Известные люди

»

Афанасий Никитин

Афанасий Никитин Afanasy Nikitin Карьера: Путешественник
Рождение: Россия
Никитин Афанасий (ум. 1475, ок. Смоленска) - тверской купец, путешественник. В 1466 отправился с товаром в "Ширванскую землю" на Сев. Кавказе. Под Астраханью караван Никитин Афанасий был ограблен ногайскими татарами. Не желая, вернувшись домой, стать за долги холопом, Никитин Афанасий "от многыя беды поидох до Индеи", куда добрался после многих тягот в 1469. Часто без средств и с риском для жизни три года путешествовал по стране, рассказав о ее управлении, хоз-ве, религии, быте, природе в сочинении "Хождение за три моря", ставшем не только точным источником сведений об Индии, но и памятником древнерус. лит-ры, переведенным на многие языки. Обстоятельства смерти Никитин Афанасий на обратном пути на родину неизвестны.

Об Афанасии Никитине нет других биографических сведений, помимо того, что он был купцом из города Твери. Совершил турне в Персию, Индию (1466-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки "Хожение за три моря" (точное наименование дневника) - дорогой географический протокол и литературно-исторический монумент. В них автор рассказывает историю своих странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу России.

Летом 1466 года купцы из Твери на двух судах отправились для заморской торговли в далекое плавание: вниз по Волге за море "Дербенское", или "Хвалынское" - так в старину называли Каспийское море.

Главой каравана избрали Афанасия Никитина. Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плёса. Короткие строки дневника говорят, что тракт по Волге Никитину был знаком. В Нижнем Новгороде - длительная остановка. Плыть по Волге в то время было небезопасно: нападали татары.

В Нижнем Новгороде русские купцы присоединились к возвращавшемуся из Москвы на родину ширванскому посольству во главе с Хасанбеком.

Караван плыл "сторожко и с опаской". Благополучно миновали Казань и другие татарские города, но в дельте Волги на них напал отряд астраханского хана Касима. Купцы взялись за оружие. Татары "застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили", сообщает Никитин. К несчастью, одно судно застряло на рыболовном езу, а другое село на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен четырех русских.

Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. Меньшее судно, на котором было "6 москвичь да 6 тверичь", во время бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ Тархы (Махачкалы). Жители побережья кайтаки разграбили пункт прайса, а людей захватили в плен.

Афанасий Никитин с десятью русскими купцами, находясь на посольском судне, успешно добрался до Дербента. Прежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. Хлопоты его увенчались успехом: сквозь год купцы были освобождены. Но пункт прайса кайтаки не вернули.

Никитин был из тех купцов, что забирали пункт прайса для заморской торговли в должок, и утрата товара грозила ему на родине не только позором, но и долговой ямой.

В сентябре 1468 года Никитин из Баку отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран, а потом, перевалив горы Эльбурс, двинулся на юг. Путешествовал не торопясь, иной раз по месяцу жил в каком-нибудь селении, занимаясь торговлей. Весной 1469 года он добрался до "пристанища Гурмызьского", так он называет Ормуз - крупный и оживленный порт, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Товар из Ормуза доходил и до России, в особенности славились "гурмыжские зерна" (жемчуг). Узнав, что отседова вывозят в Индию лошадей, которые там "не родятся" и сильно дорого ценятся, тверяк купил хорошего коня и из Гурмыза "...пошел есми за море Индейское..." 23 апреля 1471 года Никитин сел на судно и посредством шесть недель прибыл в индийский град Чаул.

Индия поразила его. Даже не сама почва, настолько не похожая на его родные места, а люди - темнокожие, нагие, босые. Лишь у тех, кто побогаче да познатнее, на голове да бедрах фата - ломоть материи, но у всех, более того и бедных - либо золотые серьги, либо браслеты на руках и ногах, а около шеи - украшение также из золота. Никитин недоумевал: если есть золото, почему же они не купят хоть какую одежду, чтобы закрыть свою наготу? Но в Чауле ему не удалось выгодно отдать коня, и в июне он отправился посредством Западные Гаты в глубь страны, за 200 верст от моря, на восток, в невеликий городишко в верховьях Сины (бассейн Кришны), а оттуда на северо-запад, в Джуннар - крепость, стоящую на высокой беда, к востоку от Бомбея. Асад-хан, наместник Джуннара, соблазнился превосходным конем и повелел силой взять его. Вдобавок, узнав, что жеребец принадлежал иноверцу, Асад-хан вызвал русина к себе во дворец и посулил возвратить жеребца и отвесить тысячу золотых в придачу, если чужеземец согласится перейти в магометанскую веру. А нет, так не видать тому жеребца, да и самого продаст в рабство.

Хан отвел на раздумье четыре дня. Никитина спас происшествие - помог своим ходатайством ненароком встреченный древний знакомый Мухаммед. Хан показал, что может быть милостив: не стал понуждать трансформировать веру и вернул жеребца.

Никитин шел в Индию в надежде забрать пункт прайса на Русь, "ано нет ничего на нашу землю".

Дождавшись, как подсохнут дороги вслед за тем сезона дождей, в сентябре, повел жеребца ещё дальше, за 400 верст, в Бидар, столицу бесерменского (мусульманского) государства Бахмани, владевшего тогда без малого всем Деканом до реки Кришны на юге,- "городок громадный, многолюдный". Затем пошел он дальше - в Алланд, где открывалась большая ярмарка и где он надеялся выгодно сбыть жеребца. Только зазря на это рассчитывал: тысяч двадцать коней собралось на ярмарке, и Никитину сбыть своего жеребца не удалось.

Только в Бидаре, в декабре 1471 года продал он, в конце концов жеребца. В 1472 году из Бидара Афанасий направился в священный град Парват, на правом берегу Кришны, куда богомольцы шли на торжество ночи, посвященный богу Шиве (Сиве). Путешественник отмечает, что тот самый городок для индийцев-брахманов так же священен, как для мусульман Мекка, для православных Иерусалим. На тот самый огромный торжество собиралось до 100 тысяч дядя.

Из Парвата Афанасий Никитин сызнова вернулся в Бидар, тот, что оставил в апреле 1473 года. Пробыв пять месяцев в одном из городов "алмазной" области Райчур, решил ворочаться "на Русь".

Никитин был разочарован результатами путешествия: "Меня обманули псы-басурмане: они говорили про море товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли... Дешевы перец и колеровка. Некоторые возят пункт прайса морем, иные же не платят за него пошлин. Но нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много"Из краткого вступления к его "Хожению...", включенному в "Львовскую летопись" под 1475 год, видно, что он, "Смоленска не дойдя, умер [в конце 1474 - начале 1475 года], а писание своей рукой написал, и его рукописные тетради привезли гости [купцы] в Москву..."Тетради, исписанные рукою Никитина, попали в Москву, к дьяку великого князя Василию Мамыреву. Тот сию минуту же понял, какую ценность они представляют - потому что до Никитина русские люди не были в Индии. В XVI-XVII веках "Хожение..." неоднократно переписывалось: до нас дошло по крайней мере шесть списков.

Так же читайте биографии известных людей:
Афанасий Щапов Afanasy Shapov

Щапов (Афанасий Прокопьевич) - известный русский историк. Родился в 1830 г., в селении Анге, Верхоленского уезда, в 210 верстах от Иркутска, от..
читать далее

Афанасий Белобородов Afanasy Beloborodov

Награждён пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степени, Кутузова II..
читать далее

Афанасий Вансович Afanasy Vansovich

русский генерал, участник Кавказских походов, военный инженер.
читать далее

Афанасий Карманов Afanasy Karmanov

В 1933 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в освободительной войне испанского народа 1936 - 1939 годов.Участник..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий