Известные люди

»

Арканджело Корелли

Арканджело Корелли Arcangelo Corelli Карьера: Музыкант
Рождение: Италия, 17.2.1653
Воздействие Арканджело Корелли, величайшего скрипача XVII века, на музыку современников и композиторов последующих поколений было очень велико. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Маттесона и Телемана в Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии.

Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в жутко просвещенной семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж.Бенвенути, а кроме того у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Еще в юности Корелли добился такого искусства в области композиции, что был принят в болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, "академиях". Он начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, после этого стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов - капельмейстером церковных концертов.

Необыкновенно единодушное и широкое признание в столице и знатоков, и широкой публики ни капли не вскружило ему голову. Он отличался большим артистическим темпераментом, разносторонними интересами (он, в частности, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы Пуссена, Брейгеля, Маратта, Тревизани и других мастеров), трезвым и более того холодным умом. Корелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовался под руководством композитора М.Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа.

В начале 1700-х годов он вошел в "Аркадскую академию", где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти.

Несмотря на высокомерный, самостоятельный нрав, так специфический для больших художников, Корелли вынужден был связать себя службой у богатых меценатов - кардиналов Панфили и Оттобони. Справедливость требует подметить, что эти деятели церкви, будучи страстными любителями музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. Он прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. В тот самый отрезок времени он создал большую доля своих трио-сонат, знаменитые сонаты для скрипки соло с сопровождением клавесина (1700 год) и, в конце концов, concerti grossi (1712 год).

Ведя существование скромного труженика и ни при каких обстоятельствах не выезжая за рубеж, Корелли завоевал народную славу и оставил следом себя школу, к которой принадлежали такие замечательные музыканты, как Пьетро Локателли, Франческо Джеминиани, Джованни Баттиста Сомис и другие. Последователем Корелли был ещё крупнейший скрипач XVIII века Джузеппе Тартини.

Трудно наречь другого композитора, творчество которого получило бы до того безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а ещё двенадцать concerti grossi.

Уже первые двенадцать трио-сонат 1681 года открыли новую страницу в истории итальянской инструментальной музыки, и с каждым новым опусом художественное совершенство возрастало. Сольные же сонаты опус 5 и концерты опус 6 оказались вершиной, в своем роде недосягаемой.

Знаменательно, что, невзирая на связи с церковными кругами, тот самый немалый композитор Италии нимало, либо без малого нимало не написал культовой музыки. Что же касается тех сонат Корелли, которые все ещё называли порой "церковными", то они не только полностью светские по образному содержанию, но к тому же ни при каких обстоятельствах не имели подобного авторского обозначения. Более того, Корелли был первым, кто в нетанцевальной скрипичной сонате заменял сопровождающий орган клавесином. Это совсем эмансипировало сонату, оторвало ее от церкви. Корелли - композитор и виртуоз - утвердил в скрипичном искусстве манера, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. "Всякий работа, - писал он, - должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами".

В то время эстетика барокко и вычурно-надуманная поэзия маринистов отчасти оказали влияние на манеру скрипичной игры, и она часто страдала излишним применением виртуозных приемов. Чрезмерная концентрация островыразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве ту взвихренность стиля, неистовость эмоционального тонуса, какую так нередко разрешено было тогда следить в скульптурных группах, на фасадах церквей и дворцовых плафонах.

Всему этому Корелли противопоставил строгую сдержанность чувства, ясность, уравновешенность формы и мудрую экономию в средствах и приемах выразительности. Он чуждался аффектации; обнаженная, так проговорить, непосредственность выражения кроме того не была в его художественной натуре. Техника его, в то время не знавшая равных, всецело подчинена была художественной интерпретации произведения. Он играл мягким, певучим и глубоким звуком; выравненность тона сочеталась с выразительной, разнообразной нюансировкой.

Творчество Корелли подлинно народное. В танцевальных жанрах, в особенности в жигах его партит, звучат ритмы итальянских народных плясок. Один из самых совершенных образцов его повадки - знаменитая жига из Пятой сольной сонаты соль минор с ее увлекательно-вихревым кружением и идеально стройной формой - выдержана в ритмической фигуре тарантелльного типа. Самая популярная посреди сольных скрипичных композиций Корелли - ре-минорная, написана в виде вариаций на тему португальской народной песни о безумной девушке и ее несчастной любви. Жизнерадостный финал Восьмого ("Рождественского") концерта - это поэтическая картинка, с великолепным мастерством воссоздающая звучание крестьянского инструментального ансамбля со свирелями, волынками, флейтами. Корелли народен как музыкант-художник, в классически ясных образах запечатлевший свой население с его жизнью, идеалами, страстями.

У композитора, совмещавшего размах и темперамент южанина с трезвым рационализмом, эти образы потребовали широты, простора для своего воплощения. И Корелли нашел эти вместительные формы, обратившись к жанрам сонаты и концерта -жанрам, неплохо известным его предшественникам, а ныне всецело захватившим кроме того и его внимательность.

Шестьдесят сонат Корелли разделяются на немного групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало. В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать Больших концертов (Concerto grosso). Наряду с концертами Генделя и И.С.Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. Перед нами замечательная форма раннего струнного оркестра. Корелли, таким образом, заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки.

Современники Корелли оставили нам немногочисленные, но важные свидетельства его великолепного дирижерского искусства. Он добивался отчаянно точной и тонкой отделки партитуры. Ансамбль звучал идеально слаженно по строю, штрихам, динамике, фразировке. Глубокая выразительность сочеталась с благородной простотой.

Стиль Корелли, с его явственно проступающими народными истоками, эмоционально наполненный и в то же время лаконичный и скромный, сдержанно-величавый, отдаленный как от риторики, так и от излишеств экспрессии и структуры, диковинно гармоничный, уравновешенный в трактовке формы, не вместим в рамки стилевых понятий барокко или классицизма XVII века. Скорее, не возбраняется было бы установить его как манера, предшествующий классицизму XVIII столетия.

В свой столетний период, после этого продолжительного пребывания в забвении или полузабвении, concerti grossi Корелли заново зазвучали в концертных залах, способствуя развитию хорошего вкуса и воспитанию как аудитории, так и исполнителей.

Так же читайте биографии известных людей:
Арлетт Лагие Arlett Lagie

Работала в банке "Лионский кредит". В 1974 году была инициатором большой забастовки, которая парализовала все крупные банковские структуры страны...
читать далее

Арлетт Лагийе Arlett Laguiller

Французский политик-троцкист, представитель партии Рабочая борьба.
читать далее

Арльз-Фредерик Ворт Charles Frederick Worth

В 1860 г. Ворт ввел в моду тунику (юбку длиной до колен, которую носили поверх длинной юбки), в 18641865 гг. изменил форму кринолина {малаховские..
читать далее

Арман Дунаев Arman Dunaev

Государственный деятель Республики Казахстан, председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий