Известные люди

»

Алла Ларионова

Алла Ларионова Alla Larionova Карьера: Актер
Рождение: Россия» Москва, 19.2.1931
Народная артистка РСФСР (1990).

Матушка-природа не поскупилась и одарила ее по высшему разряду. У нее была не легко хорошая фигура, но стан, не глаза но очи, не волосы - но богатая грива, не губы - но сплошное целованье (вовсе по Марине Цветаевой). Однако Алла Ларионова вечно относилась к своей внешности с иронией. Чего запрещено сказать о представителях сильного пола, которые при малейшем взмахе ресниц кинодивы, опережая товарищ друга, укладывались у ее ножек. Сама собой напрашивалась думка о том, что такая леди должна существовать как в сказке.

Детство

Алла Ларионова родилась 19 февраля 1931 года в Москве на Спартаковской улице, прямо напротив Елоховской церкви. Ее родители познакомились в дивизии Котовского, где воевали в Гражданскую войну. Отец работал директором райпищеторга и был настоящим коммунистом. Мама закончила всего четыре класса и работала завхозом в детском саду.

Во время войны папа ушел в ополчение, а маменька с девятилетней Аллой эвакуировались в Татарию, в град Мензелинск. Мама боялась вшей и нередко водила дочка в знаменитые Мензелинские бани, воспетые Мусой Джалилем. Через много-много лет ей, уже взрослой женщине, почему-то больше всего вспоминалось, как больно мамаша терла ее мочалкой... Мама работала день и темное время суток, а тоненькая девчонка с белыми косичками зачастую выступала перед ранеными в местном госпитале, читала вирши. Позже она узнала, что лежал в мензелинском госпитале и Зиновий Гердт. Встрой ли он запомнил девочку с фиалковыми глазами, но сквозь полно лет они встретились на съемках картины "Фокусник"...

Отец Аллы Ларионовой мог бы не возвратиться с войны. Он попал в окружение, и в каком-то селении его спасла пожилая женщина: когда немцы вели по деревне пленных, она бросилась к ним с просьбой вернуть ей брата - отца Аллы. Почему-то немцы ей поверили... Потом эта дама - ее звали Пелагея - приезжала к Ларионовым в Москву, и семейство всю бытие была ей благодарна.

Мой папа, - вспоминала потом Алла Дмитриевна, - как и многие в то время, был коммунистом. А я, как и все советские школьники, была первоначально пионеркой, следом комсомолкой. Помню, когда меня приняли в пионеры, какая это веселье была! Прибежала домой, показываю бабушке кумачовый галстук и кричу: "Бабушка, посмотри!". А она ни слова не сказала, только посмотрела с укоризной, отвернулась и вышла из комнаты. Я не могла взять в толк зачем, и так неприятно было - до слез.

Став звездой экрана, Ларионова признавалась, что в детстве мечтала вкалывать... дворником. Эта специальность казалась ей необычайно романтичной: в любое время года приподниматься, когда все ещё спят, и шуршать метлой, сгребая осенью опавшие листья, а зимой убирать снег лопатой. Но на самом деле она с детства была практически обречена сделаться актрисой. В таких случаях говорят: на роду написано. Моя мамаша, - рассказывала Алла Дмитриевна, - всю бытие проработала в детских учреждениях. Летом с детским садом и мамой я выезжала на дачу. Как-то к нам приехала ассистент режиссера, которая искала детишек для работы. Она длительно упрашивала маму выпустить меня в кино, но матушка не согласилась.

Актриса массовок

Однако судьбина подкараулила свою жертву, восьмиклассницу Аллочку Ларионову, на улице, приняв вид очередного ассистента режиссера по актерам: Девочка, хочешь сниматься в кино?. На тот самый раз согласие мамы не потребовалось, потому как что девчурка тут же ответила: Да!. Она была тогда довольно высокой, курносой, с косичками и веснушками. Ларионову поставили на учет в актерский отдел Мосфильма и стали звать в массовку. Поскольку сниматься изредка приходилось и ночами, учебу она совсем забросила, школу еле-еле вытянула на тройки. Уже будучи знаменитой актрисой, зачастую видела себя маленькой девочкой в картине Райзмана Поезд идет на Восток, тот, что нередко показывали по телевизору...

Первые шаги будущей звезды

Окончив школу, Алла не раздумывая подала документы тотчас в два института - ГИТИС и ВГИК. В ГИТИСе экзамены принимал Гончаров: А он этакий прекрасный был! Я от волнения забыла контент, тот, что должна была впитывать текст. И он так не без ехидства меня спрашивает: "Девочка, сколь тебе лет?". - "17", - говорю. А он: "Так в 17 лет необходимо память получше иметь в распоряжении....

Во ВГИКе набирал вектор движения Сергей Аполлинариевич Герасимов. Ларионова ему категорически не понравилась. У нее нос здоровенный, - сказал мэтр жене и пожизненной своей ассистентке, Хозяйке Медной горы Тамаре Федоровне Макаровой, - и губы. Она некрасивая и нефотогеничная. Но Макарова, которой барышня приглянулась, уговаривала: Сереженька, присмотрись к ней повнимательней, она славненькая - какие глазки, какие волосики!. И - убедила. Но обо всем этом Алла Дмитриевна узнала позже.

Гадкий утенок достаточно проворно превратился в прекрасного лебедя - самого красивого не только на курсе у Герасимова, но и во всем советском кино 50-х.

Дебют в кино

Сниматься Ларионова начала ещё студенткой. Когда ее пригласили на образ Любавы в картину Александра Птушко Садко (1952), Сергей Аполлинариевич не отпускал - он вообще ревностно относился к съемкам своих студентов. И вновь помогла Макарова, уговорила. Фильм имел потрясающий фарт! Ошеломляющая славянская краса Аллы Дмитриевны абсолютно не проигрывала рядом с экзотической внешностью молоденькой жены Вертинского Лидии.

Во время работы картины Садко фатум свела Аллу с красавцем-актером Иваном Переверзевым, знаменитым киногероем тех лет. Успех фильма Первая перчатка (1947) плюс необыкновенно мужественная обличье этого было довольно, чтобы пришла влюбленность. Роман продолжался довольно продолжительно, но жениться Переверзев не собирался.

Венецианский кинофестиваль 1953 года

В 1953 году творческую группу фильма Садко пригласили на популярный Венецианский фестиваль, что было невероятным событием - до 1947 года советских кинематографистов на фестивали за предел вообще не звали, да и после этого этого особым вниманием не баловали. Перед поездкой делегацию принимал Анастас Микоян - инструктировал, разъяснял, напутствовал... Отгороженные от всего мира, они были морально готовы приметить безупречно другую, роскошную и сказочную существование, но западная реальность превзошла все, более того самые фантастические, ожидания. Для Ларионовой знакомство с другим миром началось с поистине курьезного случая...

В гостинице она решила принять ванну, длительно вертела какие-то краны и нажимала на кнопки. А когда намылила мочалку, увидела, что та почему-то не мылится. Оказалось, она пустила в ванну морскую воду. Сильнейший шок вызвали у будущей звезды и... чулки горничной. Я более того расплакалась, - рассказывала она позднее, - у меня таких ни при каких обстоятельствах не было! Мы все больше носили простые, в резиночку.... Да что чулки! Всем нашим актрисам, приглашенным в Венецию, и платья-то перед самым отъездом пошили... из одинакового материала! Слава Богу, хоть фасоны были разные, да ещё туфлями товарищ с другом обменивались, вот и создавалось ощущение разнообразия. Платья же по возвращении в Союз они должны были сдать...

Ее счастливый момент в Венеции был фантастическим! Журналисты писали о Ларионовой взахлеб и только в превосходной степени: Самая юная, самая веселая, самая красивая!, а еще: Солнце Венеции в волосах у Аллы. После конкурсного показа фильма Садко, получившего главную награду фестиваля Золотого льва, на нее практически накинулись режиссеры и продюсеры, но на все приглашения сниматься за нее отвечали официальные лица: Что вы?! Что вы?! Она у нас одна на весь Союз, у нее все съемки расписаны до 2000 года!. Естественно, ничего подобного на самом деле и в помине не было. Ей было больно и обидно: красивая сказка закончилась, чуть начавшись! Возвращаясь домой, она скорбно плакала в самолете: Прощайте, все мои мечты, возвращаюсь к серым будням!. Но прямо у трапа самолета ее ожидало приятное известие: Ларионова была утверждена на главную образ в фильме Анна на шее.

Анна на шее

Конечно, первостепенной важности кино Ларионовой - экранизация чеховского рассказа Анна на шее (1954), где актриса сыграла красивую, но бедную, Анюту, осознавшую, что ее краса стала предметом торга, и один выход - отдать подороже. В роли князя в этом фильме снялся сам Александр Вертинский - обладатель аристократических манер и княжеской осанки. Вертинский и Ларионова замечательно смотрелись совместно. Высшим проявлением сексуального влечения в кино той поры стала знаменитая чеховская мысль, произнесенная Вертинским с неподражаемым парижским прононсом: Как я завидую этим цветам... (имелся в виду букетик, приколотый к пеньюару Анюты).

Вертинский был для нее активный легендой, сошедшим с небес божеством. Никогда в прошлом она не видела таких мужчин: он поразил фантазерство юной звезды врожденным аристократизмом, безукоризненными манерами, шармом и каким-то иным, несоветским, складом ума. Вертинский весьма любил молодая поросль, и когда в его номере собиралась шумная фирма, рассказывал несметные истории из своей жизни.

Там, на съёмках, она так же познакомилась с Михаилом Жаровым, тот, что был кумиром ее детства. Однажды, - вспоминала Ларионова, - мы с девчонками пришли во Дворец культуры, где должны были выступать живые знаменитости. В фойе меня кто-то толкнул в плечо. Оборачиваюсь - батюшки! Это же сам Жаров! Он погладил меня по голове и спросил: Я тебя не здорово ушиб, деточка?. Когда мы встретились на съемочной площадке, я рассказала про тот самый эпизод Михаилу Ивановичу. Он долговременно смеялся: Ну если бы я знал, Аллочка!.

Почему-то сильно продолжительно - весь месяц - снимали сцену бала. Работали ночами, потому что что днем артисты оперетты, составляющие массовку, были заняты. Жаров просил Ларионову: "Ты соберись, чтобы совершить все за единственный дубль, а то мне врача придется активизировать!". Но танцевал он, по словам Аллы Дмитриевны, лучше всех. А она приходила домой под начало дня на опухших от танцев ногах, продолжительно вынимала из волос кучу шпилек и без сил валилась в ложе.

Кстати, о постели. Роскошный будуар изнеженной героини снимали в гараже Мосфильма. На улице было - 40 0 C, температура на съемочной площадке не намного выше. Поэтому, как только объявляли перерывчик, Ларионова, снимавшаяся в легком пеньюаре, тут же ныряла под одеяльце. А после этого команды Мотор! с тяжелым вздохом из-под него выбиралась. Что же до кровати гигантских размеров, то ее на время работы одолжили у известного своими солидными габаритами Евгения Моргунова. В моей постели спала Алла Ларионова, - шутил он. Кто знает, может, так и рождались слухи о многочисленных романах Ларионовой?

Анна на шее была звездным часом Ларионовой! Роскошная прелестница в бальном платье, беззаботно танцующая мазурку с самим Жаровым, поразила фантазерство всех зрителей без разбора. Она реально была стопроцентно, невероятно, сказочно хороша! Затем последовала шекспировская Двенадцатая ночь, в которой Алла сыграла графиню Оливию. В нее влюблялись, теряли голову, сходили с ума. А знаменитая актриса, безраздельно царившая в мужских грезах, жила с родителями в... полуподвале. Ванна - прямо на кухне. Мы прорубили два окна на улицу, чтобы было посветлее, но пришлось их удерживать все время зашторенными. На меня лезли в окна бросить взгляд с улицы поклонники. Когда весной сошел снег, у наших окон мы нашли калоши, сигареты, носовые платки и прочие потерянные вещи... А в одно прекрасное время мою машину понесла орава совместно со мной.

Сплетни. Запрет сниматься

Много слухов ходило тогда около красавицы Ларионовой. Тогдашний министр культуры Александров не мог объехать своим вниманием актрису.

Как-то министр был в нашей студии на Ленфильме, - вспоминала Алла Дмитриевна. - Увидел меня и застыл как вкопанный и простоял так все время, покуда я пробовалась на образ Оливии в Двенадцатой ночи.

В список гарема бывшего министра культуры молва занесла и Аллу Ларионову. Завистники утверждали, что Александров купал актрису в ванне с шампанским. Разбираться, истина это или нет, никто не стал. И на все киностудии было разослано уведомление, соответственно которому звать Ларионову на съемки отныне запрещалось.

Актрису на долгий срок отлучили от кино, как типично, ничего не объясняя. Она была утверждена на образ Василисы в фильме Александра Птушко Илья Муромец. Режиссер произвольный день звонил ей, недоумевая, зачем она не приезжает в Ялту на съемки. А Ларионова не могла выехать: в Театре киноактера, где она числилась в штате, не подписывали командировку и не выдавали суточных. Уехать без документов - уволят за прогулы. Потом телефон в ее коммунальной квартире замолчал.

Это жутко угнетало. Я попыталась что-то узнать, и мне такого наговорили про мои отношения с Александровым, что у меня волосы дыбом встали...

Многие ее бывшие друзья, прослышав о негласном решении не снимать больше актрису в кино, куда-то исчезли...

Узнав о том, что она попала в черный список, Ларионова написала послание новому министру культуры Михайлову и попросила осмыслить с порочащими ее имя сплетнями.

С трудом я заставила себя это сообщение накарябать, - рассказывала Алла Дмитриевна. - Потом, собравшись с духом, позвонила в приемную. Ответил мужеский звук, по-видимому, помощника. Я представилась и сказала: Мне необходимо повстречаться с министром!.. Говорила с таким напором, что звук в трубке, какое-то время помолчав, попросил перезвонить посредством немного дней. В следующий раз сказали, что министр принять не сможет, но в министерстве меня выслушают. Я приехала. Меня встретили добрые молодцы с таковой ухмылочкой на лице, что я разрыдалась. Оставила им сообщение и убежала. Звоню неделю через и слышу радостное: Алла Дмитриевна! Как добро, что вы позвонили! Мы постараемся все исправить... Через немного дней в газете статья о предстоящей поездке во Францию здоровенный делегации советских кинематографистов. И - глазам не верю - посреди прочих имен мое...

Новый министр написал реакция актрисе, в котором сообщал, что все выяснил и уже отдал все соответствующие распоряжения.

Королева сердец

Ей не требовались ухищрения косметологов и парикмахеров - она была неправдоподобно, ослепительно красива и в полной мере сознавала это. Актриса Лариса Лужина вспоминала, как в брежневские времена встречалась с Ларионовой на концертах: Алла была королевой! Она всю дорогу весьма неаккуратно снимала норковую шубу, которую подхватывал юный газетчик и везде за нею таскал. Он был крайне маленького роста, тем не менее с обожанием следовал за Ларионовой, как паж. Если она появлялась в театре или цирке, то представление уже никто не смотрел - все чуткость было обращено на ложу, в которой сидела Ларионова.

Модные тогда открытки-фотографии Ларионовой из серии Актеры советского кино продавались миллионными тиражами, сотни писем шли со всего Союза. Некоторые - на практике без адреса, зачастую на конвертах было написано: Москва. Ларионовой. И они доходили до адресата! Не вымысел и то, что актрисе зачастую писали отбывающие наказание. Особенно запомнилось ей одно послание. Человек, отбывающий возмездие в колонии, написал приблизительно так: Смотрел кино с твоим участием. Скоро освобожусь, приеду. И если ты впрямь такая, как в кино, я на тебе женюсь.

Николай Рыбников

Роман Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова достоин того, чтобы полагать его одним из самых трогательных в любовной истории ХХ века. Говорят, абсолютного и безусловного счастья не бывает, как не бывает и всепоглощающей, одной на всю бытие любви. Еще говорят, что в отношениях двоих единственный любит, а прочий только позволяет себя обожать, единственный целует, а иной только подставляет щеку. Пусть так! В их совместной жизни истинно как раз она позволяла себя боготворить, но не становилась от этого менее счастливой. Впрочем, не все в этой истории было несложно и однозначно.

Они познакомились ещё в институте. Рыбников зачастую бывал дома у Ларионовых, был знаком с родителями, но на Аллу смотрел без малого безучастно - он был в то время увлечен иной девушкой. Я плакала по ночам в подушку, - рассказывала Алла Дмитриевна, - а с его стороны не было более того намека. Потом я успокоилась, а Коля, напротив, загорелся.

Он страдал по ней без малого шесть лет... Однажды более того вешаться хотел. Рыбникова практически вытащили из петли, когда их групповой с Аллой сокурсник, Вадим Захаренко, рассказал, что якобы встречается (и не только!) с Аллой Ларионовой. Хочешь, я тебе ее отдам, - смеялся Захаренко, - забирай!. Рыбников кинулся в драку. В тот раз он сломал себе перст, тот, что неправильно сросся и напоминал ему об этой истории всю бытие.

А вслед за тем неудавшегося самоубийства Николаю вправлял мозги сам Герасимов. С ума ты, что ли, сошел?! - кричал он на весь институт. - Это ж додуматься надобно - вешаться из-за жабы!. Она не жаба, - губы Рыбникова дрожали, - она куколка! Она же не повинна, что любит другого!. А раз куколка, - сурово сказал Герасимов, - завоюй!. И Николай начал завоевывать.

И где бы я ни была, - вспоминала Ларионова, - за рубежом, на далеком хуторе, в полесских лесах - куда ни кинь получала от него короткие телеграммы: Люблю. Целую. Пью твое здоровье. Он звонил и всю дорогу говорил одно и то же: Алла, помни, я тебя люблю Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!.

Конечно, простоватый, с рабочее-заводской внешностью, он проигрывал на фоне мужественного красавца Переверзева. Но Ларионова поступила, как велит народная мудрость: с лица не воду пить.

Замужество

Они расписались в Минске, где Ларионова снималась в Полесской легенде, 2 января 1957 года. Рыбников приехал со работы картины Высота 30 декабря и сказал: Все, лапуся, идем расписываться!. Она подумала, что он сошел с ума: в праздничные дни все загсы закрыты, какая же может быть роспись?! Но 2 января все-таки поехали в ЗАГС.

Регистраторша умудрилась не изведать двух самых популярных артистов советского кино, сказала: Заявление необходимо за месяц давать, а так, с бухты-барахты, никто не женится!.

А подле загса эскорт машин, свидетели, гости! Что действовать? И тут кто-то вспомнил, что в Минске есть загс, расположенный как раз напротив кинотеатра, - уж там-то наверное Ларионову и Рыбникова знают, а стало быть, пойдут навстречу. Там их истинно расписали. Это был брак под номером 1 - первостепеннный в новом году.

Не обошлось и без курьеза, о котором вспоминала Ларионова: Регистраторша поставила в мой удостоверяющий личность документ штамп и написала: После замужества фамилия Рыбникова. Я ей говорю: Что же вы наделали! Вы же мне удостоверяющий личность документ испортили. Она так удивилась: Как, неужто вы не хотите брать фамилию мужа?. Я, - говорю, - ничего не имею супротив Рыбниковой, но Ларионова уже состоялась - столь фильмов вышло с моим участием. Тогда она зачеркнула свою запись и написала: Исправленному верить. Так я до обмена паспортов на новые - уже в 70-х годах - и ходила с почерканным паспортом.

В Дом кино на премьеру Высоты они пошли уже на пару. И когда герой фильма, которого также звали Николай, сказал с экрана: Ну что, Коля, кончилась твоя холостая существование?, весь зал практически взорвался аплодисментами.

Семья

Они прожили вкупе 33 года... Трудно зайти в чужую существование, да, по всей видимости, и не нужно. Ссорились ли они? Конечно. Живые же люди, а в жизни всякое случается, но до мордобоев, по словам самой Аллы Дмитриевны, не доходило - таковой сценарий не для них. Ревновал ли он ее? А как не возбраняется было такую не ревновать?! Ларионова была красавицей на все времена и неизменно нравилась мужчинам. Но если эта ревность и была, то знал о ней только сам Рыбников. Жену же он ни в жизнь и ни в чем не упрекал - ни в прошлых грехах, ни в настоящих.

Они вырастили двух дочерей - Алену и Арину (но ни одна из них не продолжила актёрскую династию). Когда уезжали на съемки, с девочками оставалась матушка Ларионовой Валентина Алексеевна. Однажды родители вернулись домой посредством месяц, одна из дочек посмотрела на маму и сказала: Тетя!. Ларионова продолжительно плакала. Тогда в семье решено было повесить на стенку большие портреты родителей. Бабушка показывала на них и внушала девочкам: Это мать, это папа. Закончилось все конфузом. Однажды Алла Дмитриевна пришла с маленькой Аришкой в детскую поликлинику. И в очереди, сидя у мамы на руках, девчурка как гром среди ясного неба показала на висящий на стене портрет Хрущева и закричала: Папа! Папа!. Спасаться от любопытных взглядов пришлось бегством.

Однажды кто-то из журналистов спросил Аллу Дмитриевну, не жалеет ли она, потому как могла произвести в жизни больше выгодную партию. Ларионова ответила: Судьба, значит. У меня в жизни было непочатый край ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью... А главное, весьма любил меня. Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его бытие укладывалась в бесхитростную схему: Любимая дама, обожаемый жилище, любимая работа. Алла была не только любимой женщиной Рыбникова - она была его божеством, да и, надо думать, всей его жизнью. Ну представьте себе, - вспоминает Ларионова, - в Москве кинофестиваль, на тот, что приезжают Софи Лорен, Джина Лоллобриджида... А я только родила, да ещё кормящая матушка - поправилась, выгляжу нехорошо, по дому хожу в затрапезном халате. Говорю ему: Коля, сходи посмотри, там такие женщины красивые!. А он отвечает: Ты что, с ума сошла? Ты лучше!. Я завсегда была для него лучше всех. Он вообще был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином....

После поездки на Кубу у Николая появилась кинокамера, - вспоминала Алла Дмитриевна. - Безумно редкая для нас в те годы "игрушка". И он так загорелся: дочек снимал чуток ли не ежеминутно - и дома, и на улице, и в гостях... Очень немало снимал в семье наших друзей Бондарчуков: их дочку Аленку. Я была ее крестной матерью, а Ирина Скобцева - крестная нашей младшей Ариши. То, что я решилась породить двоих детей, в актерской среде считалось капельку ли не подвигом, - не раз говорила Алла Дмитриевна. - Правда, если б не моя мамаша, не знаю, как бы мы с Колей справились... Но я крайне рада тому, что они у меня есть. Жаль вот только, что дочки по нашим стопам не пошли: одна работает на телевидении, другая окончила полиграфический техникум... Но, может, это и к лучшему: мы ибо с Колей в своей профессии вечно были людьми чрезвычайно зависимыми от сторонний воли...

Встречи с зарубежными коллегами

Алла Ларионова хоть отбавляй ездила и по миру, и по стране: И океан больше десяти раз пересекала! А фестивали постоянно привносили в нашу существование фейерверки эмоций. Представляете, что было, когда в Советском Союзе в первый раз прошла Неделя французского кино, когда приехали Жерар Филип, Даниель Дарье, Николь Курсель?!.. А позже с ответным визитом послали в Париж нас. Людмила Целиковская, Сергей Бондарчук, Николай Черкасов, Элина Быстрицкая, Владлен Давыдов, ну и я...

Рассказывают, что у Аллы Ларионовой был роман с Жераром Филипом... Ох уж эти слухи! - не раз парировала актриса. - Да, мы симпатизировали дружбан другу. Он спросил, как меня зовут, позже с трудом произнес по-русски: "Алла Ларионова" и, указывая на себя пальцем, сказал: "А я - Жерар Филип". Однажды я назвала его "Жерарчик", а он в ответ: "Алчик". На прощальном приеме он написал на ресторанном меню такие строки: "Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен". Он мне нравился, он очаровывал. Но ближе к моему идеалу был Жан Габен, с которым, к сожалению, я не была знакома. Он в те годы был уже неблизко не молод. Но в нем чувствовалась мужская мощь. А это крайне значимо для женщины. Еще школьницей я увидела его в картине "У стен Малапаги". Этакий гриб-боровик... Я безумно его любила.

Аллу Ларионову зачастую в шутку называли специалистом по Южной Америке. Она исколесила ее вдоль и поперек. Как-то в Бразилии перед просмотром фильма она сидела с Сергеем Бондарчуком в кинозале. К ним подошла по тем временам необычно одетая - в брюках! - черноволосая дама.

Я знаю, вы русские, - сказала дама. - Мне интересны ваши фильмы. А это твой молодой? - И она показала на Сергея. Потом мы узнали, что это была сама Анна Маньяни - королева итальянского кино.

Как-то в Аргентине Алла Ларионова была с показами Садко. На прощальном банкете к столику подошла невысокая светловолосая дама. Она остановилась и в поясок, по-русски поклонилась: Я подошла, чтобы выказать свой экстаз вашей красотой! - сказала она. - Вас запрещено не подметить!.. Я - Мэри Пикфорд.

Я вскочила со стула как ужаленная. Боже! Я столь о ней слышала! Потом она рассказывала о своих впечатлениях от посещения нашей страны, когда снималась в картине Поцелуй Мэри Пикфорд, где ее партнером был Игорь Ильинский. Говорила, что на всю бытие запомнила искренность, сердечность и доброту, с которой ее принимали в России... На прощание Мэри Пикфорд подарила мне близкое фото - самый-самый дорогой для меня дар, тот, что я привезла из Аргентины.

Из воспоминаний Ирины Скобцевой-Бондарчук

Вот что вспоминает об Алле Ларионовой Ирина Константиновна Скобцева-Бондарчук, народная артистка России:

С Аллочкой мы ни в жизнь сообща не снимались. Но я сильно длительно находилась под впечатлением от ее игры, красоты, женственности следом Анны на шее. И помню одну безделица, крайне личную. Когда меня зачислили в штат Театра-студии киноактера, мы ещё не были с ней знакомы. Я пришла туда в основополагающий раз и увидела подле большого зеркала в гардеробе Аллу. Она поправляла платочек на шее, после этого достала из сумочки духи Кристиан Диор - Ма Гриф... И весь ее вид в те минуты: пепельные волосы, пышные глаза, вздернутый носик и аромат Ма Гриф соединились в моем восприятии Аллы. И первое, что я себе купила, выехав за рубеж, - духи Ма Гриф...

А некоторое время через мы подружились семьями. Мы жили в одном доме у метро Аэропорт. Ходили товарищ к другу в гости, крестили товарищ у друга детей... Еще наши мужчины играли в шахматы. И в этом месте настойчивость и упрямство Бондарчука схлестывались со вспыльчивостью Рыбникова. У Сергея расчет был на стратегию и тактику, у Коли же - на стремительность и темперамент. Тем не менее, ему нечасто удавалось переиграть Бондарчука...

Коля и Алла были одной из самых счастливых семейных пар, какие я только знаю. Алла за Колей была как за каменной стеной. И я с белой завистью смотрела на то, как Коля устроил быт и взял на себя многие из тех обязанностей, которые в нашей семье лежали на моих плечах. Вы бы видели, как он отделал их новую пятикомнатную квартиру! Таким мужчиной, да и вообще этой парой, нереально было не восхищаться.

Дальнейшая служба в кино. 60-е 70-е годы

Судьба распорядилась так, что актриса попала в кино в тот период, тот, что критики прозвали грустным словом малокартинье. Поэтому и киноработ у нее немного, но, несомненно основные ее роли - в картинах классического репертуара - стали событием в истории советского кино. Но в 60-е годы главных ролей в костюмных фильмах кинодиве больше не предлагали.

Ларионова по-прежнему снималась, не пренебрегая более того эпизодическими ролями. Оказалось, что этой красавице совершенно под силу и роли характерные, требующие немилосердного изменения внешности. В фильмах, - вспоминала Алла Дмитриевна, - я перевоплощалась, как того требовала образ. Например, в картине Дикий мед (1966) меня вообще сделали дурнушкой. Я перед съемкой носик припудрю, губки с ресничками подкрашу, а режиссер придет, из лужи грязи зачерпнет в ладошка и мне этой грязью по лицу. И в кадр. Чтобы, значит, жизненной правды достичь. Фильм-то о войне, где моя героиня - фронтовой корреспондент. Я на съемках и в лужах валялась, и в окопах ползала, а кругом танковые атаки, гарь, взрывы, смрад. Конечно, тут уж не до красоты было.

С этой ролью у Аллы Дмитриевны была связана смешная история. Одетая и загримированная, она столкнулась в коридоре киностудии с Рыбниковым. Сначала они ехали совместно в лифте, вслед за тем он заглянул в комнату, которую занимала творческая группа картины. Ларионова подошла позади и измененным голосом сказала: Николай Николаевич, звонила Алла Дмитриевна, просила вам передать, что обед в холодильнике. Он повернулся, посмотрел, поблагодарил и... пошел долой. Жену он не узнал.

В 70-х годах творческая карьера Рыбникова и Ларионовой пошла на спад. На смену им пришли другие молодые красивые актёры, но надежды возвратиться в кино они не теряли. Были какие-то картины, но все они в основном проходили незамеченными и Алла Дмитриевна на практике оставила кино. Наверное, это был сознательный шаг - потому что краса и юность уже ушли.

Когда актрису спрашивали о несостоявшихся ролях, она отвечала: Я жалею только об одном: мне не дали сняться в фильме Чарли Чаплина. Чаплин весьма хотел снять Аллу Ларионову, но более того немалый режиссёр и артист не смог пробить косность советских чиновников от кинематографа.

Смерть Николая Рыбникова

В последние годы жизни Рыбников шибко тяжко переживал отсутствие работы: в ролях сталеваров и монтажников-высотников его уже не снимали - потребности в таких образах не было, а на возрастные роли он психологически перестроиться не мог, а может быть, и не хотел. Он начал выпивать. Полнел и время от времени вынужден был усаживаться на диету. Но ролей все одинаково не было...

Незадолго до смерти Рыбникову предложили образ в англо-русском фильме. Он шибко обрадовался, похудел, начал обучать образ на английском языке. Но, к сожалению, ничего из этого не получилось... Николай Николаевич чувствовал себя все хуже, перенес на ногах микроинсульт. Он умер так же негромко, как и жил, 22 октября 1990 года - легко не проснулся. И Ларионовой необходимо было обвыкаться существовать одной...

Жизнь без мужа

Она пережила мужа без малого на 10 лет. Оставаться в доме, где все напоминало о Коле, не было сил, и Алла Дмитриевна поменяла роскошную пятикомнатную квартиру у метро Новослободская на двухкомнатную хрущевку. Переехать-то переехала, а вещи продолжительно разобрать не могла - так они и стояли в коробках, и подружки грозились прийти и, выдворив хозяйку за ворота, навести строй. А Ларионова несложно не успевала заняться домом - сообща с вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем Деньги, коварство и любовь, где ей досталась образ, которую раньше играла Людмила Целиковская. Говорят, она искала спасения в работе. Возможно. Но, скорее всего, сиживать без дела, предаваясь воспоминаниям, без затей не могла.

Алла по-прежнему любила принимать гостей, устраивая девичники для своих подружек. Жила жизнью и проблемами дочерей, которые до конца жизни опекали маму и называли ее нежно - Мусиком. Много курила, а вот глотнуть любила чуть-чуть - для настроения. Она не позволяла себе расслабиться, постоянно выглядела ухоженной, элегантно и со вкусом одетой. Продолжала лихо водить машину - это неизменно в различие от домашнего хозяйства было любимым ее занятием.

У нее постоянно жили собаки - стоило преставиться одной, как тут же заводили другую. Только одну, карликовую болонку Каплю, пришлось вернуть. Собака, которую Ларионовой подарили на съемках фильма Ко мне, Мухтар!, считала Аллу Дмитриевну своей собственностью и ни при каких обстоятельствах с ней не расставалась. Даже когда актриса была за рулем, собака сидела у нее на плече. Однажды на крутом повороте Капля легко выпала в оконце. Пока болонка ревновала Ларионову к мужу и более того рычала на него, ее терпели. Но когда Капля стала кусать детей, с ней пришлось распроститься.

Рядом с пятиэтажкой, в которой жила Ларионова, построили многоэтажный обиталище. Она крайне хотела принять в нем квартиру, и в Моссовете ей пообещали - все-таки знаменитая актриса. А после этого чиновники запросили 30 тысяч долларов... У нее не было таких денег: актриса жила сильно скромно - на пенсионную выплату немного больше 500 рублей. Говорят, Наина Ельцина предлагала подмога, но Алла Дмитриевна отказалась.

Она умирала дважды

Вообще-то, она умирала дважды. Возвращаясь с гастролей на самолете, неожиданно почувствовала себя нехорошо и потеряла разум. Ее уложили в проходе между креслами, дали нитроглицерин, тот, что нашла в ее сумочке Нонна Мордюкова, расстегнули воротничок блузки. Не тотчас, но она вернулась... Говорят, что когда Ларионова открыла глаза, актриса Валентина Титова предложила: Алла, сними парик (в последнее время Ларионова его носила), легче будет!. Но актриса прошептала: Если отдавать богу душу, то только в парике!. Когда авиалайнер приземлился, в аэропорту его встречала агрегатина "скорой помощи": летчики передали на землю, что Алла Ларионова умерла. Ей сказали тогда, что это добрая примета и существовать она сейчас будет долго-долго...

Она умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой. За немного дней до смерти Алла Дмитриевна получила в гостинец жука-скарабея и сильно обрадовалась доброй примете, сказала: Я в текущее время во все верю, мне так нужно самочувствие!. Накануне в половине двенадцатого ночи соседи видели, как она курила на балконе. Легла дремать, как как правило, с сеточкой на волосах и двумя крупными бигуди на челке. Ларионова умерла во сне от обширного инфаркта. Ей было 69 лет. Говорят, что такая конец уготована только праведникам и ее надобно снискать...

Алла Ларионова не дожила до своего 70-летия без малого год. Дочери, перепуганные тем, что мать не появилась у врача, к которому собиралась, и не отвечает на телефонные звонки, бросились к ней домой. Алла Дмитриевна лежала в постели на боку, свернувшись калачиком, чисто спала. Ее предали земле на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым.

P. S. 19 февраля 2001 года ей должно было бы исполниться 70 лет. В день рождения Аллы Дмитриевны, на доме, где прошли последние годы ее жизни (Банный переулок, обитель 7), была открыта мемориальная доска. Инициатором этого события стала Гильдия актеров кино России.

Автор Гончар Наталья Станиславовна.

Так же читайте биографии известных людей:
Алла Юганова Alla Yuganova

Алла Юганова - российская актриса театра и кино, певица. Родилась 19 января 1982 года.Алла Юганова дебютировала в кино в 2000 году, снявшись в..
читать далее

Алла Сурикова Alla Surikova

В 2000 году режиссером снят для телевидения авантюрный сериал "Идеальная пара" (10 серий), а музыкальная двухсерийная картина "Только раз..."..
читать далее

Алла Демидова Alla Demidova

А.С. Демидова народная артистка РСФСР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977), премии Президента России (2001), премии имени К.С...
читать далее

Алла Тарасова Alla Tarasova

Алла Тарасова - выдающаяся советская актриса театра и кино. Родилась 25 января 1898 года.Алла Тарасова играла на сценах таких театров как:..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий