Известные люди

»

Анель Судакевич

Анель Судакевич Anel Sudakevich Карьера: Актер
Рождение: Россия, 28.10.1906
Анель Алексеевна Судакевич достигла уже такого возраста, который скрывать нет смысла: цифра 93 может вызвать только зависть и восхищение. В 93 можно выглядеть как угодно, сравнивать практически не с кем. Тем не менее Анель Алексеевна действительно "хорошо сохранилась" и выглядит "моложе своих лет". Но самое главное: с ней очень приятно беседовать. Никакого старческого занудства, никаких "маразмов".

- Сколько вам было, когда вы начали сниматься?

- Мне только исполнилось 19 лет. Я окончила школу и пошла в студию Завадского. У меня была приятельство с Моисеем Никифоровичем Алейниковым. И я нередко гостила в его доме. И моя приятельство с Межрабпомом была аккурат за столом в доме Алейникова. Там рядом жил Протазанов. Часто бывали родственники Алейникова - Райзманы...

- Юлий Райзман к ним касательство имеет?

- Жена Алейникова была, по-моему, сестрой матери Юлия Райзмана... В общем, какая-то крайне близкая родственная связь. Папа Райзман был портной, шибко обеспеченный дядя. Я и у Райзманов зачастую бывала в доме, с Лелей, сестрой Юлия, мы были большие приятельницы. Она только что вернулась из Парижа, где училась действовать шляпки. Это было шибко модно и весьма дорого стоило. Леля этим зарабатывала. Вот все шляпки, в которых я снималась, - работы Лели Райзман. И когда Алейникова посадили, мы с Лелей ходили за уголок Большой Лубянки...

- И не побоялись?

- Мы об этом не думали. Просто хотели, чтобы он нас увидел, хотели высказать поддержку... Хотя затем пожара на Межрабпоме мне уже ничего ужасно не было...

- Вы видели тот самый пожар?

- Я не только видела, я "участвовала" в этом пожаре! Пылало колоссальное полымя на Масловке. Я помню, Гурович, он был то ли администратор фабрики, то ли что-то ещё, кричал: "Стойте на месте! Никого не выпускайте!.." Пожар начался во время съемки. Мы ринулись вверх - павильон был внизу. Гурович считал, что мы должны там и остаться, что пожар прекратится. А пожар не сумели кончить, и когда мы выбежали из горящего здания, перебежали Масловку на противоположную сторону, то окна в здании напротив были раскаленные. Такой силы пожар! Мои вещи все сгорели. Меня посадили в межрабпомовскую машину и привезли на Остоженку, там до сих пор живет моя сестра. Я приехала в красном сарафане, в красных сапожках и в кокошнике. А Межрабпом вслед за тем мне выплачивал капиталы, чтобы я купила себе новое пальтецо.

- И немало вам заплатили, если не секрет?

- Ну, мне казалось, что это колоссальные денежки. Я получала за одну образ больше, чем зарабатывала моя мамаша. Моя мать - первая леди, окончившая Тимирязевскую академию. Тогда женщин не допускали в высшие учебные заведения и, для того чтобы леди стала агрономом, требовалось дозволение предводителя дворянства...

- А папа ваш чем занимался?

- Отец мой также в это время учился - на медицинском факультете в Москве. Они познакомились, будучи студентами. Отец - сильно имеющий известность столичный хирург.

- У вас ещё две сестры?

- Сестра Елена... В это время папа от нас ушел и женился на дочке профессора Грейлиха. Но мы с Еленой, хоть только и сводные сестры, крайне дружим. А Софья, родная сестра, окончила Плехановский институт, экономист, крайне умная леди, красивая. Она живет на Остоженке в той самой квартире, куда мы приехали следом революции в Москву с матерью. В нашем подъезде жил Ильинский... И первые мои впечатления уже взрослой жизни, что какой-то артист театра Мейерхольда спускался со своего этажа по перилам лестницы, минуя ступеньки.

- Он уже был женат к тому времени?

- Ну дайте мне досказать!.. Ну какое у меня, у артистки, могло быть представление, женат он или нет? Я знаю, что умалишенный артист, младой, спускается по перилам нашей лестницы! Он был в такой степени увлечен вот этой... биомеханикой, гимнастикой, трюками... Это было безумное увлечение тех лет на сцене Мейерхольда. И то, что Ильинский это проделывал, само собой разумеется, не от глупости и риска. Он тренировал себя таким образом для работы на сцене и в кино... Поэтому как мне вам ответствовать, женат он был или не женат...

- Вы на киностудии познакомились?

- Конечно.

- Он вас запомнил, знал, что вы его соседушка по дому?

- Он мне ни разу об этом не напомнил, а я стеснялась. Я только что окончила школу. А он был шибко популярный артист.

- А как он к вам относился в отрезок времени работы?

- Ильинский был окончательно не общительным человеком, погруженным в поиски своих трюков. Как он лезет куда-то, к потолку, к примеру. Его не интересовали партнеры. У меня с ним не было никакого духовного общения. Я общалась с интеллигентными людьми. У меня была большая приятельство с Оцепом, безумно интересные отношения с Пудовкиным... А Ильинский не был интеллигентным человеком в моем понимании, он был артист... Весь.

- Анель Алексеевна, а что вы называете "безумно интересными отношениями" с Пудовкиным?

- С Пудовкиным у меня был "эпистолярный роман". Я снималась у него в эпизоде в картине "Потомок Чингисхана". Обстоятельства сложились так, что вся группа выехала на съемки в Монголию, а я, не будучи занятой там, осталась в Москве. Вскоре я получила первое сообщение от Пудовкина. Переписка как бы явилась продолжением начатых во время работы творческих диалогов. Хотя в применении к Пудовкину может быть больше уместно словечко "монолог". Он любил неизменно, повсеместно и во всем оставаться в центре внимания. Он был отличный рассказчик, сильно увлекательный джентльмен. У нас с ним были свои традиционные шутки. По весне он завсегда звонил и спрашивал: "Не пора ли ехать приобретать удочки и избирать кабриолет?" И мы ехали за град на прогулку.

- И чем закончился ваш роман с Пудовкиным?

- Ну, не было у нас постели! И что в этом плохого? У нас были вовсе другие отношения, хотя была и бешеная влюбленность... А я как раз переживала отрезок времени глубокого разочарования в актерской работе. Первая звуковая моя картина "Изменник Родины" была "положена на полку". Да и роли в фильмах получала только "отрицательные", примитивно решенные в сценариях. Я во что бы то ни стало изображала "бывших" помещичьих дочек или "бывших" барынь, унижающих своих горничных. Появление сына в 1933 году ускорило мое вывод совсем порвать с кинематографией, что я и сделала, не явившись больше на кинофабрику.

- Ваш супруг, Асаф Мессерер, был "звездой" Большого балета. А тяжело было существовать с мужем-танцовщиком?

- Трудно существовать с человеком, которого не любишь, мы же с Асафом товарищ друга любили и понимали. Асаф дома был человеком молчаливым и весьма сосредоточенным. Тогдашняя норма его - 28 спектаклей в месяц! С утра - танцкласс, после этого - до трех репетиции, позже забегал домой передохнуть - и вновь в театр или на концерт. И позже - длительные гастроли... Мы не успевали товарищ другу наскучить.

- Итак, вы оборвали карьеру актрисы на взлете...

- Порвав с кино, я начала осваивать новую профессию, которая в дальнейшем принесла мне отрада и блаженство, и признание моих трудов, - театрального художника. В мою существование как снег на голову вмешалась Елена Малиновская, в то время управляющий Большого театра. Я с маленьким Борей проводила целые месяцы в Поленове, где был жилище отдыха Большого театра, принимала активное участие в оформлении традиционных поленовских праздников, изобретала костюмы "из ничего"... Елена Константиновна привела меня в модельный цех мастерских театра. Я более того одно время работала в первом в нашей стране Доме моделей. Костюм - это моя стихия.

- Анель Алексеевна, вы были, по-моему, главным художником по костюмам советского цирка?

- Было такое. Где-то в середине 50-х. В цирке наряд должен быть ярким, блестящим, удобным и в то же время творить образ номера. Для Ирины Бугримовой старалась не забирать кумачный цвет: ее львы "предпочитали" зеленые и голубые тона. Костюм подчеркивал ее хрупкость, женственность... Для Олега Попова придумала "клетку"... Работала с Волжанскими, Тугановыми. Для программы "Цирк на льду" делала не только костюмы, но и общее оформление.

- А сынуля пошел по вашим стопам?

- Мой сынуля - Борис Асафович Мессерер - популярный сценический художник. Он, конечно, давнехонько уже перерос меня. В смысле как художник. Он учился у Фонвизина, Тышлера, Гончарова... Причем все они, в том числе и сам Боря, в разные годы писали мои портреты. Кто-то из знакомых сказал как-то, что Борины работы напоминают мой манера. Мне так не кажется, хотя Боря в одно прекрасное время написал в письме: "Я на все смотрю твоими глазами".

- Как сложились отношения с Бориной семьей?

- Прекрасно. Я обожаю свою невестку. Беллочка дарит мне свои книжки, каждую надписывает. Вот одна из последних: "Дорогая, любимая Анель Алексеевна! Вот Вам ещё единственный привет моей души. Здесь и "Путник" Ваш (88 стр.), и сама я, плутающий, но не плутующий путник Ваш! Белла Ахмадулина".

- Неужели вы так больше и не снимались в кино?

- У Швейцера в "Маленьких трагедиях" и у Климова в "Агонии". Роли, конечно, небольшие.

Так же читайте биографии известных людей:
Анеля Кживонь Aniela Krzywon

Герой Советского Союза, автоматчица женской роты автоматчиков дивизии им. Т. Костюшко Войска Польского, рядовой.
читать далее

Анжела Виейра Angela Vieyra

Вряд ли кто-нибудь будет спорить что в свои 50 лет актриса служит образцом красоты зрелой женщины. Годы посвященные занятиям классическому балету и..
читать далее

Анжела Деланг Angele Delanghe

Анжела Деланг удостаивалась множества наград в области дизайна и моды. Многие её коллекции одежды выставлялись на самых крупнейших и известнейших..
читать далее

Анжела Георгиу Anjela Gheorghiu

Дебют 1989 (Бухарест, партия Мими). В 1992 успешно дебютировала на сцене Венской оперы (партия Адины в "Любовном напитке").
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий