Известные люди

»

Андрей Баклан

Андрей Баклан Andrey Baklan Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 23.7.1917
Старший лейтенант А. Е. Баклан совершил 400 боевых вылетов, участвуя в воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 23 самолёта противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 23 Июля 1917 года в деревне Калиновка, в настоящий момент Жовтневого района Николаевской области, в семье крестьянина. Окончил 2 курса вечернего рабфака. Работал разметчиком на Николаевском кораблестроительном заводе. В Красной Армии с 1938 года, в том же году окончил 8-. Одесскую военную авиационную школу пилотов им. Полины Осипенко.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Особенно отличился в отрезок времени битвы за Сталинград. К Октябрю 1942 года начальник звена 434-го истребительного авиационного полка ( 16-я Воздушная вс, Сталинградский фронт ) Старший лейтенант А. Е. Баклан совершил 400 боевых вылетов, участвуя в воздушных боях сшиб лично 13 и в составе группы 23 самолёта противника. 23 Ноября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого совершил больше 700 боевых вылетов. Сбил 22 самолёта лично и 23 в группе.

После войны продолжил службу в ВВС. Командовал эскадрильей, далее авиационным полком. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года находился на преподавательской работе. С 1963 года Гвардии Полковник А. Я. Баклан - в отставке. Жил в Пскове, работал Начальником отдела областного управления связи. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Автор книги "Hебо, прошитое трассами". Умер 25 Мая 1985 года.

* * *

Андрей Яковлевич Баклан - единственный из немногих советских лётчиков, прошедших Великую Отечественную войну, как говорится, от звонка до звонка. Он воевал на 10 фронтах, летал на задания с Юмашевым и Клещёвым, Кожедубом и Куманичкиным, лично и в группе сшиб 45 "Хейнкелей", "Юнкерсов", "Мессеров" и "Фокке - Вульфов". Среди сбитых им есть более того итальянский Макки-200 "Саетта", сражённый над степью под Сталинградом.

Андрей Баклан родился в семье бедняка в деревне Калиновка Херсонской губернии 23 Июля 1917 года. Семья была большая: помимо Андрея, самого младшего, ещё 3 брата и 4 сестры. Во время голода 14-летним мальчишкой приехал он в Николаев, где поступил в школу фабрично - заводского ученичества при судостроительном заводе.

После окончания школы ФЗУ, Андрей работал разметчиком в одном из цехов. Работа шла благополучно и казалось его злободневный стезя бесповоротно определился. Однако аккурат в ту пору его, как и многих других молодых ребят, потянуло в небосклон.

Крепкого и спортивного, "классово близкого" парня ( братья Баклана погибли в борьбе с петлюровцами ) приняли в парашютный круг, далее и в аэроклуб, тот, что он окончил в 1936 году. А после этого - юноша, в числе 50 аэроклубовцев, получил ориентация в Одесское военное лётное училище.

Службу начал в Пскове, в 49-м истребительном авиационном полку, под командованием Майора Неделина. Командиром его эскадрильи был Капитан Пётр Коломин, а командиром звена - Иван Глухих ( оба позднее стали Героями Советского Союза ). Там Баклан летал на истребителях И-16 и И-15бис.

С началом Советско - Финляндского военного конфликта, 49-й авиаполк ( к тому времени пересевший уже на И-153 ), был направлен на Карельский перешеек, где Баклан совершил примерно 40 боевых вылетов на штурмовку финских войск и сопровождение своих бомбардировщиков.

Эта битва продолжалась краткосрочно - с Декабря 1939 года по Март 1940. Но за это время полк потерял 12 лётчиков. Были в нём и свои отличившиеся. Так, начальник эскадрильи Андрей Ткаченко стал Героем Советского Союза, большая группа лётчиков, в том числе и Андрей Баклан, была награждена орденом Красного Знамени. Этой же награды был удостоен и сам 49-й истребительный авиаполк.

Летом 1940 года полк перебазировался в Латвию, в Двинск ( сейчас - Даугавпилс ), где лётчики продолжали совершенствовать своё мастерство. Зимой Лейтенант А. Я. Баклан был отправлен в Ригу на курсы подготовки командиров звеньев, где получил немалый навык полётов ночью и в сложных метеоусловиях.

Войну он встретил на западной границе, в кабине истребителя. 23 Июня едва-едва не погиб при налёте на аэропорт группы Ме-110. Неприятель появился в небе вдруг, застав дежурное звено в кабинах "Чаек". Увидев над собой германский самолёт, сбрасывающий мелкие осколочные бомбы - "лягушки", Баклан инстинктивно пригнулся, опустил голову и плечи в кабину. И в тот самый миг одна из бомбочек угодила между его спиной и спинкой кресла. Спас парашют, разлетевшийся в клочья, хотя и настолько необычным образом.

Менее чем за месяц боёв полк потерял всю матчасть ( большей частью в результате налётов на аэродромы ) и половину личного состава. После чего, был выведен в тыл на переформирование. Освоив новые истребители Як-1, лётчики опять начали к боевой работе: сопровождали штурмовиков, летали на разведку.

В Июле 1941 года при штурмовке аэродрома в Новгороде - Северском Баклан сшиб на взлёте свой начальный "Мессер". В Августе над Бахмачом уничтожил корректировщик Hs-126, а выбросившийся с парашютом лётчик был взят в плен ( он оказался Майором, награждённым Железным Крестом ).

Осенью 1941 года в полк прибыл свежеиспеченный комэск - Владимир Иванович Бобров, снискавший славу отважного воздушного бойца ещё в Испании, где сшиб лично и в группе 17 вражеских самолётов. Появилось в полку и ещё одно новшество - реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями "Яков". В умелых руках это было мощное оружие, имеющее свои плюсы и минусы. Вспоминает сам Андрей Яковлевич:

"Новое оружие было грозным, что и толковать. Однако пилотировать и известия воздушный мордобой с этакий дополнительной нагрузкой ( по 3 снаряда под каждую плоскость ) стало существенно труднее. Уменьшилась маневренность самолёта, упала его максимальная прыть. Это осложнение было в такой степени для всех очевидным, что руководство разрешило нам при встрече с истребителями противника, перед началом боя, несложно сбрасывать РС. Конечно, мы всё же стремились по возможности не расходовать боеприпасы впустую, а давали залп по вражеским истребителям, перед тем как завязать с ними мордобой.

В нашей эскадрилье произошёл эдакий эпизод. Как - то летели мы в паре с моим комэском Капитаном Бобровым и повстречали также пару Ме-109. Мы имели превосходство, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и нужно же: попал точь-в-точь по "Мессеру". Тот, конечно, безотлагательно развалился на куски. Второму немцу удалось удрать".

К Февралю 1942 года, когда Баклан был переведён в 521-й истребительный авиаполк, в эскадрилью Ивана Клещёва, на его счету было уже 6 побед ( 3 Ме-109, 2 Ju-88, Hs-126).

В погожий Мартовский день 1942 года звено советских истребителей одержало победу в воздухе над 27 неприятельскими самолётами. Случай уникальный, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск.

В тот день, выполнив боевое поручение по защите важного объекта, звено в составе Андрея Баклана, Семёна Селищева и Владимира Алкидова возвращалось на свой аэровокзал. Внезапно они увидели большую группу пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных лётчиков ринулись на врага. С первой же атаки ими было сбито 3 "лапотника". Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад.

В это время подоспели Ме-109, их было 9 супротив 3 наших лётчиков. Но друзья не отступили, они вертелись посреди "Мессеров" юлой, выжимая из своих "Яков" всё возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки. В результате Алкидов с Бакланом сшибли ещё по одному самолёту и неприятель, потеряв в этом сражении 5 машин - 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле битвы... Через немного дней Командующий Воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил отважным лётчикам ордена Ленина.

В единственный из дней, Баклан вылетел на перехват неприятельского разведчика и на высоте возле 8000 метров потерял разум ( из - за неисправности кислородного баллона ). Придя в себя на высоте 1000 метров, сумел вывести самолёт из пикирования. Эволюции были до того резки, что у него лопнули барабанные перепонки. Через немного дней, пытаясь взвиться вслед за тем вынужденной посадки, вдребезги сокрушил машину. Невредимый и обескураженный, он сидел некоторое время в кресле посреди обломков самолёта.

В Апреле 1942 года А. Баклан сообща с И. Клещевым, В. Алкидовым, Н. Карначёнком и В. Бабковым прибыл в Москву, где по штату 015 / 74 комплектовался из 44 самолётов особенный 434-й истребительный авиационный полк 3-эскадрильного состава.

Лётчики этого полка отличились в боях под Сталинградом, где летом 1942 года сшибли 90 самолётов противника. В день своего 25-летия Баклан сшиб Ме-109, сам подвергся атаке тройки, был ранен в руку. От преследования он уходил на настолько малой высоте, что единственный из "Мессеров" задел за землю и взорвался.

В начале Сентября 1942 года полк пересадили на Як-7Б. В первом же вылете на новой машине Андрей Баклан сшиб "экзота" - итальянский истребитель "Макки-200".

21 Сентября 1942 года группа из 12 истребителей под командованием Капитана А. И. Якимова встретила 15 пикировщиков Ju-87 под прикрытием 10 истребителей Ме-109. Наши лётчики твердо штурмовали противника, и он недосчитался 7 самолётов, которые уничтожили лётчики А. И. Якимов, С. Ф. Долгушин, А. Я. Баклан, А. Д. Анискин и В. И. Гаранин.

В Октябре 1942 Старший лейтенант А. Я. Баклан был отозван в Москву для лечения. К тому времени на его счету было уже 400 выполненных боевых вылетов, 13 личных и 23 групповые победы. 23 Ноября 1942 года Андрею Баклану было присвоено звание Героя Советского Союза. А их прославленный 434-й авиаполк стал 32-м Гвардейским.

В Декабре 1942 года 32-й ГвИАП вошёл в состав 210-й истребительной авиационной дивизии 1-го истребительного авиакорпуса. Полк, которым командовал Герой Советского Союза Майор В. П. Бабков, состоял в то время из трёх эскадрилий, насчитывал 32 экипажа на самолётах Як-1. Андрей Баклан летал в составе 2-й эскадрильи, командиром которой был Герой Советского Союза Капитан Иван Холодов. Начались новые бои...

К лету 1943 года Баклан переводится в "маршальский", тогда ещё 19-й Краснознамённый истребительный авиаполк ( ставший в дальнейшем 176-м Гвардейским ), на пост штурмана полка, но потом был переведён на руководство 3-й эскадрильей, чего он и сам больше всего желал. Здесь, летая на истребителе Ла-5ФН, он в Апреле 1944 года сшиб 2 самолёта Ме-109, а затем перевооружения полка на Ла-7 ещё раз сделал почин: 24 Июня 1944 года сшиб FW-190.

В конце Июля - начале Августа 1944 года советские войска форсировали Вислу южнее Варшавы и захватили плацдармы в районе Магнушева и Пулавы. В то же время 2-я танковая вооруженные силы завязала бои на ближайших подступах к Варшаве. В небе так же происходили ожесточённые бои. В единственный из дней вылетев на свободную охоту группа наших истребителей, возглавляемая Подполковником Чупиковым, встретилась в районе переправы посредством Западный Буг с группой FW-190. У нас было 16 самолётов, у противника - 30.

Несмотря на двойное численное превосходство врага, советские лётчики смело вступили в махач. В жаркой напряжённой схватке они сшибли 5 "Фоккеров" и вернулись домой без потерь. Отличились ведущие пар Капитаны Азаров и Баклан, Старший лейтенант Щербаков и Лейтенант Александрюк. Первый из них со своим напарником уничтожил 2 истребителя противника.

В Июле 1944 года Баклан совершил 17 боевых вылетов, провёл 4 воздушных боя, сшиб 3 истребителя противника ( 2 FW-190 и 1 Ме-109 ). За воздушный махач, проведённый 20 Июля, был награждён орденом Суворова 3-й степени.

Соответствующие показатели в Августе выглядят так: боевых вылетов было 19, воздушных боёв - 1, сбит 1 истребитель FW-190.

Осенью 1944 года авиации 3-го Прибалтийского фронта доставляла волнение группа немецких Асов во главе с майором Вильке, одержавшим 130 побед, десятки сбитых числились и в послужных списках его подчинённых. В начале Сентября для противодействия этой группе была отправлена эскадрилья Гвардии Майора А. Я. Баклана, усиленная парой Ивана Кожедуба и Дмитрия Титаренко.

За недлинный отрезок времени, с 20 Сентября по 12 Октября, наша группа сшибла 12 вражеских истребителей, расчистив воздух от любителей молниеносных атак, а эфир - от победных криков "Хорридо !". Свои потери составили 2 самолёта ( 1 сбит огнём зенитной артиллерии ). Одну из побед Андрей Баклан одержал 23 Сентября, сбив FW-190. Сам он так оценивал тактику немецких асов: "Охотники" ни капли не дураки: когда им невыгодно, они боя не принимают, а нетрудно уходят. Их собственные атаки неизменно бывали скоротечными: обстреляют - и дёру".

...Война вступала в заключительный период. В 1944 году была целиком освобождена от врага территория нашей страны. Продвигаясь вперёд по земле Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, наши войска наносили всё новые сокрушительные удары по немецким частям. Приближалась заключительная стадия войны - Берлинская операция.

Но обстоятельства сложились так, что в непосредственных боях за Берлин Андрей Баклан не участвовал: его откомандировали в Москву, где он получил ориентация на Дальний Восток. Вскоре ему довелось принять участие в боевых действиях наших войск супротив милитаристской Японии. Будучи командиром эскадрильи, Гвардии Майор А. Я. Баклан на Ла-7 сопровождал наши бомбардировщики и осуществлял воздушное прикрытие танковых колонн, преодолевавших Хинганский хребет. Война с Японией продолжалась недолго: 3 Сентября она закончилась.

Долгий боевой тракт прошёл Андрей Баклан: совершил больше 700 успешных боевых вылетов, сшиб лично 22 и в группе с товарищами 23 самолёта противника. За время войны он летал на самолётах: И-153, Як-1, Як-7, Ла-5 и Ла-7.

После войны командовал полком. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17. По состоянию здоровья в 1957 году ему пришлось покинуть полёты. Работал преподавателем в лётном училище. В 1963 году вышел в припас. Жил в Пскове, где работал в управлении связи. Занимался немалый общественной работой по военно - патриотическому воспитанию молодёжи. Написал книгу воспоминаний о войне. Умер 20 Мая 1985 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Булгаков Andrey Bulgakov

В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Год спустя окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, а позднее и окружные курсы командиров..
читать далее

Андрей Гирич Andrey Girich

Майор А. И. Гирич совершил 439 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами. 23 Февраля 1945 года..
читать далее

Андрей Данилов Andrey Danilov

Всего за годы войны совершил 134 боевых вылета, в воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и 1 - в составе группы.Награждён орденами Ленина,..
читать далее

Андрей Дехтяренко Andrey Dehtyrenko

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), медалями. В посёлке Демьянск Новгородской области установлен обелиск. Его имя носит средняя..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий