дай Бог, не лишимся их, не утратим и своей культуры.

-Александр Стручков: Действительно, это глубокая мысля о том, что у России помимо армии и флота есть третий, или, вернее вымолвить, четвёртый союзник русская литература. А первостепеннный и что ни на есть узловой союзник, без которого нас не было бы как нации, народа, это Православие, высшая духовность России.

Геннадий Красников: Благодарю вас за беседу, желаю новых успехов!

-Александр Стручков: Каких?

Геннадий Красников: Чтобы вы осуществили все свои добрые начинания и дела.

-Александр Стручков: Вот за это благодарю.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Фёдоров Aleksandr Fedorov

Русский поэт, драматург, прозаик.
читать далее

Александр Шалимов Aleksandr Shalimov

Участник Великой Отечественной войны. Награжден двумя медалями За боевые заслуги. Воевал в составе Войска Польского.
читать далее

Александр Яшин Aleksandr Yashin

Яшин (псевд., наст. фамилия Попов) Александр Яковлевич (14[27].03.191311.07.1968), писатель. Родился в д. Блудново Вологодской обл. в крестьянской..
читать далее

Александр Кабаков Aleksandr Kabakov

Удивительные удачи в литературных делах пришлись на 2005 год, - говорит писатель. - За роман "Все поправимо" я получил престижную премию имени..
читать далее

Ваши комментарии
1
добавить комментарий
Любовь Богданова
Крепкого здоровья Александру Фёдоровичу Стручкову и огромное спасибо за его работу. Не зря же Черномырдин его ценил. Всем желаем процветать роскошно, как говорят греки - со святым Трифоном. Трифон - в пер с греч -роскошный.
ответить