Известные люди

»

Алексей Петренко

Алексей Петренко Aleksey Petrenko Карьера: Актер
Рождение: Россия, 26.3.1938
А.В. Петренко - Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998). Лауреат призов "Признание" (2001) и "Немеркнущая зрительская любовь" (2003) на кинофестивале "Виват, кино России!" в Санкт-Петербурге. Многократно удостаивался призов за лучшую мужскую роль на различных отечественных и международных кинофестивалях.

Родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области (Украина). Впрочем, в паспорте фигурирует иная дата - 1 апреля, прокравшаяся в энциклопедии и словари. Так уж случилось, что только к этому дню удалось соорудить запись о новорожденном в ближайшем сельсовете. Отец, Петренко Василий Алексеевич, и мама, Петренко Анастасия Федоровна, занимались крестьянским трудом. Супруга - Галина Кожухова-Петренко, именитый в театральном и кинематографическом мире газетчик, член Союза писателей, долгое время работала театральным обозревателем в газете "Правда"; ее зачастую позволительно лицезреть с мужем на съемках, премьерах, фестивалях. Дочь от первого брака - Полина, окончила музыкальное училище. Сын - Михаил Кожухов, телеведущий.

Алексей Петренко производит ощущение человека трудового, основательного. Про таких, как он, говорят - рукастый. Он и в самом деле многое может - был слесарем, матросом, пастухом, более того мебель сам мастерит. И только опосля, с третьей попытки, поступил обучаться в Харьковский сценический институт, до того "благополучно" провалившись при поступлении в Киевский сценический институт, а в перерывах между поступлениями осваивал кузнечное занятие. Окончил училище в 1961 году, вслед за тем служил в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса, Донецком русском драматическом театре в городе Жданове. Позднее, хлебнув сполна бед и тягот периферийной сцены, наигравшись крохотных, случайных ролей, перебрался в столичные театры.

В Театр имени Ленсовета в Ленинграде его пригласил режиссер Игорь Владимиров. Театры Петренко менял. Работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной, MXАТе, "Школе драматического искусства" под руководством Анатолия Васильева, "Школе современной пьесы". Предпочитал в итоге "свободное плавание", дающее вероятность избирать материал и сцену самому. Роли играл самые разные: Жан в "Солдате и змее" Т. Габбе, Свидригайлов в "Преступлении и наказании" по роману Ф.М. Достоевского, слугу Бьонделло в "Укрощении строптивой" У. Шекспира, атамана Платова в "Левше" по П.С. Лескову. В Театре на Малой Бронной в 1978 году сыграл образ Подколесина в "Женитьбе" Н.В. Гоголя (ту же образ реализовал в картине "Женитьба" Виталия Мельникова в 1977 г.), Большинцова в "Месяце в деревне" по пьесе И.С. Тургенева, отставного солдата Коня во "Врагах" М. Горького. Роли, сыгранные во МХАТе в 1978-83 годах, - не менее заметные: Официант в "Утиной охоте" А.П. Вампилова, возчик Геншель в одноименном спектакле по пьесе Г. Гауптмана, Джако в "Обвале" по прозе М. Джавахишвили.

В конце 1970-х годов появляется на разных сценических площадках, работает с самыми разными режиссерами. Играл Коку в "Серсо" Виктора Славкина в постановке Анатолия Васильева - знаменитом спектакле, давнехонько уже отнесенном к театральной классике - как и образ, сыгранная А.В. Петренко. Не безотлагательно Петренко понял пьесу, раскрыл ее для себя, в чем в настоящее время признаётся без всякого стеснения, объясняя это тем, что артист нередко обманывается в видении себя самого и роли. В "Школе современной пьесы" играл Чубукова в нашумевшем некогда спектакле "А чой-то ты во фраке?" по чеховскому "Предложению", переходя границы чисто "драматического" амплуа. Сыграл кроме того Сатина в "На дне" Горького, Григория Васильевича в "Доне Педро" С.А. Носова - Петренко может игрывать роли самые разные, как трагедийные, так и комедийные.

Работает в кино с 1967 года, сыграл больше 40 ролей. С 1991 года стал штатным актером Киностудии имени М. Горького. Фильмография как бы бы полностью солидная, хотя и не гигантская. Справедливо будет отметить, что ему удавалось обратить любую свою образ в нечто значительное.

В 1970 году был Освальд в "Короле Лире" Григория Козинцева, но - первые роли Петренко были прелюдией к его крупным работам.

Визитной карточкой актера, его главным, выдающимся художественном созданием стал Григорий Распутин в сейчас уже классическом фильме "Агония". На эту образ пробовались все известные мастера экрана, и был утвержден единственный из них - Леонид Марков. Но в это время режиссер-постановщик картины ненароком забрел на спектакль "Преступление и наказание", где Свидригайлова играл юный исполнитель, знакомый только ленинградским театралам. В тот закат дня Климов принял вывод свершить ставку на неизвестного, неопытного в кино Петренко. От этого выиграл кино и открыл это имя для кинематографа.

Природная необузданность персонажей, другой раз тихих на обличье, но в которых бушуют невероятные страсти, гуляет горячая кровь, готовая залить всех остальных своим пожаром, - вот идеальная материя для Петренко. Звериное нутро, другой раз сильно запрятанное в человеке, артист может передать, как нечасто кто ещё. В его персонажах, по меньшей мере, всю дорогу есть кураж.

Ему предлагали роли самодержцев - более того не по крови, по нутру. Петр Великий в картине Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" - опять-таки проявление самодурного (в лучшем смысле этого слова), широкого начала души человеческой. Петренко сделал образ радостно и хитро, с умом смекалистого и озорного русского мужика. Тут Петр - и папа близкий, но и, как положено, бороды топором рубает своим подданным, танцевать всех чохом заставляет, насаждает новую моду и бытие, непривычную русской душе. Дуэт с Владимиром Высоцким получился внезапно гармоничным, несмотря на разность актерских и человеческих фактур. От роли Петра Великого в американском проекте Петренко в родное время отказался.

Сыграл Алексей Петренко и Сталина в картине "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным" Юрия Кары (1989) по роману Фазиля Искандера "Сандро из Чегема", не имея от природы ни капли портретного сходства с "отцом народов". Но тут и стилистика была соответствующая - искандеровская, печально-ироничная, а Сталин проводил время в ночных кутежах. К образу Сталина Петренко вернулся в 1992 году в картине "Кооператив "Политбюро", или Будет долгим прощание" Михаила Пташука, за которую получил приз за лучшую мужскую образ на кинофоруме славянских и православных пародов "Золотой витязь". Сыграл на этот раз двойника Сталина, участвующего в шоу, ставших модными в одно время.

Петренко называют великим, могучим притихшим вулканом, тот, что в всякий миг может вручить о себе ведать в силу непредвиденных "природных" обстоятельств. Петренко вправду натуральный, естественный джентльмен. Он нетрудно устроен, как и положено нормальному человеку, не тратящему себя на всякую ерунду, сосредоточенному на работе и семье, на внутренней жизни, в конце концов.

В последнее время он достаточно невпроворот снимается. Одно время более того говорил, что хочет потихонечку уйти от актерского дела, считая его занятием молодых и энергичных. Полагает, что ничего особенного в жизни не сделал, а времени остается все меньше - необходимо угнаться покаяться и отмолить грехи.

"Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова (1998) преподнес Петренко эпохальную образ генерала Радлова. Генерал - амплуа для Петренко привычное. Его Радлов вписался во все бублички-прянички, гулянья на Девичьем поле, достойные кисти Кустодиева и ярмарочных картинок, целиком оправдал удалой размах режиссера - запечатлеть лубочную, давнехонько ушедшую матушку Россию. Радлов жевал граненые стаканы, гулял и куролесил, являя всю мощь и доблесть русской натуры, широкой, вроде Масленица. Эта все время хмельная головушка, дядя "без руля и ветрил" влюблялся по-детски в иностранную, диковинную женщину. Словом, он - российский, и этим многое объяснялось.

И как черт из табакерки за всем этим удальством - образ советского (со всеми вытекающими последствиями) писателя Юрия Казакова в картине "Послушай, не идет ли дождик..." Аркадия Кордона, тот, что вышел в 1999 году, а снимался долговременно, возле 4 лет. События происходят в 1980-е годы. И тут режиссером использован темперамент Петренко, его умение сформировать образ человека импульсивного, не чуждого некой разгульности нрава и в душе которого в то же время живет вековечная русская хандра.

Собственно, Петренко всю существование удивлял переходами от роли к роли, которые предназначались чисто бы для разных артистов. Взять хоть Кнурова в "Жестоком романсе" Эльдара Рязанова (1984), где Петренко сыграл человека значительного, за которым стоят миллионы, но способного трогательно, по-детски обожать (это Петренко неизменно удавалось на экране), или, скажем, директора школы, новобранца Кирилла Алексеевича в картине Динары Асановой "Ключ без права передачи" (1976), где он скромнейший, деликатнейший джентльмен, приобщающийся к учительскому делу на ходу - одна из самых значительных ролей Петренко.

Но если попристальнее осмотреть на все это многообразие героев, то найдешь в них родовые черты. Люди все больше у Петренко самобытные, основательные, при этом искренние и открытые, камня за пазухой не держат. В "Фортуне" Георгия Данелия (2000) он сыграл образ механика Петровича со старенькой баржи, перевозящей китайско-турецкий пункт прайса. Плывет он по Волге, встречая на своем пути всякие современные напасти и разных людей - от омоновцев до монашек. Петрович все может, он - действительный, коренной дядя, верный и верный, с ним не пропадешь. Петренко с громадный любовью отзывается об этой роли.

"Коллекционер" Юрия Грымова (2001), где Петренко сыграл заглавную образ, - колоссальный натюрморт, диковинная инсталляция, достаточно бессмысленная, населенная минидинозаврами, экзотическими и прочими "экспонатами". Оправдывая тот самый культ вещей, покрытых глянцем, Коллекционер Алексея Петренко должен был сделаться существом устрашающим, соответственно декларациям режиссера, призывавшего зрителя призадуматься о каких-то глобальных вещах, о мироустройстве. Дом Коллекционера напоминал лавку старьевщика, обставленную, истина, в духе новейшего времени и дизайна. Стиральная агрегатина живописно утопала в луже, тут же красовались расписные хохломские унитазы. И люди около - как будто вещей: то ли живы, то ли мертвы. Сплошные экспонаты...

Петренко нередко вынужден оправдывать режиссерскую неубедительность и расплачиваться за нее. Он может зайти в самое причудливое эстетическое пространство, неизменно привлекает к себе внимательность самых изощренных и неожиданных режиссеров, в том числе и новой генерации. И не боится опыта, погружения в неведомые воды.

В картине Михаила Пташука "В августе 44-го...", поставленной по мотивам одноименного романа Владимира Богомолова, Петренко сыграл небольшую образ генерала Егорова. Глуховатый звук - говорит, как будто с одышкой. За что ни возьмись, все вроде бы из под рук уходит - обстановка пиковая. Война есть махаловка, и следует принимать решения быстрые и верные, от которых зависит, как пройдет операция.

С Владимиром Бортко в 2003 году сделан многосерийный "Идиот" по Достоевскому, где Петренко - вновь генерал, в настоящее время - Иволгин. Сыграл небольшую образ летчика Юрия Строганова в давней картине Германа "Двадцать дней без войны" (1975). Человек едет с фронта домой, чтобы расправиться с изменившей ему женой, но не натворит беды, одумается. У Петренко всего-то монолог, хотя достаточно долгий, а образ запомнилась на годы. Запомнились и полюбились зрителю и служба актера в фильме "Невероятное пари, или Истинное происшествие, удачно завершившееся" В. Мотыля (1984), и образ в короткометражном фильме "В. Давыдов и Голиаф" Г. Байсака (1985).

У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, ни в жизнь не было неуемного желания действовать во что бы то ни стало, более того в молодости. Часто он добровольно отказывался от ролей, уступая их тем, кто жаждал игрывать. Доходило до того, что исчезал из поля зрения режиссера, и тому приходилось хватать другого актера, мечтавшего о роли. Уверен, что "лучше негусто и толково, нежели всеядно". Всегда сомневался: а нужно ли, а справлюсь ли? Он - самоед по натуре. Кто-то принимал сомнения и отказы за неуживчивый нрав. Отказался Петренко в родное время от роли Захара в картине "Несколько дней из жизни И. И Обломова" у Михалкова, вследствие того что что мечтал о самом Обломове. И во МХАТе в 1980-е годы "Обломов" не состоялся. Эту образ Петренко так и не сыграл. До сих пор мечтает о Егоресть Булычеве и Тарасе Бульбе.

Элем Климов назвал как-то Петренко не персонажем, а персоной, говоря о том, что тот самый мужчина разнообразного таланта и обширного дарования порой без затей присутствует в кадре или на сцене, и этого уже довольно. Потому как есть развлекуха, а есть миг присутствия персоны. Петренко - персона. Кстати, когда Климов только начинал работу над фильмом "Агония", то больше всего боялся промахнуться в выборе актера на образ Распутина. Слишком уж фигура трудноподъемная и сложнообъяснимая, загадка которой и ныне до конца не разгадана. Пробовал одного весьма хорошего артиста, говорят, что это был Леонид Марков. Съемки шли непросто, потому как Петренко в первый раз снимался в немалый роли. Климов его практически загонял, вымотал физически, но зато и плод был.

Петренко частенько поручают впитывать текст закадровый контент от автора. Уже сами названия таких неигровых картин говорят о многом: "Русская идея", "Время великих обманов". Его завсегда привлекают к значительным темам. Алексей Петренко - вроде бы глыба и актерском мире. Его называют человечищем, а он стыдится этих слов. Люди посторонние боятся ненужный раз приблизиться к нему, предполагая повстречать неприступность. Действительно, он невпроворот лет не дает беседа, неужели что телевидению намедни премьер. Проистекает это от того, что Петренко, имея публичную профессию, остается непубличным по сути человеком. Живет частенько за пределами Москвы, в подмосковном Никольском, о котором ходят легенды. Рассуждают: забился, мол, Петренко в какой-то скромный дом, варит там квас и медовуху, живет как сельский обитатель.

Петренко говорит чаще всего сбивчиво, тяжко, но как-то нутряно, о самых простых как бы бы, но основополагающих вещах. О родителях, семье, любви и вере, уходе в мир другой. Сам признаёт, что не златоуст, зато может занятие совершать. Собеседник он внезапный, главное - его разговорить.

Он любит украинские песни и с удовольствием поет их. Участвует в концертных программах, в гигантских хоровых действах, как это было один раз на территории Псковского кремля. Поет с симфоническим оркестром под руководством Федосеева. Исполнялся прокофьевский "Иван Грозный" (1997) - и по сути дела он сыграл тогда образ Ивана Грозного. Потом были "Военные письма" Гаврилина (1995). Гастролировали по Швейцарии, Австрии, Германии. Петренко говорит: "Это такое диковина - обозначиться с симфоническим оркестром. Если бы у меня только это и осталось, я бы под финал жизни был целиком удовлетворен тем, как заканчиваю свой путь".

Иногда он нежданно-негаданно выдаст на сцене такое, чего от него менее всего ожидают. Вроде бы таковой обстоятельный артист, а вышел на фестивале "Виват, кино России!" в 2003 году да и сделал нечто вовсе с его привычным образом не ассоциирующееся. Исполнил басню о вороне, которой Бог послал кусок сыру. Попрыгал, как ворона, и в сыр перевоплотился. Проиграл басню в лицах, представив собственную версию хрестоматийной басни Крылова, в соответствии которой лисица - отнюдь не лисица, а лис-матрос. Матрос тот самый по ходу дела исполнял итальянскую арию. Под финал Петренко вытанцовывал цыганочку. После чего нежданно для всех получил в дар от Горьковского автозавода "Волгу". Руководство автогиганта, узнав о том, что обожаемый артист дожил до 65 лет, все продолжая колесить в метро, подарило ему авто. А у Петренко и водительских прав не оказалось. И презент в первый раз в жизни эдакий важный получил. Иные актеры такими дарами больше избалованы.

А.В. Петренко - Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998). Лауреат призов "Признание" (2001) и "Немеркнущая зрительская любовь" (2003) на кинофестивале "Виват, кино России!" в Санкт-Петербурге. Многократно удостаивался призов за лучшую мужскую образ на различных отечественных и международных кинофестивалях.

Самостоятельно изучает церковнославянский язык - говорит, что сгодится, оттого как всякому человеку придет черед с Богом говорить, а к этому нужно быть готовым...

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Серебряков Aleksey Serebryakov

Алексей Серебряков - советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РФ, народный артист РФ. Родился 3 июня 1964 года.На сегодняшний..
читать далее

Алексей Чадов Aleksey Chadov

Алексей Чадов - российский актер театра и кино, родился 2 сентября 1981 года.Алексей Чадов является младшим братом актера Андрея Чадова.Дебютной..
читать далее

Алексей Шевченков Aleksey Shevchenkov

Заслуженный артист России (2006).
читать далее

Алексей Эйбоженко Aleksey Eybojenko

Алексей Эйбоженко - популярный советский актер театра и кино. Родился 6 февраля 1934 года.Алексей Эйбоженко получил широкую известность и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий