Известные люди

»

Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр Artur Schopenhauer Карьера: Философ
Рождение: Германия, 22.2.1788 - 21.9
Артур Шопенгауэр - выдающийся немецкий философ. Родился 22 февраля 1788 года.В его основном произведении Мир как воля и представление (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная воля к жизни.

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22 февраля 1788, Данциг, в настоящее время Гданьск - 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне), германский философ-иррационалист. В его основном произведении Мир как свобода и представление (1819-44) суть мира и человека предстает как бессознательная свобода к жизни.

Детство и молодость

Артур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Его мама, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823), дочка сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). В детстве предстоящий философ не получил систематического образования. Его папа, желая зреть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в турне по Европе в образовательных целях. Это турне убедило его не только в бесполезности изучения одних только слов, но и в благотворности знакомства с самими вещами. В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он нисколько не испытывал влечения. Однако потом смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал ощущение любви и благодарности за редкое фортуна быть независимым и обеспеченным), матушка позволяет сыну обрести университетское образование. В 1809 он становится студентом-медиком Геттингенского университета, а посредством полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует Платона и Канта. С 1811 в Берлинском университете слушает лекции Ф. А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Шлейермахера по истории философии, Фихте по философии; докторскую диссертацию О четверояком корне закона достаточного оcнования защитил в Йенском университете в 1813.

Зрелость. Главный работа

В 1814, после этого разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат О зрении и цвете (1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в 1813-14 в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения Мир как свобода и представление. Судьба его первого издания (большая доля тиража пошла в макулатуру) сильно разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное касательство Гегеля.

С 1831 философ обосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было только дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на фарт его последней работы (Парерга и паралипомена, 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидает ощущение духовного одиночества. Тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда.

Мир как свобода и представление

Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, что навык, мир явлений, дан человеку как его представление, его априорные формы пространство, время, причинность. Субъект и предмет это соотносительные моменты мира как представление. Мир как вещь в себе предстает у Шопенгауэра как безосновная воля, которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; ум только инструмент этой воли. Как вещь в себе свобода едина и находится по ту сторону причин и следствий, при всем при том в мире как представлении она проявляется в бесконечном множестве объективаций. Ступени этой объективации (неорганическая натура, флора, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) адекватных объективаций воли. Каждой объективации свойственно тяготение к абсолютному господству. В активный природе и обществе свобода проявляется в качестве воли к жизни источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; каждый осознает себя всей волей к жизни, тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной войне всех супротив всех; держава не уничтожает эгоизма, будучи только системой сбалансированных частных воль.

В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл наличествующий мир наихудшим из возможных, а близкое учение пессимизмом. Мировая история не имеет смысла. Страдание наказание за первородный грех, вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства незаинтересованное созерцание идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение воли к жизни. Высшее из искусств музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отображение самой воли. Однако полное отбояривание происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (тут Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная рубежная линия между я и не-я и тем самым происходит обращение воли, переворот в самом бытии.

Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 начала 20 вв.

Влияние его испытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России Л. Толстой, А. Фет и др.

Так же читайте биографии известных людей:
Артур Вайтман Artur Vaytman

ВАЙТМАН Артур Стронг (р. 30. III .1922) американский физик-теоретик, член Национальной АН Р. в Рочестере. Окончил Йельский ун-т (1942). С 1949..
читать далее

Артур Комптон Artur Komton

Американский физик Артур Холли Комптон родился в Вустере (штат Огайо). Его родителями были Элиас Комптон, пресвитерианский священник, профессор..
читать далее

Артур Шавлов Artur Shavlov

Американский физик Артур Леонард Шавлов родился в г. Маунт-Верноне (штат Нью-Йорк). За десять лет до этого события его отец, Артур Шавлов,..
читать далее

Артур Гарден Artur Harden

Английский химик Артур Гарден родился в Манчестере и был третьим из девяти детей и единственным сыном Альберта Тайеса Гардена, бизнесмена, и Эльзы..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий