Известные люди

»

Александра Данилова

Александра Данилова Aleksandra Danilova Карьера: Балет
Рождение: Россия, 20.11.1906
В иностранных энциклопедических словарях Александру Данилову называют "русско-американской" балериной. Это резонно. Она - русская артистка, несмотря на то что покинула Россию в возрасте 20 лет. Ее искусство и мировоззрение сформировались в лоне русской культуры. И она - американская артистка балета, потому что все, чему научилась в России и у русских, она подарила Америке.

Александра Данилова родилась в 1904 году в Петергофе. Потеряв родителей во младенчестве, воспитывалась в семьях родственников, покуда ее не удочерила одна из них - Лидия Готовцева, вскоре вышедшая замуж за генерала М.И. Батьянова. Случилось так, что в младшем классе гимназии девчурка появилась в танце на детском празднике. Видевшие ее отметили несомненное дарование. Вскоре, несмотря на возражения многих близких, полагавших, что ребенку из дворянской семьи зазорно ступать на сцену, Батьяновы определили приемную дочка в Петроградское театральное училище. Здесь, благодаря малому росту, "кукольной" внешности и сообразительности, Шура Данилова в течение ряда лет выступала во всех детских партиях в балетах и операх Мариинского театра. Училась она у лучших петербургских педагогов, в том числе у Елизаветы Гердт и Агриппины Вагановой. В школе пережила она и революцию, и невзгоды Гражданской войны и в 1921-м была принята в театр, тот, что к этому времени стал зваться ГОТОБом (Государственным театром оперы и балета).

В начале 1920-х годов Данилова резво стала обретать сольные партии: она танцевала "Молитву" в "Коппелии", Фею Бриллиантов в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере" и "Корсаре", Беренику в "Египетских ночах" Михаила Фокина и др. На нее обратил участливость возглавивший в 1922-м балетную труппу театра Федор Лопухов, горевший желанием кардинально обновить "замшелую" театральную традицию. Он занял молодых артистов Данилову, Иванову и их ровесника Георгия Баланчивадзе (будущего Баланчина) в своей экспериментальной танцсимфонии "Величие мироздания" (1923). Он сделал и больше: доверил Даниловой образ Жар-птицы в своей постановке одноименного балета Стравинского. Роль эта представляла немалые трудности, требуя совершенной техники и артистизма особого рода. В постановке Лопухова Жар-птица (в противоположность знаменитой версии Михаила Фокина) не воздушна и не пуглива. Она сильна, более того грозна. Танцевальные движения отбирались Лопуховым с таким расчетом, чтобы сформировать чувство мощи: большие напористые прыжки, сильные броски ног, широкие качающиеся движения, а в дуэте с Иваном-Царевичем - акробатические поддержки, высокие подъемы, прыжки танцовщицы на грудь партнера, резкие повороты ее вниз головой. Данилова благополучно справилась с этой ролью, что подтверждается воспоминаниями современников и следующим фактом: два года через в Париже как раз в "Колыбельной" из "Жар-птицы" Данилова выступила перед Дягилевым и была принята в его труппу.

Работа с Лопуховым, участие в восстановленных им спектаклях классического наследия, постоянное чуткость балетмейстера к молодежи сыграли несомненную образ в формировании Даниловой как классической балерины. Но вместе с тем здорово было и другое воздействие. Еще в школе старшие учащиеся участвовали в первых постановках Георгия Баланчивадзе. В 1922 году в Петрограде под его руководством возникла труппа "Молодой Балет". Данилова с энтузиазмом участвовала в экспериментах. Она была полна восхищения работами Баланчивадзе и им самим. Несколько нежданно для нее Баланчивадзе из всех окружавших его танцовщиц выбрал в жены танцовщицу Тамару Жевержееву. Это ничего не изменило во взаимоотношениях молодых людей, но тем не менее Данилова запомнила момент, когда повстречавшаяся им цыганка нагадала Жевержеевой, что брак ее будет недолговечен и покинута она будет с целью женщины по имени Александра. Так оно и случилось, но уже не в России, а во Франции в 1926 году.

В Западной Европе небольшая группа артистов из ГОТОБа оказалась в 1924 году. Гастроли были организованы бывшим певцом Владимиром Дмитриевым, и из балетных ехать должны были Баланчивадзе с Жевержеевой, Данилова, Лидия Иванова и танцовщик Николай Ефимов. Однако незадолго до отъезда Иванова утонула во время лодочной прогулки по Неве. Ходили упорные слухи, что это не был горемычный эпизод, а мемуаристы в дальнейшем намекали кто на политическое мокрое дело, кто на внутритеатральные интриги.

Баланчивадзе и его артисты уезжали под впечатлением этой трагедии, а ещё тех трудностей, с которыми в Советской России все чаще сталкивались ищущие нового художники. Ведь и танцсимфония Лопухова была показана всего единственный раз, и постановки у Федорова - есть, таким образом, иронически закамуфлированная форма взыскания истины.

"Молодого Балета" подвергались жесткой критике, и все больше затрудненными становились связи с другими странами. Несомненно, свою образ в решении отбыть не могли не сыграть невыносимые условия существования - голод, мороз. Не невзначай же в одну из прошедших зим, когда Даниловой за только успешные выступления в ГОТОБе было предложено самой предпочесть форму вознаграждения, она попросила 4 сажени дров. Данилова вспоминала позже, как потрясены были отъезжавшие петроградцы, когда в ресторане на борту немецкого парохода обнаружили на столе хлеб не по строгой норме, а в любом количестве.

У Дягилева Данилова работала с ноября 1924 года до распада труппы затем его смерти в 1929 году. Одной из ее первых партий была русская барышня, появлявшаяся в танце "Я с комариком плясала" в балете Леонида Мясина "Русские сказки". Она имела таковый фарт, что удостоилась особой похвалы, высказанной Дягилевым при всей труппе, что было в особенности немаловажно, потому что что пришельцы из Советской России некоторыми старыми "дягилевцами" были встречены не без враждебности. Скоро Данилова стала выступать во всех балетах репертуара. Она выказала себя танцовщицей широкого диапазона, рисуя и трагедию Одетты (в одноактном варианте "Лебединого озера"), и безбрежное фортуна в роли Авроры ("Свадьба Авроры", переделка последнего акта "Спящей красавицы"). В спектаклях Фокина в числе ее лучших ролей были Жар-птица, Балерина в "Петрушке", основные партии балета "Сильфиды", Девушка в "Видении розы". Для нее создавались и новые роли: временами Мясиным (в "Оде", "Стальном скоке"), чаще Баланчиным. Баланчин ценил ее великолепную классическую форму и технику, ее ноги редкой красоты, ее истинно "балеринскую" величественную осанку. В "Триумфе Нептуна" он показал ее Царицей фей, она стала его Терпсихорой в "Аполлоне Мусагете".

В какой-то миг они соединили было свои судьбы. Но ненадолго, на пять лет. "Я не была создана, чтобы сделаться матерью. Я была создана, чтобы сделаться танцовщицей и приносить веселье многим людям. Но я кроме того верила в то, что каждой женщине нужен человек, а каждому мужчине - дама. Так уж устроен мир", - писала Данилова.

Брак их, вообще, не был зарегистрирован, в силу того что что для этого необходим был развод с Жевержеевой, что требовало невозможного - получения документов из Советской России.

По словам Даниловой, они были в быту сильно разными: "Я была молода и нетерпелива, мне хотелось прогуливаться по ночным клубам и танцевать танго". "Зачем тебе сиживать в шумной комнате в папиросном дыму", - удивлялся Баланчин... При этом он с охотой выполнял ее капризы. Если ей нравилось платье, он тут же покупал ей три. Но при этом не задумывался о том, как снабдить их общее материальное благополучие в будущем. Разошлись они в 1931-м, после этого того как Баланчин вернулся из Лондона, где ставил танцы в мюзик-холле Кокрана и полно заработал. Данилова предвкушала его наезд, солидные финансы, ценные подарки. Но выяснилось, что он потратил все на авто самой модной марки, за ввоз которого пришлось вносить плату немалый налог, а ей привез всего только сережки из липис-лазури, красивые, но отнюдь не ценные, а она мечтала о бриллиантах.

Ее личная бытие сложилась не сильно удачно. Вскоре позже того, как она рассталась с Баланчиным (и отчасти, чтобы его забыть), она вышла замуж за бизнесмена Джузеппе Массера. Однако выяснилось, что уже в миг, когда они поженились, он был на грани банкротства, после этого потратил остаток своих и все ее финансы. Они разошлись, а он вскоре умер.

Вторично Данилова сочеталась браком с танцовщиком Казимиром Кокичем в 1940 году и прожила с ним 7 лет.

В 1930-е годы строй ролей для Даниловой создал ее соотечественник Мясин, и тот самый творческий союз (в рядовой жизни они ни в жизнь не были в особенности близки) оказался для нее в особенности плодотворным. Мясин открыл в исполнении Даниловой то свойство, которое сам он охарактеризовал одним словом: "шампанское". Оно проявилось ещё у Дягилева, когда балерина исполняла в "Волшебной лавке" канкан, преисполненный буйного веселья. Исполняла броско, захватывающе и притом без тени вульгарности. А в труппе "Русский балет Монте-Карло" она выступила в знаменитых мясинских комедиях - "Прекрасном Дунае" и "Парижском веселье". Обе героини Даниловой кокетничали, манили, соблазняли: все очевидцы вспоминают, как играла Данилова в "Прекрасном Дунае" своей широкой юбкой, подбитой мелкими оборками.

В русских труппах, образовавшихся во Франции после этого смерти Дягилева, Данилова работала с 1933 года: вначале в "Русском балете Монте-Карло", возглавляемом Рене Блюмом и полковником де Базилем, после этого, вслед за тем образования двух коллективов, она осталась в труппе Рене Блюма и уехала с ней в 1939 году в США, где тот самый коллектив, также носивший наименование "Русский балет Монте-Карло", под руководством Сержа Денэма (Сергея Докучаева) просуществовал до1962 года, а Данилова была до 1951 года его ведущей балериной.

Труппа "Русский балет Монте-Карло" сохраняла в своем репертуаре многие балеты, в которых блистала Данилова: что-то из старой классики ("Жизель", "Коппелию", "Щелкунчик", второй акт "Лебединого озера"), балеты Фокина, мясинские комедии. Но ещё важнее то, что для Даниловой было поставлено хоть отбавляй новых спектаклей. Один заслуживает упоминания как любопытный факт из жизни американского балета тех лет, хотя он и не стал важным этапом в биографии Даниловой: это и антибуржуазный революционный балет, и "Красный мак" - одноактная версия советской постановки. Данилова сыграла образ китаянки Тао Хоа, спасающей существование капитана советского корабля. Однако наиболее значительные работы Даниловой в 1940-х годах были в балетах Баланчина. Результатом их творческой встречи явились четыре постановки, две из которых автору настоящего очерка довелось видать в 1946 году: это "Концертные танцы" Стравинского и "Ночная тень" Риети (на темы из оперы В.Беллини "Сомнамбула").

Александра Данилова ушла со сцены в 1957 году. Последнее ее выступление состоялось в "Раймонде" в Японии, где она поставила для местной труппы немного русских классических балетов. К этому времени Данилова уже занималась преподаванием, и в 1964 году Баланчин пригласил ее в свою Школу американского балета, попросив, в частности, разучивать с ученицами знакомые ей с юности вариации и дуэты, готовить школьные концерты. Здесь она проработала до 1989 года.

В 1986 году Александра Данилова выпустила книгу воспоминаний. В ней она рассказывает о детстве и юности в России, о замечательных балетмейстерах, с которыми ей довелось трудиться, - Федоре Лопухове, Леониде Мясине, Джордже Баланчине, размышляет об американском балете. В этой книге Данилова открывается в то же время как артистка, воплотившая традиции петербургской балетной школы, этические принципы, свойственные русскому театру, и как очаровательная леди с многочисленными романами, любящая красивые платья и шляпки, дорогие духи, умеющая быть по вкусу и побеждать.

Умерла Данилова в 1997 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Александра Бурченкова Aleksandra Burchenkova

Александра Бурченкова - российская спортсменка, велосипедистка, родилась 16 сентября 1988 года в семье велосипедиста.Александра Бурченкова является..
читать далее

Александра Пасынкова Alexandra Pasynkova

В настоящее время спортсменка тренируется под руководством опытного наставника Н. Карполя и выступает за волейбольный клуб Уралочка-НТМК. Александра..
читать далее

Александра Ширяева Alexandra Shiryaeva

Участница различных интернациональных первенств и престижных стартов. Ее профилирующий вид спорта пляжный волейбол. Выступает вместе со своей..
читать далее

Александра Перова Aleksandra Perova

В настоящее время спортсменка выступает за честь таких спортивных клубов, как Динамо, ЭШВСМ, а также за клуб Аквариум. Александра тренируется под..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий