Известные люди

»

Алим Байсултанов

Алим Байсултанов Alim Baysultanov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 28.10.1943
Гвардии Капитан А. Ю. Байсултанов совершил 277 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника и ещё 2 уничтожил на земле. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился в 1919 году в селе Яникой, сегодня Чегемского района Кабардино - Балкарии, в семье крестьянина. В 1937 году окончил педагогическое училище и аэроклуб в Нальчике. В том же году был призван на службу в ВМФ. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота ) Гвардии Капитан А. Ю. Байсултанов совершил 277 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях лично сшиб 7 самолётов противника и ещё 2 уничтожил на земле. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

28 Октября 1943 года, сопровождая штурмовики на остров Сескар ( Финский залив ), погиб в воздушном бою. За отрезок времени боевой деятельности был награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ) и медалями.

В селе Яникой установлен монумент Герою, а бюст - в школе, где он учился. Его имя носит учебное заведение и улочка в Нальчике, улочка в селе Гунделен Баксанского района. Мемориальная доска установлена в Нальчике и деревне Борки ( нынче в черте посёлка Лебяжье ) Ломоносовского района Ленинградской области.

* * *

Есть в Кабардино - Балкарии селение Яникой. Селение как селение. Ничего примечательного. Но спросите у любого жителя Нальчика или другого города республики, как достичь до Яникоя, вам ответят не задумываясь:

- А, это тот Яникой, откель Байсултанов ? Как же, как же, знаем.

Если это обитатель Нальчика, он непременно добавит:

- У нас его именем названа улочка.

Кто же таковой Алим Байсултанов, чьё имя так запало в сердце целого народа ? За какие такие дела чтит его стар и млад ?

Чтобы познать обо всём этом, давайте и мы отправимся в Яникой. В центре селения - монумент. На гранитном пьедестале - фигура лётчика. Взгляд его устремлён в необозримую синеву неба. Так и кажется, что он саметил в вышине самолёт и залюбовался его полётом. Это и есть Алим Байсултанов, навечно застывший в скульптуре.

Мимо мамятника проходят люди. Вот опираясь на палку, идёт седовласый горец. У памятника дедушка замедляет шаг: "Что увидел там, в небе, сын ?" - внутренне обращается он к лётчику. - Мои старые глаза уже не видят так далеко"...

Подошла девица, стройная как тополь, с чёрными бровями. Она вглядывается в человека на постаменте. О чём она думает в эту минуту ? Не будем гадать. Лучше обратим свой взгляд на широкоплечего мужчину в форме офицера Военно - Воздушных Сил. Он стоит около памятника не минуту, не две. Он пришёл сюда давнехонько и никак не может покинуть. Так приходят на встречу с самым близким и дорогим человеком.

Нам не хочется нарушать его раздумий. Но и не изведать, кто он, тот самый боевой, также воспрещено. А нежданно-негаданно ?... Ведь что - то есть общее в облике этих людей - человека на постаменте и юноши в форме. Неужели же ?...

Мы не ошиблись. Это на встречу с отцом пришёл наследник Алима Валерий. Ему дали отпуск, и он прямо с вокзала направился сюда. Воспоминания, навеянные рассказами матери, вставали перед ним живыми видениями.

Алим родился в семье бедняка. Турлучный дом, покрытый черепицей, был тесен для здоровущий семьи труженика Юсуфа. Но, как говорят, в тесноте, да не в обиде. Из 6-х детей Алим был старшим. Юсуф хотел, чтобы сынуля стал учителем. Но сам Алим больше всего мечтал о небе. И он обрёл крылья, стал военным лётчиком - истребителем.

С началом Великой Отечественной войны, воевал в составе 13-го истребительного авиаполка. Весёлый и неугомонный, Алим всю дорогу рвался в мордобой. На истребителе И-16 он благополучно сражался в отрезок времени обороны Таллина, потом на полуострове Ханко и над ледовой трассой сквозь Ладожское озерко.

Жаркое было то время. Противник рвался на восток. Армады вражеских самолётов бомбили наши города и села. Драться с ними приходилось жестоко и, как правило, в меньшинстве.

Кто в текущий момент не знает отважных защитников полуострова Ханко ? О них написаны книги, сложены легенды. И посреди них был Алим Байсултанов. Он дрался с врагами отважно, не щадя своей жизни. Боевые друзья говорили о нём: "У нашего Алима - храбрости на троих". Один из бывших руководителей обороны полуострова Генерал С. И. Кабанов писал в своей книге "На дальних подступах:":

"Наши лётчики не только уничтожали самолёты противника, они совершали налёты на его ближайшие аэродромы и артиллерийские батареи. То, что враг ни разу не бомбил наши корабли и места погрузки, я считаю результатом боевой активности маленькой ханковской авиационной группы. Умное и расчётливое руководство заместителя командира 13-го истребительного авиаполка, беззаветная отвага лётчиков Семёнова, Байсултанова, Лазукина, Цоколаева, Дмитриева, Голубева, Кузнецова и других сделали своё занятие.

...Алим Байсултанов всё время рвался в махач. Он нередко летал на воздушную разведку. Так 5 Июля 1941 года в паре с Анатолием Кузнецовым на самолётах И-16 они вылетели в район Турку. Самолёты МБР-2 мы туда не посылали, так как там была крайне сильная противовоздушная оборона.

Разведывая Турку, Байсултанов заметил, что с аэродрома взлетают 4 финских истребителя "Фоккер Д-21". Заметил своевременно. На высоте 200 - 300 метров Байсултанов и Кузнецов штурмовали и сшибли двух "Фоккеров", упавших на свой же аэропорт. Два других уклонились от боя.

Возвращаясь на Ханко, Байсултанов и Кузнецов увидели в шхерах шюцкоровский катерок с солдатами, штурмовали его и потопили".

Вот и в иной раз, сообща с двумя лётчиками, Алим поднялся в воздух. Им предстояло разведать, что делается во вражеском порту. Там их встретила группа вражеских самолётов. Алим не стал ожидать, покуда те нападут на них, и приказал ведомым:

- Атакую, прикройте меня !

Он сшиб единственный вражеский самолёт, а его друзья - ещё двух. Конечно, при полёте на разведку в махач не положено ввязываться, но как пропустить противника, если он навиду ?

В сумерках на аэродроме Ханко смелых разведчиков поздравили начальник полка Подполковник Михайлов и батальонный комиссар Безносов, тот, что тут же подписал ему рекомендацию на вступление в партию.

В те дни Алим летал невпроворот. По профессии лётчик - истребитель, он не только дрался в воздушных боях, но и штурмовал врага на земле, в море. Делал всё, на что был способен его истребитель. Однажды лётчик заставил его свершить более того то, что считалось невозможным. Сам конструктор самолёта удивился бы, узнав, что "Ишачок" держится в воздухе с наполовину отбитым рулём глубины. И не только держится - участвует в бою !

Произошло это 15 Июля 1941 года. Обнаружив в море 8 катеров и 3 грузовых судна противника, Капитан Алим Байсултанов повёл свою группу в атаку. Один катерок немедленно же зажегся. Но в это время зенитка другого катера пристрелялась к самолёту Алима. Рядом полыхнул разрыв. Машина начала проваливаться. Оставалось одно - сигать с парашютом. Но внизу был супостат !

Байсултанов решил, что лучше оставаться в самолёте до последнего. С силой потянув ручку управления на себя, Алим остановил падение. Теперь разрешено было разворачиваться в сторону своего аэродрома. А товарищи ? Среди них есть новички, не имеющие боевого опыта. Мало ли что может довестись... И Алим не ушёл. На подбитом самолёте он еще раз бросился в атаку. Лишь позже того как мордобой закончился, взял вектор движения на аэропорт.

Посадить самолёт по правилам было уже воспрещено. Повреждёнными оказались и шасси. Пришлось усаживаться прямо на фюзеляж. И сызнова Алим в свое время всего подумал о товарищах. Если он займёт посадочную полосу, что будет с другими самолётами ? Пока удастся оттащить подбитую машину, им придется кружить над аэродромом. Кружить, когда бензин на исходе... Алим Байсултанов приземлился в стороне, чтобы не мешать другим.

Это только единственный момент, единственный вылет. А было их без малого 300. И всякий требовал мужества. Разве несложно вдвоём со своим ведомым штурмовать 5 бомбардировщиков врага ? Но если не атакуешь их, "Юнкерсы" сбросят бомбы на наших пехотинцев. Чтобы опередить врагов, Алим дал совершенный газ. "Юнкерсы" начали разворачиваться. Ушли, и все-таки, только 4 машины. Пятый "Юнкерс", сбитый Байсултановым, спалился под боком от нашего переднего края.

Капитан Алим Байсултанов помогал пехотинцам не только тем, что оберегал их от ударов с воздуха. Сколько врагов не дошло до переднего края позже того, как 28 Июля 1941 года он со своим звеном ударил по вражеской колонне !.. Четырежды Байсултанов бросался в атаку. Четырежды за единственный вылет ! А всего он вылетал на штурмовку 64 раза.

Среди многочисленных благодарностей, полученных Героем Советского Союза Алимом Юсуфовичем Байсултановытм, было 3, которыми он в особенности дорожил. Одна - от командующего 54-й армией, две - от командующего 8-й армией. А когда командующий наземной армии благодарит лётчика - это говорит о многом.

А битва продолжалась... В любое время суток лётчики вылетали на боевые задания. Однажды группа самолётов разбомбила колонну противника. На обратном пути их нагнали "Мессера". Вражеский самолёт оказался позади машины командира эскадрильи Леонида Белоусова. Над ним нависла смертельная опасность. Алим, пренебрегая опасностью, принял пламень на себя, а потом, сманеврировав, оказался в хвосте вражеской машины и меткой очередью поджег её. В этом бою погиб верный приятель Алима - лётчик Плешаков. Получив смертельную рану, он направил свой горящий самолёт на вражескую батарею.

Алим Байсултанов и его друзья Пётр Бринько, Алексей Антоненко, Геннадий Цоколаев, Михаил Васильев, все ставшие позже Героями Советского Союза, в те дни наводили трепет на противника. Их имена знал весь Ленинградский фронт.

И всё же, как ни храбро сражались защитники Ханко, неприятель всё туже сжимал колечко кругом полуострова. Однажды германский самолёт неприметно подкрался к нашему аэродрому. Байсултанов в это время находился в воздухе. Он не раздумывая бросился в атаку. На глазах у всего личного состава полка вражеский разведчик врезался в землю.

А вслед за тем были бои за Ленинград... Не было дня, чтобы Алим не поднимался в небеса. И не единственный раз, а дважды, трижды и больше. И как бы тяжело ни складывалась ситуация, он постоянно выходил из неё победителем.

Так, 14 Марта 1942 года группа советских лётчиков под руководство Алима Байсултанова провела отличный воздушный мордобой. В тот день, возле 12:30, во главе шестёрки, Алим вылетел на линию фронта поменять патруль. Истребители шли на высоте 3000 метров. Пара прикрытия, которую вёл лётчик Владимир Дмитриев, шла на 1000 метров выше. Не прошло и 5-ти минут дежурства в воздухе, как из пункта наведения сообщили: "Большая группа Ju-87 под прикрытием истребителей подходит с юга. Высота 2000 тысячи метров. Атакуйте, "лаптёжники" спереди вас, ниже". Для Байсултанова этого было довольно. Сжав зубы, как делал просто в таких случаях, он ринулся на врага.

Над передним краем, развив большую прыть при пикировании, наши "Ишачки" на встречном курсе штурмовали группу "Юнкерсов". Их было примерно 15. Первого из них сшиб Алим Байсултанов. Затем, Владимир Дмитриев, идя кот наплакал позади, выпустил по бомбардировщикам четыре РС-82 одним залпом и до такой степени удачно, что неприятель потерял разом же ещё 2 летевших рядом самолёта.

Атака ошеломила не только бомбардировщиков, но и истребителей прикрытия. Враг беспорядочно начал сбрасывать бомбовый груз над своей территорией и торопливо разворачиваться на попятный вектор движения. Это позволило Байсултанову сшибить ещё одного "Юнкерса". Вэтого же, в этом напряжённом бою, враг недосчитался 4-х своих машин, а наши лётчики привезли только десяток пробоин.

Однажды в полк, где служил Алим Байсултанов, прибыл Командующий ВВС Краснознамённого Балтийского Флота Генерал - Лейтенант авиации М. И. Самохин. Он показал командиру полка точку на карте и приказал послать туда опытного лётчика. Цель задания: возникнуть над вражеским аэродромом перед самыми сумерками и сфотографировать стоянки самолётов. Выполнение этого задания было поручено Алиму Байсултанову.

Он появился над вражеским аэродромом как снег на голову. Прислуга бросилась было к своим орудиям, но тут же успокоилась: совдеповский самолёт выпустил шасси и стал покачивать крыльями. Этот знак немцы поняли так: истребитель добровольно сдаётся в плен. Сделав над аэродромом круг, он реально пошёл на посадку. Но нежданный "гость", видимо, неправильно рассчитал глиссаду планирования и перемахнул посадочные знаки. Противник ракетами погнал его на второй круг. А Алиму только этого и нужно было. Он заложил крутой вираж и с малой высоты ещё раз сфотографировал все правые стоянки самолётов.

Имитируя ещё раз посадку, он еще раз перескочил знаки и таким же образом заснял остальные стоянки. Ещё миг - и "незадачливый" советских времен лётчик прибавил газу, выпустил немного очередей по тем, кто приготовился его встречать, убрал шасси и был таков...

В конце 1942 года Алим Байсултанов был отправлен в тыл для прохождения краткосрочных курсов командиров эскадрилий. После завершения учёбы, приказом командующего авиацией ВМФ, его оставили действовать на курсах в должности лётчика - инспектора. Учебные полёты в глубоком тылу для горячего кавказского сердца были поголовный горечью. Он рвался на фронт, написал 5 рапортов и добился своего - в Октябре 1943 года его откомандировали в указание командира 1-й Гвардейского истребительной авиационной дивизии. Вспоминает бывший начальник 4-го Гвардейского авиаполка Герой Советского Союза В. Ф. Голубев:

"Байсултанов хотел служить только в своём родном полку. Поэтому категорически отказался от должности командира эскадрильи в 3-м авиаполку, попросив Полковника Корешкова бросить его в 4-м авиаполку в всякий должности. А в нашем полку, как назло, свободных должностей в это время не оказалось.

Я предложил Алиму пост замкомэска, с условием, что в ближайшие 2 недели постараюсь принять решение вопросительный мотив с его должностью. А в то время как он должен освоить новую для него боевую машину - истребитель Ла-5".

Байсултанова обидело такое недоверие к нему: он не ожидал, что ему, опытному лётчику и прославленному воздушному бойцу, которого В. Ф. Голубев неплохо знал ещё по боях над Ханко, предложат такую долгую программу ввода в боевой строй - целых две недели. Он тут же заявил, что освоит новую машину за 3 дня !

Василий Фёдорович Голубев, уже наученный горьким опытом освоения нового истребителя, оставил свой распоряжение в силе. Но... фатум нередко решает по - своему. Закончить программу переучивания на новой машине Алим Байсултанов не успел. 28 Октября 1943 года, отважный лётчик не вернулся с боевого задания. Вылетев без разрешения командира полка на сопровождение группы штурмовиков, он был сбит в воздушном бою. Вспоминает В. Ф. Голубев:

"В разгар совещания, проводимого в кабинете командира дивизии, торопливо вошёл оперативный дежурный. Он доложил Полковнику Корешкову, что в районе острова Сескар идёт воздушный махач, уже сбит Капитан Байсултанов... После приземления ведомого Алима мы узнали, что же произошло.

Получив распоряжение послать звено истребителей для сопровождения группы штурмовиков, Алим приказал командиру звена Старшему лейтенанту Куликову оставить кабину самолёта, занял его местоположение и отправился на поручение.

Вблизи острова Сескар появилось 10 истребителей противника. Они, заняв боевой строй в два эшелона по высоте, спешили перехватить нашу группу. Байсултанов дал команду одной паре "Лавочкиных" продолжать прикрытие штурмовиков, а сам с набором высоты пошёл в лобовую атаку на нижнюю группу противника.

Алим не мог не разбираться рискованности своего решения. Оно ослабляло боеспособность звена прикрытия. Видимо, жгучее тяготение сшибить следом долгого перерыва в боевых вылетах вражеский самолёт и тем самым аргументировать, что бесполезно заставляют его, прославленного воздушного бойца, обучаться, взяло верх над разумом и дисциплиной ещё на земле, до вылета...

Лобовая штурмовая вылазка была скоротечна. Байсултанов, сбив единственный "Фиат", вместо резкого ухода на скорости вниз развернул самолёт и начал новую атаку по второму вражескому истребителю.

Такие атаки, когда рядом непочатый край неприятельских машин, завсегда коварны. Алима сверху штурмовали тотчас два "Фиата". Его ведомый, младой, но уже тертый лётчик Младший лейтенант Алпатов, рискуя собой, сшиб одного из них, но второй успел вручить губительную очередность по Байсултанову, и два самолёта, беспорядочно переворачиваясь, упали в воду.

Оставшись единственный, несмотря на повреждения самолёта, Алпатов сумел продержаться в непрерывном маневрировании 2 минуты и вышел из боя. Подошедшее на поддержка дежурное звено и вторая пара сопровождения изменить исход боя уже не могли...

Потрясённый тяжёлой утратой, я всё ещё не мог постичь одного: отчего Алим обманул меня, боевого друга, командира ? Обманул подчинённых и себя самого...

Не хватило силы у Алима Байсултанова - "сына гор, сокола Балтики" - сдержать порыв горячего сердца. Его могилой стало море, а памятником - балтийское небосклон, защите которого он отдал всего себя..."

Около 300 боевых вылетов ( из них: 64 на штурмовку и 27 на разведку ), больше 50 воздушных боёв, 8 лично уничтоженных вражеских самолётов в воздухе и 2 на аэродромах, ещё 13 - сбитых совместно с товарищами, - таков результат короткого боевого пути Героя Советского Союза Алима Юсуфовича Байсултанова ( в своей книге "Балтийцы сражаются" Адмирал В. Ф. Трибуц, в войну командовавший Краснознамённым Балтийским Флотом, указывает на 13 личных побед, одержанных лётчиком ).

...Высоки горы в Кабардино - Балкарии, как хрусталь, чисты её родники. Но кажется, нет светлее и чище имени, чем имя Героя - лётчика Алима Байсултанова. Его в республике знает стар и млад.

Так же читайте биографии известных людей:
Алим Федоринский Alim Fedorinsky

Родился 14 ноября 1941 года. Окончил Тульчинский техникум культпросвещения (1957), актерский факультет КГИТИ имени И. К. Карпенко-Карого (1965),..
читать далее

Алина Витухновская Alina Vituhnovskaya

Алина Витухновская - русская поэтесса. Родилась 27 марта 1973 года. Является внучкой известной художницы Софьи Витухновской.Алина Витухновская..
читать далее

Алина Кабаева Alina Kabaeva

Алина Кабаева - известная российская спортсменка, гимнастка, Заслуженный масте спорта России. Родилась 12 мая 1983 года.Алина Кабаева -..
читать далее

Алина Гросу Alina Grosu

Алина объехала с концертами почти всю Украину. Побывала в Крыму с сольным турне. Отсняла шесть видеоклипов на песни: "Лето", "Рушнычок", "Пчелка",..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий