Известные люди

»

Алексей Саврасов

Алексей Саврасов Aleksey Savrasov Карьера: Художник
Рождение: Россия» Москва, 24.5.1830 - 8.10
Алексей Саврасов - выдающийся русский художник, родился 24 мая 1830 года.Алексей Саврасов является одним из самых ярких представителей художников-пейзажистов. Наиболее известными картинами Алексея Саврасова являются: "Грачи прилетели", "Руспутица", "Радуга" и др.Алексей Саврасов является учителем такого известного художника как Исаака Левитана.

В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит имеющий известность столичный "видописец" К. И. Рабус.

На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" и "Камень у маленького ручья".

Первые пейзажи Саврасова прямо связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое ориентация, к нему был близок и педагог Саврасова. В юношеских произведениях Саврасова - "Вид Москвы с Воробьевых гор" (1848, ГТГ), "Вид Кремля в ненастную погоду" (1851, ГТГ) - сказалось внешнее воздействие романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.

Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней экспозиции в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли участливость две его картины: "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", за которые художнику присваивается звание академика.

Обе картины немаловажно отличаются от его прежних работ. Избрав обычный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под просторно раскинувшимися ветвями деревьев.

В Москве Саврасов опять участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а следом смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет удачно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.

В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства. В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в том числе и П. М. Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское среда.

Особенно дружен был А. К. Саврасов с В. Г. Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных экспозиций. В. Г. Перов помогал художнику сочинять фигуры бурлаков в картине "Волга под Юрьевцем", Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова "Птицелов" и "Охотники на привале".

Значительный период в творческом развитии художника представляет картина "Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859, Гос.. художественный музей Латвийской ССР). Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягонький погожий свет, озаряющий подмосковную долину.

Для русского искусства 60-е годы прошлого столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту близкий земли.

Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: "Вид в селе Кунцево" (1855, ГТГ), "Вечерний пейзаж" (1861, Гос. художественный музей Латвийской ССР), "Сельский вид" (1867, ГТГ).

Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за рубеж, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Английские и немецкие мастера привлекли участливость художника "стремлением к правде и самостоятельности".

Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина "Лосиный остров" (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Отмечая эту удачу, единственный из современников писал об умении художника "поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы". Величавый и праздничный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей.Ясный летний день.На лугах спокойно пасется табун. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Картина

"Лосиный остров" относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.

В декабре 1870 года А. К. Саврасов вкупе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.

Картина "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" (1871, Горьковский гос. художественный музей) - одно из самых больших полотен художника и основополагающий из известных его волжских пейзажей. Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.

В широкую панораму пейзажа вестимо вписаны дома слободки с садами, зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем - возвышающийся белокаменный монастырь. Природа и дядя в картине едины.

"Тихая бытие в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством", - пишет художник П. М. Третьякову. Одна за прочий появляются картины "Волга под Юрьевцем" (1871, местонахождение неизвестно), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ) и, в конце концов, "Грачи прилетели" (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной экспозиции, восторженно принятая всеми.

"Пейзаж Грачи прилетели" есть оптимальный, и он, в действительности отменный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И. И. (Шишкин. - О. И.). Но все это - деревья, влага и более того воздух, а суть человеческая есть только в Грачах"", - писал И. Н. Крамской Ф. А. Васильеву. Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ Костромы.

Неяркий и тоненький колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе позже долгой зимы пробуждение наступает неторопливо. Снег долговременно лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и как снег на голову все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух вешний, легкий, бесцветный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.

"Какая простота! - писал И. И. Левитан. - Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и рядом его сердцу". Никто до Саврасова не мог так сильно и поэтично открыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина "Грачи прилетели" способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую дело с Товариществом передвижных экспозиций.

Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже "Разлив Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, "разливы рек, подобные морям".

В одних произведениях натура предстает обновленной, ликующей - "Проселок" (1873, ГТГ), "Радуга" (1875, ГРМ), в других - взволнованной, поэтически приподнятой - "Вечер. Перелет птиц" (1874, Одесская картинная галерея).

В 70-е годы в произведениях Саврасова все больше ощущается кручина, напряженность, а то и острая тоска: "Лунная темное время суток. Болото" (1870, ГТГ), "Закат над болотом" (1871, ГРМ).

Под впечатлением личной трагедии (конец дочери в 1871 г.) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен "Могилы над Волгой" (1874, частное собрание).

В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в запоздалый отрезок времени появляются подлинно поэтические произведения, и посреди них - "Рожь" (1881, ГТГ), "Зимний пейзаж" (частное собрание), "Северная деревня", "Весна. Огороды" (1883, Пермская гос. художественная галерея).

Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.

Его ученик И. И. Левитан писал: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная влюбленность к своей близкий земле. Да, покойный Саврасов создал российский пейзаж, и эта его несомненная заслуга ни при каких обстоятельствах не будет забыта в области русского художества".

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Шмаринов Aleksey Shmarinov

А.Д.Шмаринов - один из знатоков старорусских текстов и летописей. Как составитель и книжный художник, он задумал и осуществил серию фундаментальных..
читать далее

Алексей Явленский Aleksey Yavlenskiy

Русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников Синий всадник.
читать далее

Алексей Баталов Aleksey Batalov

Алексей Баталов - советский и российский актёр, режиссер и сценарист, общественный деятель, народный артист РСФСР и СССР. Родился 20 ноября 1928..
читать далее

Алексей Ванин Aleksey Vanin

Алексей Ванин не был профессиональным актером, он был профессиональным спортсменом - мастером спорта по классической борьбе.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий