Известные люди

»

Ален Прост

Ален Прост Alan Prost Карьера: Гонщик
Рождение: Франция» Сен-Шамон, 24.2.1955
Ален Прост - известный знаменитый французский автогонщик. Родился 24 февраля 1955 года.Участник тринадцати чемпионатов Формулы-1. Четырёхкратный чемпион мира. Четыре раза занимал второе место в чемпионате. Первенствовал в 1985, 1986, 1989, 1993 годах. По окончании карьеры автогонщика, создал собственную команду Prost Grand Prix, которая просуществовала с 1997 по 2001 год, так и не добившись существенных результатов.

Родившийся в Сен-Шамоне поблизости от французского Лиона 24 февраля 1955 года, Алан Пувеличение в школьные годы был подающим надежды футболистом. Кстати знаменитой на весь мир формой своего носа Алан обязан травме, полученной на одном из футбольных матчей. Однако увлечение автоспортом оказалось важнее футбольной карьеры и с 1969 года француза разрешается было без малого круглосуточно застигнуть на картодроме. В 1973 году он поступил на учебу в знаменитую французскую автошколу в Ле Кастеле, а в 1975 году уже утвердился, как звездочка, выиграв наиболее желанный для всех молодых пилотов Франции приз "Volant Elf".

1975 год.

В сезоне 76-го года Пподъем начинает выступать в "Formula Renault Martini". В течение 13 этапов, из которых состоял период. Пподъем промчался 11 быстрейших кругов, взял 11 поулов и выиграл 12 этапов. С такими результатами Пподъем вышел в чемпионы Франции, а в следующем году стал чемпионом Европы.

В конце 1979 года он стал победителем престижной гонки "Формулы-3" в Монако, открывавшей уик-энд "Формулы-1", а после этого и чемпионом Европы в той же "Ф-3". Еще на ранней стадии своей карьеры Алан зарекомендовал себя отменным стратегом - в различие от большинства своих французских коллег, таких, как Жан-Пьер Жарье или Рене Арну - гонщиков старой школы, демонстрировавших высокие скорости, но нестабильных и ненадежных. Пирони также был быстр, но непостоянен на своих "Феррари", Жабуй был старше и увлечен турбонаддувом. Лаффит - ещё единственный победитель "Гран-при Монако" "Формулы-3" - провел сверх меры полно времени в расслабляющей безнадежности "Лижье".

В возрасте двадцати четырех лет Пувеличение подписал контракт с командой "Макларен", которой возглавлял Тед Майер и дальше все пошло само собой. Впрочем, это была только прелюдия настоящих успехов, но она позволила ему освободиться от клаустрофобии, давившей на домашней сцене. Алан финишировал шестым в Аргентине и пятым в Бразилии на М29С - двойнике FW07. Это был экстраординарный итог для гонщика, раньше не покидавшего Европы, не говоря уж о том, что эти трассы он видел в первый раз в жизни.

1980 год.

До конца сезона он и Уотсон ездили на спроектированном Гордоном Колпаком МЗО. Пподъем был шестым в Зандвурте, вслед за тем потерпел аварию на тренировке в Уоткинс Глене и закончил свой начальный период в "Формуле-1", набрав 5 очков, на пятнадцатом месте в общем зачете чемпионата мира наравне с Фиттипальди, но спереди Шектера и Андретти. "Макларен" был готов встряхнуться и ожить, но Алан в 1981 году принял заключение перейти в "Рено". Эта команда в то время была обладателем первого турбо-мотора. "Нет ничего важнее поставленной цели", - говорил Пувеличение, -я оставил "Макларен", в силу того что что они не ставили перед собой задачу победить чемпионат. Какой толк вкалывать в команде как сумасшедшему, чтобы только удерживать машину в равновесии и наезжать на финиш четырнадцатым?"

"Рено" обновлял и усовершенствовал RE50 к каждому этапу чемпионата 1982 года. Алан выиграл в Кьялами, а его партнер Арну, к тому моменту все больше раздражавшийся, стал н ЮАР третьим. Пподъем добился победы в Рио, но следом пошла полоска неприятностей. В Лонг-Бич, где агрегатина шла, догруженная водным балластом (потому что в команде думали, что она легче допустимой нормы), у Алана отказали тормоза. Авария в Монако заново оставила его без очков, н только в Брэндс-Хэтче ему досталось случайное шестое местоположение.

На "Поль Рикаре" четверым французам достались четыре первых места по итогам гонки: Пирони и Тамбэ на "Феррари" финишировали третьим и четвертым, в то время как Арну спровоцировал национальный дебош, выиграв у Проста. Командный этикет требовал, чтобы Арну отдал победу Просту, дабы пособить шансы последнего на чемпионский титул. В паддоке следом гонки близ моторхоумов "Рено" разрешено было следить безупречно детские сцены, которые, вероятно, и спровоцировали уход Арну в "Феррари" в конце сезона.

Первый раз завоевать победу в Гран При ему удалось во Франции в 1981 году. Впереди были Рене Арну (Renault) и Джон Уотсон (McLaren). В одном ряду с Простом стартовал Нельсон Пике (Brabham).

Взять хоть куда старт с турбо-мотором было шибко тяжело. Часто агрегатина как черт из табакерки застывала на месте, что и случилось с Арну. Пике вырвался в лидеры, за ним ушли Уотсон, Пподъем и де Чезарис (McLaren). Несколько кругов - и Пувеличение выводит красно-белый McLaren на второе местоположение. Пике все же не сдавался, покуда не выбыл из гонок, чему причиной стал начавшийся дождик, а Проста спереди ждали венок и шампанское. Четвертое местоположение в Лас-Вегасе позволило Просту занять такое же местоположение в чемпионате мира, в Кубке конструкторов "Рено>" вновь, как и года обратно, стал третьим.

Уже тогда Пподъем был женат и жил с женой Анне-Мари в Швейцарии. Вскоре у них родились дети - Николаус и Саша. Из Швейцарии они переехали только когда Пподъем добился вершины своей карьеры.

Тем временем руководство команды теряло терпение в ожидании настоящего успеха, и на спортивного директора команды Жерара Лярусса и менеджера Жана Сажа стали оказывать настойчивое давление. Оба были в родное время неплохими гонщиками, выступали в ралли и в гонках спортпрототипов, и знали, что от них требуется. Однако они не могли вынудить авто функционировать в равной мере здорово на скоростных трассах - где он мог являть выдающиеся результаты, и на медленных - типа Монако и Детройта. Даже Пподъем начал обнаруживать недовольство. К этому времени время "Рено" начал снабжать своими могучими моторами первоначально "Лотус", а опосля и "Лижье".

1982 год. Рио.

Пувеличение принял на себя основную нагрузку испытателя, когда "Рено" изо всех сил пытался привести машину в соответствие с требованиями последнего технического регламента, утвердившего автомобили с так называемым "плоским днищем". Новым партнером Проста стал Энди Чивер. И новой машине из карболовых композитов Пподъем выиграл гонку на "Пол Ришаре", где Чивер стал третьим. В Имоле Алан был вторым следом за Тамбэ, после этого третьим в Монако. Здесь "Рено" имели полнопрофильные подкрылки, компенсировавшие воздействие нового технического регламента, и хотя другие команды достаточно проворно опротестовали новинку, она была признана допустимой.

Пара финишировала на первом и третьем местах на ещё раз перестроенной трассе в Спа, Алан выиграл в Сильверстоуне и на Остеррайхринге и вышел в лидеры чемпионата, опережая Пике на 14 очков. Но перед "Гран-при Южной Африки" их уже разделяло только два очка. Алан сошел с трассы, а Пике пришел третьим, став второй раз чемпионом мира. Несмотря за обидное разгромление, Пподъем, в беседа сказал: "Я не хочу совершать из этого драму. Первенство существенно, но оно не повлияет на мою существование. Пройдет месяц или два и все забудется".

Журналисты называли Проста "мазохистом". Имея прекрасную машину и шансы на следующий период он кинул команду "Renault-Elf" и перешел в "Макларен".

В "Макларен" ему удалось занять местоположение Уотсона, неудачно попросившего команду повысить гонорар. В команде все круто изменилось. Старая гвардия ушла, у руля встал Рон Деннис с его ровным, деловым стилем руководства. Новый, созданный Джоном Барнардом МР-4, снабженный турбонаддувным двигателем "ТАГ-Порше", оказался в распоряжении Ники Лауды и восходящей звезды - Алана Проста. Француза ждал удачный период - в хорошем темпе выигрышей добивались то Пувеличение, то его товарище по команде. Все казалось что надо ещё в середине сезона, но в общем зачете все-таки Лауда стал чемпионом мира с разницей всего в пол-очка.

Первая гонка в 1985, "Гран-при Бразилии" показала две важные для поклонников Проста вещи: он хотел сделаться чемпионом и "Макларен" все ещё в отличной форме. Альборетто потерял лидерство затем старта, уступив местоположение агрессивному финскому гонщику Кеке Росбергу. Десятью кругами позже Росберг выбыл из гонок, а сквозь некоторое время из красного "Феррари" Альборетто стали вырываться языки пламени. Пувеличение сделал свой ход, как неизменно, скрупулезно обдумав. На 18-м круге он уже был спереди и больше этого места никому не уступал. В Португалии под проливным дождем агрегатина Проста вылетела с трассы. В Сан-Марино Алан привел машину к финишу за секунду до того, как в моторе кончился бензин. Этот период все же выиграл Элио де Анжелис, так как итог Проста аннулировали из-за недостаточного веса машины.

Монако. 1985 год.

В Монако Пувеличение и Альборетто снова вели машины бок о бок. Альборетто показал, чего разрешено достигнуть на хорошей машине более того на узкой трассе Монако. Иногда казалось, что "Феррари" врежется в ограждение, но видавший виды гонщик умело выводил ее из сложных ситуаций. Однако, две замены колес привели к потере драгоценного времени, и Пподъем еще раз был на финише первым. Альборетто все же удалось схватить родное в Канаде и Детройте.

Во Франции выиграл Пике. Пподъем выиграл в Англии, и еще раз его езда была академической. Из пройденных 65-и кругов Пподъем лидировал, начиная с седьмого круга. В Германии выиграл Альборетто, а в Австрии опять Пувеличение. По количеству очков Алан был все-таки спереди Альборетто, и когда в Италии он пришел первым, а Альборетто сошел с трассы, лидерство в чемпионате сызнова вернулось к Просту.

Очередной период сезона 85-го - Гран При Европы проводился в пригороде Лондона на трассе Брэндс Хэтч. На этом этапе как "Макларен" так и "Феррари" уже не имели такого преимущества по сравнению с другими командами, как раньше. На тот самый раз за победу сражались Сенна, Мэнселл, Росберг и Пике. После гонки, насыщенной драматическими моментами, трое победителей - Сенна, Мэнселл и Росберг разбрызгивали шампанское на подиуме. У пришедшего на финиш четвертым Алана Проста также была причина для радости - разрыв в очках с Альборетто до такой степени увеличился, что позволительно было больше не колебаться в абсолютной победе в этом сезоне. Пподъем стал чемпионом мира.

В следующем, 1986 году, 26 октября тотчас трое - Мэнселл, Пике и Пувеличение, прибыли на последнюю гонку имея шанс достичь победы чемпионат. Но если Мэнселлу нужно было без затей приехать шестым, то его партнеру по "Вильямс" Нельсону Пике и Алану Просту нужна была виктория. Накануне был пущен слух, что предприятие "Goodyear", обувавшая и "Вильямс" и "Макларен", привезла резину, не требующую замены более того в Австралийскую жару. Рон Деннис и Френк Вильямс выбрали для своих пилотов одинаковую резину. Потом Росберг, партнер Проста по команде сделал заявление, что это - его последняя гонка в "Формуле-1" и он выиграет ее любым способом. Старт - и Росберг ринулся вперед. За ним - Пике и Мэнселл. Пувеличение ушел со старта в конце первой десятки. Правда, затем он вышел на четвертое местоположение, но было видно, что за лидерами ему не угнаться. А Росберг летел к победе, выжимая из полумертвого "Порше" все возможное. Следом - Пике и Мэнселл. Мэнселл обогнал Пике и кинулся за Росбергом. И тут Пподъем сменил резину. Механики возились с его машиной секунд пятнадцать. Казалось, что фатум гонки решена. Но тут резина лидеров стала сдавать. Первым ловушку раскусил Пике и запросил команду о смене резины, но получил распоряжение продолжать гонку. И тут с трассы вылетел Росберг. Мэнселл - вождь. Но, в зеркале заднего вида он видит... Проста. На новой резине француз обогнал Пике и вцепился в хвостище Мэнселлу. Короткая баталия и Пувеличение - вождь. Через немного минут резина Найджела Мэнселла взорвалась и только диковинка помогло избежать серьезной аварии. Пике, решительно все поняв, поехал в боксы "переобуваться", но было уже поздненько. "Макларен" двукратного чемпиона мира замер в двухстах метрах потом финиша с пустым баком. Красивая виктория в красивой гонке.

1986 год.

Приход Сенны и мотора "Хонда" в "Макларен" абсолютно изменили обстановку в команде. Машина стала быстрее, но Сенна оказался весьма серьезным противником и угрозой Просту в завоевании третьего чемпионского титула. Так и случилось - в 88-м году чемпионом стал Сенна. За тот самый период Пподъем набрал 105 очков, но в итоговой таблице результатов было зачтено только 87. Сенна же набрал только 94 очка, а в зачет чемпионата вошли 90. Такова была организация подсчета очков.

Самым захватывающим сезоном в истории "Формулы-1" статистики единогласно называют 1988 год, когда Сенна и Пувеличение вкупе выступали за "Макларен" и на пару одержали пятнадцать побед в шестнадцати гонках, привезя команде 14 дублей. Но в том году выиграл Сенна. А в 1989 году Пподъем ещё раз принес команде "Макларен" чемпионское звание и ушел в "Феррари". Двум медведям стало узко в одной берлоге.

McLaren-Honda MP4/4, 1988.

В 1990 году на "Гран-при Мексики" Алан стартовал с 13-го места. Такого не было с самого начала его карьеры. Тем не менее француз улыбался и всем говорил, что выиграет гонку. Утром, на warm-up он повторил тринадцатое время. Потом на два часа заперся в боксах со своим инженером. А выйдя перед стартом, к журналистам, сызнова повторил: "Я выиграю". И сделал это. Их было двенадцать: Наннини, Де Чезарис, Мартини, Уорвик, Донелли, Алези, Бергер, Патрезе, Бутсен, Пике, Мэнселл и Сенна. Он обогнал их всех, методично и целенаправленно, и никто не сошел с трассы, не уступив своего места Просту без борьбы. Он одержал тогда самую красивую победу в своей карьере. Итог сезону подвела гонка на "Гран-при Японии", когда столкнулся "Макларен" Сенны и "Феррари" Проста. Алан остался вторым.

Сезон 1991 года не принес лавров Просту и он закончил его на 5 месте, набрав 34 очка. Перед окончанием сезона он заявил, что покидает "Формулу-1". И ушел, проведя 1992-й год консультантом и комментатором французской телекомпании TF1.

Но Френк Вильямс убедил его вернутся, предоставив машину, освободившуюся позже ухода Мэнселла. Дуэль двух великих пилотов - Сенны и Проста сулила интригующий чемпионат. К тому времени француз и бразилец 32 раза стартовали с первой линии стартового поля и 39 раз поднимались сообща на подиум. И Алан хлопнул дверью, одержав семь побед и набрав 99 очков.

"Вильямс" 1993 год.

Тот период оказался последним для француза в статусе действующего пилота, но карьера Проста не могла так закончится.

7 ноября 1993 года Алан Пподъем праздновал свою четвертую победу в чемпионате. Но на лицах поклонников было самое малое радости. Пувеличение уходил из "Формулы-1", казалось - навечно. Трудно было представить "Формулу" без Проста. Но этого не произошло. Завоевав все возможные призы, будучи пилотом Алан вернулся, чтобы завоевать их, будучи владельцем команды.

Он вечно был любимчиком во Франции. И уж кому творить национальную команду, как не ему. А мысль эта витала в воздухе шибко давнехонько. Французский двигатель, французское шасси. Для этой цели с помощью спонсоров была приобретена команда "Лижье".

Основал ее французский спортсмен Ги Лижье в 1976 году. Он участвовал в гонках "Формулы-1", а вслед за тем стал конструктором спортивных автомобилей. Первую победу принес Жак Лаффит на Ligier JS7, позже ставший пресс - секретарем команды. Вэтого за историю команда провела участвовала в 326 Гран-при, побеждала в которых всего 9 раз. Ее пилоты 11 раз устанавливали лучшее время на круге. Самое большое достижение - 2 местоположение в Кубке Конструкторов 1980 года.

В 1994 году "Лижье", во главе с Бриаторе и мотором "Рено" достаточно удачно выступила в чемпионате. В 1995 уже Том Уокиншоу правил бал, а мотор сменили на "Мюген Хонду". Снова пошли разговоры о продаже, но в начале сезона 1996 года Уокиншоу ушел из команды.

На "Гран-при Монако-1996" до финиша доехало всего шесть машин. Первым пришел Оливье Панис на "Лижье", принеся команде важную и единственную в сезоне победу. Но это событие не повлияло на намерение Флавио Бриаторе отдать "Лижье", и в 1997 году у команды появился новоиспеченный обладатель.

Об переходе команды под руководство Алана Проста было заявлено 14 февраля 1997 года. Почти безотложно случилась путаница с названием. Чемпионат был на носу и в заявке значилось старое наименование команды: "Equipe Ligier Gauloises Blondes". А Пувеличение настаивал на названии "Prost Grand Prix". В результате в итоговых протоколах "Гран-при Австралии 1997" значилось "Prost Gauloises Blondes".

Уже в первой гонке, на "Гран-при Австралии" пилоты юный команды знаменитого Проста показали, что с ними стоит считаться. А второй период принес команде первостепеннный подиум. И если бы не ужасная авария Оливье Паниса на 51 круге "Гран-при Канады", в результате которой ключевой пилот команды на долгое время выбыл из соревнований, итоговое местоположение команды в чемпионате точно было бы значительно выше. Да и надежность мотора "Mugen-Honda" оставляла жаждать лучшего - 7 гонок чемпионата закончились преждевременно из-за его отказа. Результаты Оливье Паниса назвали сенсационными, а команда заняла итоговое 6 местоположение в кубке конструкторов, набрав 21 очко. Перед началом сезона 1998 команда Проста сменила движок "Mugen-Honda" на больше верный и дюжий французский "Peugeot" и обзавелась новыми спонсорами.

Ярно Трулли и Алан Пподъем. 1998 год.

К сожалению успехи скоро закончились. Как это обыкновенно бывает, затем очередных нововведений ФИА, обстановка в чемпионате грубо изменилась. Команда попала в основательный кризис. При разработке машины были допущены серьезные ошибки, а в ходе чемпионата исправлять подобные проблемы сильно тяжко. Результат оказался неутешительным - команда набрала только одно зачетное очко в чемпионате. Спонсоры, вложившие немало денег в национальную французскую команду хотели лицезреть ее в числе победителей, но увы.

50-й чемпионат мира должен был вручить реакция на основательный вопросительный мотив - быть или не быть команде. Спонсоры нисколько не собирались вкладывать свои монеты без реальной отдачи, и если неудачи сезона-98 повторятся, то команда может лишиться большей части бюджета.

Но чуда не произошло. В середине сезона стали поговаривать, что "Пежо" собирается досрочно порвать контракт с командой. Заявил о своем желании оставить команду Оливье Панис, а контракт Трулли был составлен таким образом, что итальянец мог порвать его досрочно, в случае если команда будет выступать неудачно. Так и случилось. Сезон-99 команда закончила на седьмом месте с девятью зачетными очками.

Жан Алези в первостепеннный раз за рулем болида "Прост". Херес. Декабрь 1999.

Контракт на 2000-й год был подписан с опытным Жаном Алези и молодым Ником Хейдфильдом. Однако сочетание молодости и опытностью не принесло своих плодов. Впрочем на это были причины. Мотор "Пежо" команда получила крайне поздненько и пришлось наспех вписывать его в шасси. Разумеется ни о какой скорости изъясняться не приходилось - агрегатина в первой половине чемпионата могла промчаться в гонке только немного кругов - сказывалось отсутствие предсезонных тестов. Кроме всего прочего движок получился ещё и открыто слабым, по ходу сезона представители "Пежо" заявили об уходе из чемпионата, а к концу года стало ясно, что команда лишилась без малого всего, что имела - из названия в сезоне 2001 года исчезнет и "Gauloises" и "Peugeot", а под финал сезона появилась инфа о том, что Алан Пподъем собирается сбыть свою команду. В концевой миг все словно бы бы наладилось, но бесповоротно все расставит на свои места еще раз грядущий период... Уже тот, что год мы с надеждой смотрим на эту команду, веры в диковинка без малого не осталось.

Так же читайте биографии известных людей:
Ален Бокшич Alen Bokshitc

Хорватский футболист, нападающий. Участник чемпионата мира 2002 года и чемпионата Европы 1996 года со сборной Хорватии. С 1993 по 2002 год в составе..
читать далее

Ален Поэр Alain Poher

Французский государственный деятель, многолетний (24 года без двух дней) председатель Сената Франции, единственный во французской истории временно..
читать далее

Ален Бадью Alain Badiou

Ален Бадью получил формальное философское образование в Высшей нормальной школе, в период обучения (с 1956 по 1961) одновременно посещал Сорбонну...
читать далее

Ален Бомбар Alain Bombard

Этого человека нелегко отнести к выдающимся "морским волкам", поскольку в море он выходил всего дважды, оба раза на шлюпке без руля и без ветрил...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий