Известные люди

»

Алексей Шиуков

Алексей Шиуков Aleksey Shiukov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия
Алексею Владимировичу Шиукову довелось командовать авиацией Восточного и Туркестанского фронтов, Московского и других военных округов, участвовать в создании Аэрофлота, написать десятки книг по истории, технике, боевому применению авиации, преподавать в институте и академии.

5 Мая 1958 года группа старейших советских лётчиков и воздухоплавателей написала Алексею Владимировичу Шиукову: "50 лет вспять Вы первым в России поднялись в небосвод на планере собственной конструкции, положив этим начало практическому... овладению искусством полёта".

Что же произошло тогда, 5 Мая 1908 года, когда и настоящих самолётов то в России ещё не было ?

В то ясное начало дня с пологого склона горы Махати лежащий внизу Тифлис казался яркой картинкой, нарисованной акварелью. Именно таким показался он Алексею в миг последних приготовлений к полёту. Вместе с товарищами он поднял планер, просунул голову и плечи в маленькое отверстие, образованное в нижнем крыле двумя шпангоутами. Крепко - накрепко ухватился за стойки и побежал по склону вниз.

И вот, в конце концов, планер взлетел и плавно стал парить в воздухе. Неожиданно, поднимая нос всё выше и выше, планер начал лишаться прыть. Клюнув носом, он грубо пошёл вниз. Удар ! Сильно ткнувшись ногами в землю, Алексей всё же устоял. Руки, намертво схватившиеся за стойки крыльев планера, так и не отпустили их.

К Алексею, радостные и возбуждённые, спешили репортёр, братья, папа. А герой этого торжества стоял смущённый: ему - то казалось, что он летел долговременно, приподнято - приподнято ! На самом же деле планер пролетел не больше 100 шагов, не выше 4 метров над склоном...

Никто из участников этого события не знал тогда, что 15-летний гимназист Алексей Шиуков совершил первостепеннный в России независимый полёт на планере. Никто не предполагал, чего он вскоре добъётся, совершенствуя конструкции своих летательных аппаратов и повышая искусство пилотирования. Алексей и сам не знал тогда, что в скором времени, будет скакать уже с обрыва в 75 метров высоты. Сидя на широком кожанном ремне и управляя планером с помощью рулей и элеронов, он пролетит пространство в четверть километра !

Алексей Шиуков родился в семье юриста. Его папа - Владимир Матвеевич, был передовым по тем временам человеком, сочувствующим революционной деятельности РСДРП. В его доме бывала социал - демократическая литература, проходили подпольные встречи тифлисских большевиков. Своему сыну он дал достаточно приличное образование.

Учась в гимназии, Алексей увидел в Тифлисе подъёмы на аэростате. Это его заинтересовало. Он стал с жадностью уяснять текст всё, что мог достать о дирижаблях Цеппелина, о Лилиентале, о самолётах, только начавших расправлять крылья. Он стал проводить опыты с воронами. В свободное от занятий в гимназии время Алексей уезжал в горы к охотникам - птицеловам и там наблюдал за полётами крупных птиц. Потом... Потом он построил мускульный аппарат с машущими консолями, расквашенный при попытке подняться на нём в небеса. Тогда Алексей понял, что время машущего полёта ещё не настало. Он начал постройку планера - парителя. Именно на нём он и совершил свой начальный успешный полёт 5 Мая 1908 года.

О "летающем гимназисте" Алексее Шиукове написали в тифлисских газетах. На Махатской напасть стали полагать любопытные, жаждавшие кинуть взор, вправду ли кто - то поднимается в небеса. Вслед за Шиуковым на Кавказе стали сооружать планеры и летать на них сотрудник почтового ведомства Георгий Тереверко, офицер Платт, гимназист Владимир Осипов, Сандро Ахметели и другие. Шиуков, хотя ещё не добился совершеннолетия, был принят в члены Кавказского воздухоплавательного кружка.

Алексей всерьёз увлёкся авиацией. О близком покорении неба он пишет статьи и рассказы в разеты и журналы. Ведёт общеобразовательные занятия в кружке типографских рабочих. Много часов штудирует литературу об авиации. Строит очередной летательный аппарат, летает на Махатской напасть. На всё это дня уже не хватало, и он, систематически недосыпая, занимает время у ночи. Именно в те годы Шиуков привык прогуливаться с максимальной быстротой, без малого бегом.

Вскоре Алексей строит уже свой 5-й летательный аппарат: планер - моноплан типа "утка", тот, что одним духом набирал высоту и был крайне устойчив в полёте. Теперь он решает соорудить и самолёт, используя данную схему. И началась трудная служба, в которой ему помогали все: рабочие железнодорожных мастерских выточили все необходимые металлические части, рессоры для колёс сделал каретный мастер, в натяжке крыльев принял участие старинный столяр...

После долгих мытарств нашли и движок. Правда, "Гном" в 50 лошадиных сил был здорово повреждён при аварии одного из недавно появившихся первых самолётов. Но его удалось отремонтировать. Весной 1912 года начались первые пробные взлёты по прямой. И, в конце концов, агрегатина поднимается в небосвод. Толпы людей с ликованием наблюдали, как над скотобойней в невесомо - лёгком воздухе плавно плыл, стрекоча мотором, самолёт. И все знали, что построил его в этом месте же, в Тифлисе, тот паренёк, что повернув кепку козырьком вспять, сидел в кабине этой чудесной птицы...

* * *

Весна 1917 года наступила до времени. Из влажной земли аэродрома прорезался пух яркой зелени. Дул тёплый ветер. Невольно думалось: когда же наступит финал этой войне ? Пролетая над линией фронта, Шиуков видел искромсанную весеннюю землю, опутанную колючей проволокой заграждений, изрытую чёрными зигзагами окопов.

Да, к началу Первой Мировой войны царское руководство России уже оценило роль недавно зародившейся авиации. Специальные школы спешно готовили лётчиков. Сотни русских авиаторов сражались на фронте. Алексея Шиукова, ещё в 1913 году официально получившего звание пилота - авиатора, взяли в армию. После учёбы в Гатчинской авиационной школе ему присвоили звание "армейский лётчик". Он воевал сперва как разведчик, после этого стал истребителем. Совершил десятки фронтовых вылетов, провёл несть числа воздушных боёв, сшиб единственный неприятельский самолёт. Шиукова произвели в офицерский ранг, он имел боевые награды.

Октябрьская революция застала Алексея на фронте, в городе Луцке, в знаменитой истребительной авиагруппе незадолго до того погибшего Капитана Е. Н. Крутеня. Встав на сторону Советской власти, как и многие другие лётчики, Шиуков спасает свои самолёты от немцев. С большим трудом, вопреки противодействию офицеров, Алексей с товарищами привёл эшелон с лётным составом и техникой в Москву.

В Январе 1918 года, когда с часу на час ожидалось начало наступления кайзеровских войск, лётчик Василий Юнгмейстер был назначен инспектором авиации Западного фронта, а Алексей Шиуков - его помошником. Выехав в Белоруссию, они наладили вывозку людей и самолётов. А когда германские полки и белопольские легионы перешли в атакование - стояли во главе боевой работой авиаотрядов.

После расформирования штаба Западного фронта Шиуков был назначен начальником одного из отделов Московской окружной коллегии по управлению Воздушным Флотом. Началась большая организационная служба.

Уже в Сентябре 1918 года Реввоенсовет Республики одобрил разработанный Шиуковым план первой фронтовой организации Красного Воздушного Флота. Были созданы Полевое управление авиацией и воздухоплавания действующей армии - Авиадарм - и управления авиации фронтов и армий. Они стояли во главе всей боевой деятельностью красных лётчиков до конца Гражданской войны.

А самому Алексею Владимировичу Шиукову также предстоял большущий путь: ему довелось распоряжаться авиацией Восточного и Туркестанского фронтов, Московского и других военных округов, участвовать в создании Аэрофлота, черкнуть десятки книг по истории, технике, боевому применению авиации, преподавать в институте и академии. Много дел было спереди у Полковника в отставке А. В. Шиукова. Не забывал он и о конструкторской деятельности: будучи уже в преклонном возрасте, сконструировал оригинальный махолёт с мотоциклетным мотором.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Юдин Aleksey Yudin

Капитан А. С. Юдин совершил 202 боевых вылета, в 53 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 7 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за..
читать далее

Алексей Азаров Aleksey Azarov

Алексей Азаров - советский герой, полковник, участник ВОВ. Родился 24 ноября 1922 года.Алексей Азаров являлся командиром батареи артиллерийского..
читать далее

Алексей Алелюхин Aleksey Aleliuhin

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Алексею Васильевичу Алелюхину присвоено звание Героя Советского Союза. 1 ноября..
читать далее

Алексей Антоненко Aleksey Antonenko

Антоненко Алексей Касьянович заместитель командира 1-й эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий