Известные люди

»

Алексей Шалашов

Алексей Шалашов Aleksey Shalashov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
Нынешний сезон для Московской филармонии юбилейный. Но собственное 85-летие самая мощная и знаменитая концертная организация России отметила удивительно скромно. Зато в следующем сезоне филармония идет на рекорд: обещает представить 150 абонементов в девяти залах. Отношение к датам и цифрам и вообще правила игры в филармонии поменял ее генеральный директор Алексей Шалашов. Коллеги отзываются о нем как о суперпрофессионале, а подчиненные как о жестком руководителе. Он один из самых сведущих и успешных арт-менеджеров постперестроечного поколения. Он превратил неповоротливого монстра советской эпохи в современный продюсерский центр. С Алексеем Шалашовым встретилась обозреватель "Известий" Мария Бабалова.

- вопрос: Юбилейный период по сути чем-то отличается от предыдущих?

- ответ: Думаю, нет. Как всю дорогу, страсть сколько работы и не крайне хочется акцентировать внимательность на том, что год юбилейный.

- в: Почему же?

- о: Любое празднество нарушает натуральный ход событий. Мы намеренно ушли от юбилейного пафоса, от того, чтобы весь период чиркать на каждой афише: "Навстречу 85-летию филармонии". Хотя, конечно, такие наши проекты, как гастроли оркестра Венской филармонии или постановка оперы "Царская невеста", в которые было вложено сильно хоть отбавляй сил и средств, украсили бы любые торжества. Но я считаю, главное занятие филармонии это насыщение художественными событиями ежедневной концертной жизни.

- в: Но в эти дни филармония совершенно удачно конкурирует и с частными продюсерскими конторами, все больше представляя коммерчески успешных исполнителей таких, как Анна Нетребко или Валерий Гергиев...

- о: Это не конкурентная схватка. Мы не ломаем голову, что бы такое соорудить, чтобы всех обогнать или положить на лопатки... Например, Венская филармония нам нужна не из тщеславия, а для того, чтобы наша аудитория поняла, какова в настоящее время планка симфонического исполнительского искусства в мире, чтобы слушатели повысили требования к нашему оркестровому исполнительству. Конечно, не единственный концерт, а десять, сто таких концертов могут сдвинуть критерии восприятия.

- в: Что для филармонии нынче важнее повышение числа концертов или повышение их качества и статуса?

- о: Прежде всего хотелось бы сформировать стойкую уверенность у публики, что филармонический концерт вечно знак качества. Это, вестимо, не отменяет возможных споров о вкусах, об исполнительских, репертуарных пристрастиях. Но халтуры не будет в любом случае.

- в: Какая успешность концерта для вас важнее художественная или финансовая?

- о: Очень существенно и то, и другое. Удовлетворение потребностей широкой аудитории приносит мгновенный финансовый фарт, создание вкуса обеспечивает художественное формирование в будущем. Найти тот самый баланс и есть залог успеха для филармонии. Поэтому справедливо выстраивать концертную политику проблема сложная, но интересная. Каждый концерт требует своего подхода. Необходимы интуиция, чувство публики, азарт и ощущение времени. Одна только рекламная инфа не приносит фарт мероприятию. Мы рекламируем свои концерты в несопоставимо меньшем объеме, чем сторонние продюсеры, а фарт у нас не меньший.

- в: Это безусловно. Филармония отлаженный агрегат, государственная махина...

- о: Не совершенно так. Я настаиваю, чтобы работу осуществлял не агрегат, а конкретные люди. В филармонии ныне трудится группа стопудово независимых дружбан от друга продюсеров. Мы имеем вероятность привлекать лучших и самых талантливых. В принципе филармония уже давнехонько является заказчиком. Говорит разным продюсерам: нам нужно соорудить то-то и то-то, а кроме этого вы можете произвести любые проекты, какие хотите. Приходите, приносите свои идеи, работайте, а мы предоставим вам свои мощные ресурсы. Сегодня, когда создана многополярная организация формирования программ, мимо нас, я уверен, не может миновать невостребованный суперталант.

- в: За последнее время цены билетов на филармонические концерты видно выросли, и у касс все чаще не возбраняется узреть ругающихся пенсионеров.

- о: Мы единственная концертная организация в стране, у которой при таком объеме программ нет двух одинаковых концертов по затратам или ценам на билеты. Я бы не сказал, что цены грубо выросли в некоторых абонементах билеты стоят менее 100 рублей. Другое занятие концерт Венского филармонического оркестра или Анны Нетребко. Но это во всем мире супердорогой продукт. Нам ещё во многом предстоит поменять представление общества о филармонии как о чем-то чисто просветительском, а главное бесплатном. Никто не говорит, что просветительского дела не должно быть. Но если мы будем фокусироваться только на нем, то в современных условиях моментально соскочим на вторичность. Культура должна быть профессиональной не только в исполнительстве, но и в менеджменте. Больше всего я не люблю, когда непрофессионализм прячется за красивыми словами.

- в: Но в Россию по-прежнему тяжко заманить народную знаменитость, не достигшую пенсионного возраста.

- о: Да. К нам исполнители не едут так, как в Берлин, в Лондон или в Вену. Часто они едут только в том случае, если гонорар астрономический. И мы должны приложить массу самых разных усилий, чтобы Москва, Россия стали восприниматься неотъемлемой частью мирового музыкального пространства. Чтобы у исполнителя было твердое разумение, что в Москве выступать не менее престижно, чем в всякий западноевропейской столице. В связи с этим мы планируем провести в начале июля форум "Государство и концертная сфера", пригласив лучших западных менеджеров, возглавляющих крупные концертные залы, фонды, оркестры.

- в: А у филармонии есть "черный список" исполнителей, с которыми вы не будете трудиться из-за так называемого человеческого фактора?

- о: Списка, конечно, нет. Бывают временные омрачения отношений с некоторыми исполнителями. Мы отдаем себе доклад в том, что каждый творческий мужчина может ослепительно выказывать свои эмоции и несложно капризничать. Но необязательность исключается. У нас равная доля ответственности и перед творцом, и перед публикой. Если необязательность становится нормой, мы говорим: "Извините, больше мы вами не занимаемся". Правда, затем четкого определения позиций отношения нередко восстанавливаются.

- в: Знаменитому дирижеру Геннадию Рождественскому, в частности, вы готовы извинить любую вздорность? И дважды перепечатывать по его требованию тираж концертного буклета только из-за того, что там не был указан единственный из его многочисленных орденов?

- о: Это не вздорность музыканта, а оплошность редактора. Очень легко вместо того, чтобы в аккурат и профессионально изготовить свою работу, располагать претензии по поводу чьих-то амбиций. Хотя, конечно, в России существует проблема: у артистов нет уважения к администраторам или менеджерам. Когда топ-менеджер в каждый стране говорит артисту: "Мы не будем с вами продлевать контракт", тот не идет к министру культуры с жалобой, а ищет новое местоположение работы.

- в: По-вашему, в обозримом будущем не возбраняется полагать на повышение востребованности классической музыки в обществе?

- о: Если сообщать капитально о повышении статуса классической музыки, то, к примеру, Москве не нужны десять оркестров при трех концертных залах. А вот если бы залов было пять или шесть, то десятка оркестров было бы немного. И я уверен, что все концертные залы заполнились бы уже посредством три-четыре года следом открытия.

- в: Но в Москве какая-то невезуха с музыкальными новостройками. Все залы как на подбор "глухие" без акустики...

- о: Мне кажется, у людей нетрудно изменился порог слышимости из-за того, что мы находимся под постоянным шумовым воздействием плееры, радио, тв. Я, к примеру, 67 часов в день разговариваю по мобильному телефону. Один мой товарищь привел маленького сына первостепеннный раз в консерваторию, так тот сию минуту спросил: "Папа, отчего так негромко?" Надо вслушиваться, а люди уже отвыкли это работать. В идеале перед концертом нужно выдерживать публику немного часов в тишине или в лесу с соловьями и с шорохом сосен и только позже предлагать внимать музыку...

Справка "Известий"

Алексей Алексеевич Шалашов родился в 1952 году. Выпускник Московской консерватории по классу скрипки. 31 год проработал в Большом симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио (в настоящее время Большой симфонический оркестр им. Чайковского). 26 лет как артист, следом концертмейстер группы и 5 лет в качестве директора оркестра. С 1991 года также с исполнительской деятельностью начал заниматься музыкальным менеджментом. В 1997 году удостоен звания "Заслуженный артист Российской Федерации". С июня 2002 по август 2003 года начальный заместитель гендиректора Московской филармонии. С сентября 2003 года занимает пост гендиректора Московской филармонии.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Экимян Aleksey Ekimyan

Алексей Гургенович Экимян родился 10 апреля 1927 г. в Баку.Известен как композитор, автор многих лирических и очень мелодичных песен, являющихся и..
читать далее

Алексей Бардуков Aleksey Bardukov

Алексей Бардуков - молодой российский актер театра и кино. Родился 18 ноября 1984 года в Москве.Актерская карьера Алексея Бардукова началась в 2002..
читать далее

Алексей Булдаков Aleksey Buldakov

Родился в селе Макаровка Алтайского края. Окончил театральную студию при Павлодарском драматическом театре им. А. П. Чехова (1969). До 1981 работал..
читать далее

Алексей Гуськов Aleksey Guskov

Алексей Геннадьевич Гуськов. Учился в МВТУ им. Н. Баумана. Окончил Школу-студию (ВУЗ) им. Вл.Ив.Немировича-Данченко при МХАТ им А.М.Горького (1983,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий