Известные люди

»

Анатолий Недбайло

Анатолий Недбайло Anatoly Nedbajlo Карьера: Герой
Рождение: Украина
В годы Великой Отечественной войны А. К. Недбайло был командиром звена, авиаэскадрильи, произвел 224 успешных боевых вылета. 19 апреля 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. 29 июня. 1945 года он был награжден второй медалью Золотая Звезда. Удостоен также многих орденов и медалей.

Анатолий Константинович Недбайло родился в семье рабочего. По национальности украинец. Член КПСС с 1944 года. В Советской Армии с 1941 года. Начал службу курсантом Луганской военно-авиационной школы пилотов, которую окончил в 1943 году.

После Великой Отечественной войны удачно окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Ныне генерал-майор авиации А. К. Недбайло продолжает службу в Советской Армии.

Это случилось на реке Миус. Анатолий Недбайло, тогда ещё юный пилот, выполнял одно из первых боевых заданий. В воздушной схватке летчика постигла неудача: его авиалайнер был подбит. Все же Недбайло перетянул линию фронта и сумел усадить израненную машину на своем аэродроме.

Познав горечь поражения, он приобрел нечто такое, без чего не может быть настоящего воздушного бойца: выдержку и настойчивость в достижении цели. И на той же реке Миус Анатолий в первый раз проявил качества опытного боевого летчика.

Перед штурмовиками была поставлена задача: возвести дымовую завесу на участке, где предполагалось форсировать реку. Выполнение ее возлагалось на звено штурмовиков без прикрытия истребителей. Сложность задания очевидна: летчикам нужно промчаться подле самых позиций противника на высоте 20 30 метров под огнем всех видов оружия.

Командир полка гвардии майор Н. Ф. Ляховский перебрал в памяти всех своих летчиков: начальник звена Э. Бикбулатов, тот самый справится само собой. И другие летчики звена также уже тертые калачи.

Таким тертым калачом Ляховский считал и Анатолия Недбайло, хотя тот только-только начинал постигать боевое искусство. Опытный начальник сумел рассмотреть в молодом летчике хорошие боевые задатки и не ошибся.

Итак, специалыгаки, развесёло сказал Бикбулатов, обращаясь к летчикам, которым предстояло исполнить специальное поручение, занятие новое и сложное. Прежде давайте уясним маневр. Необходимо в аккурат и в то же время скрытно вылезти в заданный район. Вначале пойдем в разомкнутом боевом порядке, чтобы не утомить себя. Силы нам понадобятся над целью. За 15 20 километров от Миусы, над пунктом Н., переходим на бреющий, а над вражеским берегом горкой набираем метров 200 высоты. Первый выброс химического состава произвожу я. Когда появится дымовая завеса, воздушные стрелки должны вскрыть пламень по огневым точкам противника.

На этом закончилась подготовка к полету.

И вот самолеты уже над целью. Под крыльями самолетов молниеносно проносятся траншеи пехоты, пулеметные гнезда. Недбайло зорко следит за ведущим, чтобы не прозевать ответственный миг начала постановки дымовой завесы. Вот шлейф дыма вырывается из-под самолета Бикбулатова. Раз, два, три... шесть... отсчитывает в уме необходимое время Анатолий и видит, что и второй пилот звена, И. В. Калитин, включил дымовые приборы следом за командиром. Мимо продолжают проноситься вражеские позиции, огрызающиеся пушечным и пулеметным огнем. Советские самолеты летят через тот самый жар.

Одиннадцать, двенадцать... продолжает мнить Недбайло и нажимает на гашетку. Химические приборы вступают в действо.

В тот самый миг Бикбулатов бросает машину в первую голову вверх, после этого вниз и ведет жар по позициям врага. Ведомые следуют за ним. Потом свежий резкий маневр, и штурмовики возвращаются на свой аэропорт.

За отличное выполнение этого сложного задания Недбайло была вручена первая правительственная награда орден Красной Звезды.

Боевые полеты продолжались. 15 августа 1943 года начальник эскадрильи Е. Е. Крывошлык собрал летчиков и сказал:

На аэродроме Кутейниково враг сосредоточил до 80 самолетов. Нашему полку поручено стукнуть по этому аэродрому тремя шестерками. Одну из боевых групп приказано новости мне.

Командир эскадрильи определил состав шестерки. Недбайло летел замыкающим. Это был его основополагающий боевой вылет на штурмовку вражеского аэродрома.

Только я закончил перестроение, рассказывает о вылете Недбайло, как первая шестерка резво пошла в атаку. За ней вторая... Еще мимолетность, и мы обрушимся на вражеский аэродром, пронеслось в сознании. Прослеживаю взглядом ориентация пикирования второй шестерки; по отражению солнечных лучей обнаруживаю самолетные стоянки. Машины стояли в каком-то беспорядке по группам. Так вот он, аэродром, думаю я и вдогон за ведущим ввожу штурмовик в пике. Взор прикован к самолету командира. Малейшее промедление и бомбы пройдут мимо цели. Еще момент и вниз полетели реактивные снаряды с самолета ведущего. Я делаю то же самое. На стоянке вражеских машин вздыбились взрывы.

Снова слежу за ведущим группы. Ильюшин выходит из атаки, и в тот самый миг из его бомболюков тяжелыми темными каплями падают бомбы. Дважды нажимаю на кнопку сброса. Увеличиваю обороты до максимальных, бросаю воззрение налево, обратно. Снова вижу клубы дыма над стоянками; то там, то тут вспыхивают языки пламени... Попал!

Впереди идущие шестерки вторично заходят на мишень. Вокруг них плывут разрывы снарядов зенитной артиллерии. А через немного секунд и мы проносимся через дым разрывов. Запах пороховой гари наполняет кабину. Вслед за командиром веду пламень из пушек и пулеметов. Ритмичная дрожь то и занятие пробегает по самолету. Вражеские стоянки из-за пелены дыма просматриваются с трудом. Появляется ещё единственный дюжий фонтан пламени...

После штурмовки авиалайнер Недбайло был атакован вражескими истребителями. Но воздушный стрелок А. И. Малюк отбил все атаки. Несмотря на то что штурмовик получил серьезные повреждения, Недбайло довел его до своего аэродрома.

Боевая активность летчика росла по мере приобретения личного опыта, по мере того, как усваивался им навык лучших авиаторов. Однажды Недбайло вылетел на боевое поручение в составе группы, ведомой опытным командиром Д. С. Прудниковым. Выполнив поручение, группа возвращалась на свой аэровокзал. И тут ведущий заметил фашистских бомбардировщиков Ю-88, летевших в направлении наших войск. У командира одним духом созрело решение: штурмовать! В этом необычном для штурмовиков бою советские летчики сшибли шесть фашистских самолетов. На прочий день Недбайло сшиб Ю-87, а его стрелок ещё единственный бомбардировщик.

Недбайло топил вражеские корабли в Черном море, совершал налеты на аэродромы противника, летал на разведку. И в каждом боевом вылете старался предпочесть из многочисленных и разнообразных приемов ведения боя таковой, тот, что поставил бы противника в трудное положение и обеспечил победу советским летчикам.

Особенно многому научился Недбайло в боях за отбояривание Крыма. При налете на аэропорт в районе Херсона, прикрытый сильным зенитным огнем, он не пошел в лобовую атаку, а избрал путь над морем. Группа шла на бреющем полете, следом самолеты грубо набрали высоту и вдруг появились в тылу у гитлеровцев. Перестроившись из боевого порядка клин в боевой строй змейка и маневрируя посреди зенитных разрывов, они всей своей огневой мощью обрушились на вражеские самолеты. Разумно построенный боевой строй снабжал свободу маневра каждого экипажа. Восемь раз заходили на мишень советские летчики. Находившиеся на аэродроме фашистские самолеты были уничтожены. Наша группа вернулась на свой аэропорт в полном составе.

Настал свежеиспеченный день и новая победа: в северной бухте Севастополя Недбайло и его ведомые потопили вражеский судно.

И так день за днем, от победы к победе.

Во время боев за отбояривание Крыма Недбайло стал членом Коммунистической партии. После этого его вызвал начальник полка и приказал принимать эскадрилью:

Пора самому растить героев.

Молодой начальник энергично взялся за порученное ему занятие. Выполнение партийного долга стало самым главным в его жизни.

Прежде Недбайло сам старался хватать образец со старших, опытных летчиков. Теперь будут хватать образец с него. Раньше он смотрел на других ныне молодая поросль смотрела на него с надеждой и уверенностью. Молодым летчикам были по душе его мощь воли и вера в победу, глубокое знание техники и тактики воздушного боя. Уж если начальник выходит на мишень, он не уйдет с поля боя, покуда супостат не будет подавлен. А в трудную минуту он вечно найдет единственно правильное вывод, которое обеспечит победу.

И молодые летчики старались забирать образец со своего командира.

Июль 1944 года, 3-й Белорусский фронт. Под мощными ударами советских частей фашисты откатывались на запад. Летчики с воздуха поддерживали наземные войска; уничтожали отходящие колонны фашистских автомашин, эшелоны на станции Городзики; помогали добивать вражескую группировку, окруженную нашими войсками в 12 15 километрах восточнее Минска.

8 июля ведомая Недбайло шестерка, состоявшая только из молодых летчиков, вылетела для нанесения бомбово-штурмового удара у переправы посредством реку Свислочь.

Местность, проплывавшая под крыльями самолетов, недурственно просматривалась. На подходе к заданному району, на дороге между двумя зелеными массивами, показалась растянувшаяся колонна войск врага. У реки Свислочь на широкой поляне, свободной от деревьев, царило смятение: на берегу перед узким проходом, как будто отара овец, теснилась различная военная техника.

Штурмовики делают заход и в правом пеленге наносят бомбовый потрясение. Цель накрыта. Самолеты перестраиваются в круг и начинают штурмовать разрозненные части неприятельской группировки на поляне и вдоль дороги.

В миг пикирования мимо штурмовиков проносятся крупные снаряды.

Бьют из танковых орудий, подумал Недбайло и в реакция послал на врага реактивные снаряды.

Затем начальник взял ручку на себя, перевел машину в комплект высоты. Окинул взглядом ведомых. Машина младшего лейтенанта Н. М. Киреева продолжала молниеносно пикировать, оставляя за собой клубы серого дыма.

В чем занятие?

Выводи! крикнул Недбайло по радио. Земля, зем...

Не поздненько. Горящий штурмовик врезался в самую гущу вражеских танков и автомашин. Огненная шапка взрыва поднялась над поляной, выбрасывая во все стороны груды бесформенных обломков.

О геройском поступке Киреева стало известно всему фронту. Специальная листовка, выпущенная политуправлением, рассказывала всем воинам о доблести героя. Гвардии меньшой лейтенант Киреев был навечно зачислен в списки части,

Много внимания уделял Недбайло поиску новых тактических приемов. Всем летчикам были ладно известны преимущества боевого порядка круг. Одно плохо: когда штурмовики завершали выполнение задания, им, чтобы придерживаться на аэропорт, приходилось перестраиваться в пеленг или в иной боевой строй. В зависимости от числа самолетов на такое перестроение уходило от трех до десяти минут. Этого момента и поджидали многие фашистские летчики. Они, как коршуны, набрасывались на штурмовиков и часто наносили им немаловажный Урон.

Как уберечь экипажи от губительного вражеского огня в эти минуты? вот вопросительный мотив, решению которого Недбайло посвящал короткие минуты фронтового отдыха.

В одном из боевых вылетов, когда Недбайло был ведущим, ему после этого атаки удалось перестроить свою группу так резво, что неприятель, не успев опомниться, вместо круга увидел пеленг, уходящий на свою территорию. Попробовали было фашистские истребители обрушиться на штурмовиков, но потеряли единственный авиалайнер и отказались от преследования.

Значит, разрешается составить группу в короткое время, обрадовался Анатолий и попробовал осмыслить, как это произошло.

Большой лист бумаги пересекает волнистая черта черта фронта. Посередине круг кривая, по которой будут передвигаться самолеты над целью. Половина круга проходит над территорией противника, половинка над нашей. На кругу шесть самолетов. Под номером единственный ведущий.

Недбайло бережно прикалывает лист к бревенчатой стене землянки и начинает пояснять летчикам:

Над целью работаем типично. Как только сделаем завершающий заход, я командую: Приготовиться, а сам продолжаю имитировать атаку. Вы же по следующей моей команде грубо разворачиваетесь, берете вектор движения на свою территорию и следуете все в одну точку сбора, Анатолий протянул длинные пунктирные линии от каждого самолета к указанной точке.

Беседа затянулась. Говорили о важности четкого взаимодействия не только между экипажами штурмовиков, но и с истребителями прикрытия, о необходимости изменения боевого порядка ещё до подхода к цели и многом, многом другом, что могло снабдить победу в новых боях.

Все, о чем говорил Недбайло и что дополняли летчики, проверили в полете. Вышло недурно.

Наши войска наступали по литовской земле. Продвигались вперед стремительно и, чтобы не было задержек, штурмовиков вызывали на поле боя по нескольку раз в день. Наши летчики громили артиллерийские батареи, подавляли очень укрепленные узлы сопротивления, штурмовали вражескую пехоту. Были дни, когда в воздухе не появлялось ни одного фашистского истребителя, и тогда штурмовики чувствовали себя хозяевами положения.

Но так было не всю дорогу.

...Недбайло вел шестерку илов. Над ними кружили четыре наших истребителя як. Задача обычная: истребить артиллерийские позиции врага в двух километрах западнее Вилковишки. Обнаружить мишень, севернее которой протекает широкая реченька и где сходятся железная и шоссейная дороги, не представляло трудности. И оттого Недбайло чувствовал себя безмятежно, убежденный, что все будет в порядке. В воздухе ни одного вражеского истребителя это также недурственно.

Однако опытные летчики ни при каких условиях не оставались благодушными. В разных условиях старались употреблять различные боевые порядки, чтобы в случае неожиданной встречи с воздушным противником иметь в распоряжении максимум преимуществ. Так было и на тот самый раз: когда до линии фронта осталось километра четыре-пять, Недбайло перестроил свою группу из клина шестерки в правый пеленг. Потом включил передатчик и, сообщив на контрольный пункт свой позывной, запросил разрешения приступить атаку цели.

С земли приказали указанную раньше мишень не штурмовать, а вылезти на юго-восточную окраину города и стукнуть по вражеским танкам.

Так бывало не раз. Недбайло одним духом анализирует обстановку, прикидывает, с какой стороны лучше забредать на мишень, и отдает команду ведомым перестроиться в боевой строй круг. Экипажи, жестко выдерживая заданные дистанции, образуют гигантское колечко.

Фашисты почувствовали, что вот-вот начнется штурмовая вылазка, и стали обстреливать штурмовиков. Однако немного жидких трасс малокалиберной зенитной артиллерии прошли вдалеке в стороне. Недбайло уже собрался было возвратить команду о начале атаки, как как снег на голову заработал наземный передатчик и в наушниках шлемофона ясно прозвучали слова о грозящей опасности:

Вас атакуют 12 истребителей ФВ-190. Будьте внимательны!

Анатолий требует от ведомых приготовиться к бою и сей же час передает прикрывающим истребителям:

Веду оборонительный мордобой в боевом порядке круг.

Пока состоялся тот самый радиообмен, Недбайло участливо изучал воздушную обстановку. Действительно, со стороны солнца прямо на них мчалась группа тупоносых истребителей. Вражеские самолеты росли на глазах. Недбайло знал, что воздушные стрелки уже изготовились к отражению атаки и, как только позволит дистанция, откроют жар по врагу.

Однако проект фашистских летчиков был другой. Прежде всего они обрушились на истребителей, на четырех яков, летевших немного выше штурмовиков. Фашисты попытались отхватить группу прикрытия от штурмовиков и сковать ее боем. Частично это им удалось. Недбайло увидел, как две пары ФВ-190 связали боем яков. Остальные восемь фокке-вульфов скоро приближались к шестерке илов. Прошла мимолетность, ещё мимолетность. И неожиданно, вроде бы по команде, открыли жар воздушные стрелки всех шести самолетов. Огонь был до такой степени эффективным, что вражеские истребители сразу отвалили в сторону.

Первая штурмовая вылазка была отражена. Но что в настоящее время предпримет враг, чтобы, используя близкое численное превосходство, не предположить штурмовиков к цели?

Что бы он ни предпринял, Анатолию Недбайло было ясно одно: нужно решительно удерживать оборонительный круг и при всякий повторной атаке применять всю силу огня штурмовиков для поражения воздушного противника.

А враг тем временем пошел на новую хитрость. Четверка продолжала сковывать боем пару наших истребителей. Вторая четверка ушла в сторону солнца, видимо, желая предпочесть свежий удачный миг для атаки. Третья четверка фокке-вульфов разбилась на пары и заняла исходную позицию для атаки оборонительного круга штурмовиков сверху и снизу. В тот же момент обе эти пары, заметив разрыв между самолетом Недбайло и замыкающим круг илом, набросились на завершающий.

Но не скованная боем пара яков совершенно пошла в атаку на двух нижних фокке-вульфов. И тут же ведущий вражеский авиалайнер запылал, так и не успев вскрыть жар по штурмовикам.

Но загорелся не единственный ФВ-190. Наблюдавшие за боем с земли увидели, как без малого вместе с тем были сражены три вражеских самолета. Кто же сшиб ещё два?

Ведущего верхней пары поджег Недбайло. Он выпустил по фашистскому самолету безотлагательно четыре реактивных снаряда. Разгадав хитрость врагов, он сознательно создал разрыв между самолетами, летящими по кругу, и, когда верхняя вражеская пара стала близиться к штурмовику, летящему спереди, направил свой авиалайнер на ведущего и выпустил снаряды. Почти вместе с тем стрелок-радист самолета Недбайло открыл жар по ведомому нижней пары.

Все три вражеских истребителя рухнули на землю. Вторая штурмовая вылазка врага захлебнулась в огне наших истребителей и штурмовиков.

А что же было дальше?

Потеряв три самолета, фокке-вульфы больше в махач не входили. Они оставили в покое наших яков и скрылись вдалеке, за линией фронта.

Но штурмовики ещё не выполнили поставленной перед ними задачи. Настало самое подходящее время это свершить. Недбайло отдал команду к атаке и начальный перешел в пикирование на вражеские танки. Снова заработали пушки, и на голову врага посыпались противотанковые бомбы.

Когда все боеприпасы, предназначенные для наземных целей, были израсходованы, с запада появилась группа МЕ-109. Недбайло немедля подал команду приготовиться. II как только он стал имитировать новую атаку, его ведомые все нежданно-негаданно развернулись и вразумительно перестроились в свежеиспеченный боевой строй. Вражеские летчики сочли за лучшее не входить в махач со штурмовиками.

Так закончился тот самый нелегкий бои. А сколь их всего на счету летчика Анатолия Константиновича Недбайло! И в каждом проявились выдержка и настойчивость, летное мастерство и командирские качества героя.

Пришел долгожданный День Победы. В тот самый веселый майский день советские люди славили своих героев, тех, кто через пожарища войны бесстрашно пронес кумачовый стяг нашей Родины. Среди них был и Анатолий Константинович Недбайло.

Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Нефедов Anatoly Nefedov

Анатолий Нефедов - Герой Советского Союза, командир отряда 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (61-я истребительная авиационная..
читать далее

Анатолий Николаев Anatoly Nikolaev

Во время фашистской оккупации А. Николаев вступает в ряды "Молодой гвардии". По рекомендации Ф. П. Лютикова устраивается слесарем в Центральные..
читать далее

Анатолий Орлов Anatoly Orlov

Анатолий неоднократно выводил из строя электрооборудование в ЦЭММ, принимал активное участие в работе подпольной типографии, печатавшей листовки и..
читать далее

Анатолий Попов Anatoly Popov

Смелый, находчивый, Анатолий сумел сплотить вокруг себя ребят, организовать их на выполнение боевых заданий, сам принимал непосредственное участие..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий