Известные люди

»

Андрей Ложечников

Андрей Ложечников Andrey Lozhechnikov Карьера: Герой
Рождение: Россия» Брянская область» Брянск, 13.12.1907
Герой Советского Союза (11.09.41). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 2-й степени, медалями.

Родился в семье рабочего. Русский. С 15 лет жил в Ленинграде.

В РККА с 1927 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 г. - военную авиашколу пилотов, в 1935 г. Курсы усовершенствования командного состава при ВВА им. Жуковского.

Участвовал в советско-финской войне.

Член ВКП(б) с 1940 г.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром 237-го штурмового авиаполка. Полк имел на вооружении самолеты Ил-2.

С середины августа 1941 г. 237-шап входил в состав 60-й смешанной авиадивизии Брянского фронта.

2.09.41 г. звено штурмовиков во главе с майором Ложечниковым уничтожило на вражеском аэродроме до 20 самолётов.

В одном из боев он лично сшиб фашистский самолёт.

Вспоминает генерал-майор авиации Козлов: По соседству с нашим аэродромом расположился полк штурмовиков, которым командовал майор Ложечников. С первого же дня мы взаимодействовали с этим полком, прикрывая его боевые действия.

Обстановка на фронте была только сложной. Враг сосредоточил силы для дальнейшего наступления. Объектов бомбардировки и штурмовки было хоть отбавляй, и не только на поле боя, но и на марше. Только вот напасть - авиации у нас было ещё чуть-чуть. Поэтому использовалась она главным образом на важнейших направлениях...

Командование отдало инструкция штурмовому авиационному полку Ложечникова причинить штурмовой потрясение по вражеской колонне, а нашему полку, продолжая прикрывать сухопутные войска на поле боя, закрыть штурмовиков. Это было первое наше сопровождение штурмовиков. В то же время Илы являлись единственным средством в руках командования для обеспечения боевых действий сухопутных войск и уничтожения вражеских резервов. За всякий сбитый штурмовик летчики-истребители, которые прикрывали боевые действия штурмовиков, несли персональную ответственность

В назначенное время по команде с КП поднялись два звена штурмовиков и одно звено истребителей. Сил для прикрытия было, конечно, маловато. Но мы учитывали, что над полем боя находились наши истребители, которые могут в случае нужды прийти на выручку. Высота полета приблизительно 2050 метров. Подчас штурмовики опускались к самой земле, и их без малого нереально было рассмотреть. Истребители шли немного выше штурмовиков с тем, чтобы снабдить себе маневр при встрече с истребителями противника.

Первая группа, возглавляемая командиром полка майором Ложечниковым, и группа прикрытия истребителей... на предельно малой высоте и максимальной скорости, вышли в район движущейся вражеской колонны. Из пушек, пулеметов и реактивными снарядами бесстрашные летчики-штурмовики уничтожали танки и другую боевую технику противника.

Первый заход - потрясение по головным машинам колонны реактивными снарядами, а далее комбинированные удары реактивными снарядами и пулеметно-пушечным огнем.

Над полем боя истребители противника не появились, оттого наши истребители, прикрывая Илы, вместе с тем обрушились на огневые зенитно-пулеметные точки противника. Штурмовой потрясение Илов был удачным. Горели танки, автомашины, бензозаправщики; вдогон за первой группой самолетов шла вторая, третья и четвертая. Так, летчики-штурмовики нанесли врагу внушительный урон, дальнейшее движение колонны было на долгий срок приостановлено. Противник понес большие потери в боевой технике и людях.

Второй вылет оказался неудачным. Фашистское руководство бросило супротив нас группу мессершмиттов. В итоге на обратном маршруте МиГ-3 и два Ила были повреждены и приземлились, не долетев до аэродрома... Главными причинами нашей неудачи были несогласованность в действиях, слабое огневое взаимодействие, отсутствие опыта.

Командование полков участливо проанализировало итоги дня и приняло меры для устранения ошибок и недочетов. Большое роль для дальнейших совместных боевых действий имела саммит летного состава обоих полков. Первая саммит братьев по оружию произошла на нашем аэродроме в единственный из нелетных, пасмурных дней... На площадке перед КП затормозили два грузовика, и из них начали выпрыгивать молодые, но уже опаленные войной воздушные бойцы.

После дружеских рукопожатий все разместились в палатке...

До прибытия командиров полков разгорелся спор о боевых порядках штурмовиков на маршруте в районе цели и над целью, об организации боя с вражескими истребителями. По всем этим вопросам жестко критиковали приятель друга.

При этакий растянутости боевых порядков штурмовиков мы не можем закрыть произвольный авиалайнер, говорили летчики-истребители.

А вы, братцы, лучше следите за воздухом, а когда нет истребителей противника, подавляйте жар зенитной артиллерии на поле боя, возражали летчики-штурмовики...

Действительно, сущность дела сводилась к отсутствию взаимодействия и необходимости всесторонне продумать его формы...

Майор Ложечников детально рассказал о тактике, об особенностях боевых действий и боевых порядках штурмовиков, о принципе взаимодействия штурмовой группы и штурмовиков с истребителями.

- Мы собрались нынче не для того, чтобы сваливать вину за ошибки приятель на друга. От этого никакой пользы, а занятие будет маяться. Кому нужны неоправданные потери! Корень зла лежит в незнании особенностей боевых действий вами и нами.

Затем выступил свойский начальник полка...

Так мы выяснили все наболевшие вопросы и, как говорится, разложили все по полочкам. Тут же было высказано пожелание, чтобы прикрывать штурмовики летали одни и те же летчики-истребители. Подробное обсуждение наших общих дел оказалось шибко полезным для дальнейших совместных действий. Пообедав вкупе, угостив своих братьев по оружию положенными ста граммами, мы проводили их на свой аэровокзал.

После этого мы стали делать больше согласованно и дружно. В начале сентября командиру полка майору Ложечникову было присвоено звание Героя Советского Союза. Многие летчики обоих полков были награждены орденами. Это событие мы отметили вместе.

11.09.41 г. майору Ложечникову Андрею Александровичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

С 14.10.41 г. 237-й шап входил в состав 77-й садик.

С 24.05.42 по 27.04.44 гг. полковник Ложечников командовал 227-й штурмовой Бердичевской Краснознаменной авиадивизией.

227-я шад была сформирована в мае 1942 г. и входила в состав 2-й ВА.

В январе-апреле 1943 г. действовала на Воронежском фронте.

С 3.06.44 по 25.09.44 гг. полковник Ложечников командовал 189-й штурмовой авиадивизией 17-й ВА.

С августа 1945 г. полковник Ложечников в запасе.

Жил в Ленинграде.

Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Локтионов Andrey Loktionov

Герой Советского Союза (20.11.41). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
читать далее

Андрей Ткаченко Andrey Tkachenko

Герой Советского Союза (19.05.40). Награжден тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее

Андрей Фатьянов Andrey Fatianov

Герой Советского Союза (7.05.40). Награжден орденом Ленина.
читать далее

Андрей Юмашев Andrey Yumashev

Андрей Борисович Юмашев летчик испытатель. Родился в 31 марта 1902 года в Петербурге в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1941 года. Учился в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий