Известные люди

»

Алексей Дергач

Алексей Дергач Aleksey Dergach Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 23.3.1916
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени ( четырежды ), медалями.

Алексей Дергач родился 23 Марта 1916 года в деревне Дупленская, сегодня Коченевского района Новосибирской области, в семье крестьянина. С 1931 года жил в городе Кемерово. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище.

В 1939 году Алексей Дергач окончил Анжерский аэроклуб. Отлично летал. Но когда ему в Новосибирском областном совете Осоавиахима предложили сделаться лётчиком - инструктором, то оторопел: как ? Обучать молодых ?! Вообще - то он хотел поступать в лётную школу, обучаться на истребителя, да возраст поджимает: уже 23 года. Подумал, подумал и согласился. Вернулся в Кемерово, близкий городок, где прошла молодость и где жили родители. После соответствующей подготовки в Кемеровском аэроклубе тут же получил свою первую группу курсантов.

Кемеровский аэроклуб Осоавиахима был основан в Феврале 1937 года. Матчасть ( легендарные бипланы У-2 ) - учебные самолёты, и все-таки превосходно проявившие себя после этого в боевой обстановке, в особенности ночью: как разведчики и лёгкие бомбардировщики. За 4 предвоенных года в этом месте было подготовлено свыше 300 молодых лётчиков, многие из которых воевали с фашистской Германией и в тяжёлых боях заслужили много наград, а 10 выпускников аэроклуба стали Героями Советского Союза.

Обучение ребят лётному делу пошло у Алексея недурно, а в следующем, 1940 году его группа по итогам работы была признана одной из лучших.

С началом войны Кемеровский горвоенкомат призвал Дергача на фронт. С Декабря 1941 года, на том же тихоходном У-2, он вёл разведку и ночную бомбардировку врага. Немецкие пилоты на "Мессершмиттах", завидев У-2, радовались предстоящей забаве и лёгкой победе. Но Алексей был довольно искушен во всех эволюциях и положениях самолёта в воздушной среде. Он верно предугадывал миг выхода вражеского истребителя на ударную позицию и незадолго до этого делал резкий маневр в сторону, и германец "мазал". Скорость у "кукурузника" была мала, и все-таки маневренность славная, этим удачно пользовался Алексей.

Однажды неприятель так увлёкся охотой, что не успел до конца "вырвать" свой скоростной "Мессер" из пикирования, зацепился за верхушки деревьев, упал и взорвался. Дергач же, грубо крутнув косую полупетлю слегка ли не "кругом хвоста", удачно выровнял машину над лесом и смирно "потарахтел" домой...

Пошли первые ордена, медали, но заместитель командира эскадрильи, Старший лейтенант Алексей Николаевич Дергач как бывалый мастер высшего пилотажа давнехонько уже присматривался к нашим истребителям и начал давать единственный за другим рапорты командованию с просьбой переучиться. И вот в начале 1943 года свершилось: Алексей пересел на стремительную машину, начав боевую занятие в составе 161-го истребительного авиаполка. Однако, уже вскоре, он был переведён в 744-й авиаполк, работающий под Ленинградом ( с 1 Мая 1943 года - 86-й ГвИАП ).

К Июлю 1943 заместитель командира эскадрильи, он же штурман 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная вс, Ленинградский фронт ) Гвардии Капитан А. Н. Дергач совершил 273 боевых вылета, в 24 воздушных боях лично сшиб 11 самолётов противника ( 7 He-111, 3 FW-190 и 1 Ме-109 ), а в составе группы уничтожил ещё 14 машин. Неплохой боевой счёт за неполную половину года !

Немцы не только без труда узнавали "Як" Алексея Николаевича, но и его лично - по характерной окладистой бороде. Присвоили ему кличку "Фольбарт" ( по - немецки "борода"). Если посреди немецких лётчиков проходило извещение, что в воздухе "Борода", то они спешно ретировались... 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны Алексей Дергач совершил больше 300 успешных боевых вылетов и уничтожил в воздушных схватках 31 вражеский самолёт - 15 лично и 16 в группе с товарищами.

После войны Алексей Николаевич продолжил службу в ВВС. В 1955 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава ( КУОС ). С 1971 года Гвардии Полковник А. Н. Дергач - в запасе. Жил в городе Люберцы Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени ( четырежды ), медалями. Умер 17 Сентября 1983 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Догадайло Aleksey Dogadaylo

К концу войны уничтожил 18 вражеских самолётов лично и 1 в составе группы. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было..
читать далее

Алексей Душин Aleksey Dushin

После войны Алексей Захарович окончил Военную академию Генерального штаба и занимал ряд командных должностей. За период службы награждён многими..
читать далее

Алексей Егоров Aleksey Egorov

Гвардии капитан А. А. Егоров совершил 271 успешный боевой вылет, в 66 воздушных боях сбил лично 24 и в составе группы 7 самолётов..
читать далее

Алексей Козлов Aleksey Kozlov

Старший лейтенант А. В. Козлов совершил 127 боевых вылетов на дальнюю и ближнюю разведку важных объектов в тылу врага, а также его коммуникаций и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий