Известные люди

»

Алихан Букейханов

Алихан Букейханов Alihan Bukeyhanov Карьера: Политик
Рождение: Казахстан, 27.9.1937
Видный общественно-политический деятель Казахстана, один из лидеров партии "Алаш-орда", комиссар Временного правительства по Казахстану (1917).

Букейханов Алихан Нурмухамед-улы родился в Каркалинском районе Карагандинской области в 1866 году, расстрелян в Москве 27 сентября 1937 года. Учился в Омском техническом училище, на экономическом факультете лесотехнического института в Санкт-Петербурге, затем завершения которого вел в Омском училище лесного хозяйства педагогическую и научную работу.

В 1903 году в Петербурге вышел 18 том собрания под общим названием "Россия. Полное географическое изображение нашего края". В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел "Распределение населения киргизского (т. е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура". В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы "народной литературы", остановившись в особенности на анализе поэмы "Козы-Корпеш и Баян". Примечательно то, что он нарочно выделяет Абая, приподнято оценивая его как "представителя нового течения" в казахской поэзии. Букейханов и позже старался представить Абая русскому читателю, и это не ненароком, потому как поколение интеллигентов-казахов начала XX в., ратовавших за государственное самоопределение казахского народа, всячески подчеркивало близкое идейное родство с Абаем, стремилось просторно освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания.

В 1904 году Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А.Щербины, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркалинском движении протеста супротив притеснений царизма, организовал подписи 14500 дядя под петицией, известной как Каркалинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную занятие супротив колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. В 1905-1907 годах работал в кадетских газетах "Иртыш", "Омич", "Голос" в качестве редактора. В 1910-1914 годах пишет строй научных статей в "Новом энциклопедическом словаре", в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" статью "Казахи". Крупной вехой в стремлении пробудить ото сна национальное самосознание казахов и организации посреди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты "Казах", в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым А.Байтурсынов и М.Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее появление демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом "Кыр баласы" ("Сын степей", "Степняк") он опубликовал в газете "Казак" статьи "Думские партии", "Дума и казахи", "Август Бебель". В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая - величавый ингредиент политической программы Букейхана. Имеются сведения, что его имя значится в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи "Полярная звезда". Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует кроме того соображение, что направление в 1917 году А. Н, Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Основанная в.1910 году ложа "Малая медведица" по-другому называлась "организацией Керенского". Масонское движение, возникшее в России вслед за тем 1905 года, имело тесные контакты с французским масонством. Как правило, назначения местной администрации при Керенском определялись масонскими связями, благодаря которым рекомендовались в свое время всего "братья". Масонская организация как и буржуазные партии, в которых она имела воздействие, ставила целью свержение самодержавия и захват политической власти. А.Н.Букейхан считал, что аккурат сквозь масонство ему удается достичь своих целей: совместно с Россией и под ее патронажем достигнуть автономии Казахстана, включающий в себя личный парламент, самоуправление, т.е. право на управления финансами и существование собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.

Но его пути с кадетами и масонами разошлись потом февральской революции, ибо он перестал выискивать поддержку посреди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому народу, а кроме того по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье "Почему я вышел из партии кадетов", отметив в качестве сути расхождений влечение товарищей по партии и масонских "братьев" "сберечь империю при существующих границах".

Самоопределившись, А. Н. Букейхан создает национальную политическую партию "Алаш", идейные предпосылки которой были заложены газетой "Казах", выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейхана на П Всеказахском учредительном курултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято вывод о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.

В гражданской войне, развязанной большевиками, А.Н.Букейхан и алаш-ординцы были по "ту сторону баррикад" сообща с сибирскими правителями без малого до конца 1919 года, когда они оказались единственный на единственный с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ординцам пришлось сходить на единственно приемлемое, хотя и отчаянно тяжелое заключение - зайти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично А.Н.Букейхан вынужден был в этих условиях отступиться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С ее осуждением он выступил в статье "Общесибирский съезд", опубликованной в 1917 году в газете "Сарыарка".

Поскольку мысль автономии не отвергалась Советской властью, А Букейхан счел для себя возможным на легальной основе действовать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, прикрытой фразами о пролетарском интернационализме, а на самом деле - имперской, русификаторской, и к методам насильственно-репрессивного насаждения социализма. Но более того сугубо культурническая занятие А. Букейхана и других интеллектуалов, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не легко как оппозиция и инакомыслие, а как "контрреволюционная битва супротив советской власти". Поскольку связь с "Алаш-Ордой" была одним из стандартных обвинений сталинского режима супротив интеллектуальной элиты казахского народа есть надобность в пояснениях. Исторический термин "Алаш" был общим именем для тех древних родов, которые впоследствие получили этноним "Казах". Этим именем названа была партия, образованная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова и ставившая себе целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России. В основе программы партии "Алаш" было провозглашено первое самостоятельное страна в 1918 году, которое сначала ввиду имперской политики большевиков вошло с ними в конфликт. Достигнутый между большевиками и "Алаш-ордой" компромисс был большевиками попран в дальнейшем, а призыв "алаш-ординец-националист, недруг народа" стал основой тотальных репрессий супротив тех, кто составлял "интеллект нации".

Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - мысль национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года держава "Алаш-Орда", и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.

Так же читайте биографии известных людей:
Алкалайне Трио Alkaline Trio

Alkaline Trio - мелодик-панк-трио из Чикаго, сочетание простого панк-рока и драматической, эмоциональной лирики с темами алкоголизма, страдания,..
читать далее

Алкман Алкман Alkman Alkman

Древнегреческий поэт второй половины VII века до н. э., представитель хоровой лирики.
читать далее

Алла Гербер Alla Gerber

Президент фонда "Холокост", публицист. Один из основателей движения "Демократическая Россия". Бывший депутат Государственной думы. Один из лидеров..
читать далее

Алла Балтер Alla Balter

Алла Балтер - советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РФ. Родилась 23 августа 1939 года.В качестве актрисы кино Алла Балтер..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий