Известные люди

»

Берл Лазар

Берл Лазар Berl Lazar Карьера: Священник
Рождение: Россия, 19.5.1964
Мне кажется, в последнее время, может быть из-за детей, я стал больше чувствовать себя русским. Когда я слушаю плохие новости о России, у меня больше дрожи, чем если я слушаю о событиях в Италии. Странно: ведь в Италии моя семья и я там родился. Италия моя родина, но жизнь и судьба они были, есть и будут здесь, в России. Италия это уже история.

В рабочем графике Главного раввина России Берла Лазара на практике не остается окон для обстоятельного общения с журналистами. Все, что нужно быть в курсе о буднях и праздниках еврейской общины страны, до сведения СМИ доводит пресс-служба Главного раввина. Интервью нашему корреспонденту первая подробная болтовня с прессой за последние немного лет.

Раввин Лазар, вы недавно заявили о необходимости проведения альтернативной переписи еврейского населения в России. Зачем и кому это нужно?

Давайте уточним: ни о какой альтернативе речь не идет, переписью населения должно заниматься держава. Но то, что мы предложили, прямо связано с результатами последней переписи. Цифра 230 тысяч, которой определяется численность евреев в России, нас немного шокировала. Она прямо занижена. С иной стороны, и 230 тысяч в официальных документах крайне хорошие результаты. Ведь вопросительный мотив о национальности никто не задавал. При проведении переписи в советское время спрашивали. И не секрет, что тогда большинство евреев отвечали: Мы русские. Но вот какая важная безделица. Если бы в анкетах последней переписи вместо графы национальность была графа вероисповедание цифры были бы вовсе другие. Поэтому я предложил провести не новую перепись, а сбор данных о тех гражданах России, которые готовы обнародовать о своем еврействе. Мы не будем стучать во все двери в поисках евреев, но всем желающим предложим прийти в общину и сказать: да, я еврей и хотел бы записываться как еврей. Тогда у нас уже будет больше ясная картина, сколь в России евреев, где они живут, в каких регионах их больше, в каких меньше, и тогда будет больше ясно, что нам работать в дальнейшем, как нам трудиться.

А сколь религиозное разум является непременным условием национальной самоидентификации человека в эти дни в России? Вы все-таки уже 15 лет тут и можете сравнивать, намного ли религиознее стали обитатели страны, гражданином которой вы также являетесь.

Я хочу объяснить, что такое религиозное рассудок для нас и чем оно отличается от исповедников других религий. Еврей тот, кто родился от еврейской матери и не может от этого покинуть, если более того крестился или стал мусульманином. Как мы сами про себя говорим, у нас выбора, кем быть, нет, за нас уже выбрал Б-г (иудеи, соблюдая заповедь не употреблять имя Божие всуе, на письме заменяют одну из букв в нем черточкой. НИ). Мы всю свою историю подвергались гонениям и мучениям не за свою религию, не за свои традиции, а за то, что мы евреи...

От православных зачастую приходится слышать: Мы крещенные, мы ходим в церковь, вследствие того что что так делали наши предки. Подобное мы встречаем и в других конфессиях. Распространенное точка зрения что иудаизм архаичная религиозная вера, историческая, все самое важное было как собак нерезаных тысяч лет обратно, и ныне остается только не забывать. Как изготовить, чтобы это была память реальная, живая и обращенная в грядущее?

Действительно, любая религиозная вера связана с памятью о предках. Однако для нас есть два но. Первое что в иудаизме, и в будничной жизни, и при наступлении каждого праздника первейший акцент делается на детей. Для каждого праздника придуманы специальные игры: скажем, Пурим это всамделишный маскарад, на Хануку дети с огромным удовольствием зажигают свечи. Религиозные праздники евреев семейные праздники. Второе но: если мы верим, что религиозная вера присутствует в нашей жизни только как память о прошлом, это весьма худо. Если он только Б-г моих предков, я к нему отношусь с пиететом и уважением, но когда я говорю о нем мой Б-г, он становится частью меня и моего мироощущения. В этой связи хотел бы изречь о возрастном составе еврейской общины в России. Понятно, что доля ее старики, помнящие, как дедуля молился в Субботу, сами учившиеся в детстве впитывать текст на иврите, говорившие в своих местечках на идиш. Людей среднего возраста немного: хотя они и тянутся к религии, но все время у них отнимает коммерциал, и получается кой-какой возрастной разрыв. А дальше огромное численность молодежи, их цифра быстро растет, мы более того не ожидали этого. Для них мы сегодня по всей России создаем общинные центры. Сейчас их рядом тридцати, строим ещё 16. В каждом, помимо молитвенных помещений, концертные и спортивные залы, интернет-кафе, рестораны. Мы мечтаем, чтобы во всех больших городах России были такие центры. Чтобы пацаны понимли: Б-г не папа предков, не великан, а Тот, кто всегда рядом с ними.

Я всю дорогу принимал сторону слабых

Насколько раньше времени сформировалось ваше стремление сделаться раввином? Были ли у вас какие-то альтернативы: сделаться, в частности, программистом или банкиром?

Программистом я сделаться не мог, потому как что компьютеров тогда не было, никто не думал об этом. Моей мечтой в детстве, открыто говоря, было сделаться Шерлоком Холмсом. Почему не знаю, но я крайне хоть отбавляй в детстве прочитал приключенческой литературы и думал, что нет ничего полезнее и важнее, чем открыть правонарушение, чтобы истина восторжествовала. Сколько себя помню, неизменно стоял на стороне слабых, мне неизменно их было жалостно, вечно хотелось откопать тракт к тому, чтобы им стало легче. Но в какой-то миг я подумал, что, может быть, мне стоит познать обучаться на раввина. Тут главным аргументом было то, что изо дня в день я видел, с каким почтением люди относятся к моему отцу. Он раввин в Милане, где самая крупная еврейская община в Италии, и дай Б-г, чтобы я стал таким раввином, как он: шибко искренним и шибко преданным людям.

Кроме диплома раввина вы в Америке получили ещё звание даяна религиозного судьи, так что самое главное от вашей детской мечты никуда не девалось: вы не можете расследовать правонарушение, но можете рассудить, где истина, а где кривда. А что вообще такое быть раввином? Батюшка служит литургию, мулла толкует Коран, пастор читает проповедь, а что делает раввин?

Все, что вы назвали, и ещё кое-что. Вы верно сказали: доля раввинской работы вершить суд между людьми. У меня были случаи, когда, скажем, бизнесмены приходили ко мне и говорили: Мы уже прошли 20 судов, ясно, что там ни при каких обстоятельствах не будет справедливых решений, потому решайте вы как скажете, так и будет! Это нелегко, подчас досадно, но это также доля моей работы. Ко мне нередко приходят семейные пары, которые просят развода. Я им обыкновенно говорю, что с удовольствием это сделаю, это моя служба, но давайте, говорю, вначале выясним, зачем вы хотите разойтись. И, слава Б-гу, я бы сказал, в 90% случаев они потом беседы со мной не разводятся. А опосля, посредством год или два, еще раз приходят и говорят: Когда мы поженились, мы не были такими счастливыми, как сейчас. Заниматься этим также не большое блаженство, но когда видишь результаты, они производят ощущение. Молитва, Суббота, общинные праздники, содействие нуждающимся, судебные разбирательства всем этим занимается каждый раввин, где бы ни жил. Но в России у нас особые задачи возродить все, что было сломано, разрушено. На Западе, где синагоги и общинные центры стоят сотни лет, раввин занимается рутинной работой преподавать, проговаривать проповеди, вещать с людьми, а тут полно времени и сил тратится на собирание людей совместно. Сегодня не только в Москве, но и на всей территории России мы видим изменения к лучшему, оттого, сколь мы ни видим хорошего, свойский аппетит растет.

После получения образования в Штатах перед вами встал выбор: оставаться в Америке или ретироваться в Италию. Но, как вы сказали в одном беседа, ваше сердце уже было в России. Я весьма удивился этой фразе. Вы впервой приехали к нам в середине 80-х, и хотя начиналась перестройка и весь мир смотрел на нас, это был ещё СССР, немалый и страшный монстр. В те ваши три приезда, сколь я знаю, за вами следили, вы наизусть заучили имена и телефоны тех, с кем должны были повстречаться. Кстати, раввин Лазар, а вы нынче помните какие-нибудь из этих телефонов?

Очень добро помню все до сих пор.

Спрашивать не буду такое не забывается. Спрошу вот о чем. Что значит ваше сердце уже было в России? Это что, как у многих западных людей, такое романтическое видение России или что-то другое, совершенно не романтическое, а полностью реалистическое?

Не думаю, что я таковый уж романтик. И скажу открыто, предложения, которые мне тогда поступали, были истинно романтичные. Что я увидел тут? Я увидел специальный искренний манера общения людей, которого, к сожалению, ни в Европе, ни тем больше в Америке нет до сегодняшнего дня. Там существование большое шоу, люди улыбаются тебе, ничего не имея в виду, а нетрудно так принято, люди говорят спасибо не в силу того что, что призывают на тебя милость Б-га, а нетрудно все около неизменно так говорят. И общение такое же, с улыбками, но с закрытой душой. И как снег на голову я увидел, что у людей, живущих весьма тяжко и скромно, есть ценности, сильно глубинные, которые воспрещено приобрести и сбыть. Когда я приходил к кому-нибудь в гости, накрывался столик, затем которого хозяевам приходилось позже единый месяц существовать впроголодь. Во всем этом был для меня свет истины. Сегодня тот самый свет, к сожалению, чуть-чуть потускнел, но он не угас, и это как раз то, что меня связало с Россией. Что ещё было? Я увидел, что тут есть циклопический потенциал для религиозной деятельности. В действительности были развалины, а в сердцах все осталось то, что мы называем жизнью с Б-гом. Хотя я предаваться мечтам не мог о том, что посредством 1015 лет мы будем фиксировать наши праздники на улицах, в центре Москвы, с участием первых лиц государства. Я думал: вот откроем ещё одну-две синагоги, откроем еврейскую школу и цивилизованный середина, и это будет уже шибко страсть сколько. Потому что такими маленькими изменениями позволительно достичь больше, чем в любом другом месте света. Мы, немного джентльмен, приехавших сюда в конце 80-х, не думали, что за нами ещё кто-то сюда потянется. Хочу выделить ещё вот что: россияне тогда жили сегодняшним днем, будущего опасались, а если и говорили о будущем, то о будущем в Израиле, в Америке или в Германии. Здесь, думал я тогда, останется немного десятков тысяч, и мой должок быть с ними. Но в эти дни положение переменилось: люди остаются, люди возвращаются.

А как вы относитесь к тому, что в первый раз за окончательный год вернулось из Израиля в Россию евреев больше, чем уехало?

Думаю, что это трезвая оценка действительности. Человек, уехавший из России в Израиль с проклятьями в адрес родины, не вернулся бы сюда, если бы чувствовал то же самое, что он чувствовал, когда уезжал. В России в эти дни более того возникла, я бы сказал, мода на еврейство. Меня это радует, но думаю, что для России и то, и то, и эмиграция, и реэмиграция, будет полезно.

Не люблю собрания, где читают речи по бумажке

Вы сказали о том, что возникла мода на еврейство. Как вы относитесь к моде на Каббалу, целиком очевидной, которую связывают не только с именем поп-звезды Мадонны, но и с именем господина Слуцкера, сенатора от Чувашии и новоиспеченного главы Российского Еврейского конгресса? Ведь уже приходится чувствовать о каббалистском лобби и в Совете Федерациии, и в Думе, и в правительстве...

Раньше таковой же заинтересованность привлекал буддизм или какая-то индийская религиозная вера, а ныне все крутится кругом Каббалы. Я думаю, это люди, ищущие ответы на на самом деле серьезные вопросы, не понимая, зачем они живут, на что Б-г их создал, что они должны свершить. У них как бы бы все есть, и капиталы, и верх, и слава, и силы, но разобраться, как всем этим распорядиться, они не в состоянии. Что у них за существование, когда все есть, а самого главного по-настоящему нет? Они приобрели свободу, но что совершать с этой свободой?

Но лобби существует?

Постольку, потому что мы говорим о людях влиятельных. Должен с огорчением заметить: я чувствую некоторое неуважение к Каббале из-за того, как ныне люди занимаются ей. В наших священных книгах сказано: чтобы достичь до секретов Каббалы, джентльмен должен подготавливаться к этому всю бытие, поначалу выучить весь Талмуд, после этого законы, должен располагать информацией сущность Торы, а вслед за тем уже раскрывать секреты. А когда мужчина прыгает, как голодный зверюга, на то, что скрыто, при этом не зная ничего о том, что лежит на поверхности, он и будет продолжать разыскивать только то, что скрыто, не замечая, как проходит рядом бытие. Она идет не спеша, а люди хотят ее всю постичь одним прыжком. По-настоящему глубокие души исподволь поднимаются все на больше большой душевный порядок, а в этом месте мы видим всего-навсего хоть куда пиар. Услышав о секретах еврейского знания, все подумают, что, очевидно, там что-то особенное есть, что нам резво облегчит бытие.

То есть, если более того лобби существует, это легко мода.

Но хорошая мода. Пусть лучше читают каббалистскую литературу, чем бульварную.

Ваши выступления и праздничные поздравления завсегда крайне образны, метафоричны, парадоксальны. В общем, это никак не выступления чиновника, пускай и религиозного... Раввин Лазар, а вы вирши не пишете?

Нет. Мой дед популярный стихотворец, но сам я не пишу. Но уяснять текст и поэзию, и художественную литературу вообще ужасно люблю. Я, если открою книгу, это все: не буду темное время суток почивать! И знаете, на мой воззрение, это что ни на есть немалый дар из всех, которые могут быть человеку подарены: передать свои мысли и чувства не без затей словами, а в письменном виде, на бумаге, и так, чтобы дядя, тот, что читает эти слова, мог их не только уяснять текст, но и чувствовать. Людей, обладающих таким даром, крайне немного. В России навалом. Начиная с любимых мною Лермонтова и Чехова.

Светская, публичная существование при вашем статусе обязательная количество протокола. Вас она не утомляет? Вы не ищете вероятность удрать с этих мероприятий?

Утомляет, скажу открыто. Весь тот самый протокол, все эти длинные речи и доклады, эти старые бюрократические традиции бессмысленная утрата времени. Я не люблю гулять на заседания, где читают доклады по бумажке, это неинтересно, лучше бы без затей разослали всем по электронной почте материалы кто хочет, нехай читает. Встречи людей, которые не излишне нередко дружбан друга видят и худо представляют, кто чем сегодня занимается, должны быть активными, живыми, включать острые дискуссии. Я бываю на многих, как в настоящее время в России говорят, тусовках, и там самое ценное, что разрешено по душам побеседовать со всеми и обо всем. Это и мило, и полезно. А сиживать и внимать доклады... Можно раз в году послушать послание президента, и этого будет целиком довольно. (Смеется.)

А как вы оцениваете потенциал межрелигиозных организаций, созданных при высших органах власти России? Может, было бы лучше, чтобы любой занимался конкретно своим делом, а намереваться если уж какая-то трагедия случилась и необходимо находить решение, как всем подсобить?

Правильно, что произвольный должен работать то, чем он занимается, но все же эти советы полезные. Они станут в тысячу раз полезнее, если обратят взгляды к народу. Пока мы соберемся и сядем в здоровущий закрытой комнате, а после этого нас покажут по телевизору что ж, это будет недурственно, оттого что истинно знаковый миг, когда мусульманин и еврей могут сиживать рядом и дружелюбно разговаривать. Надо попытаться, чтобы все россияне почувствовали: мы способны сделать чудеса, если будем дружить. Этого нет нынче, к сожалению, в других странах и в России также находится под угрозой. Поэтому нам всем, религиозным лидерам, нужно ходить дальше, чем на встречи с президентом и другими представителями власти, ближе и чаще знаться с детьми, с молодежью, доводя до их понимания, что есть некие незыблемые ценности, которые нас объединяют. И не нужно поджидать беду, катастрофу, чтобы аргументировать это. Наоборот, мы, в силу своего опыта духовного предвидения, должны опередить все возможные катастрофы. Вот о каком совете необходимо грезить где рядом сидели бы наши дети.

Рав Лазар, а вам со своими детьми зачастую удается пообщаться? У вас ибо их, я знаю, десять? Вы в немного раз перевыполнили все демографические программы, которые ныне есть в России...

Да, у нас с женой десять детей и, мы надеемся, будут ещё. Сами понимаете, мы видимся не зачастую, но, слава Б-гу, есть Суббота, когда мы совместно на трапезе, в синагоге, на пути в синагогу и вспять, и провести так с ними весь день шибко славно. В остальные дни я стараюсь прийти домой пораньше, покуда дети ещё не спят, на час, на 30 мин. Мне шибко повезло, что моя благоверная с детьми, она нетрудно молодчина.Мои дети зачастую бывают за рубежом. Должен проронить, что школьные знания тут намного выше, чем в других странах. И моим детям, старшей из которых, девочке, в текущее время 14 лет, в этом смысле повезло. К сожалению, высшее образование в России на крайне низком уровне, потому наши дети будут продолжать родное образование, частично по крайней мере, за рубежом.

Они потому что не все время учатся, как и вы не все время работаете. Где вы в окончательный раз были с семьей в отпуске?

В Италии. Мы навестили моих родителей. И как раз на это время пришелся канун одного из наших любимых праздников Суккот. В тот самый торжество читаются специальные благодарения за разные виды созревших плодов, и все они растут в Италии. Со всего мира люди туда едут, чтобы справить фрукты, упомянутые в Писании, чтобы после этого применять их на празднике. Мне было мило там быть с родителями и в то же время заниматься сбором фруктов, которые нужны евреям в России, да и дети отдыхают. Они в этом году начали по-итальянски чуть-чуть гутарить...

Мечтаю опять прокатиться на метро

Вас не смущает, что ваши дети граждане мира? Не российские евреи, не американские евреи, не итальянские евреи, как вы когда-то, а легко судьбина так сложилась у их отца, что они тут. Многим детям дипломатов такие обстоятельства поломали судьбу. У ваших проблем не возникает из-за этого?

Я не знаю точного ответа, потому как что все они ещё в таком возрасте, когда тяжело до конца раскусить, что они чувствуют... Но мне было шибко славно, когда недавно мы сидели за столом и дети стали вопрошать дружбан у друга: А где ты хочешь существовать, когда женишься? А ты, когда выйдешь замуж? И без малого все говорили: В России. Вы сказали граждане мира? Но потому как они родились в этом месте, они думают как их русские сверстники, с которыми они дружат. У меня больше проблем, чем у них, когда меня спрашивают, кем я себя чувствую. Или когда играют футбольные команды и я не знаю, за кого хворать. Мне кажется, в последнее время, может быть из-за детей, я стал больше чувствовать себя русским. Когда я слушаю плохие новости о России, у меня больше дрожи, чем если я слушаю о событиях в Италии. Странно: потому что в Италии моя семейство и я там родился. Италия моя отчизна, но существование и фатум они были, есть и будут в этом месте, в России. Италия это уже история.

Вы как-то рассказывали, что в ваш первостепеннный наезд в СССР, когда вам в субботу пришлось семь часов пёхом бродить, встречаясь с людьми, вы чувствовали, что за вами слежка ведется. А в эти дни вы постоянно ходите в сопровождении секьюрити?

Иногда. (Смеется.) Ночью точь-в-точь.

А вы можете в субботний день вылезти с семьей и сходить в синагогу пешочком без охраны? Насколько вольно ваше такого рода передвижение и контакты с людьми?

Спросите у моей жены. (Смеется.) Знаете, до того, как я стал эдакий публичной фигурой, я чувствовал себя намного свободнее. Сегодня мне пойти в маркет, легко погулять, забежать в метро весьма тяжело: на меня безотложно начинают обозревать, перешептываться... Никогда не думал, что доживу до того, что не смогу вольно ступать туда, куда хочу. А если все-таки туда иду, в частности в шоп, все сию минуту начинают взирать, что я покупаю, и обсуждать, ради чего покупаю и отчего покупаю... Меня утешает, что это не только моя задача, и мне зачастую хочется вопросить у разных известных людей, как они живут этакий жизнью. Может, поделятся секретом, и я смогу, как раньше, колесить в метро. (Смеется.) Я вам скажу: что меня вправду поразило в России в мой начальный наезд это как раз подземная жизнь. Московское метро само по себе самое красивое в мире, но главное, как люди в нем живут, как себя ведут, какие там разговоры, какие между людьми отношения... это уникально было. Не знаю, это до сих пор так или все изменилось и в метро также, так давнехонько я там не был.

В метро, в общем, все по-старому. А в России быстро Новый год, совместный свой торжество. Не расскажете нашим читателям напоследок ладный новогодний иудейский прикол или какую-нибудь еврейскую историю, связанную с Новым годом?

Я вам расскажу притчу. Говорят, что как-то раз какой-то раввин пришел к своему учителю-раввину и сказал, что хочет лицезреть пророка Илью. Он хочет узреть его на пару минут, ничего ему от пророка не надобно. Что я должен для этого изготовить? спросил младой раввин. Старый раввин ответил: Нужно читать молитву, поститься, а самое главное, есть одна бедная семейство в таком-то местечке, и ты должен быть у них на Новый год. Молодой раввин так и сделал, упаковал мешок еды и сладостей и пошел в это местечко. Пришел, с трудом нашел избушку и попросился у хозяев остаться там на Новый год. Они говорят: Пожалуйста, с удовольствием, но у нас ничего нет, никакой еды. Ничего, еду я привез с собой, так что будем праздновать вместе. Первый день праздника проходит, второй. Никакой пророк Илья не пришел, и свойский раввин не увидел и не услышал ничего особенного. Возвращается вспять и говорит своему учителю: Зачем вы меня туда послали? А ты чутко смотрел? Внимательно. И слушал участливо все? И слушал. Ну, неплохо. Через немного дней будет Судный день, иди вновь туда, но сейчас слушай и смотри как следует. Он сызнова собирается, берет с собой мешок. И вот, когда он уже подступать к этой лачуге, услышал, как дитятко там плачет: Мамочка, ну как мы будем в Судный день поститься, если мы целую неделю ничего не ели и в текущее время нам нечего есть, а сквозь пару часов уже начнется пост! И мамаша ответила ребенку: Не волнуйся, надобно завсегда питать доверие в милость Б-га. Ты помнишь, на Новый год также нечего было есть, и Б-г к нам послал пророка Илью. Вот и в текущий момент Б-г нам сызнова пошлет пророка, и мы с голоду не помрем... И тогда раввин понял: пророк Илья произвольный, кто делает что-то доброе для других и помогает им в тяжелый час. В каждом человеке, в каждом из нас мини пророк Илья, праведник. И если мы помогаем приятель другу, мы раскрываем дружбан в друге силы добра. Эти силы в эти дни, как ни в жизнь, нужны России.

Так же читайте биографии известных людей:
Бернабе Ферейра Bernabe Fereyra

Это звезда, осветившая целую эпоху. Легенда, на которой выросли поколения. Одни делят аргентинский футбол на время до прфессионализма и после,..
читать далее

Бернар Ле Бовье (де Фонтенель) Bernar Le Bovier

Французский писатель и философ. Играл заметную роль в парижских салонах и славился умением сочетать изящество стиля с научной основательностью.
читать далее

Бернар Бюффе Bernard Buffet

Получил известность меланхолически-тусклыми, почти монохромными портретами, жанрами и натюрмортами с угловатыми, тоскливо-отчужденными фигурами..
читать далее

Бернар Жиродо Bernar Jirodo

В 1985 году на съемочной площадке фильма "Длинные пальто" режиссер Жиль Беа, помимо главной роли, доверил Жиродо работу режиссера вспомогательной..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий