Известные люди

»

Антиох Кантемир

Антиох Кантемир Antioh Cantemir Карьера: Поэт
Рождение: Турция» Стамбул, 21.9.1708 - 11.4
Антиох Кантемир - русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Родился 21 сентября 1708 года.Антиох Кантемир является младшим сыном молдавского господаря Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен. В своих произведениях Кантемир использовал силлабический стих, который после работы Ломоносова Письмо о правилах российского стихотворства (1739) постепенно уступил место силлабо-тоническому стихосложению. Кантемир активно участвовал в дискуссиях о методах стихосложения, написав в 1743 году Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских, в котором он защищал силлабическое стихосложение. Эта работа была опубликована уже после смерти поэта в 1744 году.

Кантемир (князь Антиох Дмитриевич) - прославленный российский ученый, сатирик, меньшой наследник молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича,и Кассандры Кантакузен. Родился в Константинополе 10 сентября 1709 г. Любовь Кантемира к науке имела утилитарный нрав, в петровском духе: он дорожил и самой наукой, и своей литературной деятельностью только до такой степени, сколь они могли приблизить Россию к благополучию, а российский население - к счастью. Этим, главным образом, определяется значимость Кантемира как общественного деятеля и писателя. Задаваясь, ещё в ранней молодости, вопросом о средствах распространения в России знаний, пригодных для жизни, и об искоренении невежества и суеверий, он признавал наиболее важным учреждение школ и считал это задачей правительства. Прельщенный могучей деятельностью Петра, Кантемир возлагал все свои надежды на монархическую верх и шибко негусто рассчитывал на независимый почин духовенства и дворянства, в настроении которых он усматривал явное нерасположение или более того ненависть к просвещению. В самых сильных своих сатирах он ополчается супротив "дворян злонравных" и супротив невежественных представителей церкви. Когда, при воцарении императрицы Анны Иоанновны, зашла речь о предоставлении политических прав дворянству (шляхетству), Кантемир радикально высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим. 1 января 1732 г. Кантемир уехал за рубеж, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России он участия больше не принимал, состоя первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а потом в Париже. Литературная занятие Кантемира началась весьма раньше времени. Уже в 1726 г. появилась его "Симфония на Псалтирь", составленная в подражание такому же труду Ильинского: "На четвероевангелие". В том же году Кантемир переводит с французского "Некое итальянское послание, содержащее утешное критическое очерчивание Парижа и французов" - книжечку, в которой осмеиваются французские нравы, уже тогда потихоньку проникавшие к нам. В 1729 г. Кантемир переводит философский разговор: "Таблица Кевика - философа", в котором выражены взгляды на существование, совершенно соответствующие этическим воззрениям самого Кантемира. В том же году появляется и первая его сатира, до того восторженно встреченная Феофаном Прокоповичем и безотлагательно установившая между ними самый-самый узкий союз. Все дальнейшие сатиры (их всего 9) составляют только больше подробное формирование мыслей, изложенных в первой. Первое местоположение в них занимает народонаселение, с его суевериями, невежеством и пьянством, как основными причинами всех постигающих его бедствий. Подают ли высшие сословия славный образец народу? Духовенство чуть-чуть чем отличается от самого народа. Купечество думает только о том, как бы надуть население. Дворянство к практическому делу идеально неспособно и не меньше народа склонно к обжорству и пьянству, а между тем признает себя лучше других сословий удивляется, что ему не хотят дать верх и воздействие. Администрация по большей части продажна. Кантемир бичует не одних только представителей низшей администрации: вчера ещё "Макар всем болваном казался", а нынче он временщик, и картина разом изменяется. Сатирик свой обращается со словом горькой правды и к представителям власти. "Мало-ж пользует тебя кликать хоть сыном царским, буде в нравах с гнусным ты же равнишься псарским". Он с большим мужеством и с необычайной для его времени силой стиха провозглашает, что "чист быть должен, кто туда, не побледнев, всходит, куда зоркие глаза весь население наводит". Он считает себя и других вправе смело провозглашать такие мысли, вследствие того что что чувствует себя "гражданином" (это великое словечко им в первый раз введено в нашу литературу) и сильно сознает "гражданский" задолженность. Кантемира следует признать родоначальником нашей обличительной литературы. 1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в тот самый отрезок времени свои наиболее выдающиеся сатиры (первые 3), но и перевел книгу Фонтенеля: "Разговоры о множестве миров", снабдив ее подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего

рода литературное событие, в силу того что что выводы ее коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как "противная вере и нравственности". Кроме того, Кантемир переложил немного псалмов, начал чиркать басни. Он же впервой прибег к "эзоповскому языку", говоря о себе в эпиграмме: "На Эзопа", что "не прям будучи, прямо все говорит знаю" и что "страсть сколько дум исправил я, уча правду ложно". После переезда за рубеж Кантемир, за исключением неужели первых трех лет, продолжал обогащать русскую литературу новыми оригинальными и переводными произведениями. Он писал лирические песни, в которых давал выражения своему религиозному чувству или восхвалял науку, знакомил русскую читающую публику с классическими произведениями древности (Анакреона, К. Непота, Горация, Эпиктета и других), продолжал строчить сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или направлял на здравые педагогические приемы (сатиры, VIII), предрешая, до известной степени, задачу, осуществленную позднее Бецким; направлял и на идеал хорошего администратора, озабоченного тем, чтобы "истина цвела в пользу люду", чтобы "страсти не качали весов" правосудия, чтобы "слезы бедных не падали на землю" и усматривающего "собственную пользу в общей пользе" (послание к князю Н. Ю. Трубецкому). Он переводил и современных ему писателей (в частности "Персидские письма" Монтескье), составил руководство к алгебре и рассуждение о просодии. К сожалению, многие из этих трудов не сохранились. В письме о "сложении стихов русских" он высказывается супротив господствовавшего у нас польского силлабического стиха и делает попытку заместить его тоническим, больше свойственным русскому языку. Наконец, он пишет и религиозно-философское рассуждение, под заглавием: "Письма о природе и человеке", проникнутое глубоким религиозным чувством человека, стоящего на высоте образованности. Мучительная кончина весьма до времени прервала эту кипучую дело. Кантемир скончался 31 марта 1744 г., в Париже, и погребен в Московском Никольском греческом монастыре.

Так же читайте биографии известных людей:
Антоанета Стефанова Antoaneta Stefanova

Ее страстное увлечение психология. Книг по психоанализу буквально не выпускает из рук. Правда, во время соревнований предпочитает читать что-то..
читать далее

Антон Дельвиг Anton Delvig

Антон Дельвиг - русский поэт, переводчик, журналист, критик и издатель. Родился 17 августа 1798 года в Москве.Основатель "Литературной газеты" -..
читать далее

Антон Будилович Anton Budilovich

Будилович, Антон Семенович - славист и публицист (1846 - 1908), из униатской семьи, воспитанник литовской духовной семинарии и Петербургского..
читать далее

Антон Первушин Anton Pervushin

Русский писатель и журналист, автор ряда научно-фантастических и научно-популярных книг.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий