Известные люди

»

Алексей Герман

Алексей Герман Aleksey German Карьера: Продюсер
Рождение: Россия, 20.6.1938
В 1990 году Алексей Герман создал киностудию Первого и экспериментального фильма (ПиЭФ) и с тех пор является ее художественным руководителем. С 1998 года он руководит мастерской Высших курсов сценаристов и режиссеров Госкино России.

Родился 20 июля 1938 года в Ленинграде, в семье известного писателя Юрия Павловича Германа (19101967) и Татьяны Александровны Риттенберг (19041995). Супруга Кармалита Светлана Игоревна (1940 г. рожд.), кинодраматург, заслуженный участник искусств России, лауреат Государственной премии СССР. Сын Герман Алексей Алексеевич (1976 г. рожд.).

Дед Алексея Георгиевича по отцовской линии, Павел Николаевич Герман, был поручиком Малоярославского полка, опосля штабс-капитаном; бабулька, Надежда Константиновна Игнатьева, происходила из семьи больше именитой ее папа был генералом. Когда началась битва 1914 года, они ушли на фронт, взяв с собой 4-летнего сына Юрия. Там и прошло все его малолетство. На фронте Юрий Герман застал и революцию, и начало Гражданской войны.

Прадед Алексея Германа по материнской линии был действительным статским советником, служил в Сенате. Дед был известным адвокатом, бабулька, Юлия Гавриловна Тиктина, происходила из состоятельной купеческой фамилии. После революции они немного лет жили в эмиграции.

В 1937 году родители Алексея Германа поженились, какое-то время жили в Александровске под Ленинградом, а через год, уже следом рождения сына, вернулись в Ленинград, где папа получил квартиру на Мойке, как раз напротив последнего дома А.С. Пушкина, нынче его музея.

Когда началась Великая Отечественная махаловка, Юрий Павлович оказался на Северном флоте, в Полярном. Алексей с мамой были эвакуированы в Архангельск. Отец служил на Гремящем это был единственный из первых гвардейских кораблей, и зачастую приходил в Архангельск с военными конвоями из Мурманска. Позже, когда в войне произошел перелом и Полярное уже не бомбили так ужасно, Юрий Павлович забрал семью к себе. Вскоре после этого Победы они вернулись в Ленинград.

У Алексея начался туберкулез. Из-за болезни родители решили увезти его из города семейство переехала в Келомякхи, нынешнее Комарово, где им выделили маленькую дачу. Алексея отдали обучаться в местную школу, сию минуту в 3-й класс. В это время в нем пробудилась страстная тяга к чтению. Его первыми книгами были Двадцать тысяч лье под водой Жюля Верна и Два капитана В. Каверина.

В 1948 году семейство вернулась в Ленинград. В 5-м классе Алексей основательно начал заниматься боксом. А по вечерам бегал в театр пересмотрел все, что позволительно было пересмотреть, более того участвовал статистом в нескольких спектаклях, по-прежнему крайне невпроворот читал.

О профессии режиссера он тогда серьезно не задумывался потом школы хотел сделаться врачом. Ходил со студентами на занятия по анатомии, собрал целую библиотеку по медицине.

В выборе жизненного пути Алексея Германа решающую образ сыграл папа. Юрий Павлович рассказывал сыну про Мейерхольда, тот, что когда-то в самом начале его литературной карьеры пригласил его, 22-летнего, чиркать пьесу для своего театра. Пробуждению интереса к режиссуре способствовало и общение с друзьями отца, в свое время всего с Евгением Львовичем Шварцем.

В 1955 году Алексей Герман поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра и музыки. Курс вел Александр Александрович Музиль, происходивший из старинной театральной фамилии александринских Музилей, которому были присущи человеческое благородство и в высшей степени нравственное касательство к своей профессии.

Рядом с 17-летним Алексеем учились люди намного старше, в большинстве своем уже имевшие высшее образование и навык работы в театре. Оказавшись посреди людей, которые знали больше, окончили университеты, я попал аккурат в ту среду, в которой нуждался, считает А.Г. Герман. Я должен был влечься за ними, соревноваться, приводить доказательства, что не хуже остальных.

Первые институтские месяцы Герману пришлось нелегко: писательский сынуля, занял чье-то местоположение и т. д.. Но как раз в это время на курсе появился возвращенный следом очередного исключения Аркадий Кацман, в дальнейшем отличный педагог, профессор. Студенты к тому времени уже показывали свои этюды, и он, просмотрев их все, сказал: Пока что одаренный этюд только у Германа. Это был шибко значимый миг, повлиявший на все дальнейшее.

А опосля была первая сессия, и обстановка на курсе грубо изменилась. Студийцы-гении получили четверки и более того тройки по профессии и потеснились на институтском Олимпе. Герман же был в числе тех немногих, кто получил пятерку...

Дипломной постановкой Алексея Германа стал первостепеннный акт Обыкновенного чуда Е. Шварца с Сергеем Юрским в роли Короля. Герман работал увлеченно, и, на самом деле, спектакль получился. О нем говорили, фрагменты из него были показаны по телевидению, а С. Юрский через годы напишет в своей книге, что это было самое интересное из сделанного им в молодости. Когда же спектакль посмотрел Г.А. Товстоногов, Герман получил приглашение действовать у него режиссером в Большом драматическом театре имени Горького.

Школа Товстоногова сыграла огромную образ в формировании кинематографического мышления Германа. Можно было бы припомнить по этому случаю просторный комплект кинематографических приемов, использованных Товстоноговым в своих спектаклях: тут и изрядный проект выхваченного прожектором актерского лица, и титры, проецировавшиеся на занавес, и фонограмма, разработанная с кинематографической многоплановостью и тщательностью. Но главное, что воспринял от своего учителя грядущий кинорежиссер, это умение постигать сущность воплощаемой драматургии, выказывать ее средствами своего искусства, это аналитическая способность исследовать материал и созидающее умение вдохнуть в него бытие на экране или сцене.

В 1964 году Алексей Герман пришел на Ленфильм. Работу в кино он начал вторым режиссером в картине Владимира Венгерова Рабочий поселок, а в 1967 году совместно с Григорием Ароновым поставил кино Седьмой спутник по сценарию Юрия Клепикова и Эдгара Дубровского.

Первая независимая картина Алексея Германа Операция С Новым годом по одноименной повести Ю.П. Германа была снята им в 1971 году. Долгих 14 лет фильму пришлось поджидать встречи со зрителем: он вышел на экраны только в 1985 году под названием Проверка на дорогах.

Черты стилистики будущего Германа просматриваются в Проверке... уже с первых кадров: кино начинается с эпизода, фабульно никак с последующим не связанного, с крупных планов лиц, которые в фильме больше уже не появятся, лиц, глядящих на нас со странной смесью удивления, тоски, испуга при виде того, как фашисты травят картофель. А за кадром бесстрастный дамский звук, рассказывающий про умершего от отравленной картошки Васятку, про то, как матери надавали тумаков, таких резиновых палок... Еще будет немного кадров, показывающих коров, сгрудившихся за проволочной оградой, немецких боец, пинающих их ногами, бесконечную череду товарных вагонов, в которых скотину повезут в Германию. Как ни скупы эти немногие кадры пролога в них возбудимый заряд на весь следующий кино. Живым и осязаемым, чувственно-реальным становится то, что довелось испытать оставшимся в немецком тылу: как грабили оккупанты население, обрекая его на голод и вымирание, за что и супротив чего шли на махач, на кончина партизаны.

Тема памяти, настолько важная в последующих фильмах Германа, в этом месте в то время как ещё только просвечивает в виде легкого, пунктирно намеченного абриса, заданного щемящей и грустной мелодией, до того неожиданной рядом с черно-белыми жесткими фактурами фильма и до того необходимо дополняющей их.

Герман экранизировал в этом месте военную прозу своего отца, отдавая должок памяти и ему самому, и всему его поколению, вынесшему на своих плечах войну, победившему, не потерявшемуся в испытаниях. Правда, в различие от последующих фильмов Германа, главенствует тут не время, не память о нем и о людях, в нем живших, а замешанная на крутом конфликте фабула, в последующих лентах режиссером намеренно разрушаемая. Нигде позже ему не понадобятся герои-антиподы, на столкновении нравственных позиций которых будет держаться сооружение фильма. Здесь такие герои есть: старшой лейтенант Локотков, сыгранный Роланом Быковым, и майор Петушков, сыгранный Анатолием Солоницыным.

В 1988 году лента Проверка на дорогах принесла Алексею Герману, к тому времени уже признанному мастеру кинорежиссуры, Государственную премию СССР. А широкая известность к нему пришла после этого фильма Двадцать дней без войны (1976), поставленного по произведениям Константина Симонова. Главные роли в фильме сыграли Юрий Никулин и Людмила Гурченко.

Большим успехом Алексея Германа стала лента Мой товарищ Иван Лапшин (1984), отмеченная актерскими работами Андрея Миронова и Андрея Болтнева и удостоенная многих кинематографических наград премий Бронзовый леопард и ФИПРЕССИ, премии Э. Артария (все 1986). За создание этого фильма Герману была присуждена Государственная премия РСФСР (1986). За фильмы Проверка на дорогах, Двадцать дней без войны и Мой товарищ Иван Лапшин Алексей Герман был удостоен Премии критиков МКФ в Роттердаме в 1987 году.

В картине Мой товарищ Иван Лапшин, как и в фильме Двадцать дней без войны, предмет памяти важнейшая. Или, точнее, не несложно памяти, но и нашего отношения ко времени, воскрешаемому на экране.

Тема памяти обыграна прихотливой полифонией кадров черно-белых, вырисованных в голубоватые или охристые тона, цветных, снятых в мягкой приглушенной гамме, тяжко логически пояснить, зачем какие-то кадры решены так, а другие по иному, точь-в-точь так же, как не всю дорогу поймешь, зачем вспомнилось одно, а не другое, вспомнилось так, а не по-другому.

Тема памяти заявлена и впрямую: за столом просторной, залитой льющимся из окон светом квартиры сидит стареющий мужчина и вспоминает себя, тогдашнего мальчишку, жившего в квартире Лапшина сообща с отцом, врачом угрозыска. Показываемое на экране складывается из воспоминаний собственных и воспоминаний чужих, из накопившихся за долгую существование свидетельств, фактов, ощущений, не сфотографировано памятью, но на ее основе воссоздано, и притом вот что главное воссоздано с отношением непротокольным, небесстрастным: все это сильно личное, любовно в душе хранимое. И это касательство не столь данного конкретного персонажа (местоположение в картине ему отведено больше чем скромное), сколь самого автора фильма пускай сам он в те годы ещё и не родился. Память об этом у Алексея Германа историческая: он обращается ко времени этапному для будущего страны. Память об этом ещё и генетическая: он переносит на экран повесть отца, в которой видит не персонажей беллетристического вымысла, но живых людей, стоявших за этим вымыслом, живые судьбы, живое время.

Иван Лапшин босс опергруппы. Профессия сама собой просится в детектив. Но кино не детектив, все детективные связки между эпизодами обрублены, зрительское чуткость нигде не держится на загадке: распознает Лапшин преступника или не распознает, поймает или не поймает? Не в том занятие. Автору, а вдогон за ним и зрителю немаловажно познать другое что за дядя был Лапшин, каковы были его друзья, каково время, в котором они жили?

Следующая служба Алексея Германа кино Хрусталев, машину! (1998) принесла режиссеру премию Золотой Овен (1999) и Нику За лучшую режиссуру и наилучший фильм (1999).

А.Г. Герман автор сценариев фильмов Проверка на дорогах, Мой дружбан Иван Лапшин, Двадцать дней без войны, Хрусталев, машину! и Трудно быть богом. Также Алексей Георгиевич является автором сценариев к фильмам других режиссеров: Садись рядом, Мишка! (1977) и Гибель Отрара (1991). Кроме того, он сыграл немного небольших ролей в картинах Сергей Иванович уходит на пенсию (1980), Рафферти (1980), Личная бытие директора (1981), Канувшее время (1989), Замок (1994), Трофимъ (1995), Мания Жизели (1995), Сергей Эйзенштейн. Автобиография (1996).

В 1990 году Алексей Герман создал киностудию Первого и экспериментального фильма (ПиЭФ) и с тех пор является ее художественным руководителем. С 1998 года он руководит мастерской Высших курсов сценаристов и режиссеров Госкино России.

В 1998 году А.Г. Герману было присвоено звание народного артиста России. А.Г. Герман лауреат премий Золотой Овен Человек кинематографического года (1992), Триумф (1998), Колея имени В. Высоцкого (1998), премии С. Довлатова (1998). Алексей Георгиевич награжден орденом За заслуги перед Отечеством IV степени (1998). Он является членом Российской академии кинематографических искусств Ника.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Лушников Aleksey Lushnikov

За время работы Алексей поставил и личный рекорд для отечественного телевидения -1839 часов, проведенных в телевизионном эфире.
читать далее

Алексей Сидоров Aleksey Sidorov

Герой - это тот, кто преодолевает несокрушимые препятствия. Если я сейчас брошу пить, то не буду героем. Для этого нужно сделать нечто превышающее..
читать далее

Алексей Учитель Aleksey Uchitel

ОДНИМ из главных лидеров кинопроката среди отечественных фильмов в новом сезоне стала картина Алексея УЧИТЕЛЯ Прогулка. В отличие от предыдущей..
читать далее

Алексей Федорченко Aleksey Fedorchenko

Художественная фальсификация Первые на Луне о советской ракете, которая была запущена в космос еще в 1938 году, стала ярчайшим событием Кинотавра и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий