Известные люди

»

Антонио Сальери

Антонио Сальери Antonio Salieri Карьера: Музыкант
Рождение: Италия, 18.8.1750
Почти каждый, услышавший это имя, немедленно представляет себе злодея, отравившего (в буквальном или переносном смысле) жизнь Моцарта (Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791). Серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений.В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери", а также из её театральных постановок и экранизаций. И если в трагедии Пушкина Сальери попросту отравил Моцарта, то у Шеффера и Формана Сальери приводит Моцарта к смерти более утончёнными способами, используя переодевания, маски и всевозможные фрейдистского толка трюки. Таким образом, мы имеем здесь дело с уникальной ситуацией, когда искусство на протяжении уже нескольких поколений используется для разрушения репутации, доброго имени ни в чём не повинного человека, вдобавок выдающегося артиста и музыкального деятеля.

1. Меня уже страсть сколько лет занимает трагическая судьбина Антонио Сальери (Salieri, Antonio, 1750-1825). В самом деле, без малого всякий, услышавший это имя, сразу представляет себе злодея, отравившего (в буквальном или переносном смысле) бытие Моцарта (Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791). Серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений. В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери", а ещё из её театральных постановок и экранизаций. Произведение Пушкина чуть-чуть известно на Западе, но оно, само собой разумеется, послужило источником жутко популярной пьесы Шеффера (Shaffer, Peter) "Амадеус" и одноимённого фильма Формана по этой пьесе. По некоторым сведениям кино Формана посмотрело по меньшей мере 30 миллионов мужчина. С падением железного занавеса эта лента стала доступна и в России. И если в трагедии Пушкина Сальери просто отравил Моцарта, то у Шеффера и Формана Сальери приводит Моцарта к смерти больше утончёнными способами, используя переодевания, маски и всевозможные фрейдистского толка трюки. Таким образом, мы имеем в этом месте занятие с уникальной ситуацией, когда искусство на протяжении уже нескольких поколений применяется для разрушения репутации, доброго имени ни в чём не повинного человека, вдобавок выдающегося артиста и музыкального деятеля. Тема эта, по многим измерениям своим - и документальным, и психологическим, и моральным, по значительности вовлечённых в неё исторических фигур - бесспорно заслуживает книги. Я постараюсь ниже наметить основные линии, сколь это вероятно в рамках журнальной статьи.

2. Мне хотелось бы поведать негусто об Антонио Сальери. Моими основными источниками тут являются монографии Тейера - "Сальери, соперник Моцарта" - и Браунберенса - "Зловещий мастер. Настоящая история Антонио Сальери": (A.W.Thayer, Salieri: Rival of Mozart, - Philarmonia of Greater Kansas City, Missouri, 1989 и V.Braunbehrens, Maligned Master: The Real Story of Antonio Salieri, - Fromm International Publishing Corporation, New York, 1992, пер. с нем). Как видно, более того названия этих полностью добросовестных и серьёзных исследований отражают болезненную ситуацию, создавшуюся около имени Мастера. Книга Тейера в особенности интересна своей близостью к рассматриваемым событиям. Она была написана как серия статей для бостонского журнала Dwight's Journal of Music и публиковалась в этом журнале с февраля по ноябрь 1864 года.

Сведения о детских годах Сальери обрывочны и восходят они к самому композитору, оставившему свои заметки придворному библиотекарю Игнацу фон Мозелю (Mosel, Ignaz von, 1772-1844). Мозель написал на этой основе первую биографию Сальери, на которую опирались на практике все дальнейшие работы. К сожалению, заметки Сальери затерялись и известны в эти дни только по цитированиям и обработкам Мозеля.

Антонио Сальери родился в итальянском городе Леньяго (Legnago), близ Вероны, 18 августа 1750 года в многодетной семье состоятельного торговца. Мальчик сильно до срока проявил способности и заинтересованность к музыке. Первые свои уроки он получил у брата Франческо Антонио, ученика Джузеппе Тартини (Tartini, Giuseppe, 1692-1770). Затем хлопчик учился у церковного органиста, тот, что в свою очередность был учеником знаменитого падре Мартини (Martini, Giovanni Batista, 1706-1784) из Болоньи. Мозель сберег трогательные истории о том, как мальчишка, не предупредив родителей, убегал в соседние городки, чтобы внимать музыку и как его наказывал за это папа, конечно любя и не всерьёз. Безоблачное малолетство, при всем при том, было недолгим. В 1763 году умирает матушка, а вскоре за нею и папа (точная дата смерти отца Сальери неизвестна). Мальчик остаётся сиротой. Некоторое время он живёт в Падуе с одним из своих старших братьев, далее его принимает воспитанником семейство друзей отца. Семья Мочениго (Mocenigo), одна из самых богатых и аристократических в Венеции, видимо, собиралась вручить юноше серьёзное музыкальное образование в Неаполе. Но всё получилось совершенно по иному. Почти ненароком Антонио встретил приехавшего по театральным делам в Венецию венского композитора Флориана Гассмана (Gassmann, Florian Leopold, 1729-1774). Гассман занимал очень заметную позицию в Вене. Он был придворным композитором балетной и камерной музыки, капельмейстером и, что в особенности немаловажно, членом маленький группы музыкантов, с которой император Иосиф Второй каждый день музицировал. Гассману пришёлся по душе одаренный и скромный юноша, и он взял его с собою в Вену. Гассман и Сальери прибыли в Вену в воскресенье 15 июня 1766 года. День тот самый всю бытие значил шибко страсть сколько для Сальери. Вена стала его родным городом, где, за исключением творческих поездок, прошла вся его бытие. Спустя 50 лет Сальери, уже всемирно именитый оперный композитор, придворный капельмейстер, член Французской Академии, осыпанный наградами, подмечал юбилей своего приезда в Вену. Это было большое событие в музыкальной жизни австрийской столицы, собравшее многих выдающихся музыкантов. В своей краткой речи Сальери, посреди прочего, извинился за свой германский язык: "В самом деле, как я мог овладеть немецким за какие-то пятьдесят лет".

Гассман позаботился о музыкальном и общем образовании своего воспитанника. Уроки контрапункта он взял на себя, а для других предметов пригласил учителей. Все расходы Гассман нёс сам. Трудно не восхититься благородством и бескорыстием этого человека. Сальери на всю существование сберег благодарную и благоговейную память о своём учителе и опекуне. Он делал всё, что было в его силах, для сохранения творческого наследия Гассмана, его памяти, заботился о его семье. Сальери воспитал солистку оперы из дочери Гассмана.

Вскоре позже приезда Гассман представил юношу императору Иосифу Второму. Просвещённый монарх, как это было принято в роде Габсбургов, был ещё и прекрасным музыкантом. Ему понравился даровитый и скромный итальянец. Так началось императорское покровительство, сыгравшее важнейшую образ в дальнейшей карьере Сальери. Всё тот же Гассман представил Сальери знаменитому поэту и либреттисту Метастазио (Metastasio, Pietro 1698-1782), в доме которого собирались интеллектуалы и артисты Вены, а ещё жившему по соседству Глюку (Gluck, Christoph Willibald von 1714-1787). Гпроем стал вторым покровителем и учителем Антонио и потом сыграл решающую образ в его огромных парижских успехах.

В это время Сальери начал трудиться в театре в качестве ассистента Гассмана и к этому же времени относятся и первые профессиональные опыты в композиции (аранжировки и вставки в оперы, инструментальная и церковная музыка). Не заставила себя поджидать и первая независимая опера ("Le donne letterate", 1770), написанная на либретто танцора Венской оперы Джованни Боккерини (Boccerini, Giovanni, 1742-после 1799; брат Луиджи Боккерини). Уже на уровне репетиций это произведение юного композитора было одобрено Глюком и Джузеппе Скарлатти (Scarlatti, Giuseppe рядом 1718 или 1723-1777, сынуля Доменико и внучок Алессандро Скарлатти). На склоне лет Сальери вспоминал, как в начало дня премьеры он бродил по улицам Вены от одного плаката, объявлявшего о его опере, к другому, и как позже успешного спектакля он смешался с выходившей из театра толпой, прислушиваясь к одобрительным и критическим репликам своих первых слушателей. Сегодня неизвестно, сколь первая опера Сальери была успешна, во всяком случае, она была поставлена ещё и в Праге (1773). В том же году в сотрудничестве с тем же Боккерини была написана и вторая опера - "L'amore innocente". Так началась карьера одного из самых успешных мастеров оперного жанра конца XVIII века. Размеры журнальной статьи не позволяют сколько-нибудь в деталях представить творчество Сальери, мы ограничимся, оттого, несколькими замечаниями о его наиболее значительных и успешных работах.

Уже в 1771 году Сальери обращается от комической оперы к музыкальной драме. Его опера "Armida" имеет немаловажный фарт и оказывается первым целиком опубликованным произведением молодого композитора. Интересно пометить, что сочинение Сальери было первой не глюковской оперой, в которой были реализованы центральные идеи оперной перестройки Глюка, состоявшей в общих чертах в разрыве с устоявшимися шаблонными схемами и наполнении оперы драматическим содержанием.

Огромный счастливый момент приносит композитору его следующая служба - опера buffa "La fiera di Venezia". Впервые представленная в Вене 29 января 1772 года, эта опера далее ставится с неизменным успехом по всей Европе (больше 30-ти постановок при жизни автора). Интересно, что папа Вольфганга Моцарта Леопольд Моцарт (Mozart, Leopold, 1719-1787), слушавший эту оперу в Зальцбурге в 1785 году, отзывался о ней крайне грубо. И ныне некоторые музыковеды ещё невысокого мнения об опере, но полностью явственно, что современной Сальери публике она была шибко по душе.

Молодой композитор одним духом приобретает европейскую известность. Его оперы ставятся в Дрездене, Манхейме, Флоренции (1772), Праге и Копенгагене (1773). Уже в это время Сальери получает почётное и выгодное приглашение шведского короля Густава Третьего, которое, и все-таки, он отклоняет, рассчитывая на покровительство австрийского императора. Будущее показало, что в этом нелёгком решении Сальери был идеально прав. Сразу затем безвременной смерти в 1774 году Гассмана Сальери получил место придворного композитора камерной музыки, а кроме того заместителя капельмейстера итальянской оперы. Впоследствии Сальери получил самую высокую в Вене музыкальную позицию: пост императорского капельмейстера.

Между тем итальянский оперный театр в Вене переживал трудные времена и был весною 1776 года закрыт императором Иосифом. Видимо, по этой причине творческая активность Сальери в 1776-77-х годах была невелика. Однако уже в 1778 году по рекомендации Глюка, прямо рассматривавшего молодого композитора как своего преемника, Сальери получил весьма почетный заказ намарать оперу для открытия заново отстроенного затем пожара оперного театра. Театр тот самый, имеющий известность под названием Teatro alla Scala, был открыт 3 августа 1778 года великолепным представлением оперы Сальери "L'Europa riconosciuta". Из Милана композитор отправляется в Венецию, где сочиняет по заказу местного оперного театра одну из самых успешных своих опер. В последующие 30 лет "La scuola de' gelosi" выдержала больше 60-ти постановок по всей Европе от Лиссабона до Москвы и от Неаполя до Риги.

В 1776 году Сальери ещё сочинил большую ораторию для очередного концерта Венского Музыкального Общества. Это Общество, которому было суждено сыграть исключительную образ в музыкальной жизни Вены, да и, пожалуй, всей Европы, было основано пятью годами раньше Гассманом. Основным назначением Общества было создание и поддержание пенсионных фондов для вдов и сирот музыкантов. Концерты Общества, даваемые на Рождественский и Великий пост, носили благотворительный нрав. Вот что об этих концертах писал из Вены своему отцу Вольфганг Моцарт:

"С какой бы радостью я дал публичный концерт, как это в этом месте и принято, но ни при каких обстоятельствах мне не обрести разрешения (Князя-Архиепископа Зальцбургского, у которого тогда Моцарт состоял на службе. - Б.К.)! Смотрите сами. Вы знаете, что в Вене есть среда, дающее концерты в пользу вдов и сирот музыкантов. На этих концертах всякий, кто имеет хоть какое-то касательство к музыке, играет на халяву. В оркестре 180 музыкантов, и ни единственный виртуоз, имеющий хоть каплю любви к ближнему, не откажет в просьбе общества обозначиться в концерте. И этим он приобретает благосклонность, как Императора, так и публики. Штарцер был уполномочен позвать меня, и я незамедлительно же согласился, заявив, и все-таки, что должен заручиться разрешением Князя. У меня не было сомнений в том, что дозволение будет дано, потому как речь идёт о добром деле, в своём роде религиозном деле, благотворительности. И всё же я получил отказ!"

(Письмо к Леопольду Моцарту от 24 марта 1781 г. Цит. по книге Letters of Wolfgang Amadeus Mozart, selected and edited by Hans Mersmann. - Dover Publications, Inc. New York, 1972. Здесь и ниже англоязычные источники цитируются в моих переводах. Справедливости с целью надобно отметить, что в приписке к письму от 28 марта Вольфганг сообщает, что, уступая многочисленным просьбам знати, Архиепископ в конце концов разрешил ему обозначиться в концерте Общества.)

Я ещё вернусь к деятельности итальянского мастера, связанной с Венским Музыкальным Обществом.

В 1782 году Вена, да и не только Вена, была взбудоражена визитом Папы Римского Пия VI, тот, что хотел склонить императора Иосифа к отказу от его церковных реформ, подрывавших воздействие Ватикана. По дошедшим до нас сведениям, рядом 200 тысяч зрителей наблюдало за въездом Папы, 30 тысяч гостей нашей страны присутствовало на его Пасхальной мессе на открытом воздухе. Туфли Папы передавались из одного аристократического дома в другой: по старинному обычаю их целовали. В эти бурные дни осталось незамеченным событие, которому было суждено сыграть огромную образ в развитии оперного искусства. Из Италии к Сальери прибыл Лоренцо Да Понте (Da Ponte, Lorenzo - настоящее имя Emanuele Conegliano, 1749-1838). Посетитель предъявил рекомендательное сообщение от одного из либреттистов Сальери. За плечами Лоренцо было бурное прошлое. Родившись в еврейском гетто Венеции, он в возрасте 14 лет крестился сообща со всей своей семьёй. Лоренцо получил блестящее религиозное и общее образование. В 24 года он стал аббатом и профессором изящных искусств в теологической семинарии. Однако профессорствование было недолгим, сказывался авантюристический склад его натуры, его талантливые сатирические вирши привели к увольнению из семинарии. Помимо этого, выражаясь современно, он жил с girl-friend и был ни чуточки не чужд прочих любовных приключений. В конечном счете супротив него был возбуждён формальный судебный ход, вердиктом оказалось изгнание из Венеции на 15 лет (истина, в миг вынесения вердикта Лоренцо уже был вдали от венецианских каналов). Да Понте был блестящим, остроумным собеседником, великолепно и нетрудно писал вирши. Очевидно, он пленил Сальери, тот, что рекомендовал его императору. Невероятным образом бывший аббат с достаточно сомнительной репутацией, вдобавок не имевший никакого серьёзного литературного опыта, получил место либреттиста Национального театра. Помимо невероятного обаяния и само время помогало Лоренцо. Именно в эти месяцы подходил к концу неудавшийся опыт с немецкой оперой, и осенью была сызнова открыта итальянская опера с Сальери в качестве капельмейстера. Лоренцо Да Понте было суждено намарать либретто для трёх великих опер Моцарта - "Le nocce di Figaro" ("Свадьба Фигаро"), "Don Giovanni" ("Дон Жуан") и "Cosi fan tutte" ("Так поступают все [женщины]").

Несомненно, Да Понте был в центре театральной жизни Вены, а ещё в центре театральных и не только театральных интриг, напоминая этим своего старшего друга Казанову. Особенно непримиримым соперником и конкурентом Лоренцо был прочий сияющий итальянский стихотворец и либреттист, также аббат и также авантюрист, Касти (Casti, Giambattista 1724-1803). Вполне правдоподобно, что Моцарт рикошетом оказывался жертвой интриг Касти супротив Да Понте. Надо проронить, что в конце концов темперамент и свободные нравы Да Понте привели его кроме того и к фактическому изгнанию из Вены. Та же участь постигла его соперника. Удивительные судьбы этих двух блестящих и противоречивых личностей, в конечном счёте ставших друзьями, заслуживают отдельного повествования. Скажем тут только, что умер Да Понте в Нью-Йорке, что могилка его была не отмечена и само кладбище уже не существует. По инициативе Да Понте в 1825 году в США был в первый раз представлен моцартовский "Дон Жуан". Да Понте был кроме того первым профессором итальянского языка и литературы Колумбийского университета. Его по праву не возбраняется считывать одним из основателей классического филологического образования в США. Он же возглавил предприятие по постройке первого постоянного оперного театра в Нью-Йорке. Мемуары Да Понте, к которым нужно, разумеется, относиться с известной осторожностью, написаны поразительно живо и содержат многие уникальные свидетельства о значительных исторических фигурах и канувших в неизвестность простых людях, с которыми он встречался (Memoirs of Lorenzo Da Ponte, translated by Elisabeth Abbot from the Italian, - J.B. Lippincott Company, Philadelphia & London, 1929, пер. с ит.).

Но вернёмся к Сальери. Можно было ждать, что с возобновлением итальянской оперы в Вене композитор-капельмейстер начнёт чиркать для своего театра одно произведение за другим. Но этого не произошло. Мысли Сальери были направлены на Париж, для которого он сочинял оперу "Les Danaides". Трёхлетняя история создания этой оперы напоминает детективный роман. Либретто было первоначально направлено Глюку, тот, что, и все-таки, колебался в своём желании-не-желании опять вкалывать с капризной и, видимо, не всю дорогу вежливой парижской публикой. Тем временем самочувствие Глюка радикально ухудшилось: вслед за тем двух инсультов его правая край была парализована. Работать Гпроем уже не мог. И тогда он опять совершил великодушный и участливый жест в отношении Сальери. Он препоручил накарябать оперу ему. При этом Гпроем поддерживал в Париже убеждение, что пишет оперу сам, быть может, с некоторым участием младшего коллеги. Старый мастер справедливо опасался, что заказчики не захотят сменить знаменитого композитора человеком, немного известным в Париже. Кроме того, Гпроем мог запросить (и запросил) этакий гонорар, тот, что был бы безупречно исключён в случае Сальери. Противоречия в отношении авторства оперы продолжались до самой её премьеры, прошедшей с огромным успехом в Париже 26 апреля 1784 года. Вскоре потом этого события Гпроем опубликовал сообщение, в котором подтвердил полное авторство Сальери. Последний ответил письмом, полным благодарности и уважения к старому Мастеру.

Интересно пометить, что на следующий день вслед за тем премьеры "Les Danaides" в театре Comedie Francaise была в первый раз публично представлена запрещённая пьеса Бомарше (Beaumarchais, Pierre Augustin Caron de (Pierre Augustin Caron) 1732-1799) "Безумный день или Женитьба Фигаро", уже 3 года будоражившая Францию. Несмотря на запрещение, пьеса вращалась в аристократических кругах в виде своего рода самиздата. Публичное представление, видимо, стало возможным благодаря поддержке королевы Марии Антуанетты (сестры австрийского императора), которую не остановили возражения ее мужа Людовика XVI. Вполне по-видимому, во время этого первого 6-месячного пребывания Сальери в Париже и состоялось его знакомство с Бомарше, необыкновенной, многогранно одарённой, блестящей, скандальной, противоречивой личностью, напоминавшей разом нескольких его собственных героев - и Фигаро, и графа, и Керубино, и в чём-то более того Сюзанну.

Родившись в семье часовщика, Огустен Карон (дворянскую фамилию Бомарше он приобрёл в результате первого брака) начал свою карьеру с изобретения нового типа часового баланса и далее судебной защиты своего изобретения от плагиатора. Затем он завоевал расположение маркизы де Помпадур, подарив ей собственноручно выполненные часы, вделанные в колечко. Блестящее остроумие и постижение человеческих слабостей сделало прочее. Перед ним открылись двери аристократических и богатых домов. Бомарше обнаружил необыкновенные предпринимательские способности, его финансовые операции принесли ему огромное состояние. Он пережил двух своих жён, и в обоих случаях молва упрямо приписывала ему их отравление (вспоминается реплика Моцарта в трагедии Пушкина: "...А истина ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?"). Среди прочего, Бомарше убедил французское руководство оказать поддержку американским колониям в их борьбе с англичанами. Под подставным именем Бомарше оперировал большим флотом, доставлявшим в колонии оружие и боеприпасы. Само собой разумеется, что при этом он не забывал и о собственных интересах. Время от времени Бомарше кроме того действовал как доверенное физиономия Людовика XV и Людовика XVI. По поручению последнего он совершил большое турне по Европе с целью предотвратить публикацию памфлета супротив Марии Антуанетты. Отнюдь не исключено, что сам же Бомарше и написал злополучный памфлет. Эта поездка привела Бомарше, действовавшего под псевдонимом, в 1774 году в Вену, при всем при том большую количество своего пребывания там он провёл под арестом в ожидании депортации. Воистину: "Фигаро в этом месте, Фигаро там!" Немудрено, что Бомарше пришлось изведать и изгнание в конце своей невероятной жизни. Знакомству Сальери и Бомарше суждено было перерасти в многолетнее творческое содружество.

Уже в июле 1784 года руководство Парижской оперы заказало Сальери два новых произведения. Очевидно, итальянскому мастеру пришёлся по душе жанр французской оперы. Видимо, его привлекала и материальная край дела: щедрые гонорары (в различие от обычной практики того времени включавшие проценты с выручки) и невероятная роскошь самих постановок. В этом отношении двор Людовика XVI и Марии Антуанетты радикально отличался от двора экономного и рассудительного Иосифа. Несомненным стимулом - и моральным и материальным - была кроме того существовавшая в Париже традиция немедленной публикации заказанных Оперой партитур. Первая опера "Les Horaces" не принесла здоровый радости композитору, провалившись на премьере. После трёх представлений она была исключена из репертуара. Зато вторая служба, музыкальная драма "Tarare", созданная совместно с Бомарше, составила эпоху в истории французского театра. Бомарше упоминает о проекте этой работы уже в 1775 году. Но только к лету 1784 года его произведение начинает обзаводиться чёткие формы, и автор более того читает отрывки в аристократических салонах. Видимо, аккурат Бомарше предложил Сальери в качестве композитора для задуманной оперы безупречно нового типа, в которой предполагалось достичь полного единства музыки и драматического действия. В этом смысле "Tarare" позволительно анализировать, как предшественника музыкальных драм Вагнера. Сальери взял с собою в Вену либретто-драму Бомарше и в течение последовавших двух лет урывками, в свободное от обязанностей капельмейстера и от сочинения других произведений время работал над музыкой к "Tarare". Характерно, что Сальери предложил изменения в либретто, которые Бомарше с комплиментами принял. Однако принципиально новая, синтетическая музыкальная драма требовала тесного сотрудничества композитора и драматурга.

Летом 1786 года Сальери прибывает в Париж. Композитор привёз с собою партитуру злосчастной оперы "Les Horaces" и фрагменты будущей оперы "Tarare". После провала первой оперы Бомарше пригласил удручённого композитора существовать в своём доме. Работа над совместным произведением пошла полным ходом. Впоследствии Сальери тепло и более того немного идиллически вспоминал это время и своего приветливого и отечески о нём заботившегося хозяина. Интересно, что как раз в эти месяцы Бомарше был вовлечён в очередной (и на этот раз неудачный для него) судебный ход, потрясавший Францию, а кроме того в гигантское и чертовски разорительное предприятие с изданием 71-том-ного собрания сочинений Вольтера. Так или по-другому служба над оперой продолжалась и вызывала в Париже громадный заинтересованность, искусно подогреваемый Бомарше, тот, что был ещё и великим мастером саморекламы. Сама пьеса, действо которой разворачивалось на экзотическом Востоке, в реальности задевала многие болевые точки предреволюционной Франции. Причём делалось это многозначно и искусно, так что бурные и противоречивые эмоции являла как аристократия, так и революционно настроенные слои общества. В сущности, всякий зритель мог интерпретировать работу в соответствии со своими политическими убеждениями. Недаром с подходящими переделками служба пришлась ко двору и Бурбонам, и Республике, и Наполеоновской Империи...

Премьера оперы Сальери-Бомарше состоялась в Париже 8 июня 1787 года. Общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота, 400 боец патрулировали улицы кругом Оперного театра. Помимо актуальности самого сценического действия, "Tarare" был абсолютно новым явлением в искусстве. Успех работы, в том числе и финансовый, был впечатляющим. В течение десятилетий "Tarare" оставался самым кассовым произведением в Парижской опере. В первые 9 месяцев спектакль был представлен 33 раза, принеся больше четверти всей выручки театра за год.

Сальери вернулся в Вену в июле 1787 года. Здесь его ожидала большая потеря: 15 ноября того же года скончался Гпроем. Закончилась пора в истории оперного искусства. Сальери потерял близкого друга, учителя и покровителя. О характере их отношений говорит следующий выразительный момент. Сочиняя по заказу из Парижа кантату "Le Jugement dernier", Сальери дошёл до места, где должен был вещать Иисус. Композитор хотел препоручить эту партию высокому тенору, но перед окончательным решением пришёл посоветоваться к Глюку. Старый мастер одобрил отбор и полусерьёзно, полушутя добавил: "Скоро я смогу безупречно точь-в-точь сообщить Вам из иного мира, в каком ключе говорит Спаситель". Через 4 дня его не стало (Браунберенс, Salieri, с.151).

Между тем император Иосиф, заинтересовавшись работой Сальери-Бомарше, возложил Да Понте и Сальери соорудить из "Tarare" итальянскую оперу для Вены. Небезынтересно, что Иосиф вторично (в первом случае это была "Le nocce di Figaro" Моцарта) заказал оперу по политически взрывоопасным произведениям крамольного Бомарше. Столкнувшись с огромной разницей в эстетике и вокальной технике итальянской и французской оперы, либреттист и композитор встали на тракт радикальной переделки произведения и, по существу, создали безупречно новую оперу, получившую наименование "Axur". Именно эта версия, то есть опера Сальери-Бомарше-Да Понте, в различных переводах одним духом приобрела общеевропейскую популярность. Было сделано три немецких перевода, переводы на российский и польский языки. В 1814 году опера была более того поставлена (в португальском переводе) в Рио де Жанейро. Предпринятая в 1988 году попытка возродить "Tarare" затем 160-летнего перерыва закончилась полной неудачей. Известный историк музыки Браунберенс относит это на счёт шибко неудачной постановки, но целиком вероятно, что "Tarare" был до такой степени актуален для своего времени, до того связан с ним, что совместно с этим временем и ушёл навечно.

Почти вместе с тем с "Axur'ом" Сальери пишет оперу на сюжет Касти, представлявшем в достаточно сатирическом свете некоего китайского монарха, в котором, при всем при том, несложно угадывался российский царь Пётр Первый. Интересно, в какой степени непрактичным Сальери показал себя в этом деле. Никаких шансов на осуществление в условиях русско-австрийского союза опера не имела, она осталась более того неопубликованной. Тем не менее император Иосиф продолжал добро относиться к своему давнему протеже и в феврале 1788 года назначил его на высшую музыкальную место в Вене. Сальери стал Придворным капельмейстером, сменив больного и престарелого Бонно (финальный умер в апреле того же года).

Смерть императора Иосифа, последовавшая 20 февраля 1790 года, оказалась большим ударом и для Сальери, и для Моцарта (хотя Моцарт не сию минуту это понял и в течение некоторого времени питал радужные иллюзии в отношении своих перспектив). Последние годы жизни этого незаурядного монарха были омрачены многими тревогами и неудачами: французская революция, катастрофическая финансовая обстановка в империи, задуманные реорганизации либо не были доведены до конца, либо совсем провалились. Особое возмущение подданных вызывала затяжная махаловка с Турцией, в которую держава была втянута в результате союза с Россией. Дело дошло до того, что на двери дворца, в котором умирал император, приклеили сатирические вирши в его адрес. Вместе с тем тяжко не признать, что покойный император был добрым и приветливым по природе человеком и превосходным музыкантом. Его покровительство сыграло решающую образ в жизни Сальери. Много хорошего он сделал и для Моцарта, которого приподнято ценил.

Взошедший на престол брат покойного, император Леопольд Второй, был идеально иным человеком, его заинтересованность к музыке был невелик, во всяком случае он не обнаружил этого интереса во время своего короткого царствования. Ни Моцарт, ни Сальери не имели доступа к новому монарху. Помимо всего прочего Леопольд не без подозрительности относился к людям из окружения покойного Иосифа. Так был немедля смещён со своего поста босс Придворного театра и по негусто обоснованным легендам недобрый гений Моцарта граф Розенберг-Орсини (Rosenberg-Orsini, Franz Xaver Wolf, Count, 1723-1796). Сальери обратился к новому императору с просьбой избавить его от обязанностей Придворного капельмейстера. Однако император согласился только на отставку композитора с поста капельмейстера Итальянской оперы, заменив Сальери его молодым учеником и ассистентом (жалованье в 600 гульденов, назначенное последнему, показывало, с каким пренебрежением Леопольд относился к Оперному театру).

К этому времени 40-летний Сальери написал рядом 30-ти опер, некоторые из которых относились к лучшим произведениям своего времени и с энтузиазмом принимались по всей Европе. Интересно впитывать текст сообщение Бомарше к Сальери с описанием торжеств, посвященных первой годовщине штурма Бастилии. Частью этих торжеств было представление оперы "Tarare" со нарочно добавленным эпилогом. Впоследствии, во время войн супротив революционной Франции, опера "Axur" исполнялась по обе стороны фронта. 10 июня 1797 года эта опера была представлена в La Scala в Милане в ознаменование создания Цизальпинской Республики (включавшей в себя Милан, Мантую, Модену и части Пармы и возникшей в результате итальянской кампании Наполеона).

Однако мастер находился уже в высшей точке своей карьеры. Впереди был преждевременный закат. Из 11-ти последовавших опер только две или три выдерживали сопоставление с лучшими работами его молодости. Вообще, раннее истощение творческих сил было достаточно обычным явлением для композиторов того времени. Они сильно до времени начинали вкалывать, работали с огромным напряжением и быстротою и платили за это ранним упадком творческих сил. Последняя опера Сальери, написанная и поставленная в 1804 году, успеха не имела. Критика указывала, что в музыке нельзя изведать автора "Axur'а" и что в ней отсутствуют достоинства, которые публика привыкла сыскивать в операх Моцарта и Керубини (Cherubini, Luigi, 1760-1842).

Так же читайте биографии известных людей:
Антонио Солер Antonio Soler

Испанский композитор, органист, хормейстер и музыкальный теоретик. Подобно многим другим испанским музыкантам (включая Фернандо Сора), Падре Антонио..
читать далее

Антонио Страдивари Antonio Stradivarius

Перебрав много профессий, он всюду испытал неудачу. Хотел стать ваятелем, подобно Микеланджело, линии его статуй были изящны, но лица были не..
читать далее

Антонио Сабато мл. Antonio Sabato Jr.

Антонио Сабато-младший родился в Риме. Его папа достаточно именитый в Европе киноактер. Сабато-старший переехал в США в 1985-м, когда Антонио было..
читать далее

Антонио Ваннек Antonio Wannek

Антонио Ваннек - популярный немецкий актер. Родился 27 июня 1979 года.На сегодняшний день фильмография Антонио Ваннека насчитывает более сорока..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий