Известные люди

»

Анатолий Брандыс

Анатолий Брандыс Anatoly Brandius Карьера: Герой
Рождение: Украина
В 1940 году А. Я. Брандыс поступил в Днепропетровскую среднюю школу военно-воздушных сил, откуда в начале Великой Отечественной войны был переведен в Пермское авиационное училище штурмовиков. В августе 1943 года был направлен на Южный фронт. Участвовал в боях на Украине, в Крыму, Белоруссии, под Кенигсбергом. Всего в годы войны совершил 228 боевых вылетов, уничтожив большое количество военной техники и живой силы противника.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Анатолию Яковлевичу Брандысу присвоено звание Героя Советского Союза. 29 июня 1945 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Анатолий Яковлевич Брандыс родился в семье рабочего. По национальности украинец. Член КПСС с 1944 года.

После войны удачно окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а далее Академию Генерального штаба. Командовал авиационной частью, соединением. В настоящее время А. Я. Брандыс кандидат военных наук, доцент продолжает службу в Советской Армии.

На прифронтовом аэродроме молодых летчиков, только что окончивших авиационную школу и получивших кой-какой навык боевого применения самолета в учебно-тренировочном полку, встретили тепло. Было сделано все, чтобы они с первого же дня почувствовали себя членами дружного коллектива и резво включились в боевую работу.

Командир познакомился с каждым из снова прибывших летчиков, представил их личному составу полка, рассказал им о боевых делах наиболее отличившихся однополчан.

Теперь познакомьтесь с аэродромом, с районом полетов, сказал он в заключение. Обязательно поговорите с боевыми летчиками. Они вам многое могут поведать. Это сгодится. Долго тосковать не будете, некогда. Фронт не за горами. Слышите?

Командир поднял вверх руку, требуя внимания, и все явственно услышали глухие звуки артиллерийской канонады. Да, фронт был вправду рядом.

В строю в числе молодых летчиков был Анатолий Брандыс. Он участливо прислушивался к каждому слову командира. Ему хотелось быстрее вникнуть во все тонкости боевой работы, познать секреты тактических приемов действий штурмовиков.

Наступил вечерок. Возвратившиеся с боевого задания летчики рассказывали о своих впечатлениях, громко разбирали различные обстоятельства воздушного боя, критиковали отдельных летчиков за ошибки и промахи, допущенные в полете.

Все эти дни Анатолий напряженно готовился к началу боевой работы. За это время он сделал немного контрольных и тренировочных полетов, летал на стрельбу и бомбометание по учебным целям и показал хорошие результаты. Командир эскадрильи остался доволен.

Если так будешь летать, то и биться будешь недурно, сказал он летчику. Главное будь внимателен в полете, не отрывайся от ведущего, следи за всеми его действиями.

Жвручить боевого вылета долговременно не пришлось. Как-то Брандыса вызвал начальник полка Н. Ляховский.

Ну как, орел, расположение? Не скучаешь? с улыбкой спросил начальник. Командир интересовался всем: самочувствием летчика, знанием района боевых действий, обстановки на фронте.

Завтра у тебя первостепеннный боевой вылет, сказал он, убедившись в готовности новичка. Будь внимателен. Подробные указания даст ведущий группы.

На аэродроме кипела напряженная служба, готовили самолеты к предстоящему боевому вылету. Технический состав вкалывал без устали, стремясь, чтобы все запланированные для полета самолеты поднялись в воздух. Заделывали пробоины на крыльях и фюзеляжах, устраняли обнаруженные в двигателях неполадки. Вместе с техниками работали и летчики. И эта приятельство и взаимопомощь позволяли действовать, казалось, невозможное.

С особым настроением работал в тот день и Анатолий на уже видавшем виды самолете с хвостовым номером 24. Брандыс решил все обследовать сам: опробовал мотор, просмотрел бомбардировочное и стрелковое вооружение, кабину и ее оборудование. Очень хотелось, чтобы начальный боевой вылет прошел благополучно.

С рассветом группе штурмовиков предстояло причинить потрясение по колонне танков дивизии Мертвая голова. От командира полка и ведущего получены все указания до мельчайших подробностей. Сделаны все необходимые пометки на полетных картах, проложен путь. Брандыс детально изучает характерные ориентиры. Мало ли что может быть в полете! Нужно неплохо располагать информацией путь, чтобы вылезти на мишень, а после этого возвратиться на аэровокзал.

Когда все было готово, начальник сказал:

А в настоящее время переводить дух, приподниматься придется до времени.

В ту темное время суток Анатолий длительно не мог задремать. Через немного часов основополагающий боевой вылет.

Рано утром группа штурмовиков поднялась в воздух и взяла вектор движения на запад. Вначале все было неплохо, но, когда самолеты отошли неблизко от аэродрома, двигатель стал одаривать перебои. А оттого что намедни сам опробовал двигатель. Анатолия охватила напряженность.

Что работать? Неужели ретироваться, не выполнив первого боевого задания?

С большим трудом подобрал Анатолий эдакий порядок, на котором двигатель работал лучше, но от группы все же отстал.

Хоть единственный, но дойду до цели и сброшу бомбы, думал пилот, тем больше мишень уже близка.

Вглядываясь вперед, где уже чернели клубы бомбовых разрывов плод налета наших штурмовиков, Анатолий ободрял себя: И для меня найдется цель.

Нанеся потрясение по скоплению танков противника, группа развернулась и взяла вектор движения на свой аэровокзал. Брандыс к этому времени только подходил к району цели. Противник открыл по нему дюжий жар. Обнаружив скопление танков, замаскировавшихся посреди подсолнухов, Анатолий с разворота перевел авиалайнер в пологое пикирование. Мотор сызнова напомнил о себе. Но танки противника все отчетливее просматривались в лобовом стекле фонаря кабины. Пора! Понимая создавшуюся обстановку, Анатолий решает скинуть бомбы с одного захода. Он резким движением переводит рычаг аварийного сброса бомб обратно до отказа и выводит облегченный авиалайнер из пикирования.

Подбирая обороты двигателя и маневрируя на малой высоте, Брандыс успешно вышел из района цели. На обратном пути, пристроившись к прочий группе штурмовиков, возвращавшихся позже выполнения задания, он дошел с ней до своего аэродрома.

Почему не вернулся? спросил затем посадки начальник, выслушав отчет Брандыса.

Считал, что могу реализовать задачу, ответил Анатолий.

За настойчивость в выполнении боевого задания начальник похвалил летчика, но посоветовал в подобных случаях не дерзать и ворочаться на аэровокзал.

Шло время. Брандыс уже совершил много успешных боевых вылетов. Наши войска двигались на запад. Впереди был близкий Днепропетровск. Город ждал освобождения.

Получено задание: причинить потрясение по вражескому железнодорожному эшелону севернее Мелитополя. На подходе к цели Группу штурмовали истребители противника. Завязался воздушный мордобой. В самый-самый напружиненный миг турельный пулемет на самолете Брандыса замолчал.

Пулемет отказал! взволнованно передал воздушный стрелок А. Карымшаков командиру.

Попробуй перезарядить! ответил начальник и стал грубо кидать машину из стороны в сторону, стремясь вылезти из-под прицельного огня истребителей противника.

Гитлеровцам хотелось, чтобы наши штурмовики нарушили боевой строй. Но летчики сурово выдерживали свои места. Сбросив бомбы на эшелон противника и обстреляв его из пушек, группа удачно возвратилась на свой аэровокзал. Разбитый эшелон на долгое время закупорил ж-д перегон. И еще раз на разборе начальник отметил смелость и инициативу Брандыса.

Штурмовики своими действиями с воздуха оказывали нашим войскам большую поддержка.

На одном из участков фронта продвижению наших войск шибко мешала артиллерия противника. Командование вызвало штурмовиков. Немцы защищали свои позиции, сосредоточив большое численность зенитных средств. Чтобы удачно реализовать поручение, нужно было в свое время всего приневолить замолкнуть зенитки.

Разработали подробный проект действий. Первая доля группы должна была причинить потрясение по артиллерии, а вторая, шедшая немного позади, штурмовать зенитные точки, когда они откроют жар и этим демаскируют себя.

На малой высоте Брандыс со своей группой вышел на заданную мишень и всю мощь огня обрушил на вражеские артиллерийские позиции. Артиллерия замолчала. Воспользовавшись этим, наземные части поднялись в атакование. Открывшие жар зенитки были атакованы вторым звеном группы. Штурмовики сделали 14 заходов на мишень, пробыв над ней 25 минут. Наши войска выбили противника с занятого рубежа и овладели им.

День ото дня совершенствовалось боевое мастерство Брандыса. Наибольшее ублаготворение чувствовал он, когда наша пехота, видя своих верных помощников штурмовиков, летящих на бреющем полете, поднималась во весь подъем и под их прикрытием шла в атаку.

После освобождения южных районов Украины полк, в котором служил Брандыс, наносил удары по врагу, ещё находившемуся в Крыму. Истребители противника, подстерегая наших штурмовиков, пытались штурмовать их. Но илы своим мощным огнем отбивали их атаки, а зачастую и сбивали вражеских истребителей. Спаянные крепкой боевой дружбой, летчики полка к тяжелых условиях не раз выходили победителями.

Однажды эскадрилья под командованием опытного летчика Леонида Беды, заместителем которого был Брандыс, получила задание: под прикрытием истребителей причинить потрясение по вражескому эродрому южнее Джанкоя. Противник встретил штурмовиков сильным огнем. Маневрируя в разрывах снарядов, группа прорвалась к цели. На окраине аэродрома стояло большое число самолетов.

Внимание! Атака! скомандовал Бпища, и штурмовики устремились в пикирование.

Увлеченный атакой, Брандыс не замечал, как вблизи его самолета рвались снаряды. Он открыл жар из пушек и пулеметов. На выходе из пикирования сбросил бомбы. Стрелой взмыла вверх его агрегатина, и группа ушла от цели. На аэродроме горели вражеские самолеты. От прямого попадания бомб взлетел в воздух склад боеприпасов.

Самолет Брандыса в этом бою был шибко поврежден. На крыльях виднелось море пробоин, в отдельных местах были вырваны куски обшивки, но двигатель работал ладно и лететь ещё разрешено было.

Едва успела группа уйти от цели, как в шлемофоне послышался звук командира:

Иду на вынужденную: отказал движок.

В машине командира эскадрильи пробило водяной радиатор, и влага, охлаждающая движок, хлынула в кабину. Анатолий видел посадку самолета командира. Кругом степь, укрыться негде, а рядом супротивник. Недалеко деревенька Александровка, в которой засели фашисты. Заметив авиалайнер, они уже мчались к месту посадки.

Что совершать? Бросить командира? Нет! Тут же созрело заключение присесть рядом, захватить экипаж и взвиться. В степи это хотя и угрожающе, но вероятно. Однако на поврежденном самолете усаживаться угрожающе.

Анатолий уходит вверх и приказывает присесть и захватить экипаж командира младшему лейтенанту Берестневу. Тот мастерски садится рядом с самолетом Беды, забирает экипаж и взлетает, а Брандыс в это время в паре с ведомым командира прикрывает их с воздуха.

Воздушные стрелки самолетов Брандыса и ведомого Беды открыли пламень по приближавшимся фашистам.

Когда авиалайнер Берестнева взлетел в воздух, Анатолий спикировал на оставшийся в степи авиалайнер командира и пушечным огнем поджег его.

Так был спасен прославленный пилот, ненаглядный начальник Леонид Бпища. За избавление командира пилот Берестнев был награжден орденом Красного Знамени.

В Крыму Анатолию Брандысу зачастую приходилось летать в паре со своим ведомым на охоту, на разведку. Он доставлял командованию ценные сведения о противнике. В этих полетах Брандыс уничтожал одиночные наиболее важные цели. Много раз пролетал Анатолий над руинами Севастополя. И всякий раз думал: сколь горя выпало на долю его обитателей, сколь мужества и геройства проявили они! И когда Брандыс штурмовал врага на овеянных славой холмах Севастополя, наносил сокрушительные удары по кораблям противника, он вечно повторял:

За тебя, Севастополь, за вас, герои-севастопольцы!

Особенно запомнился Анатолию потрясение по скоплению вражеских войск и техники в Севастопольском порту. Группа шла на малой высоте. При подходе к бухте неприятель открыл мощный зенитный пламень. Но штурмовики прорвались к цели и нанесли по ней бомбовый потрясение. В бухте возник пожар. Гитлеровцам был нанесен значительный урон.

После освобождения нашими войсками Крыма Брандыс вкупе с полком перелетел на 3-й Белорусский фронт. Здесь он участвовал в боях по прорыву вражеской обороны в районе Орши, в освобождении Белоруссии и разгроме вражеских войск в Восточной Пруссии.

За мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, Анатолию Яковлевичу Брандысу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В представлении командования говорилось: За совершенные 128 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2 на бомбометание и штурмовку техники и активный силы противника и проявленные при этом героизм, мужество, отвагу и доблесть достоин представления к высшей правительственной награде присвоению звания Героя Советского Союза.

Воротами Германии называли в те дни Восточную Пруссию. Сюда привела военная путь и Анатолия Брандыса. Здесь он прославился как мастер штурмового удара по вражеским аэродромам. Ему поручались самые трудные задания, и он выполнял их с честью.

Наиболее сложная проблема встала перед летчиками при штурме Кенигсберга. Противник стянул в град большое число зенитной артиллерии, расставив ее в городе между домами. Это шибко мешало действиям нашей авиации. Брандыс и в этом месте показал близкое мастерство. Он применил новую тактику борьбы с зенитной артиллерией. Она заключалась в том, чтобы наносить удары по ней с малых высот, с планирования. Возможности орудий ограничивались, так как окружающие здания сокращали радиус обстрела. Эта тактика дала свои результаты. Резко сократились потери нашей авиации, и возросла эффективность ее действий.

Пройдя громадный и нелегкий стезя войны, Анатолий Брандыс накопил гигантский боевой навык, которым он щедро делился с молодежью. К концу войны он стал капитаном, командиром эскадрильи. В его подразделении выросло немало опытных летчиков мастеров штурмового удара.

Радостные дни переживал тогда Анатолий Брандыс. Для него торжество Победы стал двойным праздником: за мужество, отвагу и геройство он был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Гальперин Anatoly Galperin

Командир батареи 951-го артиллерийского полка 391-й стрелковой дивизии 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта,старший лейтенант, Герой Советского..
читать далее

Анатолий Железняков Anatolyi Zheleznyakov

Матрос Балтийского флота, анархист, герой гражданской войны.
читать далее

Анатолий Кобликов Anatoly Koblikov

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью.
читать далее

Анатолий Ковалев Anatoly Kovalev

В дни оккупации Ковалев стал членом подпольной организации "Молодая гвардия", руководил боевым звеном, державшим под контролем городской базар и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий