Известные люди

»

Александр Халутин

Александр Халутин Aleksandr Halutin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 16.8.1910
Генерал - Майор Авиации в отставке Халутин награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя - Отечественной войны I-й степени, двумя - Красной Звезды. Заслуженный военный летчик СССР, Заслуженный ветеран НПО "Энергия", почетный член Центрального аэроклуба, почетный член Всеармейского военно - охотничьего общества.

Александр Халутин родился 16 Августа 1910 года в деревне Шапкино Рыбинского района Ярославской области, в крестьянской семье. Отец - Халутин Иван Иванович ( 1864 - 1948 ). Мать - Халутина Наталья Михайловна ( 1880 - 1975 ). Супруга - Халутина Нина Александровна ( 1925 года рожд. ). Дочь - Козлова Аэлита Александровна ( 1937 года рожд. ).

Александр занедужил авиацией в 5 лет - с того дня, когда в первый раз увидел авиалайнер. Дважды пытался поступить в летную школу, но был забракован медкомиссией. В 1928 году приехал в Ленинград, работал каменщиком - кладчиком на стройке и вместе с тем занимался в Ленинградской планерной школе. Первым учителем Халутина тут был легендарный Валерий Павлович Чкалов, в то время уволенный из РККА. Чкалов в особенности выделил Александра посреди других курсантов. Когда планер был построен и испытывался в Дудергофе, то Валерий Павлович, сам убедившись в надежности машины, предложил следом лететь ему. Чкалов, считает Александр Иванович, благословил его в небосклон, обучил его главному: постоянно делать осмысленно и ничего не робеть.

В 1929 году Халутин поступил в Ленинградскую военно - теоретическую школу летчиков, которую окончил в 1930 году. На следующий год он окончил 3-ю военную школу летчиков и летчиков - наблюдателей и получил направление в Гатчину, в 1-ю Краснознаменную истребительную авиационную эскадрилью.

Через два года он участвовал в первом проводимом недалеко от Ленинграда параде, посвященном Дню ВВС. Во время пролета у Халутина загорелся авиалайнер, но ему удалось сшибить полымя и удачно усадить машину. Александр Иванович участвовал во всех проводимых до войны воздушных парадах.

В 1932 году совершил первостепеннный скачок с парашютом, а уже сквозь год получил серебряный значок "Инструктор парашютного дела ВВС РККА" 79. Вэтого за неделю до начала Великой Отечественной войны Капитан А. И. Халутин - инспектор по летной подготовке 44-й истребительной авиационной дивизии - был назначен командиром формирующегося 249-го истребительного авиаполка, тот, что должен был дислоцироваться в Тульчине, на Украине. К тому времени Александр имел уже десятилетний летный стаж и налет порядка 900 часов на 14-ти типах самолетов.

В полку была укомплектована всего одна эскадрилья - истребителями И-16. Проявляя инициативу - присоединяя к себе "безлошадных" летчиков и собирая оставленные самолеты, Халутин сумел целиком укомплектовать полк. При этом одна эскадрилья была переучена на новейший ЛаГГ-3 - для обучения был использован авиалайнер, найденный с пустыми баками и привезенный в полк.

За первые 4 месяца войны, летая с 20-ти аэродромов, полк совершил 3594 боевых вылета - треть вылетов, сделанных этой частью за 1941 - 1945 годы. Было сбито 25 немецких самолетов, 20 - сожжено на аэродромах. При этом потери наших самолетов и летчиков оказались минимальными.

В конце лета 1941-го наша разведка обнаружила в районе Днепропетровска здоровущий аэропорт, где находились бомбардировщики и истребители. Халутин повел туда пятерку "ночников". Противник был застигнут врасплох, и наши самолеты, сбросив бомбы, стали расстреливать из пулеметов стоявшие в линию машины. В это время появились немецкие истребители. Александр Иванович атаковал ведущего - наперерез, снизу, под углом в девяносто градусов. Подбитый авиалайнер упал на стоянку. Было кроме того уничтожено 10 стоявших на земле самолетов.

Командуя полком, Халутин выполнял и разведывательные задания в интересах командования Юго - Западного фронта. Летая по - чкаловски, на бреющем полете, он доставлял информацию, позволявшую обусловить ориентация движения противника, расположения его позиций, огневых точек. Приходилось ему и новости воздушные бои. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на сранице 140 написано следующее:

"20 Августа 1942 года три истребителя 495-го ИАП под командованием Майора А. И. Халутина, выполняя задачу по прикрытию войск Западного фронта в районе Козельска, встретили группу Ме-109. В непродолжительном бою Майор А. И. Халутин и Лейтенант Н. К. Желтов сшибли по одному вражескому истребителю. Остальные самолеты противника скрылись в западном направлении".

За время войны самолеты, на которых он летал, получили в общей сумме 53 пробоины. Сам Халутин был шибко капитально ранен осенью 1942 года. Тогда, атаковав и сбив на высоте 8500 метров германский авиалайнер, совершавший разведывательный полет, Александр Иванович получил серьезную травму правого глаза. Глаз удалось сберечь, при всем при том видел он только под определенным углом и процентов на 10. Убеждая врачей, что зрение восстанавливается, Халутин на медосмотрах подглядывал здоровым левым глазом - так было и во время войны, и позже. В результате он продолжал летать - до 1963 года...

Александр Иванович Халутин воевал в небе Украины, Подмосковья, в районе Харькова, Кременчуга, над Прибалтикой... Закончил войну в Курляндии, командуя 171-м Краснознаменным Тульским истребительным авиаполком. В воздушных боях уничтожил больше десятка вражеских самолетов, 5 из которых - сшиб лично. Во время штурмовки вражеских аэродромов сжег на земле ещё 5 неприятельских машин.

В послевоенное время Полковник Халутин продолжал службу в авиации. В 1950 году, на Ляодунском полуострове, он по приказу командования сформировал и подготовил к ведению боевых действий 50-ю и 37-ю истребительные авиадивизии, которые были направлены в Северную Корею. С 1950 по 1953 год Александр Иванович командовал 37-й авиадивизией, которая участвовала в боях с американцами.

По возвращении из Кореи Генерал - Майор авиации А. И. Халутин был назначен начальником прославленного Качинского авиационного училища, сквозь 2 года возглавил кафедру в Военно - Воздушной Академии. В летной книжке Халутина значится, что он летал на 54-х типах самолетов - от У-1 до реактивного МиГ-17, совершил 10094 полета. Общий налет - 3054 часа.

Уволившись в припас, с 1963 по 1994 год работал начальником группы поиска космических кораблей вслед за тем посадки и эвакуации экипажей с места посадки на предприятии С. П. Королева. Встречал на земле большую количество космических экипажей начиная с А. Николаева, В. Терешковой и В. Быковского.

Генерал - Майор Авиации в отставке Халутин награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя - Отечественной войны I-й степени, двумя - Красной Звезды. Заслуженный боевой пилот СССР, Заслуженный ветеран НПО "Энергия", почетный член Центрального аэроклуба, почетный член Всеармейского военно - охотничьего общества.

В 1994 году ещё занялся парашютным спортом, добавив к имевшимся 140 ещё 17 прыжков на тандеме. Причем единственный из них был сделан на Северный полюс. Собирается ещё сызнова сигать и на спортивном парашюте. В последнее время проживал в Монино, под Москвой.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Чернобуров Aleksandr Chernoburov

Родился 21 августа 1910 г. на разъезде 19 Киевской железной дороги. Работал слесарем-литейщиком. В 1927 окончил ФЗУ.
читать далее

Александр Шевцов Aleksandr Shevtsov

Александр Шевцов - Герой Советского Союза, штурман 171-го истребительного авиационного полка 315-й истребительной авиационной дивизии 15-й воздушной..
читать далее

Александр Шилков Aleksandr Schilkov

Всего за войну совершил 190 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, из них 7 - на разведку, 31 - на прикрытие кораблей флота. В 40..
читать далее

Александр Шишкин Aleksandr Shishkin

Гвардии капитан А. П. Шишкин совершил 132 боевых вылета, в 67 воздушных боях сбил 14 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий