Известные люди

»

Алексей Павлов

Алексей Павлов Aleksey Pavlov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 25.2.1922
Гвардии Старший лейтенант А. Н. Павлов совершил 224 боевых вылета, участвуя в 40 воздушных боях, сбил лично 16 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с противником, удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны довёл счёт личных побед до 17.

Родился 25 Февраля 1922 года в посёлке Косино, в настоящий момент в черте города Москвы, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии, окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Февралю 1945 года начальник звена 156-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный остов, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. Н. Павлов совершил 224 боевых вылета, участвуя в 40 воздушных боях, сшиб лично 16 самолётов противника. 10 Апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с противником, удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны довёл счёт личных побед до 17.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1976 года Гвардии Полковник А. Н. Павлов - в запасе. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ) и 2-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями.

* * *

Это, конечно, случайность. Приятная случайность, в которой хочется видать особенный толк. Разве не символично, что герой - фронтовик живёт на столичной улице, носящей имя прославленного Маршала !

Удивительный он дядя. Во время Великой Отечественной войны Алексей Николаевич Павлов совершил рядом 300 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сшиб 17 вражеских самолётов. Его героические дела в годы войны отмечены многими правительственными наградами. Наглядное подтверждение - фотографии. На первых - взволнованное мальчишеское лик человеческий пилота с орденом Красной Звезды на груди. Один за другим появляются новые ордена - Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й и 1-й степени, второй орден Красного Знамени.

Снимков тех лет у Павлова сохранилось несть числа. Везде он выглядит серьёзным, сосредоточенным. А в жизни - подвижный, весёлый. Его энергии, неугомонности не возбраняется только позавидовать.

- Что сегодня ! - Алексей Николаевич перебирает потрескавшиеся от времени фотографии. - Прежде я минуты посидеть постепенно не мог. Постоянное возделение делать, охота познать неизведанное, пожалуй, и привели меня в авиацию. В какую бы трудную, сложную ситуацию ни попадал, ни при каких обстоятельствах не предавался унынию, не опускал руки. А было, поверьте, всякое...

Сцепив пальцы рук, Павлов резво заходил по комнате.

- Было всякое, - повторил он. Улыбнувшись, добавил: - Мне на "тройки" не везло.

Алексей Николаевич пригладил тёмные, без малого без седины волосы. Чувствовалось, воспоминания полностью захватили его.

- Во время 3-го моего боевого вылета, когда мы прикрывали с воздуха действия советских войск в районе знаменитой Прохоровки, пришлось изрядно поволноваться: немцы повредили двигатель самолёта, плоскости, в решето превратили киль. До своего аэродрома не дотянул. Сел на смежный. Вылез, хожу около машины - глазам не верю. Голубушка, думаю, как же ты ещё держалась в воздухе ? Ведь живого места нет. И такая гордыня меня переполняет за тех, чьими руками она сработана: знай, мол, наших.

Немного помолчав, Алексей Николаевич продолжил прерванный рассказ:

- Домой предложили возвратиться с оказией. Но я более того чувствовать не хотел о том, чтобы кинуть машину. Нет, скорее в мордобой, мстить врагу. Уговорил - таки мастеров ПАРМа прямо с вечера активизировать катать самолёт. За сутки, не сомкнув зрачок, им удалось отремонтировать его, и я махнул в близкий полк...

А вот в 23-м вылете - снова "тройка" - вынужден был сигать.

...Июльским утром 1943 года Младший лейтенант А. Н. Павлов поднялся в составе группы, которую вёл начальник полка. Задача - сопровождать штурмовиков, направляющихся в сторону Белгорода. Над своей территорией шли на малой высоте. Приглядывались, стараясь различить сосредоточенные на исходных рубежах, в балках и рощах советские танки. Тщетно. Отличная маскировка нечаянно вызывала почтение.

В указанном районе "Яки" завязали ожесточённый махач с истребителями противника. Немцы неотступно рвались к машине командира. Лишь существенно позже выяснилась причина: адъютант, любивший изображать, из благих намерений изобразил на фюзеляже "Яка" орла. Враги, решив, что это не обычный пилот, открыли настоящую охоту за ним.

В единственный из моментов начальник еле-еле не попал под жар 4 Ме-109. Ринувшись на выручку, Павлов своим "ястребком" заслонил самолёт, тот, что сей же час же сманеврировал.

Алексей Николаевич попал в сложную обстановку, фюзеляж - в пробоинах, повреждено управление, перебит трубопровод водяного охлаждения двигателя. В кабине зафонтанировал кипяток. Ошпарило плечо, бок.

Лётчик действовал хладнокровно. Убедившись, что агрегатина всецело вышла из повиновения, на высоте 2500 метров рывком расстегнул ремни, отбросил фонарик. Прыгнул затяжным. "Ну, гады, поплатитесь !.." - тихо говорил, как заклинание. Парашют раскрыл, когда до земли оставалось 300 метров.

Не успел приземлиться - откель ни возьмись агрегатина с группой боец.

- Стой ! - кричали они. - Ни с места ! Тут мины...

Надо же ! Попал прямо на минное поле, где произвольный шаг мог сделаться последним.

Бойцы отвезли Павлова в медсанбат, но он удрал в тот же день. На попутных добрался до однополчан, которые уже и не чаяли увидать Алексея живым.

- Спасибо, что прикрыл меня, - поблагодарил начальник. - Оказывается, ты и парашютист отменный.

Павлов отделался шуткой, умолчав, что это был всего второй его скачок. А начальный... Первый также отложился в памяти. С ним многое связано.

В 1940 году семейство Павловых жила под Люберцами, в Косино. Алексей учился в 9-м классе. Как - то позже беседы, проведённой в школе работником аэроклуба, 6 ребят изъявили стремление обучаться летать. Среди них - Алексей.

- Ты куда собрался ? - посмеивались сверстники, не весьма заботясь о деликатности. - В чём только суть человеческая держится !

Отец, Николай Иванович, ещё не так давнехонько неутомимый коваль, а в ту пору шибко нездоровый джентльмен, ободрял сына:

- Ты, Лексей, вот что уразумей. Силёнка в теле, нет слов, нужна. Но больше того потребна она в характере. Потому как бесхребетники - помеха нашему общему делу.

Павлов слушал, соглашался - и по - прежнему мучился сомнениями. Ведь авиации нужны люди со 100-процентным здоровьем.

Трудно передать ликование паренька, когда медицинская комиссия допустила его к занятиям в аэроклубе. Не скорбь, что колесить далековато - в Раменское. Уставал, конечно, изрядно. Зато какую ощущал гордыня, причисляя себя к орлиному племени !

Между тем фатум готовила Павлову опробование на истинную влюбленность к авиации, на твёрдость характера, целеустремленность. Во время первого парашютного прыжка Алексей неудачно приземлился. На левой ступне образовалась трещина. В общем - то ничего страшного, если бы не комплект в лётную школу. Предстояли экзамены по теории и практике. Чтобы утаить хромоту от представителей Качинской Краснознамённой военной авиашколы имени А. Ф. Мясникова, Павлов убеждал своего инструктора дозволить ему усесться в самолёт раньше, до их прихода на аэровокзал.

- Лететь с болезненный ногой ? Да ты что ! - запротестовал инструктор. Однако потом долгих колебаний всё же уступил.

Алексей поднялся в воздух. Превозмогая боль, выполнял упражнение за упражнением. До слёз было неприятно, когда, несмотря на все старания, схватил "тройку" за пилотирование. Для поступления очевидно мало.

Что совершать ? Распрощаться с мечтой ? Вот и матушка, Пелагея Фроловна, уговаривает кинуть это опасное занятие. Нет, не в его натуре отходить. Павлов, умоляя подмогнуть, отправил послание на имя начальника Качннской авиашколы.

В отклик - телеграмма: выезжайте. Вне себя от счастья Алексей взял квиток на основополагающий же поезд.

...22 Июня 1941 года. Война. Школу неотложно эвакуировали в Красный Кут. Условия для лётной учебы труднейшие: не хватало наглядных пособий, тренажёров, запасных частей для самолётов, более того обуви. Эскадрилья получала только 7 пар сапог. Вместе с двумя парами шерстяных носков, присланных Павлову матерью, их по очереди надевали те, кто поднимался в воздух.

Помещения, чуть-чуть приспособленные к суровой зиме, продувались, казалось, насквозь. Топили в основном соломой. Когда привозили узловатые кряжи, Алексей, скорый, порывистый в движениях, с радостью рубил деревянные чурки. Крепкие, как железо, чурбаки дуба, вяза разделать не без затей. Случалось, только клиньям и поддавались. Упрямо вгонял колун в дерево до тех пор, покуда не валился прямо на поленья. Лицо горит, бешено пульсирует кровь. А на душе добро. Любая служба должна забирать без остатка, как, бывало, в кузнице покойного уже отца. Только тогда и наступает подлинное удовлетворение: добился цели вопреки всем трудностям.

Вот если бы ещё побыстрее освоить лётную программу ! Затаив дыхание, слушали тревожные сводки Совинформбюро: немеукие войска стояли у стен Москвы. Как же тут не рваться на фронт !

В Октябре 1942 года Павлов, удачно завершив учёбу, получил звание сержанта и направление в запасной полк в Поволжье. Жили в землянках, метко окрещенных авиаторами "копай - городом". Здесь и встретили зиму. С трескучими морозами, свистящими ветрами из открытых степей Казахстана. Однако молодые пилоты страдали не сюлько от холода, неустроенности, тяжёлых хозяйственных работ, сколь от неутолённого желания сразиться с ненавистным врагом в открытом бою.

...Готовилось сражение в районе Курского выступа. 247-й истребительный авиаполк, в дружную семью которого влились в Марте 1943 года Алексей Павлов и его товарищи, перебазировался в Воронеж. Бойцовской дерзости, искусству пилотажа они учились у таких прославленных асов, как Степан Андреевич Карнач, Николай Васильевич Буряк, стараясь неуклонно придерживаться девизу служившего в их 2-й Воздушной армии Героя Советского Союза А. И. Покрышкина: "Высота, прыть, маневр, огонь". Уже сквозь немного месяцев Гвардии Подполковник Я. Н. Кутихин напишет в характеристике на Павлова: "Смелый, инициативный воздушный воин. Не раз встречался с превосходящими силами противника, но благодаря быстрому и правильному решению выходил победителем".

Особенно ослепительно проявилось мастерство Павлова в районе Бельцы, Яссы, где авиаразведка обнаружила сосредоточение немецких танков. Из - за неважной погоды - на высоте от 200 до 400 метров держалась сплошная облачность - истребители летали на сопровождение малыми группами. Алексей со своим ведомым Иваном Чумаковым был включён в группу комэска Капитана Попова, состоявшую из 5 опытных экипажей. Шли курсом северо - западнее Ясс. С командного пункта передали:

- Работайте постепенно. В воздухе никого нет.

Информация оказалась ошибочной. Сразу за линией фронта метеообстановка намного улучшилась, и без малого незамедлительно появились 3 большие группы вражеских самолётов.

- Свяжи боем истребителей, - прозвучал в наушниках Павлова директива командира.

Вместе с Чумаковым он на максимальной скорости бросился навстречу врагу. Проскочили под "Юнкерсами" и устремились к истребителям. Один тут же задымил - Чумакову удалось поджечь его с ходу. Лобовая штурмовая вылазка. Павлов, увидев перед собой 4 вражеских самолёта, скорее для устрашения - прицелиться недурственно не успел - ударил со всех "точек" и поспешил исчезнуть в облаках. Когда выскочил, немцы, видимо от растерянности, вертели карусель. Пользуясь удачной позицией, умело маневрируя, Алексей уничтожил тогда 2 вражеских истребителя. Столько же - на счету Ивана Чумакова.

Из - за надвинувшейся облачности они потеряли дружбан друга. Услышав по радио спешный, неспокойный звук Ивана, чуть-чуть "хромавшего" в наземном ориентировании, Павлов без труда определил его местонахождение. Спокойно распорядился:

- Возьми вектор движения 60 градусов. Через 10 минут встретимся...

На аэровокзал вернулись успешно. За отличное выполнение задания Попов и Павлов были представлены к ордену Александра Невского, Чумаков - к ордену Красного Знамени.

Росло цифра побед над противником в активе Алексея Павлова. Заслуженная слава мастера прикрытия совсем укрепилась за отважным пилотом потом воздушной схватки под городом Золочевом. Алексей Николаевич и сегодня в деталях помнит тот мордобой.

На полевом аэродроме стояла непривычная спокойствие, будто фронт, до которого рукой вручить, отодвинулся на сотни километров. Механик старшина Фёдор Иванович Никулин, доложив Старшему лейтенанту Павлову о готовности машины к полёту, поинтересовался:

- Как вы думаете, Алексей Николаевич, когда мы Львов возьмём ? Город, поди, и не познать...

- Вот вернусь с задания, расскажу, каков он сверху. Скоро мы с тобой будем обозревать на него с Высокого Замка, - улыбнулся Павлов, закрывая фонарик.

Один за другим выкатились из укрытия истребители. Спустя немного минут 4 "Яка", возглавляемые Старшим лейтенантом Павловым, легла на вектор движения. Им поручено сопровождать группу Ил-2, направлявшихся на штурмовку переднего края вражеской обороны.

Высота - 1500 метров. Над головой - перистые облака. Внизу - отблески пожаров, чёрный дым поднимавшийся над туманом небольшими островками.

"Будто оспой изрыта, - думал Павлов, редко бросая взгляды на землю. - Всюду следы сражений".

В воздухе в то время как было безмятежно. И нежданно на прозрачно - голубом фоне неба возникло немного тёмных точек. Всё ближе, ближе. Догадаться нетрудно: враги. Стремительно завертелась воздушная карусель.

8 Ме-109 всячески старались отсечь наши истребители от штурмовиков, к которым ринулись 4 FW-190. Силы излишне неравны. Мгновенно созрело заключение.

- "120-й", по возможности сковать вражеские истребители ! - передал Павлов ведущему 2-й пары Старшему лейтенанту Шокурову, а сам с ведомым поспешил к "Илам": каждый ценой сдернуть атаку "Фоккеров".

Командир группы штурмовиков Капитан Алексеев стремительно сориентировался. Надо нырнуть в облака. Но не поспеть. Если бы хоть немного секунд в запасе.

Выручили навык, находчивость Павлова, его способность к мгновенной реакции. Оценив обстановку, Старший лейтенант понял: победить эти секунды позволительно только за счёт психологического эффекта.

Каждый второй снаряд 37-мм пушки на истребителе - трассирующий. Алексей решил ошеломить врагов заградительной очередью - она получится в полном смысле огненной.

Расчёт оправдался. Увидев перед своим носом нечто молниеподобное, обескураженный лётчик ближайшего "Фокке - Вульфа" грубо шарахнулся в сторону. Этого было довольно, чтобы "Илы" ускользнули в спасительные облака, а сам FW-190 оказался под ударом. Вторая очередность Павлова угодила в аккурат в мишень. Вражеский самолёт, распуская шлейф дыма, понёсся к земле. Остальные бросились врассыпную.

Теперь - скорее на подмога Старшему лейтенанту Шокурову и Младшему лейтенанту Кузнецову, которые самоотверженно сдерживали натиск 8 Ме-109. Двух сшибли, но повреждённый самолёт Кузнецова потянуло вниз, и пилоту еле-еле удалось усадить его в районе Золочева, у дороги, где находились наши танки. Шокуров продолжал сражаться единственный супротив 6 Ме-109.

Наши бойцы с волнением наблюдали за воздушной схваткой из окопов. Едва немцы взяли машину Шокурова в клещи, как подоспел на содействие товарищу Павлов со своим ведомым Лейтенантом Кауровым. Не устояв перед дерзкой, стремительной атакой, немцы пустились наутёк.

В азарте боя Кауров бросился за Ме-109, тот, что слегка замешкался. Трассы мельтешили то с правой стороны, то слева от вражеского самолёта, выполнявшего резкие маневры. Остерегаясь - рядом почва - недруг начал грубо набирать высоту. Запоздавший Кауров проскочил мимо. Однако врагу не удалось улизнуть: он очутился прямо перед Павловым - ведущий следил за Лейтенантом, готовый прийти на выручку. Алексей, конечно же, не упустил возможности: полоснул короткой очередью.

В тот же миг Капитан Алексеев сообщил по радио, что штурмовики удачно справились с задачей и без потерь уходят на свой аэровокзал.

"Вот и всё, - Павлов расслабил уставшие плечи, посмотрел на часы. - Неужели прошло 12 минут ?! А кажется, весь махач - единственный момент..."

Упорные воздушные бои продолжались под Золочёвом и в последующие дни. "1-й Гвардейский штурмовой авиационный остов под командованием Генерал - Лейтенанта авиации В. Г. Рязанова, находившегося со средствами управления в боевых порядках танковых соединений, - говорится в "Истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.", - непрерывно подавлял очаги сопротивления противника на маршрутах движения танков". Значит, хватало дел и сопровождавшим штурмовиков лётчикам 156-го Гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого, ордена Богдана Хмельницкого, как он в настоящий момент назывался, полка, в котором служил Павлов.

Во время 153-го боевого вылета, когда первую пару вёл Майор С. А. Карнач, а вторую - Павлов, завязался мордобой с группой Ме-109. Сбив одного "Мессера", Алексей не заметил, как позади снизу подкрался прочий. По "Яку" ударила длинная очередность. Разорвавшийся в кабине снаряд здорово повредил машину. Павлов получил немного ранений, в том числе в правую руку. От малейшего движения темнело в глазах.

Несгибаемость духа, воспитанная командирами, старшими товарищами, помогла лётчику сделать без малого невозможное. Закусив онемевшие губы, истекая кровью, Алексей на одном честном слове сумел дотянуть до аэродрома.

Это - не нетрудно факт фронтовой биографии, но и немаловажный штрих к характеру. Характеру человека, способного сражаться до последнего вздоха. Маленький осколочек и по сию пору находится у Павлова в мякоти правой ладони.

- Некогда было "вылавливать" из тела весь металл, - скромно замечает по этому поводу Алексей Николаевич. - Наши войска без малого достигли государственной границы СССР. Не терпелось на сто процентов очистить от захватчиков родную землю. Страшно хотелось достигнуть до Берлина.

Война откатывалась всё дальше на запад. Храбрость и высокие лётные качества Павлова ослепительно проявились в боях на Берлинском направлении, под Прагой. В Апреле 1945 года он удостоился звания Героя Советского Союза. Наступил долгожданный мир. А для Героя - воздушного бойца, командира - продолжались ратные будни, бытие - баталия. Он явственно сознавал, что мир не может наличествовать без надёжной защиты Отчизны, без солдатского пота.

Ещё больше 30 лет отдал службе Алексей Николаевич. Летал на современных ракетоносцах, настойчиво штурмовал вершины боевого мастерства, щедро делился богатым опытом с молодыми авиаторами. Был награждён двумя орденами Красной Звезды. Уволившись в припас в звании Полковника, остался верен небу, верен тому, что всю дорогу требовало от него полной самоотдачи, наполняло радостным душевным трепетом.

- Потому и работаю в авиационном конструкторском бюро, - физиономия Алексея Николаевича освещается мягкой улыбкой. - Рад, что сынуля также причастен к авиации. Занимается вопросами аэродинамики.

Как и раньше, Павлов весь в заботах, в хорошем творческом настрое. От его подтянутой, сухощавой фигуры исходит этакий заряд бодрости, жизнерадостности, что непредумышленно думаешь: какое же это фортуна - быть крылатым всю бытие.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Панов Aleksey Panov

К моменту своей гибели, Алексей Борисович Панов совершил 241 боевой вылет, принял участие в 41 воздушном бою, лично сбил 14 вражеских самолётов (..
читать далее

Алексей Пашкевич Aleksey Pashkevich

Всего совершил более 300 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника.После войны продолжал служить в ВВС...
читать далее

Алексей Поздняков Aleksey Pozdnyakov

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён орденом Красного Знамени.0 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с..
читать далее

Алексей Решетов Aleksey Reshetov

Всего выполнил 821 боевой вылет, провёл около 200 воздушных боёв, сбил лично 35 и в составе группы 8 самолётов противника.После войны продолжал..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий