Известные люди

»

Аркадий Аверченко

Аркадий Аверченко Arkady Averchenko Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 27.3.1881
Аверченко создатель квазимемуарных циклов полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными фигурами основных персонажей, т.е. сборники рассказов и юморесок с оттенком личных воспоминаний.

Отец неудачливый небольшой торговец; ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться дома, с помощью старших сестер (из автобиографии). В 1896, пятнадцати лет от роду, поступил конторщиком на донецкую шахту; посредством три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.

Первый расклад, Уменье существовать, был опубликован в харьковском журнале Одуванчик в 1902. Серьезной заявкой литератора явился расклад Праведник, опубликованный в Санкт-Петербурге в Журнале для всех в 1904. В отрезок времени революционных событий 19051907 Аверченко обнаруживает публицистический гений и предприимчивость, обширно публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив немного номеров резво запрещенных цензурой собственных сатирических журналов Штык и Меч.

Издательский навык пригодился ему в 1908 в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала Стрекоза (где ещё в 1880 был опубликован начальный расклад Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 Стрекозу сменил новоиспеченный еженедельник Сатирикон. Как фиксировал в статье Аверченко и Сатирикон (1925) А.И.Куприн, журнал безотложно нашел себя: родное русло, свой тон, свою марку. Читатели же чуткая середка необыкновенно резво открыли его. Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила Сатирикону его большой фарт. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел притянуть Л.Андреева, С.Маршака, А.Куприна, А.Н.Толстого, С.Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником Сатирикона и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н.А.Лохвицкой (Тэффи). Помимо журнала выпускалась Библиотека Сатирикона: в 19081913 было опубликовано рядом ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и основополагающий сборник рассказов Аверченко Веселые устрицы (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания.

В 1913 редакция Сатирикона раскололась, и аверченковским журналом стал Новый Сатирикон (19131918). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других тонких журналах массовой циркуляции, таких, как Журнал для всех и Синий журнал. Рассказы отбирались, дополнительно редактировались и издавались сборниками: Рассказы (юмористические). Кн. 1 (1910) сюда были попутно сброшены раньше, ещё до Сатирикона опубликованные вещи; Рассказы (юмористические). Кн. 2. Зайчики на стене (1911), Круги по воде (1912), Рассказы для выздоравливающих (1913), О хороших в сущности людях (1914), Сорные травы (1914 под псевдонимом Фома Опискин), Чудеса в решете (1915), Позолоченные пилюли (1916), Синее с золотом (1917). Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего абсурда, тот, что и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее используются они для мистификации и отстранения реальности, нужного интеллигентной публике (словцо интеллигентный было введено в просторный обиход при немалом содействии Сатирикона), которая во время Серебряного века старалась хоть мало ослабить мертвую хватку народнической идеологии: временами для противодействия ей использовался более того доморощенный социал-демократизм, и следы его явственны в Сатириконах.

Сатириконовцы во главе с Аверченко очень дорожили своей благоприобретенной репутацей независимого журнала, промышляющего смехом, и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была подчеркнутая и немного издевательская нелояльность: точка зрения весьма выгодная в тогдашних условиях без малого полного отсутствия цензуры, воспрещавшей только прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколь угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру.

Февральскую революцию 1917 Аверченко со своим Новым Сатириконом, разумеется, приветствовал; при всем при том последовавшая за ней разнузданная демократическая свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, совместно с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его радостный абсурд приобрел свежеиспеченный пафос; он стал надлежать безумию новоучреждаемой реальности и глядеться как черный юмор. Впоследствии подобная гротесковость обнаруживается у М.Булгакова, М.Зощенко, В.Катаева, И.Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 Новый Сатирикон был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах Приазовский край, Юг России и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, позже составивших книги Дюжина ножей в спину революции (1921) и Смешное в страшном (1923): антисоветский политический прикол и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалостно копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге Записки Простодушного. Я в Европе (1923), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни Аверченко с новой силой проявляется детская задача от сборника О маленьких для больших (1916) до книг рассказов Дети (1922) и Отдых на крапиве (1924). Попытавшись накарябать повесть (Подходцев и двое других, 1917) и юмористический роман (Шутка Мецената, 1925), Аверченко создает квазимемуарные циклы полуанекдотических эпизодов, связанных больше или менее карикатурными фигурами основных персонажей, т.е. опять-таки сборники рассказов и юморесок с оттенком личных воспоминаний.

В Стамбуле Аверченко, как неизменно, совмещал творческую дело с организаторской: создав эстрадный театр Гнездо перелетных птиц, он совершил немного гастрольных поездок по Европе. В 1922 поселился в Праге, где успел черкнуть и издать немного книг рассказов и пьесу Игра со смертью, имеющую нрав комедийного шоу.

Умер Аверченко в Праге 12 марта 1925.

Так же читайте биографии известных людей:
Аркадий Арканов Arkady Arkanov

Я его отловила по телефону, увидеться не удалось, я улетала. "Аркадий Михайлович, я хотела про вас написать, а не успеваю интервью сделать..." --..
читать далее

Аркадий Вайнер Arkady Vainer

Родился в Москве. Закончил юридический факультет Московского государственного университета (перешел в МГУ после первого курса Московского..
читать далее

Аркадий Гайдар Arkady Gaydar

Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) Аркадий Петрович (1904 - 1941), прозаик.
читать далее

Аркадий Стругацкий Arkady Strugatskiy

А.Н.Стругацкий русский писатель-фантаст. Член СП СССР с 1964 года. Писал в соавторстве с младшим братом Б.Н.Стругацким.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий