Известные люди

»

Алексей Шварц

Алексей Шварц Aleksey Shvarts Карьера: Военначальник
Рождение: Россия, 15.3.1874
Российский военный деятель, инженер. Генерал-лейтенант (1917).

Происходил из дворян Екатеринославской губернии. Жена Антонина Васильевна.

Окончил реальное училище (1892), Николаевское инженерное училище (1895), Николаевскую инженерную академию (1902).

После окончания училища служил в 1-й Уссурийском железнодорожном батальоне в Восточной Сибири. Затем учился в академии, а, завершив обучение, под руководством подполковника (будущего генерала) А. П. Шошина участвовал в инженерных работах в крепости Ломжа, спроектировал, по его собственной оценке удачный и оригинальный план соединявшей форты крепостной ограды.

Во время русско-японской войны в ранге капитана служил военным инженером в крепости Порт-Артур, являлся одним из самых активных участников инженерных работ, проектирования и строительства оборонительных сооружений. Награждён орденом св. Георгия 4-й степени (1905)

за построение, под огнем неприятеля, моста посредством горжевой ров форта 3 и за успешное ведение минных и контр-апрошных работ супротив головы японской сапы, чем существенно задержал движение неприятеля, направлявшегося на сказанный форт.

После окончания войны, в 1906 был назначен членом комиссии по приведению в строй Приамурского военного округа, занимался инспекцией Владивостокской крепости, многие его предложения были использованы при разработке плана усиления этой крепости в 1910.

С октября 1907 репетитор Николаевской инженерной академии и училища, член Военно-исторической комиссии при Главном управлении Генерального штаба (ГУГШ) по описанию действий русско-японской войны. Член главного крепостного комитета Военного министерства. С 1909 штатный преподаватель Николаевской инженерной академии и училища. В 1909 выступил супротив плана военного министра В. А. Сухомлинова по ликвидации крепостей Новогеоргиевск, Варшава, Ивангород и Загреж близ западной границы России.

Автор многочисленных работ по военно-инженерной проблематике, в том числе книг Оборона Порт-Артура (В двух частях; СПб, 19081910, в соавторстве с Ю. Д. Романовским), Влияние данных борьбы за Порт-Артур на устройство сухопутных крепостей (СПб., 1910). Автор новых идей в области крепостного строительства. Публиковал статьи в Инженерном журнале, Военном голосе, Русском инвалиде, строй его работ были переведены на иностранные языки. Входил в состав редакции Военной энциклопедии.

С началом Первой важный войны, в августе 1914 был назначен комендантом Ивангородской крепости, осенью 1914 удачно возглавлял её обороной от германских и австро-венгерских войск (неприятель не смог забрать крепость, а затем контрнаступления русских войск был вынужден отступить), вслед за тем чего Шварц был произведён в генерал-майоры и награждён Георгиевским оружием. Заслуги Шварца приподнято оценил император Николай II, посетивший Ивангород в октябре 1914 и сказавший: Как мне славно взирать на вас: на вашем лице отражается ощущение исполненного долга.

В июле 1915 ещё удачно оборонял Ивангород от войск противника, отразив двухнедельный штурм крепости. В связи с общим отступлением русской армии, получив соответственный указание, организованно эвакуировал гарнизон крепости и его добро (в том числе орудия крепостной артиллерии), а после этого организовал взрыв укреплений. При этом сам Шварц считал эвакуацию преждевременной, считая необходимым продолжение обороны.

С ноября 1915 местный командир Карсской крепости, с июля 1916 шеф Трапезундского укрепрайона. Отличился в боях на Кавказском фронте во время наступления под командованием генерала Н. Н. Юденича. После Февральской революции 1917 был назначен начальником Главного военно-технического управления (22 марта 1917), а в августе того же года произведён в генерал-лейтенанты.

После прихода к власти большевиков вступил в красные вооружённые формирования для того, чтобы сражаться супротив германских войск. До заключения Брестского мира занимал пост военного руководителя Северного участка завесы и Петроградского района. Затем был вызван Л. Д. Троцким в Москву, но, не желая служить в Красной армии, в марте 1918 вкупе с женой выехал на Украину. Жил в Киеве, потом свержения гетманского режима в конце 1918 переехал в Одессу.

В марте 1919 французское руководство назначило его военным генерал-губернатором Одессы и командующим всеми русскими войсками в Одесском районе. Принял пост без согласования с командованием Вооружённых сил Юга России. Причинами назначения Шварца разрешено считывать разочарование французов в эффективности белого движения, а ещё европейская известность генерала как военного инженера. Действия французов и генерала Шварца вызвали протест со стороны генерала А. И. Деникина, представители Добровольческой армии в Одессе ещё не признали назначения Шварца. В августе 1919 французские войска оставили городок. Шварц выехал совместно с ними в Константинополь.

В эмиграции жил в Италии и во Франции, опубликовал на французском языке воспоминания о обороне Ивангорода (в 1969 они изданы в Париже на русском языке под названием Ивангород в 1914-15 гг. Из воспоминаний).

В 1923 выехал в Аргентину, где в течение многих лет был профессором фортификации в Escuela Superior le Guerra (аналог Академии Генерального штаба) и Curso superior del Collego Militar (аналог Инженерной и Артиллерийской академий). Одним из его учеников был предстоящий президент Аргентины Хуан Доминго Перон.

В 1924 издал на испанском языке начатое ещё в Париже изыскание Крепости до, во время и потом войны, в котором анализировал историю штурмов и обороны Льежа, Намюра, Антверпена, Новогеоргиевска и Ковно во время Первой важный войны. В 1925 опубликовал кроме того на испанском языке капитальный работа Прошлое и настоящее долговременной фортификации и её использование к обороне государства. Позднее эта книжка была переведена на французский (в Париже) и российский (в СССР) языки. Был автором большого количества других научных работ. Вэтого опубликовал 7 томов больших научных работ по проблемам организации обороны страны, автор 25 отдельных исследований, опубликованных в аргентинских военных журналах, и десяти изобретений в военной и гражданской (дорожное строительство) сферах. Мемуарист.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Уткин Aleksey Utkin

Алексей Уткин - советский конструктор-изобретатель. Родился 15 января 1928 года.Алексей Уткин принял активное участие в разработке надпалубных..
читать далее

Алексей Чаромский Aleksey Charomskyi

Cоветский конструктор авиационных двигателей. Родился 15 февраля 1899 г. в бедной крестьянской семье в селе Чаромское Череповецкого уезда..
читать далее

Алексей Губарев Aleksey Gubarev

В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС 2). Прошёл полный курс общекосмической подготовки. Проходил подготовку по..
читать далее

Алексей Елисеев Aleksey Eliseev

За три рейса в космос налетал 8 суток 22 часа 22 минуты 33 секунды.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий