Известные люди

»

Бартоломеу Диаш

Бартоломеу Диаш Bartolomeu Diash Карьера: Мореплаватель
Рождение: Португалия
В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды -надежды на то, что наконец осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути.

Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез заинтересованность к исследованиям. В течение ряда лет они занимались другими делами: в стране происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Только в 1481 году, затем восшествия на престол короля Жуана 11, африканское побережье заново увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых и независимых моряков.

Самым значительным из них был, безусловно, Бартоломеу Диаш. Он был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. Все путешественники обладали талантами, помогавшими им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученым и организатором, да Гама и Кабрал были в таковой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был преимущественно моряком. Многих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы чуть-чуть знаем о жизни Бартоломеу Диаша, более того дата его рождения верно не установлена. Зато известно, что он был гением мореходного дела.

Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Таким образом мы узнаем, что он занимался торговлей со странами, только что открытыми португальцами. В 1481 году он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д Асамбужа.

В экспедиции д'Асамбужа принимал участие и безвестный тогда Христофор Колумб. Через пять лет Диаш занимал место главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. В тот же год он получил от короля награду "за будущие заслуги". Но когда тот самый указание вышел, у Диаша уже были заслуги.

В 1487 году он сызнова отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. Они были малы (более того для того времени), каждое Юизмещением приблизительно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них разрешено было определить тяжелые орудия; им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был назначен опытнейший гвинейский мореход того времени Педру Аленкер. Нет доказательств того, что целью экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятнее всего, задачей была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц.

Не выяснено ещё, какие суда были у Диаша - каравеллы или "круглые корабли" - нао. Как видно из названия, португальцы XV века отличали "круглые корабли" от каравелл некогда всего из-за их своеобразной конструкции - из-за округленных обводов корпуса. Основное парусное вооружение на них было прямое: четырехугольные паруса размещались в покойном состоянии или при ветре, дующем прямо с кормы, перпендикулярно килю судна. Для крепления их служили реи, которые могли при перемене ветра оборачиваться у мачты совместно с парусом. Под 26 южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, количество которого уцелела и до сих пор.

Но Диаш решил придерживаться дальше на юг и, несмотря на бурю, безостановочно плыл тринадцать дней, исподволь уходя от берега. Диаш надеялся добро применять ветер. Ведь должен же когда-нибудь кончиться тот самый бескрайний материк!

Буря не утихала. Далеко на юге Диаш попал в зону западных ветров. Здесь было прохладно, со всех сторон - только открытое море. Он решает узнать, тянется ли ещё берег на востоке? 3 февраля 1488 года он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, по-видимому, был финал материка. Диаш повернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерял надежду одолеть трудности, которым, казалось, не будет конца, и потребовал, чтобы корабли повернули вспять. Диаш убеждал своих матросов, угрожал, соблазнял богатствами Индии, - ничего не помогало. С горьким чувством он отдал указание пуститься в задний тракт. Ему казалось, писал он, что "он покинул там насовсем сына".

На обратном пути корабли обогнули острый, неблизко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север.

В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал это местоположение мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды -надежды на то, что в конце концов осуществится заветная греза португальских моряков: будет открыт дорога в Индию. Диаш преодолел труднейшую количество этого пути.

Моряки нечасто получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя король знал, что он - единственный из лучших моряков Европы.

Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть как раз он. Но кто может биться с решением короля? Главой экспедиции назначили Вас-ко да Гаму.

Благодаря опыту и знаниям Диаша корабли да Гамы были построены не так, как было принято до тех пор: у них была больше умеренная кривизна и менее тяжелая палубная количество, чем у других кораблей. Безусловно, советы старого капитана крайне пригодились новому командиру. Диаш был к тому времени единственным моряком, тот, что когда-либо огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, какие трудности предстояло осилить у южного берега Африки. По всей вероятности, это он дал да Гаме совет, плывя на юг, держаться как не возбраняется дальше от берега.

Если бы Диаш вторично отправился в экспедицию, он и сам повел бы корабли этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему было разрешено сопровождать флот только до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем.

В 1500 году Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли достигли в первую голову восточной оконечности Южной Америки, а потом мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш.

Портретов Диаша не сохранилось. Однако в 1571 году губернатором Анголы стал его внучек Паоло Диас Новаис, тот, что создал основополагающий европейский град в Африке - Сан-Пауло де Луанда.

Так же читайте биографии известных людей:
Баруди Barudi

Настоящая фамилия Галиев. Выступал за реформу мусульманской школы; автор многих школьных учебников, учёный-богослов (сочинения многократно..
читать далее

Барух Агадати Baruh Agadaty

Израильский танцовщик, хореограф, балетмейстер, художник, кинорежиссёр и продюсер.
читать далее

Барух Бенасерраф Baruh Benacerraf

Венесуэльско-американский генетик Барух Бенасерраф родился в Каракасе (Венесуэла), в семье богатого торговца тканями. Его отец по национальности был..
читать далее

Барух Бламберг Baruch Blumberg

Начальное образование получил в ешиве, еврейской религиозной школе. После окончания в 1943 был призван на военную службу в Военно-морские силы США...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий