Известные люди

»

Анатолий Арсеньев

Анатолий Арсеньев Anatoly Arseniev Карьера: Философ
Рождение: Россия» Москва, 13.11.1923
В настоящее время ведущий н. с. Института развития личности. Основные направления работы: исследования отношения Человек-Мир; органических систем; антропогенеза; проблемы личности; развития личности и ее этического сознания; новоевропейского рационализма и науки; глобального кризиса современности.

Арсеньев Анатолий Сергеевич спец по общим проблемам философии; кандидат филосовских. наук, доцент. Родился в Москве, преподавал в вузах, являлся сотрудником НИИ (ИФ АН СССР, ИИЕТ АН СССР, Центр. экономико-математического института АН СССР и др.).

В настоящее время ведущий н. с. Института развития личности. Основные направления работы: исследования отношения Человек-Мир; органических систем; антропогенеза; проблемы личности; развития личности и ее этического сознания; новоевропейского рационализма и науки; глобального кризиса современности.

19641968 связаны с коренным изменением представлений А. о филос, ее роли и назначении (Размышления о работе Л.С.Рубинштейна "Человек и Мир". ВФ. 1993. 5). Филос. А. рассматривает как сильно личностное раздумье об отношении Человек-Мир (объективированной, опосредованной разумом форме первичного, служащего началом антропогенеза, непосредственного религиозного отношения Я-Ты). Бесконечность этого отношения выявлена в двух формах: потенциальной бесконечности (ПБ) как "снятии" во времени конечных опреде-ленностей в чувственно воспринимаемой "проявлен: ной" обл. бытия, и актуальной бесконечности (АБ), содержащей все, что м.б. достигнуто в ПБ в будущем, связанной с обл. непроявленных форм, образов, смыслов и т.д

Эволюция, формирование, творч. связаны с взаимодействием ПБ (что, напр., может пониматься как каузальность, адаптация) и АБ (телеологичность, целепо-лагание, "ароморфозы", эмерджентная эволюция и т.п.), прошлого и будущего. Здесь возникает задача свободы. Взаимодействие АБ и ПБ приводит к представлению о развитии как интерференции сменяющих дружбан друга фаз различной глубины и длительности, связанных, как правило, с преобладанием рефлексии (погруженностью в себя, выработкой устойчивого основания, способного противостоять внеш. среде восстановлением непосредственных связей с АБ) или трансцендирования (экспансии во внеш. среду, в обл. ПБ). Гегелевские "скачки" не возбраняется разобрать как "прорывы" АБ в ПБ в отрезок времени "междуфазья", "квазихаоса". Радикально свежий шаг в развитии связан с "возвратом" за пределы основания заканчивающейся фазы и сменой основания на больше глубокое. Эти особенности органического развития проявляются не как жесткие законы, но как лежащие сильно под разнообразием эмпирического бытия общие тенденции, приметить которые, в частности, помогает философия. Человек парадоксальное бесконечно-конечное созданье, снимающее свою конечность в обл. ПБ транс-цендированием, благодаря своей причастности АБ, где он уже трансцендентен.

Развитие личности становление Человека в индивиде. Этическое рассудок личности ещё парадоксально, располюсовано на конечную и бесконечную обл. Конечная обл. (ПБ) связана с групповой системой ценностей, выражается в моральных нормах и требованиях группы к индивиду. Бесконечная (АБ) в безусловных, не связанных с социальной средой, растущих вкупе с внутр. личностным "Я" индивида всеобщих принципах. Внутренний конфликт этих областей величавый момент личностного развития (Взаимоотношение науки и нравственности. 1969.

В сборнике "Наука и нравственность". М., 1971, опубликована количество, на все сто при издании одноименного сборника издательством "Прогресс" на иностранном языке). Осн. идеи кратко изложены в ст. "Научное образование и нравственное воспитание" в сб. "Психологические проблемы нравственного воспитания детей". М., 1977; кн. под ред. В.В.Давыдова "Философско-психологические проблемы развития образования". М., 1981).

В антропогенезе А. выделяет две фазы: Палеолит преобладание рефлексии, дух. и телесного саморазвития Человека, господство отношения ЧеловекМир, и Неолит преобладание трансцендирования, формирование орудий труда, "неорганического тела человека", господство отношения СубъектОбъект. Факторы, приведшие мировое сообщество к современному глобальному кризису, связаны с неолитической революцией, а сам кризис является завершением, деградацией и разрушением фазы Неолита, за к-рой, предположительно, может придерживаться на новом уровне фаза самоизменения Человека (Глобальный кризис современности и Россия // Континент. 73. 1992). Этот кризис захватывает все формы жизни и сознания, в т.ч. филос. Новая ("постнеолитическая") философия не может сводиться к построению тех или др. (категориальных, логических, понятийных и т.п.) систем. Она может являть себя только в вероятностном ключе, представляя нечто словно бы "прогулки" по границе рационального и нерационального, подводящей Человека к ощущению Тайны себя самого и Мира. Ее проблема по отношению к предшествовавшим формам филос. и религии отделение в них вечного от временного.

Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Воронин Anatoly Voronin

Советский и российский почвовед, доктор биологических наук (1981), профессор (1984), заведующий кафедрой физики и мелиорации почв (19771998) и декан..
читать далее

Анатолий Поздняков Anatoly Pozdnyakov

Российский почвовед, доктор биологических наук, профессор факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова.
читать далее

Анатолий Александров Anatoly Aleksandrov

Выдающийся учёный (физик), академик (1953).
читать далее

Анатолий Логунов Anatoly Logunov

Анатолий Логунов - советский и российский физик-теоретик. Родился 30 декабря 1926 года.Анатолий Логунов - доктор физико-математических наук (1959..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий